Выступление за заседании организационно-методического отдела МБОУ ДОД ЦВР
Выступление за заседании организационно-методического отдела МБОУ ДОД ЦВР
Выступление на заседании отдела по формам, методам проведения аттестации в учреждении дополнительного образования. Итоговая аттестация помогает узнать насколько дети усвоили дополнительную обраховательнию программу, помогает скоректировать программу, сделать педагогу выводы об усвлении программы
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Выступление за заседании организационно-методического отдела МБОУ ДОД ЦВР »
Процедура организации итоговой аттестации обучающихся вдетских объединениях Центра. Программа итоговой аттестации обучающихся МБОУ ДОД ЦВР
Автор: Педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД ЦВР Тоева А.Х.
В последнее время особое внимание в дополнительном образовании детей уделяется результативности обучения. Результативность - это, прежде всего, достижение обучающимися тех целей и задач, которые поставлены в образовательной программе педагога. Если цели и задачи поставлены, то педагог отслеживает их достижение. Лучшим средством для этого является аттестация обучающихся.
Итоговый контроль проводится с целью определения степени достижения результатов обучения, закрепления знаний, ориентации обучающихся на дальнейшее самостоятельное обучение сведений для совершенствования педагогом образовательной программы и методики обучения.
ЧТО НЕОБХОДИМО ПРОВЕРЯТЬ?
Любая диагностика в объединении дополнительного образования должна определить, во-первых, уровень подготовки каждого ребенка, и, во-вторых, уровень всего детского объединения в целом.
Что необходимо выявить, чтобы стал ясен уровень подготовки каждого ребенка? Ответ на этот вопрос, в принципе, является очевидным для всех педагогов дополнительного образования: проверке подлежат теоретические знания и практические умения и навыки, которые педагог определил в соответствующем разделе своей образовательной программы. Для каждого года обучения в программе четко определено, что обучающиеся должны знать и что они должны уметь. Вот это и служит предметом проверки.
КАК ЧАСТО НЕОБХОДИМО ОСУЩЕСТВЛЯТЬ КОНТРОЛЬ?
Если нормативные документы учреждения не устанавливают обязательного количественного минимума для проведения аттестации, то эту задачу решает сам педагог. Остановимся на некоторых моментах, которые должны помочь ему выбрать нужную периодичность аттестации.
Итак, первое, что необходимо сделать, когда ребенок пришел в ваше объединение - зафиксировать его начальный уровень (знаний, навыков, развития и т.п.). Ведь не зная начального уровня, невозможно оценить достигнутый результат. Выявить начальный уровень помогает предварительная, или начальная аттестация. Она, как правило, проводится в сентябре, когда комплектуется группа. Однако, если к вам пришел ребенок в течение учебного года, он также должен пройти через это испытание. Как конкретно можно провести эту аттестацию, может определить сам педагог, как специалист в своей области.
После того, как проведена предварительная аттестация, частота дальнейших проверок зависит от предпочтений педагога: у кого-то он проводится на каждом занятии (текущий контроль), после изучения каждой темы (тематический контроль) или раздела (итоговый контроль). Многие могут выбрать в качестве рубежа определенный период: календарный месяц, учебную четверть, триместр и т.п.
Если рассматривать учебный год в качестве некого самостоятельного отрезка, то оценить успешность воспитанников можно, если знать их уровень в начале года, в середине года и в конце года. Эта простая схема: "начало - середина - конец" является универсальной для проведения аттестации и наиболее распространенной в учреждениях дополнительного образования. Рассмотрим ее чуть подробнее.
В сентябре ребенок проходит входную аттестацию (если речь идет о втором, третьем и т.д. годе обучения). Ее задача - установить, на каком уровне находится воспитанник к началу учебного года. Не секрет, что после летнего перерыва обучающиеся многое забывают, и, если это так, придется соответствующим образом скорректировать свою деятельность. В середине года проводится текущая аттестация. На ней проверяется, как усвоили учащиеся пройденный за полгода материал. Необходимость этого этапа очевидна: если не проверить результативность обучения сейчас, то к моменту следующей проверки - в конце года - будет уже поздно что-либо исправлять. И, наконец, в конце учебного года проводится промежуточная аттестация, когда проверяется уровень усвоения программы, изученной за определенный год обучения, или итоговая аттестация, если этот год является последним годом обучения и проверяется знание всей программы в целом.
Таким образом, производить аттестацию обучающихся лучше всего три раза в учебном году: в начале, в середине и в конце. Так будет обеспечено постоянное, непрерывное наблюдение за результативностью обучения, которое называется "мониторинг" (от английского "monitor" - "следить, вести наблюдение"). Между этими проверками педагог может проводить текущий, тематический и любой другой контроль.
Сопоставляя начальный уровень ребенка (результаты предварительной аттестации) и конечный (результаты промежуточной или итоговой аттестации), можно судить о достигнутых результатах. Сопоставление исходного и конечного общего уровня (то есть все воспитанников в целом) позволяет судить о мастерстве педагога. Аттестация в середине года позволит педагогу увидеть имеющиеся недоработки и вовремя скорректировать работу с детьми.
КАКИЕ ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ ЛУЧШЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ?
Существующие в настоящий момент нормативные документы предоставляют возможность педагогу использовать любые формы аттестации обучающихся, какие он сочтет нужным. Непременным методическим условием при их выборе является возможность проверить тот результат, который хочет получить педагог. Форма аттестации также должна учитывать возраст ребенка, уровень его подготовки и его индивидуальные особенности. Это могут быть, в зависимости от предмета изучения: собеседование, тестирование, творческие и самостоятельные исследовательские работы, контрольные уроки, практические работы, зачеты, выставки, отчетные концерты, спортивные соревнования, интеллектуальные состязания, конкурсы, олимпиады, конференции, турниры, контрольные уроки, итоговые занятия, концертное прослушивание, защита творческих работ и проектов, доклад и т.д.
Как правило, спортсменам больше подходит такая форма аттестации как соревнование или выполнение контрольных нормативов, педагогам по декоративно-прикладному творчеству - выставка работ учащихся, музыкальным и танцевальным коллективам - концерт, техническим объединениям - выполнение зачетной работы, туристам - поход, краеведам - защита творческих и исследовательских работ учащихся и т.п. Почти универсальной формой проверки является тестирование. Его можно применить практически в любой направленности при проверке теоретической подготовки воспитанников. Как мы знаем, аттестация предполагает проверку и практических умений и навыков, и теоретических знаний.
Отсутствие теоретической проверки - одно из самых слабых мест всех педагогов, которые проводят аттестацию. Ведь при проведении соревнования, выставки, концерта и т.п. мы видим, что дети умеют, но не видим, что они знают. Между тем, образование без знания теории - это неполноценное образование, поэтому теоретическая подготовка должна проверяться так же, как и практическая. Здесь можно порекомендовать два пути: либо умения и навыки проверять одной формой, а теорию - другой (возможно, для этого придется проводить еще одно занятие), либо совместить эти два вида проверки в одной форме. Это может быть:
Для педагогов по ИЗО и декоративно-прикладному творчеству: Просмотр выставочных работ: ребенок вместе с педагогом готовит выставку своих работ, а потом представляет их: рассказывает, в какой технике выполнен тот или иной рисунок, каковы его композиционные особенности, цветовая гамма и т.п. теоретические аспекты;
Для педагогов музыкальной направленности: Концертное прослушивание (представление): ребенок не только исполняет какое-либо произведение, но и представляет его: рассказывает, из скольких частей оно состоит, в какой тональности исполняется, кто его автор и т.п.
Для педагогов по техническому творчеству: Выставка-презентация: на стенде выставляется работа воспитанника (техническая модель и т.п.) и он проводит по ней своеобразную "экскурсию".
Для педагогов большинства направленностей: Защита работы: ребенок создает работу (проект, доклад, презентацию, диплом и т.п.) и проводит ее публичную защиту.
Примерные форма проведения итоговой аттестации
Для обучающихся
старшего и среднего
школьного возраста
Для обучающихся
младшего школьного
возраста
Для обучающихся
дошкольного
возраста
Аукцион знаний
Выставка
Выпускной ринг
Доклад
Диспут
Интеллектуальная игра
Зачет
Защита творческих работ
и проектов
Защита реферата
Конкурс
Контрольная работа
Концерт
Конференция
Кроссворд
«Мозговой штурм»
Олимпиада
Реферат
Собеседование
Соревнование
Сдача спортивных
и туристических
нормативов
Тематический альбом
Тестирование
(тест различения,
тест опознания,
тест на завершение, тест-задача
с выбором ответа)
Экзамен
Беседа
Викторина
Игра
Интеллектуальная игра
Конкурс
Контрольная работа
Концерт
Кроссворд
Олимпиада
Путешествие
Сдача спортивных
и туристических нормативов
Соревнование
Тестирование
Устный журнал
Игра
Беседа
Викторина
Конкурс
Концерт
Кроссворд
Путешествие
Сказка
Соревнование
Подбирать форму аттестации желательно так, чтобы ребенок видел свой "рост", ему было очевидно, что он продвинулся в своем развитии.
В качестве примера можно привести выставку работ воспитанника, когда присутствуют все его работы, выполненные в течение года: ребенок сразу видит рост своего мастерства. Есть такие педагоги, которые в течение нескольких лет ведут видеомониторинг: с помощью родителей снимают на видеокамеру подготовку к мероприятиям, сами мероприятия и отчетные выступления детей в течение всего периода их обучения. Таким образом, помимо возможности сразу же указать ребенку на его ошибки, можно легко увидеть (сопоставляя записи разных лет), насколько далеко продвинулся каждый воспитанник по сравнению со своим первоначальным уровнем.
Наконец, если мы свободны в выборе форм аттестации, лучше остановиться на той, которая бы была интересной и увлекательной для детей. Здесь подойдут самые разные формы: игра, конкурсы мастерства, викторина, кроссворды и т.п. Правильный выбор форм аттестации обучающихся говорит о профессиональном мастерстве педагога дополнительного образования.
КАКИЕ ФОРМЫ ОЦЕНКИ ЛУЧШЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ?
Условия, в которых существует сейчас дополнительное образование, предоставляют педагогу право самому выбирать форму оценки обучающихся при проведении аттестации. Это может быть и обычная пятибалльная система, и система уровней или рейтингов (высокий, средний, низкий), и отметка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно"), и разнообразные пиктограммы (кружочки, крестики, рисунки) и т.д.
Одним словом, выбор за педагогом. Следует только помнить, что форма оценки должна быть понятна детям и адекватно отражать уровень их подготовки. И еще то, о чем необходимо помнить педагогу дополнительного образования: согласно "Положению об аттестации обучающихся" общей для всех формой оценки является уровень (высокий, средний, низкий). Именно в этом виде информация о результатах аттестации подается администрации Центра внешкольной работы. Поэтому свою собственную систему оценки педагог обязательно должен соотнести с этими тремя уровнями.
КРИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ.
Главным критерием уровня теоретической и практической подготовки воспитанников является соответствие его программным требованиям.
Педагог устанавливает вполне конкретные показатели соответствия теоретической и практической подготовки обучающихся программным требованиям, соотнося их с трехуровневой системой, принятой в учреждении. Так, высокий уровень может получить лишь тот воспитанник, который успешно освоил более 70% содержания образовательной программы, подлежащей аттестации; средний уровень - от 50% до 70% содержания образовательной программы, подлежащей аттестации; низкий уровень - менее 50% содержания образовательной программы, подлежащей аттестации.
Как уже отмечалось выше, для педагогов, как правило, не составляет большого труда оценить уровень практических умений и навыков детей (здесь критерии результативности педагог назовет буквально "с ходу"), а вот с оценкой теоретической подготовки возникают трудности. Как подобрать такой критерий, который бы не превращал запоминание теоретического материала в мучение, но, в то же время отражал знания ребенка в области теории? Исходя из опыта других учреждений, можно посоветовать использовать такой критерий: способность ребенка ответить на простые вопросы по всем темам, изученным за год. Это может быть взято за основу, например, среднего уровня результативности. Если ребенок не знает даже этого, то это - низкий уровень, а если может ответить не на простые, а сложные вопросы по теории, то, безусловно, его следует отнести к высокому уровню.
ЧТО ДЕЛАТЬ С РЕЗУЛЬТАТАМИ АТТЕСТАЦИИ?
Полученные результаты аттестации необходимы для выполнения двух важных действий: во-первых, для перевода обучающихся на следующий год (этап) обучения и, во-вторых, для тщательного анализа самим педагогом, по результатам которого либо в процесс обучения вносятся коррективы (если результаты аттестации отрицательные), либо принимается решение никаких изменений не вносить (если результаты аттестации положительные) и продолжать работу в том же успешном ключе.
Перевод обучающихся на следующий год обучения возможен, если они показали достаточный уровень знаний, умений и навыков, то есть освоили программу в необходимой мере. Это - первый итог подведения результатов аттестации.
