kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта формирования математического понятия: "Окружность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта разработана на основе ФГОС 2 поколения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта формирования математического понятия: "Окружность"»

Учитель: Бабкина Анастасия Валентиновна

Технологическая карта изучения темы


Предмет

математика

Класс

5

Тип урока

урок открытия нового знания (2 часа)


Технология построения урока

проблемно-диалогическая


Тема

Окружность и круг

Цель

создание условий для получения обучающимися теоретического и практического представления об окружности и круге, как о геометрических фигурах, их элементах.


Основные термины, понятия

Окружность; круг; центр окружности, круга; радиус окружности и круга; диаметр окружности; дуга окружности; циркуль.



Планируемый результат

Предметные умения

- иметь представление о понятиях круг, окружность, центр окружности и круг, радиус окружности и круга, диаметр окружности, дуга окружности.

- уметь пользоваться чертежными инструментами

-уметь построить окружность и круг любого радиуса

- уметь измерять радиус окружности и круга

- уметь сравнивать отрезки одинаковой и разной длины














Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

- определять общие для всех правила поведения ;

- определять правила работы в группах;

- оценивать усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей);

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике, тетради;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

- проводить анализ учебного материала;

- проводить классификацию, указывая на основание классификации;

- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

-владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.



Организация пространства

Формы работы

Ресурсы


Фронтальная

Групповая

Индивидуальная

Самостоятельная работа

Тестовый контроль








Книгопечатная продукция

Н. Я. Виленкин. Математика. 5 класс.

Технические средства обучения

Компьютеры

Медиапроектор

Исследовательские листы

Презентация «Как стать исследователем? ( или операция окружность и круг) »









Дидактические задачи этапов урока


Этапы урока

Дидактические задачи

Организационный

(этап мотивации)

Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Актуализация опорных знаний и умений

Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память).

Постановка учебной проблемы

Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности.

Формулирование проблемы, планирование деятельности

Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач.

Открытие нового знания

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.

Первичная проверка понимания

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.

Применение новых знаний

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Рефлексия учебной деятельности

Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.



Технология изучения



Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся



Организационный


Метапредметные (УУД):


регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;


коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.


1 Подготовительный этап.

Приветствует обучающихся, настраивает на работу, предлагает проверить готовность рабочего места, записать дату и тему урока – «Окружность и круг».

(Слайды 1-2, 25-26)





Обучающиеся приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, записывают дату и тему уроков в исследовательские листы.


























Актуализация знаний, постановка учебной проблемы




Постановка учебной проблемы













Предметные:

- выполнять изменения свойства фигуры в зависимости от указанного признака.


Метапредметные (УУД):

познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

регулятивные:

-высказывать свое предположение;

коммуникативные:

-точно и полно выражать свои мысли


Личностные:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, (зачем?).



2 Мотивационный этап

Объявляет цели урока, постановка проблемы, используя при этом наглядно оформленные в презентации стихи.

У круга есть одна подруга,

Знакома всем ее наружность,

Она идет по краю круга,

И называется окружность.

Встретилась окружность с кругом

Спорить стали вот о чем

Кто главнее всех во круге

Кто сначала, кто потом…

(слайды 3-4, 27-29)




Высказывают свое мнение на поставленный вопрос, сравнивая фигуры: окружность и круг.



Открытие нового знания

Предметные:

- знать отличительные особенности ломанной и кривой линий, окружности и круга;

- иметь представление о понятиях круг, окружность, центр окружности и круг, радиус окружности и круга, диаметр окружности, дуга окружности;

- уметь пользоваться чертежными инструментами;




3. Ориентировочный этап

Проводит фронтальный опрос по чертежу на слайде. (слайды 4-15)

1.Какие из нарисованных фигур можно назвать линиями?

2.Какие из них являются ломаными, какие – кривые?

3.Разделите кривые линии на замкнутые и незамкнутые.

