kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Возможности различных предметов для формирования универсальных учебных действий

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность выбора темы определена новыми социальными запросами к общему образованию, которые:

- отражают трансформацию России из индустриального в постиндустри-альное (информационное) общество, основанное на знаниях и высоком инновационном потенциале;

- исходят из быстрого обновления знаний в условиях развернувшихся процессов глобализации, информатизации;

- выдвигают требования повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования;

- определяют новые цели общего образования и стратегию его развития.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«возможности различных предметов для формирования универсальных учебных действий »

ВОЗМОЖНОСТИ РАЗЛИЧНЫХ ПРЕДМЕТОВ  ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ  УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ   подготовила учитель математики  МОУ-СОШ с.Староселье  Шкаранова А.М. 2014-2015 уч. год.

ВОЗМОЖНОСТИ РАЗЛИЧНЫХ ПРЕДМЕТОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ подготовила учитель математики МОУ-СОШ с.Староселье Шкаранова А.М. 2014-2015 уч. год.

План 1.  Актуальность формирования УУД для современного общества . 2. Универсальные учебные действия 2.1 Понятие УУД. 2.2 Функции универсальных учебных действий. 2.3 Виды универсальных учебных действий: 2.4. Способы формирования универсальных учебных действий (способы, методы) 2.5 Возможности различных предметов в формировании УУД.

План

1. Актуальность формирования УУД для современного общества .

2. Универсальные учебные действия

2.1 Понятие УУД.

2.2 Функции универсальных учебных действий.

2.3 Виды универсальных учебных действий:

2.4. Способы формирования универсальных учебных действий (способы, методы)

2.5 Возможности различных предметов в формировании УУД.

Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования:  от цели усвоения знаний, умений и навыков  к цели развития Личности учащегося

Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития Личности учащегося

Основные требования общества к образовательной системе:

Основные требования общества к образовательной системе:

  • - формирование культурной идентичности учащихся как граждан России;
  • - сохранение единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы;
  • - обеспечение равенства и доступности образования при различных стартовых возможностях;
  • - достижение социальной консолидации и согласия в условиях роста социального, этнического, религиозного и культурного разнообразия нашего общества на основе формирования культурной идентичности и общности всех граждан и народов России;
  • - формирование универсальных учебных действий, порождающих образ мира и определяющих способность личности к обучению, познанию, сотрудничеству, освоению и преобразованию окружающего мира.
Основная характеристика изменившихся  требований к общему образованию «Ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных возможностей» ( Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года )  «Приоритет  начального общего образования –  формирование общих учебных умений и навыков , уровень освоения которых в значительное мере предопределяет успешность всего последующего обучения». ( Федеральный компонент государственного стандарта )

Основная характеристика изменившихся требований к общему образованию

  • «Ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных возможностей»

( Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года )

  • «Приоритет начального общего образования

формирование общих учебных умений и навыков , уровень освоения которых в значительное мере предопределяет успешность всего последующего обучения».

( Федеральный компонент государственного стандарта )

Необходимость пересмотра целей образования

Необходимость пересмотра целей образования

цели образования «умение учиться»
  • цели образования «умение учиться»
2.Общая характеристика универсальных учебных действий и способы их формирования в образовательном процессе.

2.Общая характеристика универсальных учебных действий и способы их формирования в образовательном процессе.

Универсальные учебные действия

Универсальные учебные действия

  • способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта;
  • совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятель-ному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Функции универсальных учебных действий

Функции универсальных учебных действий

  • - обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
  • - создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности « научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;
  • - обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.
3. ВИДЫ универсальных учебных действий

3. ВИДЫ универсальных учебных действий

Виды универсальных учебных действий Личностные Регулятивные Общепознавательные Коммуникативные

Виды универсальных учебных действий

  • Личностные
  • Регулятивные
  • Общепознавательные
  • Коммуникативные

Личностные УУД Личностные  УУД Смысло- образование Нравственно- этическое  оценивание Самопознание и само- определение

Личностные УУД

Личностные

УУД

Смысло-

образование

Нравственно-

этическое

оценивание

Самопознание

и само-

определение

Обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
  • Обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Личностные УУД - смыслообразование

Личностные УУД - смыслообразование

  • установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов
  • установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом - определение того «какое значение, смысл имеет для меня учение»
Личностные УУД – нравственно-этическая ориентация

Личностные УУД – нравственно-этическая ориентация

  • Выделение морально-этического содержания событий и действий
  • Построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора
  • Нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм
  • Ориентировка в моральной дилемме и осуществление личностного морального выбора
Личностные УУД – Самопознание и самоопределение

Личностные УУД – Самопознание и самоопределение

  • Построение образа Я (Я-концепции), включая самоотношение и самооценку
  • Формирование идентичности личности
  • Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе
Виды УУД –  Регулятивные действия Регулятив- ные действия Целепола- гание Планиро- вание Прогно- зирование Контроль Коррекция Оценка Волевая само регу- ляция

Виды УУД – Регулятивные действия

Регулятив-

ные

действия

Целепола-

гание

Планиро-

вание

Прогно-

зирование

Контроль

Коррекция

Оценка

Волевая

само

регу-

ляция

Обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.
  • Обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.
Регулятивные УУД

Регулятивные УУД

  • Целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  • Планирование – определение после-довательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
Регулятивные УУД

Регулятивные УУД

  • Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
  • Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
Регулятивные УУД

Регулятивные УУД

  • Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
  • Оценка - выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
Регулятивные УУД   Волевая саморегуляция как способность  - к мобилизации сил и энергии;  к волевому усилию; - выбору в ситуации конфликта мотивов; - к преодолению препятствий; - эмоциональная устойчивость к стрессам и фрустрации; - эффективные стратегии совладания с трудными жизненными ситуациями

Регулятивные УУД

Волевая саморегуляция как способность

- к мобилизации сил и энергии;

  • к волевому усилию;
  • - выбору в ситуации конфликта мотивов;

- к преодолению препятствий;

- эмоциональная устойчивость к стрессам и фрустрации;

- эффективные стратегии совладания с трудными жизненными ситуациями

Познава- тельные действия Обще- учебные  Логические Постановка  и решение  проблем

Познава-

тельные

действия

Обще-

учебные

Логические

Постановка

и решение

проблем

Общеучебные УУД

Общеучебные УУД

  • Самостоятельное выделение и формулирование учебной цели
  • Информационный поиск
  • Знаково-символические действия
  • Структурирование знаний
  • Произвольное и осознанное построение речевого высказывания (устно и письменно)
Общеучебные УУД

Общеучебные УУД

  • Смысловое чтение текстов различных жанров; извлечение информации в соответствии с целью чтения
  • Рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность
  • Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий
Общеучебные УУД – знаково-символические Знаково-символические действия выполняют функции - отображения учебного материала; - выделения существенного; - отрыва от конкретных ситуативных значений; - формирования обобщенных знаний. Виды знаково-символических действий: Замещение Кодирование / декодирование Моделирование

Общеучебные УУД – знаково-символические

Знаково-символические действия выполняют функции

  • - отображения учебного материала;
  • - выделения существенного;
  • - отрыва от конкретных ситуативных значений;
  • - формирования обобщенных знаний.

Виды знаково-символических действий:

  • Замещение
  • Кодирование / декодирование
  • Моделирование

Познавательные УУД – логические действия

Познавательные УУД – логические действия

  • Анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков
  • Синтез как составление целого из частей, в том числе с восполнением недостающих компонентов
  • Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, сериации объектов
Познавательные УУД – логические действия

Познавательные УУД – логические действия

  • Подведение под понятия, выведение следствий
  • Установление причинно-следственных связей
  • Построение логической цепи рассуждения
  • Выдвижение гипотез, их обоснование
  • Доказательство
Познавательные УУД – Постановка и решение проблем Формулирование проблемы Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Познавательные УУД – Постановка и решение проблем

  • Формулирование проблемы
  • Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные УУД Коммуни- кативные  действия Планиро- вание учебного сотрудни- чества Постановка вопросов Построение речевых высказы- ваний Лидерство и согласование действий с партнером

Коммуникативные УУД

Коммуни-

кативные

действия

Планиро-

вание

учебного

сотрудни-

чества

Постановка

вопросов

Построение

речевых

высказы-

ваний

Лидерство и

согласование

действий с

партнером

Обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем.
  • Обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Аспекты коммуникативной деятельности Коммуникация как взаимодействие  Коммуникация как кооперация

Аспекты коммуникативной деятельности

  • Коммуникация как взаимодействие

  • Коммуникация как кооперация

  • Коммуникация как условие интериоризации
Коммуникация как взаимодействие   (учет позиции собеседника)

Коммуникация как взаимодействие (учет позиции собеседника)

Коммуникация как  кооперация   (согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности, приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников)

Коммуникация как кооперация (согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности, приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников)

Коммуникация как условие интериоризации    (коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становление рефлексии)

Коммуникация как условие интериоризации (коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становление рефлексии)

4.Условия,  обеспечивающие развитие  универсальных учебных действий  в образовательном процессе

4.Условия, обеспечивающие развитие универсальных учебных действий в образовательном процессе

Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценностно- личностного, познавательного развития учащихся реализуется в рамках целостного образовательного процесса в ходе изучения системы учебных предметов и дисциплин, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества и решения важных задач жизнедеятельности учащихся.
  • Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценностно- личностного, познавательного развития учащихся реализуется в рамках целостного образовательного процесса в ходе изучения системы учебных предметов и дисциплин, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества и решения важных задач жизнедеятельности учащихся.
От стихийности – к целенаправленному и планомерному формированию универсальных учебных действий

От стихийности – к целенаправленному и планомерному формированию универсальных учебных действий

Взгляд на учебный процесс Учебный процесс – фокус, в котором «сходятся»:

Взгляд на учебный процесс

Учебный процесс – фокус,

в котором «сходятся»:

  • изучаемый учебный материал
  • формируемые учебные действия
  • система оценивания – как элемент содержания и средство «учения-обучения-самообразования»
Базовые педагогические технологии

Базовые педагогические

технологии

  • УРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
  • ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ «УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ»
  • ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  • ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Уровневая дифференциация Выделение и открытое предъявление учащимся базовых и повышенных требований к результатам  освоения данного раздела/темы курса Обязательность освоения требований базового уровня Добровольность освоения повышенных уровней Альтернативность Реалистичность требований Предъявление требований с помощью учебных заданий Предъявление требований с помощью учебных заданий Оценка «зачтено» Оценки «4», «5» Работа в группах подвижного состава Накопленная оценка

Уровневая дифференциация

Выделение и открытое предъявление учащимся

базовых и повышенных требований к результатам

освоения данного раздела/темы курса

Обязательность освоения

требований базового уровня

Добровольность освоения

повышенных уровней

Альтернативность

Реалистичность требований

Предъявление требований с

помощью учебных заданий

Предъявление требований с

помощью учебных заданий

Оценка «зачтено»

Оценки «4», «5»

Работа в группах подвижного состава

Накопленная оценка

Обучение на основе учебных ситуаций

Обучение на основе

учебных ситуаций

  • определение педагогической задачи (на основе планируемых результатов)
  • отбор учебного материала
  • определение способов организации учебных ситуаций:
    • прогнозирование возможных действий учащихся
    • средства осуществления обратной связи
    Условия развития УУД   Нужно стремиться Необходимо исключить Передача готовых знаний Развитие умений по применению знаний цель Учитель-режиссер. Ученик сам открывает новые знания через  содержание УМК. Объяснить все так, чтобы ученик запомнил  и пересказал знания текст Репродуктивные вопросы – повторение и запоминание чужих мыслей методика Продуктивные задания – получение нового продукта – своего вывода, оценки. Применение знаний в новых условиях. Перенос знаний.

