Просмотр содержимого документа
«Задания исследовательского характера как средство развития математической грамотности младших школьников»
Задания исследовательского характера как средство развития математической грамотности младших школьников
Койновой Т.Ю.,
студентки 4а группы,
специальность 44.02.02
Преподавание в начальных классах
Актуальность данной темы обусловлена тем, в условиях современного общества формирование умений и навыков логического мышления учащихся можно поставить как одну из главных задач обучения математики в школе, так как овладение данными общедидактическими умениями обусловливает сознательное усвоение основ наук и развитие личности школьника.
А также тем, что в обучении учебно-исследовательская деятельность обучающихся является востребованной, цель которой - формирование у них познавательной активности. Этим обусловлено введение в образовательный процесс общеобразовательных учреждений методов и технологий на основе поисково-исследовательской деятельности обучающихся, в том числе и младших школьников.
В данном проекте за основу берется математическая грамотность подрастающего поколения. Поэтому обеспечение математической грамотности школьников является первоочередной задачей в деле обеспечения добротности школьного математического образования. А это является основой добротности математического образования в профессиональной школе.
В Федеральном Государственном Образовательном стандарте отмечена необходимость привести школьное образование в соответствие с потребностями времени, современного общества, которое характеризуется изменчивостью, многообразием существующих в нем связей, широким внедрением информационных технологий
Вместе с тем следует отметить, что данная проблема в современных психолого-педагогических исследованиях раскрыта недостаточно, несмотря на то, что предметом многих работ стали такие релевантные категории как познавательная активность (Л.А. Венгер. А.А. Прихожан, М.И. Лисина, М.А. Матюшкин, Г.И. Щукина, Н.Б. Шумакова и др.), инициативность (К.А, Абульханова-Славская, Р.Г. Апресян, А.И. Крупное, Н.В. Тучак, Г.А. Цукерман и др.), исследовательская деятельность (Д.Б. Богоявленская, А.В. Леонтович, А.Н. Поддьяков, А.И. Савенков, В.И. Слободчиков и др.), исследовательское поведение (А.Н. Поддьяков, А.И. Савенков и др.).
Под термином математическая грамотность понимается «способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину».
Под математической грамотностью понимается способность учащихся: • распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики; • формировать эти проблемы на языке математики; • решать эти проблемы, используя математические факты и методы; • анализировать и использовать математические методы решения; • интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы; • формулировать и записывать результаты решения. Из вышесказанного рождается термин функциональная математическая грамотность, которая предполагает способность учащегося использовать математические знания, приобретенные им за время обучения в школе, для решения разнообразных задач межпредметного и практико-ориентированного содержания, для дальнейшего обучения и успешной социализации в обществе. Главное отличие в конкретизации понятия математической грамотности в указанных исследованиях связано с отличиями между умениями и способностями. Но несмотря на это существенное отличие, толкования понятия математической грамотности имеют одинаковый главный признак – готовность человека применять математику в различных ситуациях, связанных с жизнью. Исследовательские ㅤспособности ㅤобнаруживаются ㅤв ㅤстепени ㅤпроявления ㅤпоисковой ㅤактивности, ㅤа ㅤтакже ㅤв ㅤглубине, ㅤпрочности ㅤовладения ㅤспособами ㅤи ㅤприемами ㅤисследовательской ㅤдеятельности, ㅤно ㅤне ㅤсводятся ㅤк ㅤним. ㅤПричем ㅤочень ㅤважно ㅤпонимать, ㅤчто ㅤречь ㅤидет ㅤи ㅤо ㅤсамом ㅤстремлении ㅤк ㅤпоиску, ㅤи ㅤо ㅤспособности ㅤоценивать ㅤ(обрабатывать) ㅤего ㅤрезультаты, ㅤи ㅤоб ㅤумении ㅤстроить ㅤсвое ㅤдальнейшее ㅤповедение ㅤв ㅤусловиях ㅤразвивающейся ㅤситуации, ㅤопираясь ㅤна ㅤних.