Возможности применения информационных технологий на уроках математики
Возможности применения информационных технологий на уроках математики
Возможности применения информационных технологий на уроках математики
А.В. Иванова
Л.А. Паничкина
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №14 имени А.М. Мамонова»
(г. Старый Оскол)
В современном образовании уделяют большое внимание цифровизации, как одной из составляющих информационных технологий, являющихся неотъемлемой частью образовательного процесса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Возможности применения информационных технологий на уроках математики»
Возможности применения информационных технологий на уроках математики
А.В. Иванова
Л.А. Паничкина
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №14 имени А.М. Мамонова»
(г. Старый Оскол)
В современном образовании уделяют большое внимание цифровизации, как одной из составляющих информационных технологий, являющихся неотъемлемой частью образовательного процесса.
Термин «цифровизация» трактуется по-разному, в зависимости от области внедрения. Но общий смысл сводится к улучшению процесса для наилучшего удовлетворения требований общества.
Так, цифровизация в образовании – это внедрение в образовательный процесс цифровых технологий, направленное на улучшение качества образования.
При реализации данного преобразования, на наш взгляд, необходимо учитывать два основных фактора: материально-технический и человеческий.
К человеческим факторам относится психологическая готовность и повышение квалификации педагогов. Существуют психологические аспекты, замедляющие процесс цифровизации образования. Однако, большинство современных педагогов на довольно высоком уровне владеют информационными технологиями благодаря курсам повышения квалификации, которые в достаточном объеме проводятся в большинстве регионах Российской Федерации, а также постоянному самообразованию и заинтересованности в получении высоких образовательных результатов.
Что же касается материально – технического фактора, то первым делом необходимо оснащение образовательного процесса новой компьютерной техникой. Также нужно организовать качественный выход в глобальную сеть ко всем образовательным ресурсам.
Компьютерные технологии значительно упрощают многие аспекты нашей жизни. Уроки математики не являются тому исключением. Компьютерные технологии помогают разнообразить и сделать уроки гораздо ярче и интереснее.
Компьютер является универсальным инструментом, его применение на уроках математики позволяет не только более понятным образом отобразить определенную информацию, но также и осуществлять постоянный контроль знаний учеников. Использование компьютерных технологий является универсальным, так как программы могут быть использованы как в классе, с помощью учителя, так и самостоятельно дома.
Основную работу с информационными технологиями в контексте математики можно разделить на поисково-исследовательскую, работу на уроке, организацию дистанционного взаимодействия.
Для дополнительной работы (проектной деятельности, подготовке к конкурсам, олимпиадам, экзаменам), могут активно использоваться электронные библиотеки, энциклопедии, онлайн - тренажеры, образовательные порталы.
При работе на уроках рационально использовать электронные учебники, презентации, тесты на основе презентаций, электронных таблиц. Электронные таблицы также можно применять при исследовании функций. При изучении разных способов решения задач и уравнений можно обратиться к программам-калькуляторам. Данные программы используются как на телефонах, так и на планшетах, компьютерах. Например, программа PhotoMath — это калькулятор, использующий камеру смартфона — достаточно навести камеру на математическую задачу, и PhotoMath сразу же выдаст ответ, с поэтапным решением задачи.
Программа MalMathпредназначенадля решения математических задач с пошаговым описанием и графическим изображением. Генерирует случайные математические задачи в нескольких категориях и уровнях сложности. Работает автономно. Можно сохранить или поделиться решениями и графиками.
GeoGebra — бесплатная математическая программа, обладающая множеством возможностей в области геометрии, алгебры, различных вычислений. Позволяет строить графики, чертежи, кривые, выполнять действия с матрицами, комплексными числами, работать с таблицами и многое другое.
Операционная система Linux в прикладных программах имеет приложения для работы с дробями, процентами, функциями, геометрическими фигурами и т. д.
Программа «Упражнения с дробями» (KBruch) небольшая программа для развития навыков вычисления дробей. В ней представлено четыре вида упражнений: «Вычисления», «Сравнение», «Преобразование», «Разложение на множители».
«Упражнения с процентами» (KPercentage) небольшое приложение, помогающее школьникам улучшить их навыки решения простых упражнений с процентами. Её целесообразно использовать на уроках в 6 – 8 классах при изучении темы «Задачи на проценты», на элективных курсах в рамках предпрофильной подготовки и профильном обучении, в 9 и 11 классах при подготовке к итоговой аттестации. KPercentage является частью проекта KDE «Образование»
Программа «Интерактивная геометрия» (Kig) расширяет наглядное представление преподавания геометрического материала на уроках математики в 5 – 9 классах, может быть использована при подготовке к ГИА и ЕГЭ. Использование перечисленных прикладных программ повышает интерес к изучению математики, развивает пространственное воображение и алгоритмическую культуру устных вычислений.
Прикладные программы «Линукс Мастер» можно использовать и для групповых занятий, согласно составленным программам.
Организация дистанционного взаимодействия – важная составляющая цифровизации образовательного процесса. Практически каждый ребенок и учитель сегодня пользуется соц. сетями и мессенджерами. Создание тематических групп позволяет взаимодействовать учителю и ученику во внешкольное время.
Большое внимание должно уделяться персональному сайту педагога, на котором размещается актуальная, интересная информация.
Проведение одного урока для нескольких классов в режиме реального времени может решить проблему нехватки кадров в период курсового обучения. Также организовать обучение детей, находящихся на длительном лечении.
Обучение на дому также рационально организовать в формате реального времени.
При использовании информационных, цифровых технологий в математическом образовании школьников можно добиться следующих результатов:
повышение мотивации обучения
увеличение индивидуальной активности
формирование информационной компетенции
повышение качества образования
Для улучшения качества применения современных технологий в образовании необходимо постоянное взаимодействие представителей образования и науки, мощная поддержка этого процесса со стороны государства в материальном плане для всех участников образовательного процесса. Педагоги школ должны своевременно реагировать на все изменения, происходящие в образовании, разумно использовать информационные возможности современного мира, выявлять и решать актуальные проблемы информатизации, постоянно самообразовываться и вести свою деятельность таким образом, чтобы сохранить целостность и гармоничность развития личности каждого ребенка.