    Условия развития УУД

    Нужно стремиться

    Необходимо исключить

    Передача готовых

    знаний

    Развитие умений по

    применению знаний

    цель

    Учитель-режиссер.

    Ученик сам открывает

    новые знания через

    содержание УМК.

    Объяснить все так,

    чтобы ученик запомнил

    и пересказал знания

    текст

    Репродуктивные вопросы –

    повторение и запоминание

    чужих мыслей

    методика

    Продуктивные задания –

    получение нового продукта – своего вывода, оценки. Применение знаний в новых условиях. Перенос знаний.

    Условное обозначение звуков,  знаки транскрипции,  фонетико-графические схемы

    Условное обозначение звуков, знаки транскрипции, фонетико-графические схемы

    В процессе письма – перекодирование из звуковой формы в графическую.   В процессе чтения – перекодирование из графической формы в звуковую.

    В процессе письма – перекодирование из звуковой формы в графическую.

    В процессе чтения – перекодирование из графической формы в звуковую.

    Понимание значения воспроизведённых языковых единиц:   слов; сочетаний слов; предложений;

    Понимание значения воспроизведённых языковых единиц:

    слов;

    сочетаний слов;

    предложений;

    - перекодировать фонетическую запись речи в соответствующие буквы: печатные, письменные;

    - перекодировать фонетическую запись речи в соответствующие буквы:

    печатные,

    письменные;

    - Писать буквы и их соединения в слогах, словах и предложениях.

    - Писать буквы и их соединения в слогах, словах и предложениях.

    Развитие фонематического слуха и культуры звукопроизношения достигается с помощью приёмов: а)  наращивания

    Развитие фонематического слуха и культуры звукопроизношения достигается с помощью приёмов:

    а) наращивания

    б)  реконструирования слов

    б) реконструирования слов

    Ребёнок имеет возможность на уровне практического действия – руками – самостоятельно воссоздать форму изучаемой буквы.

    Ребёнок имеет возможность на уровне практического действия – руками – самостоятельно воссоздать форму изучаемой буквы.

    АЗБУКА ВЕЖЛИВОСТИ Учимся давать оценку сообщениям, докладам и выступлениям своих товарищей Когда Петя Захаров сделал доклад по окружающему миру, всем очень захотелось его покритиковать. Был лес рук. Евдокия Васильевна сказала:  - Оценивая выступление своего товарища, сначала подчеркни достоинства и сильные стороны Этого выступления. Они обязательно есть в любом выступлении. Никогда не начинай с критики! Ведь твой товарищ старался, готовился.

    АЗБУКА ВЕЖЛИВОСТИ

    Учимся давать оценку сообщениям, докладам и выступлениям своих товарищей

    Когда Петя Захаров сделал доклад по окружающему миру, всем очень захотелось его покритиковать. Был лес рук. Евдокия Васильевна сказала:

    - Оценивая выступление своего товарища, сначала подчеркни достоинства и сильные стороны Этого выступления. Они обязательно есть в любом выступлении. Никогда не начинай с критики! Ведь твой товарищ старался, готовился.

    Учебное сотрудничество: умение  договариваться, распределять работу, оценивать общий результат деятельности и свой вклад в него.    Рассмотри схему расположения планет вокруг  Солнца. Прочитай соседу по парте названия  трёх ближайших к Солнцу планет. А он пусть  прочитает тебе названия остальных.  Рассмотри рисунок. Расскажи соседу по парте о жизни осеннего леса. А он тебе расскажет о жизни зимнего леса.  Нарисуй в своей тетради экологический знак к другому правилу. Обменяйтесь с соседом по парте тетрадями. Отгадайте, кто какое правило проиллюстрировал!  Открой последнюю страницу учебника. Прочитай, в какой типографии он напечатан. Обсуди с соседом по парте, почему типографии важны всей стране.

    Учебное сотрудничество: умение

    договариваться, распределять работу, оценивать общий результат деятельности и свой вклад в него.

