kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Задания по теме: «Тригонометрические уравнения, системы уравнений и неравенства с параметром».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Решению задач с параметрами в школе уделяется очень мало внимания. Поэтому трудно рассчитывать на то, что учащиеся, не получившие необходимых навыков в решении уравнений и неравенств с параметрами, смогут на  ЕГЭ по  математике получить высокий балл. Кроме того навыки в решении уравнений и неравенств с параметрами будут хорошим подспорьем для успешных выступлений на математических олимпиадах.

Подготовка к ЕГЭ по математике и успешность выступления на олимпиадах это лишь одна сторона вопроса. Другой, на мой взгляд, наиболее значимой, является математическое развитие учащихся. Задачи с параметрами играют важную роль в формировании логического мышления, математической культуры школьников, способствуют развитию интеллекта, умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Практика показывает, что у большинства учащихся  решение задач  с параметрами вызывает  значительные затруднения, которые обусловлены тем, что наличие параметра не позволяет решать уравнение или неравенство по шаблону, а требует рассматривать различные случаи, при которых методы решения, как правило, отличаются друг от друга.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Задания по теме: «Тригонометрические уравнения, системы уравнений и неравенства с параметром».»

Задания по теме:

«Тригонометрические уравнения, системы уравнений и неравенства с параметром».

Определение: Решить уравнение f (х; а) = 0 с параметром а – это значит для каждого действительного значения а найти значения х, удовлетворяющих уравнению, или установить, что таких нет.

При решении тригонометрических уравнений с параметром наряду с единичной окружностью желательно пользоваться координатной прямой для параметра. По мере решения уравнения на прямой появляются точки, разбивающие прямую на части, над каждой из которых мы записываем множество корней уравнения. Если координатная прямая заполнена, то это свидетельствует о том, что решение закончено и можно записывать ответ, что труда уже не составляет. Рассмотрим сначала решение несложных тригонометрических уравнений с параметром.

Пример 1. sin x = a – 1

ОДЗ: х

a. |sin x| ≤ 1.

1) Пусть | а - 1| а – 1 а х = (-1)к arcsin (а – 1) + πк, к  Z *

2) | а - 1| = 1; а – 1 = 1, а = 2,

а – 1 = -1 а = 0.

если а = 0, то решаем уравнение sin x = -1, х = - + 2πn, n **

если а = 2, то решаем уравнение sin x = 1, х =  + 2πm, m  ***

3) | а - 1| 1, а 2,

а




a





0

2



Ответ: если а = 0, то х = - + 2πn, n

если а = 2, то х =  + 2πm, m 

если 0 а х = (-1)к arcsin (а – 1) + πк, к  Z

если а 2,

а


Пример 2. cos  = m + 1

ОДЗ. m,

x ≥ 0.




m





-2

0




1) пусть |m + 1| m + 1 m 
а) если х =  то  = 0; 1; 2; 3…

б) если х =  то n = 1; 2; 3…

Найдем х:

а) х = (arccos (m + 1) + )2, k = 0; 1; 2; 3… *

б) x = (-arccos (m + 1) + )2, n = 1; 2; 3… **

2) m = -2, cos  = -1,  = π + 2πt, t = 0; 1; 2; 3…

x = ( π + 2πt)2, t = 0; 1; 2; 3…***

3) m = 0, cos  = 1,  = 2πl, l = 0; 1; 2; 3…

x = 4π2l2, l = 0; 1; 2; 3…****

4) m

m 0, решений нет.

Ответ: если m = -2, то x = ( π + 2πt)2, t = 0; 1; 2; 3…
если m = 0, то x = 4π2l2, l = 0; 1; 2; 3…

если -2 m то х = (arccos (m + 1) + )2, k = 0; 1; 2; 3…

x = (-arccos (m + 1) + )2, n = 1; 2; 3…

если m  (-∞; -2)(0; +∞), то решений нет.

Пример 3. tg 2x – tg (x -  ) = c – 1 ОДЗ x, k  Z

c  R





c





0

2




1) Применим формулу тангенса двойного аргумента и тангенса разности. Происходит сужение ОДЗ уравнения на k, k  Z. Проверим эти числа подстановкой в исходное уравнение tg π – tg  = c – 1, -1 = с – 1, с = 0.

если с = 0, то х = k, k  Z. *

2) c  0  = c – 1

2 x + tg2x – 2tg x + 1 = c – 1 – (c – 1) tg2x

tg x  1

tg2x = . Обозначим tg x = t, t  1

t

+

+

-

  1

t2 = 

с  0 0 2 c

Если с(0; 2), то решений нет;

Если с = 2, то tg x = 0;

x = πn, nZ **

Если с(-∞; 0)  (2; +∞), то tg2x = . Легко видеть, что   1, х =  arctg  + πm, mZ ***

Ответ: если с = 0, то х = k, k  Z;

если с = 2, то x = πn, nZ;

если с(-∞; 0)  (2; +∞), то, х =  arctg  + πm, mZ;

если с(0; 2), то решений нет.

Пример 4. cos2x + 6 sin x = 4a2 – 2

ОДЗ х

a.

Пусть sin x = у, | у | ≤ 1.

1 – sin2 x + 6 sin x = 4a2 – 2,

у2 – 6у + 4a2 + 2 = 0.



D1 = 4 (3 – a2)

- -   a

1) 3 – a2 a |  , решений нет

2) а = , у2 – 6у + 9 = 0

(у – 3)2 = 0

у = 3, но | у | ≤ 1, поэтому решений нет.

3) D 0, - а  , у = 3 + 2 , y 1

у = 3 - 2

Остается sin x = 3 - 2

-1 ≤ 3 - 2 ≤ 1,  ≤ 2, 3 – а2 ≤ 4, а2 ≥ -1

- а ;  ≥ 1, 3 – а2 ≥ 1, а2 ≤ 2

- а ; - а ; - а ;

a

- а ; | a | ≤ 

если | a | ≤ , то х = (-1)k arcsin (3 - 2 ) + πk, kZ *

если | a | = , то х = n, n  Z **

если | a | , то решений нет.

Ответ: если | a | ≤ , то х = (-1)k arcsin (3 - 2 ) + πk, kZ

если | a | = , то х = n, n  Z

если | a | , то решений нет.

Пример 5. sin2 x - sin x· cos x - 2 cos2x = а

ОДЗ х

a.

sin2 x - sin x· cos x - 2 cos2x - а sin2 x - а cos2x = 0,

(1 – а) sin2 x - sin x· cos x – (а + 2) cos2x = 0, разделим уравнение на cos2x0, получим

1. Пусть cos x  0, (1 – а) tg2x – tg x – (a + 2) = 0,

1) a = 1, tg x = -3, x = - arctg 3 + πn, n  Z *

2) a  1, D ≥ 0, D = 9 – 4a2 – 4a, 4a2 + 4a – 9 ≤ 0

 , a  1

tg x = ,

x = arctg m, m Z **

 v ** *vvv ** vv  a

 1 

если a =  , то х = arctg ( - 3) +πm, mZ v

если a =  , то х = arctg ( - 3) +πm, mZ vv

2. Пусть cos x  0, тогда cos x  0, х = k, k  Z vvv

sin2 x · (а – 1) = 0; a = 1.

Ответ: если а  (-∞;)(; +∞), то решений нет;

если а ()(), то x = arctg m, m Z;

если a =  , то х = arctg ( - 3) +πm, mZ;

если а = 1, то х = k, k  Z,

x = - arctg 3 + πn, n  Z;

если a =  , то х = arctg ( - 3) +πm, mZ.

Пример 6. Найдите все значения параметра а, при которых система уравнений

sin x· cos 2у = а2 + 1

sin 2у· cos х = а имеет решения и решите систему.

ОДЗ х

у

a.

sin x· cos 2у = а2 + 1, + sin (x + 2у) = а2 + а + 1, а2 + а + 1 ≤ 1, а(а + 1) ≤ 0,

sin 2у· cos х = а; - sin (x – 2у) = а2 - а + 1; а2 - а + 1 ≤ 1; а(а - 1) ≤ 0.

Видим, что а = 0. Получим систему sin (x + 2у) =1, x + 2у = k, k  Z,

sin (x – 2у) = 1; x – 2у = n, n  Z;

x =  +π(k +n),

у =  (kn), n,k  Z;

Ответ: система имеет решение только при а = 0. x =  +π(k +n),

у =  (kn), n,k  Z.

Пример 7. Найдите все значения параметра а, при которых для любого действительного значения х выполнено неравенство 2а – 4 + а(3 – sin2 x)2 + cos2x

ОДЗ х

a.

Пусть sin2 x = t, | t | ≤ 1

2а – 4 + а(3 – t)2 + 1 - t

at2 – (6a + 1) + 11a – 3

Найдем все значения параметра а, при которых f(t) = at2 – (6a + 1) + 11a – 3 будет отрицательным при любом | t | ≤ 1.

1) а = 0, f(t) = - t – 3 меньше нуля для любых | t | ≤ 1.

2) а 0, а 0, а 0

f(0) = 11а – 3 а ,

f(1) = а - 6а – 1 + 11а - 3 а . 0 а .


3) а  0

а) D = 1 + 24а – 8а2

а  0, а 

б) t1t2

а  0,

D ≥ 0,

t0 = ,

f(0) = 11а – 3 

в) 1 t1t2


а  0,

D ≥ 0,

,

f(1) = 6а – 4 

Ответ: а  (-∞;  ).




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Шайхеразиева Лайля Назимовна

Дата: 14.05.2015

Номер свидетельства: 211435

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Программа элективного курса "Решение задач с параметрами" "
    ["seo_title"] => string(64) "proghramma-eliektivnogho-kursa-rieshieniie-zadach-s-paramietrami"
    ["file_id"] => string(6) "157156"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421562791"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Программа спецкурса по математике " Математика абитуриенту",11 класс "
    ["seo_title"] => string(72) "proghramma-spietskursa-po-matiematikie-matiematika-abituriientu-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "118819"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413266581"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Методика решения задач ЕГЭ по математике"
    ["seo_title"] => string(49) "mietodika-rieshieniia-zadach-iege-po-matiematikie"
    ["file_id"] => string(6) "277864"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453012953"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Особенности формирования  математической   компетентности  студентов в педагогическом колледже "
    ["seo_title"] => string(106) "osobiennosti-formirovaniia-matiematichieskoi-kompietientnosti-studientov-v-piedaghoghichieskom-kolliedzhie"
    ["file_id"] => string(6) "215927"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432824984"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства