«Устный счет, как средство развития устных вычислительных навыков на уроках математики в начальной школе»
«Устный счет, как средство развития устных вычислительных навыков на уроках математики в начальной школе»
Вычислительные навыки необходимы как в практической деятельности, так и в учении. Одна из важных задач обучения школьников математике-формирование вычислительных навыков.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Устный счет, как средство развития устных вычислительных навыков на уроках математики в начальной школе»»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа р.п. Озинки»
Озинского района Саратовской области
СТАТЬЯ
«Устный счет, как средство развития устных вычислительных навыков на уроках математики в начальной школе»
Составила учитель начальных классов
МОУ «СОШ р.п. Озинки»
Афанасьева Татьяна Евгеньевна
2020 – 2021 год
Введение
Одна из важнейших задач обучения школьников математике – формирование у них вычислительных навыков, основой которых является осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.
Вычислительные навыки необходимы как в практической жизни каждого человека, так и в учении. Ни один пример, ни одну задачу по математике, нельзя решать, не обладая элементарными способами вычислений.
Но было бы ошибкой решать эту задачу только путем зазубривания таблиц сложения и умножения и использования при выполнении однообразных тренировочных упражнений. Не менее важная задача современной школы – развитие у учащихся в процессе обучения познавательной самостоятельности, творческой активности, потребности в знаниях.
Вычислительная культура формируется у учащихся на всех этапах изучения курса математики, но основа ее закладывается в начальной школе. В этот период школьники обучаются именно умению осознанно использовать законы математических действий (сложение, вычитание, умножение, деление). Позже полученные умения и навыки совершенствуются и закрепляются в процессе изучения алгебры, физики и других предметов.
Данная тема актуальна, так как устные вычисления необходимы в жизни каждому человеку. Математика является одной из важнейших наук на земле, и именно с ней человек встречается каждый день в своей жизни. Поэтому необходимо формировать у детей вычислительные навыки, используя различные виды устных упражнений.
Основная часть
Цели и задачи устного счёта
Цели: 1) развитие вычислительных навыков; 2) развитие математической культуры, речи; 3) умение обобщать и систематизировать, переносить полученные знания на новые задания.
Так как устные упражнения или устный счёт это этап урока, то он имеет свои задачи:
1) Воспроизводство и корректировка определённых знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для их самостоятельной деятельности на уроке или осознанного восприятия объяснения учителя. 2) Контроль учителя за состоянием знаний учащихся. 3) Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала. 4) Повышение познавательного интереса.
Требования к проведению устного счёта
При проведении устного счета каждый учитель придерживается следующих требований:
Упражнения для устного счета выбираются не случайно, а целенаправленно.
Задания должны быть разнообразными, предлагаемые задачи не должны быть легкими, но и не должны быть «громоздкими».
Тексты упражнений, чертежей и записей, если требуется, должны быть приготовлены заранее.
К устному счету должны привлекаться все ученики.
При проведении устного счета должны быть продуманы критерии оценки (поощрение).
Устный счет может быть построен в следующей форме:
Задания на развитие и совершенствование внимания. Такие как: найди закономерность, продолжи ряд, что лишнее?)
Задания на развитие восприятия, пространственного воображения. Например, нарисуйте орнамент, узор.
Устные упражнения с использованием дидактических игр.
Презентации.
Формы восприятия устного счета
1) Беглый слуховой (читается учителем) – при восприятии задания на слух большая нагрузка приходится на память, поэтому учащиеся быстро утомляются. Однако такие упражнения очень полезны: они развивают слуховую память.
2) Зрительный (таблицы, плакаты, карточки, записи на доске, интерактивной доске) – запись задания облегчает вычисления (не надо запоминать числа). Здесь идет работа на скорость.
3) Комбинированный.
обратная связь (показ ответов с помощью карточек, взаимопроверка, угадывание ключевых слов, проверка с помощью компьютерной программы Microsoft Power Point).
задания по вариантам (обеспечивают самостоятельность).
Для развития у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков я использую различные методические приемы и формы, например, устный счет по цепочке, игры «Пассажиры», «Футболисты», «Рыбаки», «Хоккеисты», «Запомни числа», «Пропусти число», «Исправляем ошибки Незнайки», тесты «Проверь себя сам», математические диктанты, презентации,
Варианты работы в 1 полугодии
Игра «Пассажиры».Ученики «по цепочке» решают примеры по карточке. Если ответ ученика – неверный, то наехал на кочку.
Игра «Футболисты». Делимся на 2 команды, неверный ответ – гол.
Игра «Рыбаки». Карточка с примерами – это удочка, сколько ученик решил примеров правильно, столько он поймал рыбы.
