Зачет как одна из форм организации контроля знаний обучающихся на уроках математики
Зачет как одна из форм организации контроля знаний обучающихся на уроках математики
До недавнего времени такая форма контроля знаний учащихся как зачет, проводилась преподавателями во внеурочное время в форме обычного индивидуального опроса обучающихся. Всвязи со сложностью освоения предмета математики оссновной массе обучающихся, возникла необходимость проведения зачетов непосредственно на уроках,используя разнообразные формы и методы их проведения. В даной работе представлены различны виды уроков-зачетов: тестирование, практикум, семинар, дидактическая игра, целью которых является не только определение уровня освоения изученного материала,но и повышение ответственности обучающихся за результаты своего труда, развития самостоятельности при работе с большим потоком информации, совершенствование системы учета знаний обучающихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Зачет как одна из форм организации контроля знаний обучающихся на уроках математики »
3
3.
В целях повышения ответственности учащихся за результаты своего труда, развития самостоятельности в овладении знаниями необходимо устранить стереотипность в обучении и воспитании, совершенствовать систему учета знаний учащихся. В этой связи мы решили осуществлять контроль знаний учащихся на ряду с распространенными формами письменных контрольных работ, устного опроса, проводить урокии зачеты. Как показшвает опыт , использовать эту форму удою но для итоговых проверок (по курсу, по отдельной теме, по большому разделу некоторой темы), в ходе которых фиксируются результаты обучения у всей группы учащихся.
В ходе зачета предполагается выявить состояние знаний учащихся на двух уровнях. Особенно важно проверить, усвоен ли обязательный для всех учащихся материал на минимально необходимом уровне. Для того, чтобы установить такой уровень, преподаватель должен проанализировать требования программы ш выявить согласно им те вопросы и задачи, с которыми должен уметь справиться любой учащийся. Если учащиеся в ходе зачета на такие вопросы могут ответить, то они заслуживают положительной оценки и готовы к продолжению обучения. Если нет, то считается, что они не освоили основной программный материал, имею пробелы. Проверяемый рахдел этот учащийся должен в дальнейшем пересдать.
Когда и как проводить зачет? Удобнее всего устроить зачет на итоговом уроке или на уроке обобщающего повторения по некоторым разделам,
Зачет проводится не внезапно. Перед изучением раздела, по которому планируется зачет, преподаватель предупреждает об этом учащихся На зачете присудствуют все учащиеся, т.к. он одновременно является уроком обобщающего повторения. Но это не означает, что на нем надо опросить всех учащихся. В .тех случаях, когда они получили пояоки- тельные оценки за все виды самостоятельных работ, за домашнии индивидуальные задания, за ответы на уроках им выставляются зачетные итоговые оценки по теме без дополнительного опроса. Однако предостав ляется возможность получить более высокий балл. Таким образом, на зачетном уроке опрашивается только часть учащихся. Им целесообразно предлагать дифференцированные задания с учетом результатов, показанных при текущих опросах.
Освобожденным от зачетов предлагаются дополнительные задания для их выполнения на уроке. Перед зачетом, на практических занятиях учащиеся должны закрепить и углубить теоретический материал, изучаемый раздел, научиться применять его на прктике, усвоить несколько алгоритмов решения типовых примеров и задач, подготовиться кзачету и контрольной работе
.
2.
На практических занятиях учащиеся учатся отвечать на вопросы, которые им будут предложены на зачете. Полезно планировать проведение на практических занятиях промежуточного контроля усвоения материала в форме математических диктантов или контрольных работ на 10 - 15 минут.
Почти каждая тема по математике требует знаний всех групп формул или свойств, которые применяются при выполнении упражнений. Простое их заучивание не дает результатов. Для усвоения формул целесообразно на 1-2 уроках отработать их на конкретном практическом материале, определить условие каждой формулы.
На следующем уроке проводится математический диктант. Промежуточный контроль позволяет своевременно обнаружить проблемв в знаниях учащихся и принять мерв к их ликвидации.
Шаким образом, на уроках практических занятий проводится дифференцированная работа с учащимися, с учетом интересов как сильных, так и слабых учеников. Учитывая, что некоторые учащиеся испытывают затруднения при усвоении теоретического материала, применяются следующие формы зачетов по математике: семинар, практикум, дидактическая игра.