4.В замкнутых кривых 3,6,8 расставлены точки, можно ли утверждать, что расстояние от точки О до точек А,В,С,D в каждой фигуре одинаковое? Приглашаю трех исследователей убедить в этом класс, измерьте расстояние, остальные исследователи сравните фигуры 6 и 8.


Отвечают на вопросы, записывают ответы в исследовательский лист.

1.Все!

2.Ломаные – 2,4

кривые – 1,3,5-9

3.Замкнутые – 3,6-8

незамкнутые -1,5,9

4. Трое обучающихся с помощью циркулей сравнивают расстояния в фигурах. Остальные – находят сходство и отличие фигур 6 и 8.

Сходство: это замкнутые кривые линии, внутри отмечена точка О, а на линиях отмечены точки А,В,С,D



Личностные:

- определять общие для всех правила поведения ;

- оценивать содержание усваиваемого материала (исходя личностных ценностей).


Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- работать по плану;

- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- овладевать умением поиска и выделения необходимой информации;

- уметь сравнивать, объясняя выбор критерия для сравнения;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.














5.Как вы думаете, почему фигура 8 является окружностью, а фигура 6 не является окружностью?

6.Назовите существенные признаки окружности!

7.Можно ли назвать окружностями фигуры 5, 7,9?

8.Чем отличаются окружности 3 и 8?

9.Отметьте любую другую точку на окружности 8 и измерьте расстояние от точки О – центра окружности – до этой точки, сделайте вывод! Запиши вывод в тетрадь!

Это расстояние от центра окружности до любой точки на окружности называется радиусом

















Подготовка обучающихся к следующему этапу урока. Загадка о циркуле в стихах. Техника безопасности работы с циркулем и ножницами. С помощью слайдов презентации наглядно показывает строение циркуля и его назначении. Предлагает обучающимся потренироваться в построении окружностей, дуг и вырезании круга.


Физминутка (слайды 12,31). Просит учащимся встать и проследить глазами за фигурами на экране

Отличие: расстояние от точки О до точек А,В,С,D

в фигуре 6 – разные, в фигуре 8 – одинаковые

5.Потому, что в фигуре 8 расстояние от точки О до точек А,В,С,D – одинаковые, а в фигуре 6– разные

6.Это кривая замкнутая линия; расстояние от точки О, называемой центром, до всех точек на окружности одинаковые.

7. НЕТ! Фигуры 9 и 5 не являются замкнутыми кривыми, а фигура 7 не имеет центра, расстояния от которого до всех точек на окружности одинаковые.

8.Расстоянием от точки О до точек на окружности!

9.Расстояние от центра окружности до любой точки на окружности одинаковое!

Записывают определение радиуса в справочник.













Отгадывают загадку- «Циркуль».

Находят все элементы на своем циркуле, тренируются в построении окружностей, дуг на цветной бумаге, одну окружность вырезают ножницами, получая круг.





Следят глазами за бегающими по экрану фигурами.

Применение нового знания


Предметные:

- иметь теоретическое и практическое представления об окружности и круге, как о геометрических фигурах, их элементах.

-уметь построить окружность и круг любого радиуса;

- уметь измерять радиус, диаметр окружности и круга;

- уметь сравнивать отрезки одинаковой и разной длины;




Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- осуществлять анализ учебного материала;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


1.Предлагает обучающимся, не нарушая закономерностей, построить в исследовательском листе радиусы в последних окружностях.

Затем включает на слайде правильно построенные радиусы (слайды 13-23).

4. Применение понятия.

2. Просит учащихся представить, что они оказались в далеком прошлом и где циркуль еще не изобрели. Ставится задача: как вы нарисуете окружность? Выслушивает способы построения, которые предлагают обучающиеся, и показывает еще один из возможных на слайде.

3.Предлагает вспомнить, какие знакомые предметы

имеют форму круга, а какие форму окружности?

4. Предлагает выполнить практическое задание: используя циркуль, постройте в тетради две окружности с одинаковым радиусом, равном 2 см, закрась внутреннюю область одной окружности.

5.Задает вопрос: чем можно объяснить, что первая фигура называется кругом, а не окружностью?