    Рассмотри схему расположения планет вокруг

    Солнца. Прочитай соседу по парте названия

    трёх ближайших к Солнцу планет. А он пусть

    прочитает тебе названия остальных.

    Рассмотри рисунок. Расскажи соседу по парте о жизни осеннего леса. А он тебе расскажет о жизни зимнего леса.

    Нарисуй в своей тетради экологический знак к другому правилу. Обменяйтесь с соседом по парте тетрадями. Отгадайте, кто какое правило проиллюстрировал!

    Открой последнюю страницу учебника. Прочитай, в какой типографии он напечатан. Обсуди с соседом по парте, почему типографии важны всей стране.


    Получите в подарок сайт учителя

    Предмет: Математика

    Категория: Прочее

    Целевая аудитория: Прочее.
    Урок соответствует ФГОС

    Скачать
    возможности различных предметов для формирования универсальных учебных действий

    Автор: Шкаранова Алла Михайловна

    Дата: 23.09.2015

    Номер свидетельства: 233243

    Похожие файлы

    object(ArrayObject)#853 (1) {
      ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
        ["title"] => string(244) "Формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в 1 классе по программе "Перспективная начальная школа". "
        ["seo_title"] => string(150) "formirovaniie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-na-urokakh-litieraturnogho-chtieniia-v-1-klassie-po-proghrammie-pierspiektivnaia-nachal-naia-shkola"
        ["file_id"] => string(6) "111269"
        ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
        ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
        ["date"] => string(10) "1407313804"
      }
    }
    
    object(ArrayObject)#875 (1) {
      ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
        ["title"] => string(211) "Формирование универсальных учебных действий на уроках математики через технологию дифференцированного обучения "
        ["seo_title"] => string(133) "formirovaniie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-na-urokakh-matiematiki-chieriez-tiekhnologhiiu-diffierientsirovannogho-obuchieniia"
        ["file_id"] => string(6) "221504"
        ["category_seo"] => string(10) "matematika"
        ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
        ["date"] => string(10) "1435338194"
      }
    }
    
    object(ArrayObject)#853 (1) {
      ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
        ["title"] => string(206) "Статья "Формирование универсальных учебных действий учащихся на уроках математики средствами метода проектов" "
        ["seo_title"] => string(126) "stat-ia-formirovaniie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-uchashchikhsia-na-urokakh-matiematiki-sriedstvami-mietoda-proiektov"
        ["file_id"] => string(6) "165178"
        ["category_seo"] => string(10) "matematika"
        ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
        ["date"] => string(10) "1422782194"
      }
    }
    
    object(ArrayObject)#875 (1) {
      ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
        ["title"] => string(279) "Формирование универсальных учебных действий учащихся на уроках математики средствами метода проектов (научн. рук-ль - канд. пед. наук, доц. О.А. Тарасова) "
        ["seo_title"] => string(164) "formirovaniie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-uchashchikhsia-na-urokakh-matiematiki-sriedstvami-mietoda-proiektov-nauchn-ruk-l-kand-pied-nauk-dots-o-a-tarasova"
        ["file_id"] => string(6) "165186"
        ["category_seo"] => string(10) "matematika"
        ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
        ["date"] => string(10) "1422782778"
      }
    }
    
    object(ArrayObject)#853 (1) {
      ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
        ["title"] => string(206) "«Педагогическое мастерство: формирование универсальных учебных действий в урочной и внеурочной деятельности» "
        ["seo_title"] => string(125) "piedaghoghichieskoie-mastierstvo-formirovaniie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-v-urochnoi-i-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
        ["file_id"] => string(6) "151064"
        ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
        ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
        ["date"] => string(10) "1420629278"
      }
    }
    


    Получите в подарок сайт учителя

    Видеоуроки для учителей

    Курсы для учителей

    Распродажа видеоуроков!
    1580 руб.
    2640 руб.
    1500 руб.
    2500 руб.
    1440 руб.
    2400 руб.
    1500 руб.
    2500 руб.
    ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

    Добавить свою работу

    * Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

    Удобный поиск материалов для учителей

    Проверка свидетельства