Комплекс заданий исследовательского характера как средство развития математической грамотности младших школьников
Комплекс заданий исследовательского характера как средство развития математической грамотности младших школьников
Созданная методическая разработка представляет собой комплекс заданий исследовательского характера, последовательная реализация которого способствует успешному развитию математической грамотности у обучающихся 3 класса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Комплекс заданий исследовательского характера как средство развития математической грамотности младших школьников
Камышлов, 2017
Разработала: Койнова Т.Ю., студентка 4А группы.
Руководитель: Мадыгина Т.А., преподаватель высшей квалификационной категории
Комплекс включает в себя задания исследовательского характера, направленные на развитие математической грамотности у обучающихся 3 класса. В комплекс включены содержание, пояснительная записка, проблемные задания, список литературы.
Комплекс адресован студентам педагогических колледжей, а также может быть полезен для учителей, родителей.
Оглавление
Пояснительная записка 4 - 6
Первый уровень компетентности – Воспроизведение. 7-9
Второй уровень компетентности – «Установление связей». 10-12
Третий уровень компетентности – «Рассуждение» 13-17
Пояснительная записка
«Функционально грамотный человек– это человек, который способен использоватьвсе постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Леонтьев А.А.
Основой высокого уровня математического образования на разных ступенях обучения является математическая грамотность подрастающего поколения. Поэтому обеспечение математической грамотности школьников является первоочередной задачей в деле обеспечения добротности школьного математического образования.
Математическая грамотность, по словам А.А. Леонтьева, предусматривает способность человека использовать приобретенные в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений .
С. Березин дает такое понимание математической грамотности: «Математическая грамотность – умение правильно применять математические термины, наличие необходимых математических знаний и сведений для выполнения работы (решение проблемы) в конкретной предметной области».
Из вышесказанного рождается термин функциональная математическая грамотность, которая предполагает способность учащегося использовать математические знания, приобретенные им за время обучения в школе, для решения разнообразных задач межпредметного и практико-ориентированного содержания, для дальнейшего обучения и успешной социализации в обществе.
В данном комплексе, представлены задания исследовательского характера направленные на развитие математической грамотности младших школьников.Задания могут использоваться учителями начальных классов ОУ, студентами специальности «Преподавание в начальных классах» при подготовке занятий по математике в рамках прохождения ППУ и преддипломной практики. Задания, разнообразные по содержанию и уровню, которые будут развивать математическую грамотность с помощью заданий исследовательского характера
Цель комплекса: подбор и систематизация заданий исследовательского характера, направленных на развитие математической грамотности у обучающихся 3 классов
Задачи:
1) подбор заданий исследовательского характера, направленных на развитие математической грамотности у обучающихся 3 классов;
2) систематизация заданий исследовательского характера по уровням комплекса;
3) оформление комплекса исследовательского характера, направленных на развитие математической грамотности у обучающихся 3 классов.
По структуре задания делятся на задания направленные на развитие математической грамотности и оформляются с качестве уровней заданий.
Для проверки достижений первого уровня компетентности в основном предлагаются традиционные учебные задачи, характерные для проверочных работ. При этом требуется знание математических фактов, воспроизведение определений математических объектов и их свойств, применение стандартных (простых и достаточно сложных) алгоритмов и методов решения, работа с формулами, выполнение вычислений. Так как способы решения в основном стандартные, то запись самого решения не представляет интереса. В этой связи на данном уровне используются задания двух типов - с выбором ответа и с кратким свободным ответом (в виде числа, выражения, слова; решение не приводится).
Для проверки математической компетентности обучающихся используются три известных типа заданий: с выбором ответа, с кратким свободным ответом, когда ответ четко ограничен условием задачи по содержанию и форме (обычно дается в виде числа, последовательности чисел или букв, выражения, рисунка, слова и т.п.) и с развернутым свободным ответом.
Второму уровню компетентности присущи умения устанавливать связи между различными темами программы по математике и интегрировать информацию, необходимую для решения задачи. Ситуации, рассматриваемые в задачах, нестандартные, но не требующие высокого уровня математизации.
Для проверки достижения третьего уровня компетентности разрабатываются более сложные задачи, в которых, прежде всего, необходимо «математизировать» предложенную ситуацию. Эта процедура состоит из двух этапов: выделение проблемы, которая решается средствами математики, и ее формулировка, разработка соответствующей математической модели, решение и его интерпретация согласно предложенной в задании ситуации.
Данный комплекс заданий предназначен для учителей начальных классов, при проведении уроков, контрольных работ, во внеурочной деятельности, при проведении индивидуальных занятий с обучающихся, для студентов педагогических специальностей при подготовке и проведении занятий.
Первый уровень компетентности – воспроизведение.
Задания:
1.Два поезда идут навстречу друг другу со скоростями V1=36 км/ч и V2=54 км/ч. Пассажир, находящийся в первом поезде, замечает, что второй поезд проходит мимо него за t=6 мин.
Вопрос: Какова длина второго поезда?
V2=54 км/ч
Ответ: 150 м
2. Приготовление краски
Для того чтобы получить краску оранжевого цвета, необходимо смешать краски желтого цвета (6 частей) и красного цвета (2 части).
Вопрос: Сколько килограмм краски оранжевого цвета можно получить, имея в наличии 3 килограмма желтой и 3 килограмма красной краски?
Ответ: 4 килограмма.
3. Равенство
Вопрос: Как нужно расставить знаки "-", чтобы выполнялось равенство.
8 7 6 5 4 3 2 1 = 3
Ответ: 87 - 6 - 54 - 3 - 21 = 3
4.Три сотни умножили на две сотни.
Вопрос: Сколько будет сотен?
Ответ: Получается 600 сотен
5. Диспетчер
Вы работаете диспетчером на станции «Скорая помощь». По вызову Вам необходимо отправить машину от пункта А (станция «Скорая помощь») в пункт Д по ниже приведенной схеме.
Вопрос 1:
По данной схеме выберите наиболее короткий маршрут движения машины скорой помощи от станции «Скорая помощь» (А) до пункта Д.
Подчеркните правильный ответ:
1) АКД 2) АСД 3) АЕД 4) АКЕД
Вопрос 2:
По данной схеме выберите наиболее длинный маршрут движения машины скорой помощи от станции «Скорая помощь» (А) до пункта Д.
Подчеркните правильный ответ:
1) АКЕД 2) АЕКД 3) АКЕД
Второй уровень компетентности – установление связей.
Сергей - большой любитель кататься на скейтборде. Он нередко заходит в магазин «Спорт», чтобы выяснить цены на некоторые товары. В этом магазине можно купить полностью собранный скейтборд. Нужно купить платформу, один комплект из 4 колес, один комплект из двух держателей колес, а также комплект металлических и резиновых составных частей и собрать свой собственный скейтборд.
Цены в магазине на эти товары представлены в таблице
Товар
Цена в рублях
Собранный скейтборд
82 или 84
Платформа
40, 60 или 65
Один комплект из 4 колес
14 или 36
Один комплект из 2 держателей колес
16
Один комплект металлических и резиновых деталей скейтборда (подшипники, резиновые прокладки, болты и гайки)
10 или 20
Вопрос:
Сергей хочет сам собрать для себя скейтборд. Какую наименьшую стоимость и какую наибольшую стоимость можно заплатить в этом магазине за все составные части скейтборда?
(а) Минимальная стоимость в рублях: _____________
(b) Максимальная стоимость в рублях: ____________
2.Отец с двумя сыновьями отправились в поход. На их пути встретилась река. У берега был плот, который может выдержать только отца или двух сыновей.
Вопрос: Как отцу и двум сыновьям переправиться на другой берег?
3.В район, пострадавший от землетрясения, были доставлены на грузовиках медикаменты и продовольствие: 4 грузовика с продовольствием, по 8 тонн в каждом, и столько же грузовиков с медикаментами, по 5 тонн в каждом.
Вопрос: Сколько тонн груза было доставлено в район бедствия?
Ответ: 52 тонны
4. Сын, отец и дедушка
Отцу и сыну вместе 38 лет, сыну и дедушке вместе 64 года, а отцу и дедушке вместе 84 года.
Вопрос: Сколько лет отцу, сыну и дедушке в отдельности?
Ответ: Сыну 9, Отцу 29, Дедушке 55
5. Дарина на 5 см выше Виктории, а Виктория на 2 см ниже Ольги.
Вопрос:
Кто всех выше? (Дарина)?
Кто ниже всех? (Виктория)?
На сколько Дарина выше Ольги? (3см)
6. В летнем лагере ребята проходили медосмотр. Медсестра измеряла их рост. Оказалось, что Настя выше Кати на 5 см, а Маша ниже Кати на 3 см.
Вопрос: На сколько сантиметров самая высокая девочка выше самой низкой?
7 Третьеклассники участвовали в сборе макулатуры. Ученики 3 «А» класса принесли 78 кг макулатуры. Ученики 3 «Б» класса собрали на 11 кг меньше, чем ученики из 3 «А», а ученики 3 «В» класса принесли на 20 кг больше макулатуры, чем ученики из 3 «Б».
Вопрос: Сколько всего килограммов макулатуры собрали третьеклассники?
8. У мамы 2 яблока и 3 груши. Каждый день в течение 5 дней подряд она
выдает по одному фрукту.
Вопрос: Сколькими способами это может быть сделано?
Ответ: 10 способов.
Третий уровень компетентности – рассуждение.
1.На острове было 13 красных, 15 зеленых и 17 синих хамелеонов. Если встречаются два хамелеона разного цвета, то они одновременно меняют свой цвет на третий (например, синий и зеленый - меняются на красный).
Вопрос: Может ли случиться так, что через некоторое время все хамелеоны окажутся одного цвета?
Ответ: Не могут, т.к. числа 13, 15, 17 имеют разные остатки от деления на 3.
2.В шоколадном наборе 15 одинаковых по виду конфет с тремя разными начинками, поровну с каждой начинкой.
Вопрос: Какое наименьшее число конфет надо взять, чтобы быть уверенным, что среди них есть конфеты с тремя разными начинками?
Ответ:11 конфет
4.Имеются двое песочных часов на 3 минуты и 7 минут. Надо опустить яйцо в кипящую воду ровно на 4 минуты.
Вопрос: Как это сделать с помощью данных часов?
4. Коля, Петя и Ваня собирали грибы. Коля нашёл 10 сыроежек и столько белых, сколько подберёзовиков нашёл Ваня. Ваня нашёл лисичек в 2 раза меньше, чем сыроежек Коля, и 3 подберёзовика. Петя нашёл только лисички, которых у него больше, чем белых у Коли, но меньше, чем лисичек у Вани. Сколько грибов собрали ребята, если известно, что Коля нашёл только сыроежки и белые грибы, а Ваня – подберёзовики и лисички?
Так как Коля нашёл 10 сыроежек, а Ваня – в 2 раза меньше лисичек, то Ваня нашёл 5 лисичек. Ваня нашёл 3 подберёзовика, а Коля – столько же белых. Тогда число лисичек, найденных Петей, больше 3, но меньше 5, так что Петя нашёл 4 лисички. Отсюда следует, что всего собрали 25 грибов.(10+3+3+5+4=25)
5. Катя, Соня, Галя, Тамара родились 2 марта, 17 мая, 2 июня,20 марта. Соня и Галя родились в одном месяце, а у Гали и Кати дни рождения обозначались одинаковыми числами. Кто какого числа и в каком месяце родился?