обобщить ранее изученный материал( нахождение дроби от числа, проценты, деление и умножение обыкновенных дробей),
учить правильно определять тип задачи( дробь от числа или число по его дроби), отрабатывать способ её решения
№п/п | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Время в минутах |
1 | Организационный момент | 1)приветствие; 2)готовность учащихся к уроку; 3)состояние рабочего места учащихся: наличие тетрадей, дневников, учебников, чертежных принадлежностей. | отсутствующие на уроке (сообщают дежурные). | 1 |
2 | Вступление | Учитель сообщает слова Конфуция о путях познаниях. «Конфуций однажды сказал, что есть три пути познать мудрость: путь размышления – самый благородный; путь подражания – самый легкий; путь личного опыта – самый тяжелый» (Приложение 1.Слайд№1) А вы какой выбираете? Далее учитель побуждает в дальнейшем определить тему урока и основную цель урока | Дети знакомятся с высказыванием мудреца, делают выбор: как они идут к знаниям. | 2 |
3 | Устный счёт
Тема урока. Цель урока. | Побуждает в ходе выполнения заданий сделать выводы о том, какие задачи решали. Как они назывались в 5 классе, способы их решения. Повторяются знание соответствия отдельных процентов с дробями и способами их быстрого счёта. (Слайд№2) Подводя итог данного этапа, учитель спрашивает: В чём отличие в решении этих задач? Сравните искомые величины. Какой вывод делаем? Какие ваши предложения по способу решения задачи на нахождение целого по значению его дроби, части? Будет ли этот способ отличаться от способа нахождения дроби от числа? Вспомним, как мы называли такие задачи? Определите существенное отличие этих задач по искомой величине. В чём же будет состоять отличие в нахождении числа по значению его дроби? Какие способы вы предложите для нахождения числа по его дроби? Кто сформулирует тему урока, определит цель его? Вы выполнили задачи на нахождение целого. Дайте алгоритм нахождения числа по его значению дроби. Вывод: учащиеся смогли определить тему и цель урока. «Добыть» в ходе рассуждений способ решения задач. | Дети активно решают уже изученные задачи на нахождение дроби от числа, вспоминают способы решения другого типа задач, рассматриваемых в 5 классе. Отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему урока, основную обучающую задачу урока.
Предлагают свои варианты нахождения целого по его части | 6 |
4 | Первичное закрепление | Учитель направляет ребят на закрепление навыка. Решение по учебнику №641.Девочка прошла на лыжах 300м, что составило 3/8 всей дистанции. Какова длина дистанции? Учитель читает условие задачи, делая акценты голосом. Вопрос учителя: что надо найти часть числа или целое? Если мы ищем целое ( всю дистанцию), то какой способ можно предложить? Учитель вызывает 2- х ребят для решения этой задачи для выполнения её за крыльями доски. Во фронтальной работе с классом учитель спрашивает: кто не согласен с решением? Какие другие способы решения имеются? Учитель побуждает сформулировать правило нахождения числа по его значению дроби. Вывод: «Вы решили с помощью алгоритма-правила практическую задачу. Немаловажно то, что вы можете решать рассматриваемые задачи не одним способом». | Обучающиеся под руководством учителя анализируют условие задачи, отвечают на вопросы, делают вывод как решать. Двое решают за крыльями доски, остальные работают самостоятельно в тетрадях. Проверка решения. Обучающиеся предлагают свои версии формулировки алгоритма нахождения числа по его значению дроби. | 5 |
5 | Работа над новым материалом. | Учитель побуждает детей к анализу и сравнению формулировки правила, данного в учебнике с тем, которое высказали ребята в ходе анализа и решения задач. Предложено прочесть правило на странице 104 учебника. Вывод о том, что самостоятельно также можно составить правило - алгоритм. | Читают правило по учебнику, сравнивают с тем, как сами определили способ нахождения числа по его дроби. | 3 |
6 | Контроль первичного усвоения алгоритма | Деятельность учителя направлена на формирование навыка решать аналогичные задачи. Организуется самостоятельная работа репродуктивного уровня по выполнению задач по вариантам Используется функция шторки на интерактивной доске: учитель условия задач и решения размещает на экране. Открывает в начале работы над задачей только условие. Позже побуждает к рефлексии, к анализу решения, к вопросам, появившимся в ходе выполнения задания Учитель побуждает ребят оценить свою работу. | Класс решает две задачи по вариантам самостоятельно:1 вариант - задачу №648, 2 вариант- №649. Проверяют собственное решение по решению, представленному на интерактивной доске. Отвечают на вопросы учителя, тем самым закрепляют способ решения задач нахождения числа по его дроби. | 5 |
61 | Индивидуальное задание | Учитель предлагает составить задачу данного типа с практическим содержанием, решить её в тетради тем детям, которые раньше остальных справились с заданием. Учитель контролирует выполнение задач по вариантам и выполнение дополнительного задания.