Игра «Хоккеисты». Карточка – это хоккейное поле, сколько правильных ответов – столько забитых голов.
Презентации.
Варианты работы во 2 полугодии
Игра «Запомни числа». Условия игры. Я называю какое-либо число. Первый ученик повторяет это число и называет свое. Каждый следующий повторяет ранее названные числа и называет свое. Интерес игры в ее соревновательном характере: кто сможет запомнить больше чисел. Игра продолжается до первой ошибки.
Эту игру можно использовать в самом начале урока, так как она помогает ученикам настроиться на рабочий лад, создать хорошее настроение.
Игра «Пропусти число». Условия игры. Учитель предлагает учащимся по очереди называть вслух в порядке возрастания (убывания) четные (нечетные) числа, начиная с 8 (16, 7, 29). Ученик, назвавший запрещенное число, выбывает. Побеждает тот, кто остается последним.
Эту игру хорошо использовать в начале урока вместо опроса.
Игра «Исправляем ошибки Незнайки». Условия игры. Все учащиеся класса делятся на несколько команд. Каждой команде выдают одни и те же задания с математическими выражениями и определениями, в которых допущены ошибки, с таким расчетом, чтобы число заданий было равно числу участников каждой из команд. Командам дается некоторое время для нахождения ошибки и подготовки к ответу. Та команда, которая первой успела подготовиться, дает свою версию ошибки. Если ее ответ был неверным, с точки зрения других команд или жюри, то другим командам дается возможность доказать свою точку зрения. За верный ответ команде присваивается балл (или несколько баллов в зависимости от сложности задания). Побеждает та команда, которая наберет больше баллов. Данную игру можно использовать при проведении повторительно-обобщающих уроков.
Важно, чтобы при подготовке данной игры использовать картотеку типичных ошибок. В моей практике, по результатам контрольных работ, - это «Вычитание чисел с переходом через десяток», «Порядок действий в выражениях», «Письменное вычисление».
Презентации.
Вывод
Вычислительный навык – это высокая степень овладения вычислительными приёмами. Приобрести вычислительные навыки – значит, для каждого случая знать, какие операции и в каком порядке следует выполнять, чтобы найти результат арифметического действия и выполнять эти операции достаточно быстро. Полноценный вычислительный навык характеризуется правильностью, осознанностью, рациональностью, обобщённостью, автоматизмом, прочностью. Правильность – ученик правильно находит результат арифметического действия, то есть правильно выбирает и выполняет операции, составляющие приём. Осознанность – ученик осознаёт, на основе каких знаний выбраны операции и установлен порядок их выполнения, в любой момент может объяснить, как он решал и почему так может решать. Рациональность – ученик выбирает для данного случая более рациональный приём, то есть выбирает те из возможных операций, выполнение которых легче других и быстрее приводит к результату. Обобщённость – ученик может применить приём вычисления к большому числу случаев, то есть способен перенести приём вычисления на новые случаи. Автоматизм – ученик выполняет и выделяет операции быстро и в свёрнутом виде, но всегда может вернуться к объяснению выбора системы операций. Высокая степень автоматизации должна быть достигнута по отношению к табличным случаям сложения и вычитания, умножения и деления. Прочность – ученик сохраняет сформированные вычислительные навыки надолго.
Помимо того, что устный счет на уроках математики способствует развитию и формированию прочных вычислительных навыков и умений, он также играет немаловажную роль в привитии и повышении у детей познавательного интереса к урокам математики, как одного из важнейших мотивов учебно-познавательной деятельности, развития логического мышления, и развития личностных качеств ребенка. На мой взгляд, вызывая интерес и прививая любовь к математике с помощью различных видов устных упражнений, учитель будет помогать ученикам активно действовать с учебным материалом, пробуждать у них стремление совершенствовать способы вычислений и решения задач, менее рациональные заменять более совершенными. А это - важнейшее условие сознательного усвоения материала.
Используемая литература
Зайцева О.П. Роль устного счёта в формировании вычислительных навыков и в развитии личности ребёнка // Начальная школа, 2001 г.
Зимовец К.А., Пащенко В.А. Интересные приемы устных вычислений. // Начальная школа. 1990 г.
Волошина М.И. Активизация познавательной деятельности школьников на уроках математики. //Начальная школа. 1992 г.
Зимина С.В. Как развивается интерес к математике? // Начальная школа. // 1999 г.
Иванова Т. Устный счёт. // Начальная школа. 1999 г.
Интернет ресурсы.
Коваленко В.П. Дидактические игры на уроках математики.
Куличкова О.П., Уланова К. Формирование вычислительных навыков в процессе игры. // Начальная школа. 2000 г.
Узорова О.В. Устный счёт и математические диктанты для начальной школы. // Просвещение 2001г.