Просмотр содержимого документа
«Вопросы преемственности начального и среднего звена»
Вопросы преемственности начального и среднего звена в общеобразовательных учреждениях для детей с ОВЗ
Абросимова Т.А., учитель математики МБОУ «Школа-интернат №4 для обучающихся с ОВЗ» г.Перми
Организация работы по преемственностиво многом облегчает переход на новые ФГОС, активизирует методическую работу, обнаруживает скрытые резервы коллектива школы.
Главная задача начальныхклассов ЭТО НАУЧИТЬ РЕБЕНКА УЧИТЬСЯ. Создание у детей младшего школьного возраста познавательной мотивации, без которой невозможно дальнейшее успешное обучение в средней школе.
Переход из начальнойшколы в среднюю является кризисным этапом в школьной жизни. Он связан с возрастанием нагрузки на психику ученика, поскольку в 5 классе происходит резкое изменение условийобучения:
- кабинетная система;
- учителя-предметники;
- разнообразие требований и прочее.
В адаптационный период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, ухудшиться память, иногда нарушается сон, аппетит. Возможно снижение интереса к учению, падение успеваемости, нарушения во взаимоотношениях со сверстниками.
У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 4–5 недель после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2–3 месяца и даже больше (именно эти школьники требуют повышенного внимания).
Поэтому проблема преемственности в образовательном пространстве средней общеобразовательной школы актуальна всегда.
Решая проблему преемственности, работа должна вестись по трем направлениям:
совместная методическая работа учителей начальной школы и учителей-предметников в среднем звене;
работа с учащимися;
работа с родителями.
Преемственность между начальной школой и 5-м классом предполагает следующие направления:
образовательные программы;
организация учебного процесса;
единые требования к учащимся;
структура уроков.
Для пятиклассника очень значимо сохранить положительное отношение к обучению, помочь отыскать ему личный интерес к изучаемому предмету, сориентировать его на пути самосовершенствования и самореализации. Содействовать формированию социальных навыков, способствующих успешной адаптации. Способствовать формированию позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки. Помочь в работе по самоорганизации, самоконтролю. Помочь учащимся принять новых учителей. Повысить уровень психологической готовности к обучению. Помочь принять новую позицию ученика основной школы.
Для родителей создать атмосферу сотрудничества. Выяснить ожидания родителей по поводу обучения ребёнка в школе и соотнести их с ожиданиями педагогов. Установить способы взаимодействия учителя с родителями в течение учебного года.
Для педагогов:
Организация непрерывного образовательного процесса в условиях принятия педагогами начальной и основной школы общих целей, использования единого комплекта учебников и преемственных образовательных технологий.
Открытые уроки в 4 классе для учителей основной школы.
Открытые уроки в 5 классе для учителей начальной школы.
Проведение комплексной диагностики уровня развития универсальных учебных действий при переходе из начальной школы в основную.
Обсуждение и решение проблем адаптации пятиклассников.
Определение эффективности – диагностика, анализ.
Как можно раньше определить учителей-предметников и классного руководителя будущих пятиклассников.
Посещение уроков в 4 классе учителями-предметниками, классным руководителем - внеклассных мероприятий.
Изучение учебных программ: учитель начальных классов должен знать программу 5 класса. Учитель-предметник среднего звена может начинать работу в 5 классе, только изучив программу начальной школы, чтобы правильно организовать повторение материала, изученного в начальной школе и разработать систему мер по дальнейшему формированию новых учебных знаний и умений.
Единство и преемственность учебных требований в начальной и средней школе. Чтобы избежать резкого снижения, успеваемости учителям среднего звена в I четверти надо оценивать учебную деятельность пятиклассников по критериям оценок начальной школы. В 1 четверти не ставить «2».
Проведение срезовых работ в 4 классах в присутствии учителей среднего звена и совместный анализ проведенных работ.
Проведение родительского собрания.
Изучение уровня работоспособности (наблюдение, пробные уроки).
Изучение системы работы учителя начальных классов: формы и методы организации учебной деятельности учащихся, стиль общения и т. п.
Посещение учителем 4 класса уроков учителей-предметников.
Изучение системы внеклассной работы и работы с родителями.
Просьба к учителям начальных классов:
Постоянно предлагать учащимся задания на проверку знания и понимания смысла математических терминов.
Систематически проводить содержательный и напряженный устный счет на:
табличное умножение и деление,
сложение и вычитание (в пределах 100),
внетабличное умножение и деление (в пределах 100),
умножение и деление на 10, 100,
умножение и деление на 25 (в пределах 100),
деление с остатком (в пределах 30)
Регулярно повторять все этапы алгоритма выполнения умножения и деления столбиком (двузначные числа).