1. Строят радиусы и объясняют какую закономерность они выявили. Проверяют правильность.

2. Предлагают способы построения окружности, и знакомятся с предложенным способом учителя.

3. Перечисляют предметы.

4.Выполняют построение фигур в исследовательском листе, и называю получившиеся фигуры.

5.Отвечают на поставленный вопрос: Первая фигура закрашена, т.е. ей принадлежат все точки, находящиеся внутри этой фигуры, и она называется кругом



6.Предлагает обучающимся сделать самостоятельное исследование:

Постройте окружность с радиусом 3 см и отметьте ее центр.

Соедините две точки окружности, таким образом, чтобы данный отрезок проходил и через центр окружности.

Напишите выражение, по которому можно найти длину этого отрезка.

Затем просит обучающихся проверить выполненное ими исследование, используя слайд презентации, а также записать определение диаметра в справочник:.

7. Предлагает ответить на следующий вопрос: что делает диаметр с окружностью?

Одобряет обучающихся: правильно, он делит её на две части, которые называются дуги

8. Предлагает обучающимся выбрать на рисунке те окружности, в которых проведен диаметр.

Сколько диаметров можно провести в окружности?”

6.Выполняют задание в исследовательских листах, делают вывод, затем проверяют и исправляют свои ошибки.

Записывают определение диаметра в справочник.

7.Отвечают: диаметр делит окружность на две части.

8.Записывают ответ в исследовательский лист.

Записывают в справочник определение хорды, и диаметра через хорду.

Отвечают на вопрос: “Диаметров в окружности можно построить много”



9.Ставит перед обучающими следующую задачу: “Витя Верхоглядкин провёл 11 диаметров окружности. Потом он сосчитал радиусы. Их оказалось 21. Правилен ли его ответ?”

9.Отвечают: “Нет, радиусов будет в два раза больше, чем диаметров, то есть 22”.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Предметные:

- умение применять новые знания в типичных условиях;


Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;


Самостоятельное решение и самоконтроль детьми типовых заданий на новый способ деятельности.

Создание мотивации успеха для каждого ребенка.

Работа за компьютерами. Выполняют тест, созданный в программе Excel. Компьютер оценивает правильность.











Рефлексия учебной деятельности









Личностные:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.


Метапредметные (УУД):

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;


коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.



Предлагает заключительное задание первого урока, которое развивает вычислительные навыки и позволяет перейти к следующему этапу урока: “Узнайте, как называется наука, занимающаяся изучением происхождения слов. Для этого решите примеры и заполните таблицу.(слайды 25,32,33)

Подводит итоги урока: “Благодаря исследовательской деятельности вы узнали много нового, как настоящие исследователи вы выполнили отчет, который позволит оценить вас!”

Предлагает описать свои впечатления о сегодняшнем уроке и нарисовать улыбку смайлику, в зависимости от настроения учащихся.

Задает задание на дом: Используя этимологический словарь, выясните верно ли высказывание: “Слова “цирк” и “циркуль” имеют одинаковое этимологическое происхождение”.

Устно решают примеры и узнают новое для них понятие.



Описывают в исследовательских листах о проведенной исследовательской деятельности, о своих впечатлениях и своем эмоциональном состоянии

Записывают домашнее задание в дневник.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта формирования математического понятия: "Окружность"

Автор: Бабкина Анастасия Валентиновна

Дата: 05.09.2016

Номер свидетельства: 342393

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "Рабочая программа "Изонить" "
    ["seo_title"] => string(27) "rabochaia-proghramma-izonit"
    ["file_id"] => string(6) "128132"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415442800"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Презентация по алгебре по теме "Функция у=sinх""
    ["seo_title"] => string(50) "prezentatsiia_po_algebre_po_teme_funktsiia_u_sinkh"
    ["file_id"] => string(6) "499155"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1549794035"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1580 руб.
2260 руб.
1360 руб.
1940 руб.
1850 руб.
2640 руб.
1750 руб.
2500 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства