kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Задания исследовательского характера как средство развития математической грамотности младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

По итогам защиты курсового проекта были написаны тезисы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Задания исследовательского характера как средство развития математической грамотности младших школьников»

Задания исследовательского характера как средство развития математической грамотности младших школьников


Койновой Т.Ю.,

студентки 4а группы,

специальность 44.02.02

Преподавание в начальных классах


Актуальность данной темы обусловлена тем, в условиях современного общества формирование умений и навыков логического мышления учащихся можно поставить как одну из главных задач обучения математики в школе, так как овладение данными общедидактическими умениями обусловливает сознательное усвоение основ наук и развитие личности школьника.

А также тем, что в обучении учебно-исследовательская деятельность обучающихся является востребованной, цель которой - формирование у них познавательной активности. Этим обусловлено введение в образовательный процесс общеобразовательных учреждений методов и технологий на основе поисково-исследовательской деятельности обучающихся, в том числе и младших школьников.

В данном проекте за основу берется математическая грамотность подрастающего поколения. Поэтому обеспечение математической грамотности школьников является первоочередной задачей в деле обеспечения добротности школьного математического образования. А это является основой добротности математического образования в профессиональной школе.

В Федеральном Государственном Образовательном стандарте отмечена необходимость привести школьное образование в соответствие с потребностями времени, современного общества, которое характеризуется изменчивостью, многообразием существующих в нем связей, широким внедрением информационных технологий

Вместе с тем следует отметить, что данная проблема в современных психолого-педагогических исследованиях раскрыта недостаточно, несмотря на то, что предметом многих работ стали такие релевантные категории как познавательная активность (Л.А. Венгер. А.А. Прихожан, М.И. Лисина, М.А. Матюшкин, Г.И. Щукина, Н.Б. Шумакова и др.), инициативность (К.А, Абульханова-Славская, Р.Г. Апресян, А.И. Крупное, Н.В. Тучак, Г.А. Цукерман и др.), исследовательская деятельность (Д.Б. Богоявленская, А.В. Леонтович, А.Н. Поддьяков, А.И. Савенков, В.И. Слободчиков и др.), исследовательское поведение (А.Н. Поддьяков, А.И. Савенков и др.).

Под термином  математическая грамотность понимается «способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину».

Под математической грамотностью понимается способность учащихся:
•  распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики;
•  формировать эти проблемы на языке математики;
•  решать эти проблемы, используя математические факты и методы;
•  анализировать и использовать математические методы решения;
•  интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
•  формулировать и записывать результаты решения.
Из вышесказанного рождается термин функциональная математическая грамотность, которая предполагает способность учащегося использовать математические знания, приобретенные им за время обучения в школе, для решения разнообразных задач межпредметного и практико-ориентированного содержания, для дальнейшего обучения и успешной социализации в обществе.
Главное отличие в конкретизации понятия математической грамотности в указанных исследованиях связано с отличиями между умениями и способностями. Но несмотря на это существенное отличие, толкования понятия математической грамотности имеют одинаковый главный признак – готовность человека применять математику в различных ситуациях, связанных с жизнью.
Исследовательские ‏ㅤспособности ‏ㅤобнаруживаются ‏ㅤв ‏ㅤстепени ‏ㅤпроявления ‏ㅤпоисковой ‏ㅤактивности, ‏ㅤа ‏ㅤтакже ‏ㅤв ‏ㅤглубине, ‏ㅤпрочности ‏ㅤовладения ‏ㅤспособами ‏ㅤи ‏ㅤприемами ‏ㅤисследовательской ‏ㅤдеятельности, ‏ㅤно ‏ㅤне ‏ㅤсводятся ‏ㅤк ‏ㅤним. ‏ㅤПричем ‏ㅤочень ‏ㅤважно ‏ㅤпонимать, ‏ㅤчто ‏ㅤречь ‏ㅤидет ‏ㅤи ‏ㅤо ‏ㅤсамом ‏ㅤстремлении ‏ㅤк ‏ㅤпоиску, ‏ㅤи ‏ㅤо ‏ㅤспособности ‏ㅤоценивать ‏ㅤ(обрабатывать) ‏ㅤего ‏ㅤрезультаты, ‏ㅤи ‏ㅤоб ‏ㅤумении ‏ㅤстроить ‏ㅤсвое ‏ㅤдальнейшее ‏ㅤповедение ‏ㅤв ‏ㅤусловиях ‏ㅤразвивающейся ‏ㅤситуации, ‏ㅤопираясь ‏ㅤна ‏ㅤних.

Под ‏ㅤспособами ‏ㅤи ‏ㅤприемами ‏ㅤисследовательской ‏ㅤдеятельности ‏ㅤследует ‏ㅤпонимать ‏ㅤспособы ‏ㅤи ‏ㅤприемы, ‏ㅤнеобходимые ‏ㅤпри ‏ㅤосуществлении ‏ㅤисследовательской ‏ㅤдеятельности. ‏ㅤЭто ‏ㅤумение ‏ㅤвидеть ‏ㅤпроблемы, ‏ㅤумение ‏ㅤвырабатывать ‏ㅤгипотезы, ‏ㅤумение ‏ㅤнаблюдать, ‏ㅤумение ‏ㅤпроводить ‏ㅤэксперименты, ‏ㅤумение ‏ㅤдавать ‏ㅤопределения ‏ㅤпонятиям ‏ㅤи ‏ㅤдр.

Детская ‏ㅤпотребность ‏ㅤв ‏ㅤисследовательском ‏ㅤпоиске ‏ㅤобусловлена ‏ㅤбиологически. ‏ㅤЛюбой ‏ㅤздоровый ‏ㅤребёнок ‏ㅤуже ‏ㅤрождается ‏ㅤисследователем. ‏ㅤНеутолимая ‏ㅤжажда ‏ㅤновых ‏ㅤвпечатлений, ‏ㅤлюбознательность, ‏ㅤстремление ‏ㅤнаблюдать ‏ㅤи ‏ㅤэкспериментировать, ‏ㅤсамостоятельно ‏ㅤискать ‏ㅤновые ‏ㅤсведения ‏ㅤо ‏ㅤмире ‏ㅤрассматриваются ‏ㅤкак ‏ㅤважнейшие ‏ㅤчерты ‏ㅤдетского ‏ㅤповедения. ‏ㅤПостоянно ‏ㅤпроявляемая ‏ㅤдетская ‏ㅤактивность ‏ㅤ– ‏ㅤестественное ‏ㅤсостояние ‏ㅤребёнка. ‏ㅤИменно ‏ㅤэто ‏ㅤвнутреннее ‏ㅤстремление ‏ㅤк ‏ㅤпознанию ‏ㅤчерез ‏ㅤисследование ‏ㅤпорождает ‏ㅤисследовательское ‏ㅤповедение ‏ㅤи ‏ㅤсоздаёт ‏ㅤусловия ‏ㅤдля ‏ㅤисследовательского ‏ㅤобучения. ‏ㅤНачальная ‏ㅤшкола ‏ㅤ- ‏ㅤважная ‏ㅤступень ‏ㅤне ‏ㅤтолько ‏ㅤбазового ‏ㅤобразования. ‏ㅤОно ‏ㅤявляется ‏ㅤосновой ‏ㅤдля ‏ㅤформирования ‏ㅤазов ‏ㅤисследовательской ‏ㅤкультуры. ‏ㅤ[10].

В ‏ㅤэпоху, ‏ㅤкогда ‏ㅤличность ‏ㅤстоит ‏ㅤна ‏ㅤпервом ‏ㅤместе, ‏ㅤкак ‏ㅤв ‏ㅤсоциальном, ‏ㅤтак ‏ㅤи ‏ㅤв ‏ㅤучебном ‏ㅤпространстве, ‏ㅤнеобходимо ‏ㅤсоздавать ‏ㅤблагоприятные ‏ㅤусловия ‏ㅤдля ‏ㅤее ‏ㅤреализации. ‏ㅤУченые ‏ㅤи ‏ㅤметодисты ‏ㅤотмечают, ‏ㅤчто ‏ㅤв ‏ㅤпоследнее ‏ㅤвремя ‏ㅤнаблюдается ‏ㅤтенденция ‏ㅤк ‏ㅤпотере ‏ㅤинтереса ‏ㅤсо ‏ㅤстороны ‏ㅤучеников ‏ㅤк ‏ㅤшкольному ‏ㅤобразованию. ‏ㅤПедагоги ‏ㅤиспытывают ‏ㅤбольшие ‏ㅤсложности ‏ㅤв ‏ㅤактивизации ‏ㅤвнимания ‏ㅤшкольников ‏ㅤк ‏ㅤобучению. ‏ㅤДо ‏ㅤсих ‏ㅤпор ‏ㅤучителя ‏ㅤнаходятся ‏ㅤв ‏ㅤпостоянном ‏ㅤпоиске ‏ㅤновых ‏ㅤметодов, ‏ㅤприемов ‏ㅤи ‏ㅤформ ‏ㅤорганизации ‏ㅤобучения, ‏ㅤпотому ‏ㅤчто ‏ㅤмногие ‏ㅤпроблемы ‏ㅤв ‏ㅤрамках ‏ㅤклассно-урочной ‏ㅤсистемы ‏ㅤне ‏ㅤрешаются. ‏ㅤВместе ‏ㅤс ‏ㅤтем ‏ㅤсовременные ‏ㅤсоциальные ‏ㅤусловия, ‏ㅤизменившие ‏ㅤцели ‏ㅤобучения, ‏ㅤтребуют ‏ㅤот ‏ㅤпедагогов ‏ㅤреализации ‏ㅤидеи ‏ㅤиндивидуального ‏ㅤподхода ‏ㅤв ‏ㅤусловиях ‏ㅤмассовости ‏ㅤобразования. ‏ㅤИменно ‏ㅤпоэтому ‏ㅤпоиски ‏ㅤи ‏ㅤдостижения ‏ㅤспециалистов ‏ㅤспособствуют ‏ㅤоткрытию ‏ㅤновых ‏ㅤидей.

Таким ‏ㅤобразом, ‏ㅤперед ‏ㅤсовременной ‏ㅤшколой ‏ㅤстоят ‏ㅤсложные ‏ㅤзадачи ‏ㅤпо ‏ㅤобновлению ‏ㅤсодержания ‏ㅤи ‏ㅤструктуры ‏ㅤобразования. ‏ㅤСегодня ‏ㅤважно ‏ㅤучить ‏ㅤдетей ‏ㅤиспользовать ‏ㅤсвой ‏ㅤопыт, ‏ㅤзнания, ‏ㅤумения ‏ㅤи ‏ㅤкачества ‏ㅤличности ‏ㅤдля ‏ㅤрешения ‏ㅤконкретных ‏ㅤпроблем, ‏ㅤформировать ‏ㅤнаучную ‏ㅤкартину ‏ㅤмира, ‏ㅤнаучить ‏ㅤнаходить ‏ㅤпуть ‏ㅤот ‏ㅤнаучного ‏ㅤописания ‏ㅤк ‏ㅤспособностям ‏ㅤориентироваться ‏ㅤв ‏ㅤконкретных ‏ㅤявлениях. ‏ㅤГлавная ‏ㅤпроблема ‏ㅤшколы ‏ㅤ– ‏ㅤэто ‏ㅤпереход ‏ㅤот ‏ㅤинформативного ‏ㅤметода ‏ㅤобучения ‏ㅤк ‏ㅤактивной ‏ㅤтворческой ‏ㅤдеятельности ‏ㅤвсего ‏ㅤпедагогического ‏ㅤсообщества, ‏ㅤт.е. ‏ㅤпедагогического ‏ㅤколлектива, ‏ㅤучащихся ‏ㅤи ‏ㅤродителей.







Список литературы.

  1. Антоненко, ‏ㅤТ. ‏ㅤЕ. ‏ㅤПриемы ‏ㅤзанимательности ‏ㅤна ‏ㅤуроках ‏ㅤматематики ‏ㅤ[Текст] ‏ㅤ/ ‏ㅤТ. ‏ㅤЕ. ‏ㅤАнтоненко ‏ㅤ// ‏ㅤНачальная ‏ㅤшкола. ‏ㅤ2008. ‏ㅤ№4 ‏ㅤ- ‏ㅤС. ‏ㅤ45-47

  2. Беспалько, ‏ㅤВ. ‏ㅤП. ‏ㅤОсновы ‏ㅤтеории ‏ㅤпедагогических ‏ㅤсистем. ‏ㅤ[Текст] ‏ㅤ/ ‏ㅤВ. ‏ㅤП. ‏ㅤБеспалько ‏ㅤ// ‏ㅤВоронеж, ‏ㅤ1977. ‏ㅤ320с.

  3. Пичугин, ‏ㅤС. ‏ㅤС. ‏ㅤУчебно-исследовательская ‏ㅤдеятельность ‏ㅤмладших ‏ㅤшкольников ‏ㅤна ‏ㅤуроках ‏ㅤматематики ‏ㅤ[Текст] ‏ㅤ/ ‏ㅤС. ‏ㅤС. ‏ㅤПичугин ‏ㅤ//Начальная ‏ㅤшкола. ‏ㅤ2008. ‏ㅤ№6. ‏ㅤ-С.43-47





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Койнова Татьяна Юрьевна

Дата: 17.02.2017

Номер свидетельства: 392809

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(216) "Комплекс заданий исследовательского характера как средство развития математической грамотности младших школьников"
    ["seo_title"] => string(80) "komplieks_zadanii_issliedovatiel_skogho_kharaktiera_kak_sriedstvo_razvitiia_mati"
    ["file_id"] => string(6) "417384"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1495377968"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Тема: Развитие математической грамотности младших школьников в процессе выполнения исследовательских заданий."
    ["seo_title"] => string(80) "tiema_razvitiie_matiematichieskoi_ghramotnosti_mladshikh_shkol_nikov_v_protsiess"
    ["file_id"] => string(6) "406998"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1491415597"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Программа кружка "Вместе с математикой" "
    ["seo_title"] => string(42) "proghramma-kruzhka-vmiestie-s-matiematikoi"
    ["file_id"] => string(6) "221698"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1435557964"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Рабочая программа кружка "Логознайка" "
    ["seo_title"] => string(40) "rabochaia-proghramma-kruzhka-loghoznaika"
    ["file_id"] => string(6) "240181"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444967025"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Программа внеурочной деятельности в начальной школе общеинтеллектуального направления"
    ["seo_title"] => string(80) "programma_vneurochnoi_deiatelnosti_v_nachalnoi_shkole_obshcheintellektualnogo_na"
    ["file_id"] => string(6) "529060"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1574875851"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства