В школьном курсе математики предлагается очень мало задач на «смеси и сплавы». Эти задачи предлагаются на ЕНТ, вступительных экзаменах в вузы на экономические специальности на факультетах, связанных с легкой промышленностью и народным хозяйством. Задачи на «смеси и сплавы» встречаются на олимпиадах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Учимся решать задачи на смеси и сплавы»
Бутко Сергей Васильевич-учитель математики высшей категории К.Г.У. Вечерняя средняя общеобразовательная школа при Е.С. учреждение 164\3 г Петропавловска Сев.Каз.обл.
В школьном курсе математики предлагается очень мало задач на «смеси и сплавы». Эти задачи предлагаются на ЕНТ, вступительных экзаменах в вузы на экономические специальности на факультетах, связанных с легкой промышленностью и народным хозяйством. Задачи на «смеси и сплавы» встречаются на олимпиадах.
Учимся решать задачи на «смеси и сплавы»
Цель: объяснить решение задач на «смеси и сплавы»
Методы: объяснение, решение задач.
Ход занятия
Объяснение нового материала.
Задача 1. Имеется кусок сплава меди с оловом общей массой 12 кг, содержащий 45% меди. Сколько чистого олова надо прибавить к этому куску сплава, чтобы получившийся сплав содержал 40% меди?
Решение.
12 • 0,45 = 5,4 (кг) — чистой меди в первом сплаве;
5,4 : 0,4 = 13,5 (кг) — вес нового сплава;
13,5 - 12 = 1,5 (кг).
Ответ: надо добавить 1,5 кг олова.
Задача 2. Имеется два сплава, состоящие из меди, цинка и олова. Известно, что первый сплав содержит 40% олова, а второй—26% меди. Процентное содержание цинка в первом и втором сплавах одинаково. Сплавив 150 кг первого сплава и 250 кг второго, получили новый сплав, в котором оказалось 30% цинка. Определите, сколько килограммов олова содержится в получившемся новом сплаве.
Для решения задачи полезно составить таблицу:
Медь
Цинк
Олово
Масса
1-й сплав
30%
40%
150 кг
2-й сплав
26%
30%
250 кг
3-й сплав
30%
? кг
400 кг
Так как процентное содержание цинка в первом и втором сплавах и в третьем сплаве оказалось 30%, то в первом и втором сплавах процентное содержание цинка 30%.
Дальше задача легко решается по действиям:
250 · 0,3 = 75 (кг) — цинка во втором сплаве;
250 · 0,26 = 65 (кг) — меди во втором сплаве;
250 - (75 + 65) = 110 (кг) — олова во втором сплаве;
150-0,4 = 60 (кг) — олова в первом сплаве;
5) 110 + 60 = 170 (кг) — олова в третьем сплаве. Ответ: 170 кг.
3. В сплаве весом 10 кг отношение меди к цинку равно 4 : 1, во втором сплаве весом 16 кг отношение меди к цинку равно 1:3. Сколько надо добавить чистой меди к этим сплавам, чтобы получить сплав, в котором отношение меди к цинку равно 3 : 2?
Таблица поможет решить задачу.
Пусть добавили Хкг чистой меди.
Медь Цинк Масса
1-й сплав 4 части 1 часть 10 кг
2-й сплав 1 часть 3 части 16 кг
3-й сплав 3 части 2 части (10 + 16 + Х)кг
1) 10 : 5 • 4 = 8 (кг) — чистой меди в 1-м сплаве;
2) 16 • =4 (кг) — чистой меди во 2-м сплаве.
12+х = (26+х), х=9.
Ответ: 9 кг.
Задача 4. Кусок сплава меди с цинком массой 36 кг содержит 45% меди. Какую массу меди нужно добавить к этому куску, чтобы полученный новый сплав содержал 60% меди?
36∙0,45 =16,2 (кг) – меди в 1-м сплаве.
Пусть добавили х кг меди.
Меди во 2-м сплаве (16,2+х) или (36+х)0,6.
16,2+х = 0,6(36+х), х=13,5
Ответ: 13,5 кг.
.
Задача 5. Имеется лом стали двух сортов содержание никеля 5% и 40%. Сколько нужно взять металла каждого из этих сортов, чтобы получить 140 т стали с содержанием 30% никеля?
5% никеля 40% никеля
х т у т
30 % никеля
140 т
По схеме учащиеся легко составляют систему уравнений
х+у=140,
0,05х+0,4у=0,3∙140
Решая систему, получаем 40 т и 100 т.
Задача 6. В двух различных сплавах железо и олово находятся в отношении 2:5 и 4:3.Сколько килограммов каждого сплава нужно взять, чтобы получить 14 кг нового сплава с равным содержанием железа и олова?
Учащиеся по условию задачи делают вывод, что железа и олова в сплаве должно быть по 7 кг. Отсюда легко получается система
х +у = 7,
х +у = 7.
где х кг и у кг — массы первого и второго сплавов.
Ответ: 3,5 кг железа и 10,5 кг олова.
Задача 7. В сплаве золота на 200 г больше, чем серебра. После того, как из сплава выделили золота и 80% серебра, вес сплава оказался равным 80 г. Сколько весил сплав первоначально?
Разберем подробно решение.
Пусть в сплаве хг золота, серебра — уг. Разница в весе (х- у) г, или по условию 200 г.
Имеем уравнение х - у = 200 . В сплаве золота осталось
Х - Х = х.
Серебра осталось у - 0,8у = 0,2у. Вес сплава стал (х +0,2у)г, или 80 г.
Имеем уравнение х + 0,2у = 80.
Так как хв каждом уравнении имеет один и тот же смысл и уобозначает в каждом уравнении одно и то же, то имеем систему
х – у = 200,
х+0,2у = 80.
Решая эту систему, получим: у = 25, х= 225. Итак, первоначально сплав весил 250 г.
Ответ: 250 г
Задача 8. Имеется смесь из двух веществ массой 900 г. После того как выделили первого вещества и 70% второго, то второго вещества осталось на 18 г больше, чем первого в смеси. Сколько осталось каждого вещества? х + у = 900,
0,Зу - х = 18; х = 540, у = 360.
1) 540 ∙ = 90 (г); 2) 360 ∙ 0,3 = 108 (г).
Ответ: 90г и 108г.
Задача 9 . 36 г цинка в воде весят 31г, а 23г свинца в воде весят 21 г. Сплав цинка и свинца весом 118г весит в воде 104 г. Сколько цинка и сколько свинца содержится в сплаве?
Эту задачу можно решать так.
х— частей цинка в сплаве;
у — частей свинца в сплаве.
Тогда сплав весит 36х + 23у или 118 г. Имеем уравнение 36х + 23у= 118. В воде этот сплав весит 31х + 21у, или 104. Имеем второе уравнение:
31х + 21у= 104.
Решая систему 36х + 23у = 118,
31х +21у = 104. х = 2, у =2
Значит, 36 • 2 = 72 (г) цинка и 23 • 2 = 46 (г) свинца в сплаве.
Ответ: 72 г цинка, 46 г свинца.
Эту задачу можно решить, если за неизвестное обозначить массу металлов.
х(г) — цинка в сплаве,
у(г) — свинца в сплаве.
Составляем систему х + у = 118,
х + у = 104, решаем ее и получаем ответ.
Задача 10. 24г одного металла в воде весят 21г, а 14г другого металла в воде весят12г. Сплав из этих металлов весом 100 г весит в воде 87 г. Сколько каждого металла содержится в сплаве?
24x + 14у= 100,
21х + 12у = 87;
х = 3, у = 2.
1) 24 • 3 = 72 (г);
2) 14-2 = 28 (г).
Ответ: 72 г и 28 г.
Задача 11.Имеются три слитка массой в 5 кг,3 кг и 2 кг. Каждый представляет собой сплав серебра и меди. Если сплавить первый и второй слитки, то в этом сплаве будет 75% серебра; если сплавить первый и третий слитки, то в этом сплаве будет 78% серебра; если же сплавить второй и третий слитки, то в этом сплаве будет 85,2% серебра. Сколько процентов серебра содержится в каждом слитке? (Потери при переплавке не учитывать.)
Пусть а, ви с — процентное содержание серебра в каждом слитке.
Тогда составляем уравнения по массе серебра в слитках.
5а + 2с = 7 ∙ 0,78,
3в + 2с = 5∙ 0,852,
5а + 3в = 8 ∙ 0,75: а = 0,72, в = 0,8, с = 0,93.
Получаем:72%, 80%, 93%.
Задача 12. Если к сплаву меди и цинка прибавить 20 г меди, то содержание меди в сплаве станет равным 70%. Если к первоначальному сплаву добавить 70 г сплава, содержащего 40% меди, то содержание меди станет равным 52%. Найдите первоначальный вес сплава.
Решить задачу помогут схемы.
1.
Медь, цинк
медь
х г 20 г
70 % меди, цинк
(х + 20) г
2.
Медь, цинк
40% меди, цинк
х г 70 г
52% меди, цинк
(х + 70) г
Пусть у процентное содержание меди в первоначальном сплаве, тогда: