Название УМК: | «Школа России» |
Предмет | Математика |
Класс | 1 |
Раздел | « Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация» |
Номер урока в теме | Первый урок по теме «Число и цифра 5. » |
Тип урока | Урок открытия новых знаний. |
Цели и задачи урока: | Обучающие: - правильно писать цифру 5; - способам образования числа 5; Развивающие: развивать навыки устного счета и математическую речь, мыслительные операции; формировать навык самооценки и самоконтроля, умение анализировать свою деятельность на уроке. Воспитывающие: воспитывать интерес к учебе, чувство взаимопомощи, аккуратность; содействовать воспитанию культуры общения через работу в паре |
Технология, подход | Технология уровневой дифференциации. Системно – деятельностный подход. |
Методы: | Проблемного изложения в обучении, словесный ( беседа, диалог, обсуждение),частично– поисковый. |
Приемы: | беседа, обсуждение, самоконтроль |
Формы работы учащихся: | фронтальная, работа в парах, индивидуальная. |
Основные понятия, термины: | Число, цифра, увеличить, прибавить, вычесть, отнять. |
Ресурсы и оборудование : | М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова. Учебник «Математика» 1 класс 1 часть, Москва «Просвещение» 2023; рабочая тетрадь 1 часть; ноутбук, проектор; экран; смайлики для рефлексии |
Планируемые результаты |
Предметные: | - познакомить с образованием и составом числа 5; - научить писать цифру 5; -соотносить цифру и число; - образовывать следующее число прибавлением числа 1 к предыдущему числу и вычитанием числа 1 из последующего за ним числа; - развивать математическую речь. |
Личностные: | - формировать внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к учебе; - оценивать свои поступки, действия, слова; - развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям; - способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности. |
Метапредметные |
Регулятивные УУД: | - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; - применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе; - отличвать верно выполненное задание от неверного. |
Познавательные УУД: | - ориентироваться в учебнике и в тетради; - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; - понимать смысл предложенных заданий, в т.ч. заданий развивающих смекалку |
КоммуникативныеУУД: | - учить слушать и понимать речь других; - формировать собственное мнение и позицию; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владеть диалогической формой речи; - уметь сотрудничать с одноклассниками при работе фронтально, в паре. |
Формы организации деятельности учащихся | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные) | Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока | Диагностика (контроль) достижения планируемых результатов урока |
I.Организационный этап Цель: Активация учащихся |
Фронтальная | Учитель читает стихотворение: -Вот звенит для нас звонок – начинается урок. Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись. - Тихо сели. Настраиваемся на урок. Поприветствуем друг друга улыбкой. Пусть доброе и солнечное настроение сопровождает нас в течение всего урока и помогает справляться с учебными задачами, которые мы с вами определим. | 1. Учащиеся произносят слова приветствия. Настраиваются на работу. | Личностные: -формирование положительного отношения к процессу обучения; Регулятивные: Нацеливание на успешную деятельность. | Оценка эмоционального настроя |
II. Актуализация знаний Цель: - закрепить счет в пределах 10 |
Фронтальная Индивидуальная | А.Устный счет Мы в путь за наукой сегодня пойдем, Смекалку, фантазию нашу возьмем, Дорогой с пути никуда не свернем. Но чтобы скорее нам цели достичь, Должны мы подняться по лесенке ввысь! Учитель организовывает работу по счету в пределах 10, работу по слайдам. Включает учащихся в обсуждение проблемных вопросов. - Счет до 10 вперед и обратно. - сосчитайте от 5 до 10, от 2 до 7. -сосчитайте от 10 до 3, от 9 до 1. - Назовите последующее число для 4,1. -назовите предыдущее число для 9, 1, 0. Слайд 2. На поляне растут необычные цветы. На цветках -цифры. А вокруг них летают бабочки. Помогите им найти свой цветок, решите примеры: 4-1 1+2 2+1 1+1 3-1 3+1 2+2 | Работают с информацией представленной в стихотворении и на слайдах. Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формируют собственное мнение и аргументируют его. Работают индивидуально Записывают слова в тетради в три столбика | Предметные: -воспроизводят счет до 10 и обратно. Личностные: -проявляют учебно-познавательный интерес к выполнению заданий Регулятивные УУД: -понимают и выполняют учебную задачу Познавательные (логические) УУД: -формирование умения выстраивать понятия по заданной теме в единую систему, устанавливать связь между ними, выявлять соподчиненность. Предметные: -знают счет до 10 и обратно, соседей числа; -демонстрируют знания счета до 10 и обратно, называют следующее и последующее число. Коммуникативные: -формирование умения слушать и слышать, ясно и четко излагать свое мнение; -выстраивать речевые конструкции; -умения взаимодействовать в паре. | Взаимоконтроль Самоконтроль Взаимоконтроль |