Учитель даёт качественную оценку сформированности умения решать данного типа задачи классом | После контроля за выполнением задач по вариантам обучающийся записывает на интерактивной доске краткое условие своей задачи. Он выступает в роли учителя : предлагает вместе с ним оформить в тетради условие задачи , потом решить её. Побуждает одноклассников к анализу условия. Предлагает решить задачу. Сам под диктовку товарища пишет решение на интерактивной доске. Класс решает эту задачу в тетради. | 4 |
7 | Вторичное закрепление | Учитель организует деятельность ребят для решения вопроса уметь определять тип задач среди конечного множества предложенных разного рода задач. На странице 114 из №№709, 711, 715(1), 715 (2 ) предлагается выбрать по одной задаче 2-хтипов- «дробь от числа» и «число по его дроби» Учитель тем самым работает над развитием у обучающихся умения сравнивать, делать выводы и других мыслительных операций. Предлагает составить таблицу , вписать нужный номер задачи в соответствующий столбец Дробь от числа | Число по его дроби | №… | №…. | Проверка проводится в фронтальной форме. По итогам работы на этом этапе учитель определяет те вопросы, над которыми работаем на следующем этапе . | Анализируют условия 4-х задач, выявляют, в каких надо найти часть от целого, а в каких целое по значению его дроби. Проводят консультации с соседом по парте. Оформляют самостоятельно таблицу в тетради, вписывают номера задач, по их мнению , соответствующих заявленному типу. Устно обосновывают свой выбор.
| 3 |
8 | Закрепление
Индивидуальное задание | Деятельность учителя направлена на формирование навыка решать задачи, соответствующие изучаемой теме А) Предложено выполнить по одному номеру, записать решение в соответствующей колонке таблицы Проверка проводится через документ- камеру: учитель берёт тетрадь у двоих ребят, предлагает проверить, глядя на экран
Оценивает работы детей Б) Делает вывод по итогам данного этапа.
В) Для детей, успешно и быстрее класса справившихся с заданием 8-го этапа, предложено выполнить задачу из «Открытого банка заданий ЕГЭ по математике» (Слайд №3) Проверяет, оценивает этих ребят
Г)Мотивация на умение распознавать в тексте и решать такого рода задачи проводится учителем через обращение всего класса к слайду №3. Акцент на то, что сейчас, в 6 классе, мы можем выполнять отдельные номера из экзамена 11-го класса | Самостоятельно решают с условием по две задачи в тетради, оформляют в таблице.
Ребята проверяют своё решение, сравнивают с появившимся на экране. Высказывают мнения о правильности решения, оформления. Называют оценки двум ребятам, чьи тетради проверены через камеру
Глядя на интерактивную доску, самостоятельно решают задачу реконструктивного уровня
Читают текст задачи (Слайд №3), обращают внимание на тот факт, что задание выбрано из открытого банка заданий ЕГЭ. Решение задачи с использованием документ – камеры показывает ребёнок, опередивший других | 6 |
9 | Закрепление | Задача этапа: отработка навыка определять тип задачи, решать разного типа задачи. На первую парту каждой колонки кладётся лист с 5-ю заданиями ( Приложение 2), каждая пара должна решить по одной задаче. Лист передаётся следующей паре. Проводится в форме игровой эстафеты. Надо быстро и правильно решить, передать следующей паре. Какая колонка выполнит все 5 задач быстрее и правильнее? Определяется команда- победитель. Подводится итог этапа. | Работая в парах, ребята выявляют тип задачи, решают её, передают следующей паре. Проверяют трое ребят, решавших на предыдущем этапе задачи ЕГЭ. Этим детям учитель даёт по ключу (ответам), (Слайд №4). Пока идёт проверка- оценка все учащиеся смогут проверить своё решение, глядя на экран | 6 |
10 | Итог урока | Обобщение и систематизация учащимися результатов работы. Предложено в парах проверить знание правила, применяемого на уроке. «В ходе урока мы смогли сами сформулировать тему, цель урока, алгоритм нахождения числа по его дроби. Вы активно применяли теоретический материал при решении практических задач. Подводя итоги урока, хочется отметить работы учащихся, которые составили задачи с практическим содержанием, смогли выполнить задачу ЕГЭ. Объявляются оценки : за работу за крылом, тем обучающимся, чьи работы проверены через документ- камеру, ученику-«учителю», всей команде ребят, которые не допустили не одной ошибки на этапе №9. |
Оба ребёнка по очереди рассказывают соседу формулировку алгоритма нахождения числа по его дроби. Отвечают на вопрос: что мы нового узнали в 6 классе ( что не изучено в 5-ом) о решении рассматриваемого типа задач? Ребята-помощники учителя на этапе №9 анализируя результаты эстафеты, делают вывод о том, на сколько проверяемая ими группа класса достигла цели урока | 2 |
11 | Домашнее задание | Комментарии к домашнему заданию. Слайд №5- текст домашней работы. Для укрепления учебной мотивации предлагается по желанию найти в интернете задачу по изучаемой теме, решить её, а на следующих уроках товарищи по классу будут выполнить эти задания. Слайд №7. Спасибо за урок! | Записывают в дневники домашнее задание, на листе изображают смайлик - отношение к уроку. Образцы смайликов на Слайде №6. Листы со смайликом сдаются учителю | 2 |
| | | Итого | 45 |
Слайд № 1. Статуя Конфуция у средней школы № 6 в Ухане
Слайд №2. Устный счёт
Слайд №3. Задача из «Открытого банка заданий ЕГЭ» по математике
Слайд №4. Ответы на эстафету. Ключ для помощников учителя
Слайд №5. Домашнее задание.
Слайд №6. «Выбери Меня». Обратная связь с обучающимися
Слайд №7. Спасибо за урок