Просмотр содержимого документа
«Проектная работа. «Разработка контрольных измерительных материалов по математике»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Билярская средняя общеобразовательная школа
Алексеевского района Республики Татарстан
Проектная работа
«Разработка контрольных измерительных материалов по математике
для подготовки к ОГЭ»
Выполнила:
учитель математики Гатауллина Фания Хамитовна
2017 год
Содержание
1. Введение…………………………………………………………………3
2.Спецификация контрольных измерительных материалов
для проведения в 2017 году основного государственного
экзамена по математике…………………………………………………...5
3.Критерии оценивания………………………………………………........7
4.Приложение 1. Контрольно- измерительные материалы ОГЭ по математике…………………..…………………………………………….8
5. Приложение 2. Ключи к заданиям…………………………………….18
6. Список использованных источников литературы и интернет- ресурсы…………………………………………………………………….23
Введение
Основной идеей федерального компонента государственного образовательного стандарта по математике является развитие логического мышления, пространственного воображения, критического мышления, овладения математическими знаниями и умениями на всех ступенях обучения, использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности.
Очень большой блок заданий связан с решением текстовых задач. Решение задач способствует развитию логического и образного мышления, повышает эффективность обучения математике и смежным дисциплинам.
Актуальность выбранной темы проектной работы обусловлена:
реальной возможностью практической реализации проекта;
развитием лучших дидактико-методических образцов реализации предметной формы знания;
открытостью характера и интерактивной стратегией преподавания;
Условия выбора:
наличие дополнительных источников информации (справочная литература, Интернет-ресурс и т.д.);
достаточное пространство для работы;
широкие возможности для творчества;
Проблема проекта:
1. Привить интерес к науке математика.
2. Расширить мировоззрение учащихся.
3. Раскрыть познавательные способности, улучшить качество знаний учащихся.
Цель проекта:
способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе, развивать умение анализировать задачные ситуации, строить для общей социальной ориентации и решения практических проблем.
Задачи:
воспитывать логическую и эстетическую культуру, создавая благоприятный эмоциональный фон обучения, вызывая интерес к процессу поиска решения задач и к самому учебному предмету-математике.
обогащать опыт мыслительной, культурно-исторической деятельности ученика, используя разнообразные исторические и современные задачи.
раскрытие внутренних ресурсов личности ученика, выявление заложенных способностей
помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
Целевая группа проекта: школьники 15-16 лет
Объект исследования: Сборник типовых заданий по математике для подготовки по ОГЭ учащихся 9-х классов.
Предмет исследования: контрольные измерительные материалы для результативности освоения основной образовательной программы.
Методы исследования: анализ и классификация измерительных материалов, методической и учебной литературы.
Предполагаемые продукты
Типология задач и ключи к их решению.
Разработка методики решения задач, используемых в ОГЭ.
Ожидаемые результаты: успешная сдача ОГЭ
Методический продукт
Разработки контрольных измерительных материалов для 9 класса, в 2 вариантах.
Спецификация
контрольных измерительных материалов для проведения
в 2017 году основного государственного экзамена
по МАТЕМАТИКЕ
1. Назначение КИМ ОГЭ – оценить уровень общеобразовательной подготовки по математике выпускников IX классов общеобразовательных организаций в целях государственной итоговой аттестации выпускников. Результаты экзамена могут быть использованы при приёме обучающихся в профильные классы средней школы.
ОГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Документы, определяющие содержание КИМ
Содержание экзаменационной работы ОГЭ определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по математике (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).
Кроме того, в экзаменационной работе нашли отражение концептуальные
положения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»). КИМ разработаны с учётом положения о том, что выпускники должны: овладеть специфическими для математики знаниями и видами деятельности; научиться преобразованию знания и его применению в учебных ситуациях; сформировать качества, присущие математическому мышлению, овладеть математической терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ
Структура КИМ ОГЭ отвечает цели построения системы дифференцированного обучения математике в современной школе. Дифференциация обучения направлена на решение двух задач: формирования у всех обучающихся базовой
математической подготовки, и одновременного создания условий, способствующих получению частью обучающихся подготовки повышенного уровня, достаточной для активного использования математики во время дальнейшего обучения, прежде всего при изучении её в средней школе на профильном уровне.
В целях обеспечения эффективности проверки освоения базовых понятий
курса математики и преподавания интегрированного курса математики в экзаменационной работе выделено три модуля: «Алгебра», «Геометрия», «Реальная математика».
4. Связь экзаменационной модели ОГЭ с КИМ ЕГЭ
Содержательное единство государственной итоговой аттестации за курс
основной и средней школы обеспечивается общими подходами к разработке кодификаторов элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников по математике. Оба кодификатора строятся на основе раздела «Математика» Федерального компонента государственного стандарта общего образования.
5. Характеристика структуры и содержания КИМ
Работа состоит из трёх модулей: «Алгебра», «Геометрия», «Реальная математика». В модули «Алгебра» и «Геометрия» входит две части, соответствующие проверке на базовом и повышенном уровнях, в модуль «Реальная математика» – одна часть, соответствующая проверке на базовом уровне.
При проверке базовой математической компетентности обучающиеся должны продемон-стрировать: владение основными алгоритмами; знание и понимание ключевых элементов содержания (математических понятий, их свойств, приёмов решения задач и проч.); умение пользоваться математической записью, применять знания к решению математических задач, не сводящихся к прямому применению алгоритма, а также применять математические знания в простейших практических ситуациях.
Части 2 модулей «Алгебра» и «Геометрия» направлены на проверку владения материалом на повышенном уровне. Их назначение – дифференцировать хорошо успевающих школь-ников по уровням подготовки, выявить наиболее подготовленную часть выпускников, сос-тавляющую потенциальный контингент профильных классов. Эти части содержат задания повышенного уровня сложности из различных разделов курса математики. Задания распо-ложены по нарастанию трудности – от отно-сительно простых до сложных, предполагающих свободное владение материалом курса и хороший уровень математической культуры.
Модуль «Алгебра» содержит 11 заданий: в части 1 – 8 заданий; в части 2 – 3 задания.
Модуль «Геометрия» содержит 8 заданий: в части 1 – 5 заданий; в части 2 –3 задания.
Модуль «Реальная математика» содержит 7 заданий.
Всего в работе 26 заданий, из которых 20 заданий базового уровня, 4 задания повышенного уровня и 2 задания высокого уровня.
На выполнение работы отводится 235 минут.
Критерии оценивания
Максимальное количество баллов, которое можно получить за выполнение всей работы, - 32 балла. Из них - за модуль «Алгебра» - 14 баллов, за модуль «Геометрия» - 11 баллов, за модуль «Реальная математика» - 7 баллов.
Минимальный порог - 8 баллов, набранные по всей работе, из них – не менее 3 баллов по модулю «Алгебра», не менее 2 баллов по модулю «Геометрия» и не менее 2 баллов по модулю «Реальная математика».
Шкала пересчёта суммарного балла за выполнение экзаменационной работы в целом в отметку по математике
Одна из точек, отмеченных на координатной прямой, соответствует числу
Какая это точка?
1) точка A
2) точка B
3) точка C
4) точка D
1. Найдите значение выражения
1)
2) −5
3)
4) 5
Решите уравнение (x + 2)2 = (x − 4)2.
Установите соответствие между функциями и их графиками.
Функции
А) y = −2x − 4
Б) y = −2x + 4
В) y= 2x − 4
Графики
1) 2) 3)
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
Арифметическая прогрессия задана условиями: . Найдите сумму первых 19 её членов.
Найдите значение выражения при , .
Решите неравенство и определите, на каком рисунке изображено множество его решений.
В ответе укажите номер правильного варианта.
Модуль «Геометрия»
9. Периметр равностороннего треугольника равен 30. Найдите его высоту, делённую на .
Ответ ___________
10. Центральный угол AOB опирается на хорду АВ так, что угол ОАВ равен 60°. Найдите длину хорды АВ, если радиус окружности равен 8.
Ответ ___________
11. Диагональ AC параллелограмма ABCD образует с его сторонами углы, равные 25° и 30°. Найдите больший угол параллелограмма.
Ответ ___________
12. На клетчатой бумаге с размером клетки 1см × 1см изображен ромб. Найдите его площадь. Ответ дайте в квадратных сантиметрах.
13. Укажите номера верных утверждений.
1) Биссектриса равнобедренного треугольника, проведённая из вершины, противолежащей основанию, делит основание на две равные части.
2) В любом прямоугольнике диагонали взаимно перпендикулярны.
3) Для точки, лежащей на окружности, расстояние до центра окружности равно радиусу.
Если утверждений несколько, запишите их номера в порядке возрастания.
Ответ ___________
Модуль «Реальная математика»
14.Бизнесмен Петров выезжает из Москвы в Санкт-Петербург на деловую встречу, которая назначена на 9:30. В таблице дано расписание ночных поездов Москва — Санкт-Петербург.
Номер поезда
Отправление из Москвы
Прибытие в Санкт-Петербург
038А
00:43
08:45
020У
00:53
09:02
016А
01:00
08:38
116С
01:00
09:06
Путь от вокзала до места встречи занимает полчаса. Укажите номер самого позднего (по времени отправления) из московских поездов, которые подходят бизнесмену Петрову.
В ответе укажите номер правильного варианта.
1) 038А
2) 020У
3) 016А
4) 116С
Ответ ___________
15. На рисунке изображен график изменения силы тока при подключении цепи, содержащей реостат, к источнику тока. По вертикальной оси откладывается сила тока (в A), по горизонтальной — время (в сек). По рисунку определите силу тока через 4 секунды с момента подключения данной цепи
Ответ ___________
16. Для фруктового напитка смешивают яблочный и виноградный сок в отношении 13:7. Какой процент в этом напитке составляет виноградный сок?
Ответ ___________
17. Принтер печатает одну страницу за 12 секунд. Сколько страниц можно напечатать на этом принтере за 8 минут?
Ответ ___________
18. На диаграмме представлено распределение количества пользователей некоторой социальной сети по странам мира. Всего в этой социальной сети 9 млн пользователей.
Какое из следующих утверждений неверно?
1) Пользователей из Беларуси меньше, чем пользователей из Украины.
2) Пользователей из Украины больше четверти общего числа пользователей.
3) Пользователей из Беларуси больше, чем пользователей из Финляндии.
4) Пользователей из России больше 4 миллионов.
Ответ ___________
19. Вероятность того, что новая шариковая ручка пишет плохо (или не пишет), равна 0,19. Покупатель в магазине выбирает одну такую ручку. Найдите вероятность того, что эта ручка пишет хорошо.
Ответ ___________
20. Зная длину своего шага, человек может приближённо подсчитать пройденное им расстояние s по формуле s = nl, где n — число шагов, l — длина шага. Какое расстояние прошёл человек, если l = 70 см, n =1400 ? Ответ выразите в километрах.
Ответ ___________
2 часть
Модуль «Алгебра»
21. Решите систему неравенств
22. Имеется два сплава с разным содержанием меди: в первом содержится 60%, а во втором — 45% меди. В каком отношении надо взять первый и второй сплавы, чтобы получить из них новый сплав, содержащий 55% меди?
23. Постройте график функции и определите, при каких значениях прямая имеет с графиком ровно две общие точки.
Модуль «Геометрия»
24. Окружность с центром на стороне AC треугольника ABC проходит через вершину C и касается прямой AB в точке B. Найдите AC, если диаметр окружности равен 15, а AB = 4.
25. На стороне АС треугольника АВС выбраны точки D и E так, что отрезки AD и CE равны (см. рисунок). Оказалось, что отрезки BD и BE тоже равны. Докажите, что треугольник АВС — равнобедренный.
26. Основания трапеции относятся как 2:3. Через точку пересечения диагоналей проведена прямая, параллельная основаниям. В каком отношении эта прямая делит площадь трапеции?
Вариант 2
Модуль «Алгебра»
Найдите значение выражения
Одна из точек, отмеченных на координатной прямой, соответствует числу
Какая это точка?
В ответе укажите номер правильного варианта.
1) точка A
2) точка B
3) точка C
4) точка D
Вычислить.
В ответе укажите номер правильного варианта.
1)
2)
3)
4)
Решите уравнение (x − 9)2 = (x − 3)2.
Установите соответствие между функциями и их графиками.
Функции
А) y = −2x + 4
Б) y = 2x − 4
В) y= 2x + 4
Графики
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
6.Дана геометрическая прогрессия (bn), знаменатель которой равен 2, а . Найдите сумму первых шести её членов.
7. Найдите значение выражения при
8. Решите неравенство
и определите, на каком рисунке изображено множество его решений.
В ответе укажите номер правильного варианта.
Модуль «Геометрия»
9. Периметр равностороннего треугольника равен 60. Найдите его высоту, делённую на
Ответ ___________
10. Центральный угол AOB опирается на хорду AB длиной 6. При этом угол OAB равен 60°. Найдите радиус окружности.
Ответ ___________
11. Диагональ BD параллелограмма ABCD образует с его сторонами углы, равные 65° и 50°. Найдите меньший угол параллелограмма.
Ответ ___________
12. На клетчатой бумаге с размером клетки 1см × 1см изображен ромб. Найдите его площадь. Ответ дайте в квадратных сантиметрах..
Ответ ___________
13. Укажите номера верных утверждений.
1) Центры вписанной и описанной окружностей равностороннего треугольника совпадают.
2) Существует квадрат, который не является ромбом.
3) Сумма углов любого треугольника равна 180° .
Если утверждений несколько, запишите их номера в порядке возрастания.
Ответ ___________
Модуль «Реальная математика»
14.Студент Петров выезжает из Наро-Фоминска в Москву на занятия в университет. Занятия начинаются в 9:00. В таблице приведено расписание утренних электропоездов от станции Нара до Киевского вокзала в Москве.
Отправление от ст. Нара
Прибытие на Киевский вокзал
06:35
07:59
07:05
08:15
07:28
08:30
07:34
08:57
Путь от вокзала до университета занимает 40 минут. Укажите время отправления от станции Нара самого позднего из электропоездов, которые подходят студенту.
В ответе укажите номер правильного варианта.
1) 06:35
2) 07:05
3) 07:28
4) 07:34
Ответ ___________
15. На рисунке изображен график изменения силы тока при подключении цепи, содержащей реостат, к источнику тока. По вертикальной оси откладывается сила тока (в A), по горизонтальной — время (в сек). По рисунку определите силу тока через 6 секунд с момента подключения данной цепи.
Ответ ___________
16. Для приготовления фарша взяли говядину и свинину в отношении 7:13. Какой процент в фарше составляет свинина?
Ответ ___________
17. Принтер печатает одну страницу за 14 секунд. Сколько страниц можно напечатать на этом принтере за 7 минут?
Ответ ___________
18.На диаграмме представлено распределение количества пользователей некоторой социальной сети по странам мира. Всего в этой социальной сети 12 млн пользователей.
Какое из следующих утверждений неверно?
1) Пользователей из Украины больше, чем пользователей из Казахстана.
2) Пользователей из России вдвое больше, чем пользователей из Украины.
3) Примерно треть пользователей — не из России.
4) Пользователей из Украины и Беларуси более 3 млн человек.
Ответ ___________
19. Вероятность того, что новая шариковая ручка пишет плохо (или не пишет), равна 0,06. Покупатель в магазине выбирает одну такую ручку. Найдите вероятность того, что эта ручка пишет хорошо.
Ответ ___________
20. Зная длину своего шага, человек может приближённо подсчитать пройденное им расстояние s по формуле s = nl, где n — число шагов, l — длина шага. Какое расстояние прошёл человек, если l = 80 см, n = 1600? Ответ выразите в километрах.