Не будет преувеличением сказать, что любые результаты имею смысл только в том случае, если по ним, после соответствующей обработки, принимаются какие-то решения. Вне зависимости от того, какие результаты показали воспитанники объединения - высокие или низкие, - педагог должен подвергнуть их анализу. Примерные направления анализа и параметры подведения итогов результатов аттестации:
Направления анализа результатов аттестации учащихся. Параметры подведения итогов
1 Уровень теоретической подготовки воспитанников в конкретной образовательной области; степень сформированности практических умений и навыков детей в выбранном ими виде творческой деятельности . Уровень знаний, умений, навыков обучающихся
2 Полнота выполнения образовательной программы детского объединения. Количество воспитанников, полностью освоивших образовательную программу, освоивших программу в необходимой степени.
3 Выявление причин, способствующих или препятствующих полноценной реализации образовательной программы. Перечень основных причин невыполнения детьми образовательной программы;
Конечно, педагог может ввести свои собственные направления анализа, например, качество изучения какой-либо темы или успешность выступления на концерте, представлении и т.п. Важно, чтобы результаты аттестации не оставались бы без внимания, и, в случае необходимости, по ним оперативно бы принимались нужные решения.
КАК ЛУЧШЕ ОЦЕНИТЬ УРОВЕНЬ КАЖДОГО ВОСПИТАННИКА И ОБЪЕДИНЕНИЯ В ЦЕЛОМ?
Как проверить знания, умения и навыки, то есть уровень освоения образовательной программы воспитанником, так, чтобы результат был максимально беспристрастным и объективным? Предлагаю следующую методику, которая используется в некоторых учреждениях дополнительного образования.
Как известно, образовательная программа состоит из учебных тем. Сначала нам надо определить, насколько хорошо воспитанник усвоил каждую тему. Делается это так. Педагог определяет теоретические и практические требования к конкретной теме, например: правильно ответить на три вопроса и выполнить четыре задания. Таким образом, у нас всего семь оцениваемых параметров.
Предположим, учащийся показал следующие результаты:
№
Оцениваемые параметры
Результаты учащегося
1
2
3
4
5
6
7
1-й теоретический вопрос
2-й теоретический вопрос
3-й теоретический вопрос
1-е практическое задание.
2-е практическое задание.
3-е практическое задание.
4-е практическое задание.
+ (правильно)
- (неправильно)
+ (правильно)
+ (правильно)
- (неправильно)
- (неправильно)
+ (правильно)
Итак, учащийся из семи параметров освоил четыре. Делим это число на общее количество заданий по теме и умножаем на 100%: (4:7)х100%=60%. Таким образом, данную тему воспитанник усвоил на 60%, что соответствует среднему уровню. Предположим, в образовательной программе всего три темы, которые учащийся усвоил, соответственно на 100%, 80% и 60%. Складываем эти значения и делим на количество тем в программе: (100%+80%+60%):3=80%. Получается, что учащийся усвоил программу на 80% - это высокий уровень.
Как определить общий уровень объединения в целом? Предлагаю два количественно-качественных параметра: во-первых, сколько учащихся имеют высокий, средний и низкий уровень знаний, и, во-вторых, степень выполнения учащимися образовательной программы (сколько детей - полностью, сколько - в необходимой степени; все это легко перевести в проценты).
Говорить о полном, то есть 100% усвоении образовательной программы мы можем, если только учащийся имеет высокий уровень обучения (высокий уровень - это усвоение более 70% содержания программы). Поэтому количество учащихся, полностью освоивших образовательную программу, соответствует количеству учащихся, имеющих высокий уровень. Остальные воспитанники, то есть имеющие средний и низкий уровень, будут относиться к группе, освоивших программу в необходимой степени.
Если большинство учащихся полностью освоило программу, то есть имеют высокий уровень знаний, значит, общий уровень объединения хороший.
Также о хорошем уровне объединения говорит количество воспитанников, имеющих высокий и средний уровень по отношению к общей численности. Если большинство воспитанников имеет высокий и средний уровень, то объединение работает хорошо. Здесь можно предложить формулу качества, которая используется в школьном образовании: сложить количество воспитанников, имеющих высокий и средний уровень, разделить это число на общее количество учащихся в объединении и умножить результат на 100%. Получившийся процентный результат и будет отражать качество обучения. Приведем пример. В детском объединении 20 воспитанников: 8 имеют высокий уровень, 11 - средний и 1 - низкий. Тогда ((8+11):20)х100%=95%. Таков показатель качества обучения.