ЗАЧЕТ - СЕМИНАР
Эффективность данного занятия в значительной мере зависит от организации его подготовки. На нее выделяется не менее двух недель. Учащимся сообщаются основные вопросы,по которым будет проведен опрос: указываются номера'задач из учебника, приемы решения, которыми должны овладеть все учащиеся; дается некоторый набор нестандартных задач, в процессе решения которых необходимо проявить элементы творчества. Распределяются индивидуальные и групповые задания по подготовке сообщений из истории возникновения и развития математических понятий, применению рассматриваемых вопросов на практике по профессии.
Ниже предлагается план урока-семинара, методы анализа уровня знаний учащихся при помощи:
а) программированного контроля. Варианты заданий заранее записываются на доске или проецируются на экран через графопроектор. Цель проведения работы - проверка сфррмированности умений ь навыков выполнения несложных упражнений.
г
Выполнив каждое задание в рабочей тетради, учащиеся выписыезют последовательно номера полученных ими ответов. В процессе фронтального опроса учеников, неверно указавших номер ответа, преподаватель выясняет какие заданий вызвали затруднения. Далее ведется устная или письменная работа по устранению ошибок. На проведение йроррзмв-
Ответы: I вариант - I, 2, 3; II вариант - 3, I,2, 4.
Дифференцированного опроса нескольких учащихся по вопросам теорий. Одному учащимуся предлагается вывести формулу для нахождения производной степенной функции , где принадлежит множеству натуральных чисел.
В Историческая спаравка о возникновении и развитии понятия производной (сообщение учащегося).
г) Решение примеров и задач, в процессе которых ведется проверка готовности учащихся к выполнения следующей контрольной работы.
I вариант
тш- mm Mill
А
I. Наити ппоизболн^/ю йункиии:
Оценки выставляются на основе ответов по параметрам:
знание вопросов теории ^определение понятия, знание формул, правил и хи обоснование);
умение применять теорию к решению задач.
Зачет семинар можно провести и в другой форме. Например, опишем семинар по разделу "Объемы".
' Цель зачета - проверить знания учащихся по данному разделу и их практическое применение.
На доске приготовлены заранее приготовлены четыре варианта заданий. В каждо варианте шесть пунктов: один вопрос из теории на вывод формулы площади поверхности одного из многогранников, пять задач. К примеру:
Вывести фррмулу площади боковой поверхности прямой
призмы.
Сторонн основания прямого параллелепипеа 5м и 4м, угол ме ду ними 301 высота параллелепипеда 8м. Наидите полную поверхность параллелепипеда.
В правильной треугольной призме сторона основания равна бм, а высота призмы 8м. Наидите полную поверхность призмы.
В правильной треугольной пирамиде сторона основания бм, а высота пирамиды - 13м. Наидите площадь полной поверхности пирамиды.
В правильной четырехугольной пирамиде высота равна бсм
и образует с боковым ребром пирамиды угол в 30. Вычислите площадь полной поверхности пирамиды.
В правильной четырехуголиной пирамиде радиус круга, опи
санного около его основания, равен 15см, а боковое ребро образует с плоскостью основания пирамиды угол в 60? Вычислите площадь полной поверхности пирамиды.
Группа соответственно делится на четыре подгруппы, причем так, чтобы в каждой группе были успевающие учащиеся. Они будут выполнять роль консультанта-помощника, которые сдали зачет во внеурочное время.
На подготовку первого вопроса учащимся отводится 10 минут. По истечению времени консультанты проводят опрос по своему варианту у учащихся своей подгруппы и выставляют им предварительные оценки. Далее учащиеся приступают к решению задач в специальных тетрадях для зачетов. По всем возникающим вопросам при ре решении, они обращаются к преподавателю или к своим консультантам.Показатель эффективности зачета в такой форме заключается в том, ято учащиеся чувствуют себя раскованно, отвечая своим товарищам, выясняют непонятные, им момент» в выводах формул и решений задач.
ЗАЧЕТ-ПРАКТИКУМ
Урок такого вида лучше проводить по тем разделам, где мало теоретических вопросов.
Урок начинается с разминки (5-7 минут) - решением устных задач. Каждая задача оценивается в два очка. Затем каждый ученик получает билет с 9-ю заданиями различной трудности. Решение каждой задачи оценивается определенным числом очков, в зависимости от степени сложности. Поскольку всем учащимся даются одинрковые задачи, то для внесения духа состязательности, а также чтобы предупредить списывание ре'камендуется каждую задачу решать на отдельном листе, сдавать его учителю, а затем решать очередную задачу на новом листе.
Зачет-практикум по теме: "Площади поверхностей тел вращения"
Разминка;
I и 2 варианты.
Осевое сечение цилиндра квадрат, площадь которого равна Збсм^ (100см2). НаитиS основания (S боковое$.
Осевое течение конуса равносторонний треугольник со стороной 6см(8см), Наити боковую поверхность конуса.
Задачи к зачету*практикуму,
Боковая поверхность цилиндра составляет половину его полной поверхности. Зная, что диагональосев ого сечения равна 5см, наити полную поверхность цилиндра. (б очков)
Образующая усеченного конуса равна 4см и наклонена к плоскости основания под углом 60. Зная, что радиус большего основания конуса равен Зсм, наити площадь боковой поверхности усеченного конуса. (б очков^
В цилиндре перпендикулярно к радиусу его основания, через его середину проведено сечение. В сечении образовался квадрат с площадью 16см2, Наити площадь полной поверхности цилиндра,
(3 очка)
Отношение площадей боковой и полной поверхности конуса равно 2:3. Найти угол между образующей и плоскостью основания конуса.
(8 оч
Составить уравнение сферы с центром в точке М(5;6;0) и проходящей через точку Р(-3;8; 19), (5
Точке, лежащая на касательной плоскости к сфере, удалена от ближайшей к ней точки сферы на 2см, а от точки касания на 18см. Наити площадь сферы. (5 очкш^
Около цилиндра описана правильная четырехугольная призма. Как относятся боковые поверхности этих тел. (7 очщЬ
Равнобедренный треугольник, у которого основание рзЕно ,
а угол при основании - вращается вокруг основани. Вычислите площадь поверхности тела вращения. (5 очков^
Прямоугольник со стороной бсм и диагональю Юсм вращают вокруг другой стороны. Наидите площадь поверхности
тела вращения. (4 очка^
Оценка по зачету-практикуму выставляется по следующим критериям: до 10 очков - "2" II-I5 очков - "3" 16-19 очков - "4" 20*"и выше - "5".
Sa каждые 10 очков после 20 можно ставить еще одну оценку "5й Для подведения итогов учителю рекомендуется иметь зачетную карту определенной формы, где учитываются все виды ответов, общее•количество очков и итоговая оценка.
Зачет-практикум можно провести и в другой форме. Рассмотрим зачет по теме "Исследование функции".
О проведении зачета сообщается в начале изучения данной
темы.
Известно, ято исследование любой функции проводится по общепринятой схеме, в которой 6-7 пунктов. Очень часто бывает так, что провести исследование функции по всем пунктам самостоятельно учащимся очень сложно. Вся группа делится на 4-5 команд, в каждой из которых назначается капитан. Коаанда подбирается учителем с учетом способностей учащихся, т. ел каждой команде должен быть "сильный" учащийся, и со средними знаниями, а также "слабые" учащиеся. Желательно, чтобы команда состляла из стольких человек, сколько пунктов в схеме исследования.
В первой половине зачета каждой команде дается по одной функции для исследования. Это задание тренировочное. В ходе его решения капитан выступает и как наблюдатель, и как главный консультант. При совместном решении выделяются учащиеся, которые наиболее хорошо провели исследование по некоторым отдельно взятым пунктом исследования. Капитан Есе это фиксирует у себя в тетради.
Цель подготовительной работы состоит в том, чтобы выявить
знания учащихся по тР
знания учащихся по теме и закрепить за каждым учеником команды пункт из схемы. Во второй полевике зачета командам да.,гся задание в семи экземплярах (каждому члену команды ) к пленка для квдоскопа. Каждый учащийся решает закрепленный зз ьлм пункт. Решения подписываются и сдаются капитану. Он решения объединяет и на пленке строит график, после ч^го сд£ет учителю.
Преподаватель проецирует график, построенный учащимися, и заго- те-ку верного графика кодоскопам на доску. Ученики сверяют свое решена с правильным. Они имеют возможность видеть результаты своей работы и ицен;•ь их. Оценки ставятся каждому за проделанную им работу. Дух соревнования, желание не подвести команду побуждают учащихея 6штъ активными как на протяжении изучения темы, так и на зачете, в в подготовительной его чает г*.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА
Этот зачет рекомендуем п: сводить после изучения некоторого раздела, включающего в себя много теоретического материали (теоремы,
формулы^.
Группу разбиваем на 3 команды. Назначаем капитанов, которые в ходе игры оценивают работу каждого игрока своей команды. Ба неделю до зачета раздаем вопросы, которые включает в себя определения понятий, доказательства тесреы, выводы формул и т.д.
Учителем заготавливаются заранее карт очки-задания качественных задач, решение которых основывается либо на определении, либо на каком-нибудь свойстве, следствии или формуле.
Ход игры. На столе, вокруг волчка раскладываются карточки Производится жеребьевка очередности ответов. Команды отвечают последовательно. Капитан команды, которой выпал М, крутит волчок, тем самым определяя задачу, которую они-должны решить в течение минуты.
Еадача зачитывается вслух для всех команд, и ее решение обсуждают также все команды. Если задача решена верно, команда получает 3 балла. ЕЬли же ответа нет или он неверный, то она получает О баллов, и право получить дополнительный балл дается той команде из оставшихся двуу, представитель которой раньше поднял руку. Еатем право выбора задачи переходит команде, которой выпад №2. И так до тех пор, пока на столе не останется карточек.Побеждает та команда, которая больше всех набирает баллов и которая дала ответы на все во ;росы.
Капитаны оценивают работу каждого учащегося из команды. Оценки выставляются в журнал. Работу капитанов оценивает учитель.ЗАЧЕТ. ПО TEME^ "Аксиемы стереометрии. Папаллель несть
прямых и плоскостей".
Мегут ли две различные плоскости иметь две различные ебщие прямые?
Мегут ли дей различные плоскости иметь три общие течки, на
лежащие на одн»й прямой? Ответ объяснить.
Плоскости ai и jb пересекаются по прямой . Прямм
в плоскостиJ, , пересекает плоскость^ в точке А?^Печему?
Даны две скрещивающиеся прямые Й и # . Известна, что прямая С- пересекает прямую (X . Как может располагаться прямая С пе отношен :ю к прямей & ?
8„ Могут ли быть параллельными прямые, полученные при пересечении
двух пересекающихся плоскостей третьей плоскостью? 9. Каким межет быть взаимное расположение прямых й viё , каждая из которых лежит в одной из двух различных параллельных плоскостей?
Дано: , £ l( CL .Доказать: СЖ^
Дано: О,/
Каким может быть взаимное расположение прямых d \ £ ?
Сторона АВ треугольника ABC лежит в плоскости X, . Как расположена относительно этой, плоскости прямаяM/V, преходящая через середины стерев АС л ВС?
Верно ли выссказывание:
если две прямые в престрвнстЕе не имеют ебщей точки, те они параллельны;
Может ли он. пересечь хотя бы одну из прямых в этой плоскости' 15о Прямые Q и £ не лежат в ®дней плоскости. Можно ли провести
прямую С параллельную прямым 6 ? Печем у? 16. Две р зличные прямые, пересекающгеся в течке А. Докажите, что все прямые, пересекающиеся с данными и не проходящие через течку А, лежат в одной плоскости.
Исходя из вышеизложенного, мы считаем, что опыт прев?: ешя зачетов показывает
Учащиеся стали белее ответственно походит к изучение данных предметов, заранее готовятся к зачету.
Повышается их интерес к предмету.
Систематическая организация контроля знаний старшеклассников
в форме зачета приводит к повышение касесгва знаний, совершенствует их учебные умения и навыки.
ВЛАДИКАВКАЗСКОЕ ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ Л 4 / ШВЕЙНЫЙ ЛИЦЕЙ /
Обсужден ка заседании " УТВЕРЖДАЮ» методической комиссии Зав. учебной частью ^ЗД^^%аллаева Т. К.
Протокол '?_£_от/fAff
Председатель МК'ЩАз^ Цопанова Б. А,
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМА: " ЗАЧЕТ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ УЧ-СЯ.»