Задачи на процентный прирост и вычисление сложных процентов
Задачи на процентный прирост и вычисление сложных процентов
Материал может быть использован учителями для проведения занятий элективного курса, посвященного задачам с процентами, а также будет полезен учащимся общеобразовательных учреждений для самостоятельной подготовки к итоговой аттестации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Задачи на процентный прирост и вычисление сложных процентов»
План-конспект факультативного занятия
Бологова М.А.,учитель математики
МБОУ-СОШ № 5 г.Орла
Тема: "ЗАДАЧИ НА ПРОЦЕНТНЫЙ ПРИРОСТ И ВЫЧИСЛЕНИЕ "СЛОЖНЫХ ПРОЦЕНТОВ."
Цель занятия: ввести понятие процентного прироста и рассмотреть примеры вычисления "сложных процентов".
Ход занятия
1. Введение. На первый взгляд, финансовая математика сводится к арифметике. В повседневной жизни дело обстоит именно так: совершая покупку, трудно бывает обойтись без калькулятора. Однако ситуация резко усложняется, если речь идет даже о небольших коммерческих операциях, не говоря уже о банковской деятельности.
Поэтому кроме арифметики в коммерческих и финансовых расчетах испльзуются алгебраические методы, методы математического анализа, теории вероятноятей, математической статистики и других разделов современной математики.
Эти методы могут быть элементарными, доступными школьнику, более сложными, изучаемыми в вузе, и весьма сложными, требующими привлечения профессиональных математиков. Существуют проблемы, для которых еще не найдены методы решения. Работа над ними ведется в университетах и исследовательских центрах многих стран, включая Россию.
2. Сообщение теоретических сведений.
Пусть некоторая переменная величина А, зависящая от t, в начальный момент времени t=0 имеет значение А0, а в некоторый момент времени t1 имеет значение А1.
Абсолютным приростом величины А за время t1 называется разность А1 - А0 , относительным приростом величины А за время t1 – отношение
и процентным приростом величины А за время t1 величина
×100%.
Процентный прирост обозначим p%.
А1 – А0
р % = × 100% А0
А1 –А0 =А0 р / 100 А1= А0+А0 р/100=А0(1+р/100) (1)
Формула (1) позволяет по заданному значению А0 и р найти А1, т.е. значение А в момент времени t1. Пусть делее известно, что при t t1 величина А имеет процентный прирост р%. Тогда в момент времени t2=2 t1 значение А2=А(t2) будет равно А2=А1(1+р/100)=А0(1+р/100)2
в момент времени tn= t1 × n Аn= А0(1+р/100)n
Если же процентный прирост за t1изменился на р1%, за t2 на р2%… tn pn%, то Аn =А0(1+р1/100)(1+р2/100) … (1+рn/100)
3.Решение упражнений. ЗАДАЧА 1.
Предприятие работало 3 года. Выработка продукции за второй год работы предприятия возросла на р% , а на следующий год она воз росла на 10% больше, чем в предыдущий. Определить на сколько про центов увеличилась выработка за второй год, если известно, что в общей сложности за два года она увеличилась на 48,59%.
РЕШЕНИЕ.
Обозначим количество продукции, произведенной за первый, второй и третий годы работы предприятия через А1, А2, А3 .
По условию задачи процентный прирост за второй год составил р%, а за третий – (р+10)%, т.е. А2-А1/А1×100%=р% А3-А2/А2×100%=(р+10)%
По условию известно, что за два года производство возросло на 48,59%, т.е. А3-А1/А1×100%=48,59%
Запишем полученные равенства в виде системы:
А2=А1(1+р/100) (1)
А3=А2(1+(р+10)/100) (2)
А3=А1(1+48,59/100) (3)
Подставим (1) в (2).
А3=А1(1+р/100)(1+(р+10)/100) ()
Из () и (3) получим
(1+р/100)(1+(р+10)/100)=1+48,59/100
(100+р) (100+р+10) 148,59
10000 100
10000+100р+1000+100р+р2+10р-14859=0
р2 +210р-3859=0
Д=2102 -4(-3859)=44100+15436=59536
-210+244 34
р1= = = 17 р2=-454/2=-227
2 2
Ответ: 17%.
ЗАДАЧА 2.
Сберкасса начисляет ежегодно 3% от суммы вклада. Через сколько лет сумма удвоится?
Население города ежегодно увеличивается на 1/50 наличного числа жителей. Через сколько лет население утроится?
РЕШЕНИЕ.
1/50=2/100=2%
Аn=А0(1+р/100)n
Аn=3А0 3А0=А0(1+р/100)n
3=(1+0,02)n
3=1,02n
lg 3=n lg1,2
lg3 0,47712
n= 55
lg1,02 0,00860017
Ответ: 55лет
4. Домашнее задание. – решить задачи.
1. За три года население города увеличилось с 2 000 000 до 2 315 250 человек. Найти средний годовой процент прироста населения.
2. Известно, что вклад, находящийся в банке с начала года, возрастает к
концу года на определенный процент (свой для каждого банка). В начале года 5/6 некоторого количества денег положили в 1-ый банк, оставшиеся деньги- во 2-ой банк . К концу года сумма этих вкладов стала равной 670 денежных единицам, а к концу следующего – 749 денежным единицам. Было подсчитано, что если бы первоначально 5/6 исходного количества денег положили во 2-ой банк, а оставшуюся часть в 1-ый, то по истечении одного года сумма вкладов в эти банки была бы равной 710 денежным единицам. В предположении, что исходное количество денег первоначально положено в 1-ый банк целиком, определить величину вклада по истечении 2-х лет.
Список литературы
1.Егерев В.К., Зайцев В.В., Кордемский Б.А. и др. Сборник задач по математике для поступающих в вузы под редакцией Сканави М.И. М.: «Высшая школа» ,1988г.
2.Крамор В.С. «Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры и начало анализа». М., «Просвещение» 1990 год.