Ответ ___________
2 часть
Модуль «Алгебра»
21.Решить систему
22.При смешивании первого раствора кислоты, концентрация которого 20%, и второго раствора этой же кислоты, концентрация которого 50%, получили раствор, содержащий 30% кислоты. В каком отношении были взяты первый и второй растворы?
23. Постройте график функции И определите, при каких значениях прямая имеет с графиком ровно одну общую точку.
Модуль «Геометрия»
24. Окружность с центром на стороне AC треугольника ABC проходит через вершину C и касается прямой AB в точке B. Найдите диаметр окружности, если AB = 15, AC = 25.
25.На стороне АС треугольника АВС отмечены точки Д и Е так, что АД=СЕ. Докажите, что если ВД = ВЕ, АВ =ВС
26. Основания трапеции относятся как 1:2. Через точку пересечения диагоналей проведена прямая, параллельная основаниям. В каком отношении эта прямая делит площадь трапеции?
Ключи к заданиям
№ задания
Вариант 1
Вариант 2
1
0,84
0,44.
2
1
4
3
3
4
4
1
6
5
123
432
6
95
-47,25
7
1,5
1
8
4
1
9
5
15
10
8
5
11
125
65
12
96
48
13
13
3
14
3
2
15
3
4
16
55
85
17
40
40
18
2
3
19
0,81
0,73
20
0,98
1,125
21
(-6;-5)
(−9; −5).
22
23
−1; 3.
24
16
16
25
26
44:81.
7:20
Решения
Вариант 1
21. Последовательно получаем:
Ответ: (-6;-5)
22. Пусть первый сплав взят в количестве x кг, тогда он будет содержать 0,6x кг меди, а второй сплав взят в количестве y кг, тогда он будет содержать 0,45y кг меди. Соединив два этих сплава, получим сплав меди массой x + y, по условию задачи он должен содержать 0,55(x + y) меди. Следовательно, можно составить уравнение:
Выразим x через y:
Следовательно, отношение, в котором нужно взять сплавы:
Ответ:
23. Упростим выражение:
Таким образом, получили, что график нашей функции сводится к графику функции с выколотыми точками и Построим график функции (см. рисунок).
Этот график изображён на рисунке:
Из графика видно, что прямая имеет с графиком функции ровно две общие точки при принадлежащем промежутку
Ответ:
24.Решение:
AD для треугольника ABM является и медианой, и высотой. А это свойство медианы для равнобедренного треугольника. Следовательно, треугольник ABM - равнобедренный с основанием BM. По определению равнобедренного треугольника AB=AM. Т.к. BM - медиана для треугольника ABC, следовательно AM=MC (по определению медианы). Тогда AC=AM*2. Как мы выяснили ранее AM=AB = AC=AB*2=8*2=16. Ответ: AC=16.
25. Решение:
Треугольники BKC и AKD равны по трём сторонам.
Значит, углы CBK и DAK равны. Так как их сумма равна
180°, то углы равны 90°. Такой параллелограмм — прямоугольник.
26.Решение.
Пусть диагонали AC и BD трапеции ABCD с основаниями BC = 2a, AD = 3a пересекаются в точке O, а прямая, параллельная основаниям и проходящая через точку O, пересекает боковые стороны AB и CD в точках M и N соответственно (см. рис.).
Треугольник BOC подобен треугольнику DOA с коэффициентом поэтому треугольник AMO подобен треугольнику ABC с коэффициентом Значит, Аналогично, Следовательно, Пусть h1 и h2 — высоты подобных треугольников BOC и DOA, проведённые из общей вершины O. Тогда Следовательно,
Ответ: 44:81.
Список использованных источников литературы и интернет –ресурсы.
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2012. - №53. - Ст.7598.
2. Приказ Министерства образования и науки российской Федерации от 17 декабря 2010г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" // «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти». - 2011. - №9.
3. http://www.fipi.ru. Открытый банк задач.
4. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2017 году основного государственного экзамена по МАТЕМАТИКЕ подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»