По теме " Подходы к решению задач по математике в начальных классах по программе "Школа России" работала несколько лет. Вначале знакомилась со статьями по этой теме в печатных журналах и в интернете. Все приёмы пробировала на своих детях, работая в начальных классах. Обобщила опыт своей работы. Выступила на заседании методического объединения учителей начальных классов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Выступление на заседании мо»
Тема: Подходы к решению задач по программе «Школа России»
Своё выступление я начну с пояснения «что же такое решение задач»?
Термин «решение задачи» широко применяется в математике. Этим термином обозначают связанные между собой, но все же неодинаковые понятия:
решением задачи называют результат, т.е. ответ на требование задачи;
решением задачи называют процесс нахождения этого результата, т.е. вся деятельность человека, решающего задачу, с момента начала чтения задачи до конца;
решением задачи называют лишь те действия, которые происходят над условиями и их следствиями на основе общих положений математики для получения ответа задачи.
Анализируя учебники математика прошлых лет и учебники по новым ФГОС по программе «Школа России», наша группа нашла следующие изменения.
-обновлена тематика задач,
-введён разнообразный геометрический материал,
-даны занимательные задания, развивающие логическое мышление и воображение детей.
Учителя нашей группы сопоставили учебные цели, которые ставили перед собой учителя.
Раньше:
-научить решать задачи по математике.
В рамках ФГОС:
открытие новых знаний в процессе собственной деятельности, т.е. «обучение, обеспечивающее включения детей в учебно-познавательную деятельность»
- использование личного жизненного опыта, жизненных ситуаций.
Нами определены следующие подходы к решению задач по программе «Школа России»
частный подход – знакомство с алгоритмом и доведение его до автоматизма;
общий подход – заключается в знании, что такое задача, знании этапов решения задачи и умении выполнять эти этапы.
Частный подход основан на видах и типах задач, а общий на 4 этапах решения любой задачи.
4 этапа- 1.Анализ содержания задачи. 2.Поиск плана решения. 3.Выполнение плана решения задачи. 4. Проверка.
Группа учителей, работающих по программе «Школа России» выделили задачи, используемые по программе «Школа России».
-задачи с неполными данными,
-обратные задачи,
-моделирование задач по схеме, краткой записи, по таблице, по диаграмме, по чертежу,
-составление задач, связанных с жизненными ситуациями,
-соотнесение решений с разными решениями,
-постановка вопроса к условию,
-решение задач разными способами,
-решение задач с лишними данными,
-составление и решение задач с использованием формул,
-логические и нестандартные задачи.
В нашей программе рекомендованы методы для решения задач:
арифметический,
алгебраический,
графический,
практический,
логический,
смешанный,
табличный,
с помощью диаграмм.
Учителя, работая по программе «Школа России», используют 2 вида разбора сложной задач:
синтетический(рассуждения ведём от данных задач к её вопросу),
аналитический(от вопроса задачи - к данным).
При аналитическомспособе решения задачи выясняется, что нужно предварительно узнать, чтобы ответить на вопрос задачи. Чтобы помочь детям вести рассуждения аналитическим способом, можно использовать прием, называемый “деревом рассуждений”. Суть его состоит в том, что по ходу рассуждений строится схема, которая помогает увидеть, какие простые задачи следует выделить и каким будет план решения данной составной задачи.
Рассмотрим задачу из учебника «Математики» в 4 классе по программе «Школа России»
С одного поля собрали 240 ц картофеля, с другого в 2 раза меньше. 3-ю часть картофеля, собранного со 2-го поля, разложили в мешки по 50 кг каждый и увезли с поля поровну на 2-х машинах. Сколько мешков положили на каждую машину?
Составим модель задачи.
Собрали: 1 п. – 240 ц
2 п. - ? ц, в 2 раза
Разложили: 1/3 со 2 п. по 50 кг - ? м.
Увезли на 2-х маш. по ? м.
А теперь составим схему рассуждения по аналитическому способу.
Теперь вспомним синтетический способ решения задач.
Он характеризуется тем, что основным вопросом при поиске решения задачи является вопрос о том, что можно найти по двум или нескольким известным в тексте задачи числовым значениям. По вновь полученным числовым значениям и другим известным в задаче данным вновь ищется ответ на вопрос, что можно узнать по этим значениям. И так до ответа на вопрос составной задачи. Иными словами, суть этого способа состоит в вычленении простой задачи из предложенной составной и решении ее.
Составим схему рассуждения по синтетическому способу.