| Слайд 3. Вот мы подошли к лесу. Нас встречают лесные сказочные жители эльфы Миша и Маша. Они приготовили для вас задания. Слайд 4. Назовите соседей числа 2,3,4. Слайд 5. Вспоминаем состав числа 2,3,4. | Отвечают на вопросы учителя. | . | |
III. Изучение нового материала Цель: Познакомить с числом и цифрой 5. |
Фронтальная | - Плачет Ира, не унять Очень грустно Ире. Стульев было ровно пять, А теперь четыре. Начал младший брат считать: -Один, два, три, четыре, пять. -Не реви!- сказал малыш- Ведь на пятом ты сидишь. (А. Барто) -Ребята, кто догадался, с каким числом познакомимся сегодня на уроке? - Значит какую учебную задачу мы должны с вами поставить перед собой на сегодняшнем уроке? - Посмотрите на слайд. Посчитайте предметы и назовите каких предметов 5? -Число 5 мы обозначим цифрой 5 (прикрепляет на магнитную доску). -Написать цифру 5- что крючок нарисовать. Но у этого крючка Леска больно коротка. - Посмотрите на что похожа цифра 5? | Познакомимся с числом 5. Научиться писать цифру 5, изучим способы получения числа 5. Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формируют собственное мнение и аргументируют его. На перевернутую цифру 2, на серп | Личностные: - умение выражать свое эмоциональное отношение к содержанию; -развитие доброжелательности, дружбы; - оказание взаимопомощи. Познавательные: -анализ с целью выявления общих признаков; -планирование деятельности для достижения результатов. Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать, ясно и четко излагать свое мнение. Регулятивные: -способствовать принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности. - принимать, дополнять, уточнять высказанные мнения. | Самоконтроль |
Фронтальная Фронтальная Парная работа | Г. Просит сформулировать, уточнить тему урока. Какими новыми терминами будем пользоваться на уроках? Д. Просит сформулировать цель урока Какую цель можем поставить для себя на уроке? Е.Организует работу по постановке учебной задачи (целеполагание) и планированию (промежуточные цели). Карточка 1 (Приложение 2) Проверьте правильность Организует работу по планированию работы над темой урока Поставьте выбранные предложения в нужной последовательности | Называют тему урока (проговаривают в парах) (ПО) «Неопределённая форма глагола». (ПО) Неопределённая форма глагола, начальная форма глагола, инфинитив (ПО) Изучить грамматические признаки Н.Ф. глагола Работают с карточкой 1, обсуждают и выбирают из предложенного списка то, что необходимо для достижения поставленной цели урока (ПО): Правильные ответы 1), 2), 5) Проверяют, оценивают, фиксируют в «Оценочном листе» (Приложение 2) Располагают предложения в нужной последовательности (составляют план изучения темы урока) Высказывают предположения (ПО) 1. Находить в тексте глаголы неопределённой формы. 2. Ставить вопросы к глаголам неопределённой формы. 3. Разбирать глаголы в Н.Ф. по составу. | Предметные: -правильное называют термины, грамматические признаки глагола в Н.Ф. Коммуникативные УУД: -строят речевое высказывание в устной форме; -сотрудничают с учителем-осознаютсвою; ответственность за общее дело Коммуникативные УУД: -выслушивают партнера, договариваются и приходят к общему решению, работая в паре; -корректно сообщают товарищу об ошибках Регулятивные УУД: -в сотрудничестве с учителем определяют последовательность изучения материала, опираясь на план, предварительно составленный самостоятельно | Взаимоконтроль Взаимоконтроль Самооценка |
Физкультминутка Цель:снять мышечную усталость, сохранить эмоциональный настрой |
Фронтальная | Раз, два, три, четыре, пять! Все умеем мы считать, Отдыхать умеем тоже- Руки за спину заложим, Голову поднимем выше И легко, легко подышим. Подтянитесь на носочках Сколько раз? Ровно столько, сколько Пальцев на руках у вас! | Выполняют с проговариванием соответствующие движения к словам вместе с учителем. | Личностные: -установка на здоровый образ жизни. | Повышение работоспособности |
IV.Закрепление изученного Цель: - научиться правильно писать цифру ; - запомнить состав числа 5.. |
Фронтальная | – Сейчас наступает важный момент нашего урока. Мы начинаем учиться писать цифру 5. - откройте свои рабочие тетради. Вспомним стихотворение: Я тетрадочку открою, Уголочком положу, Я от вас, друзья, не скрою Ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь. - Сколько элементов имеет цифра 5? -Какие? - Какую часть клетки она занимает? -Что означает голубая звездочка? -Что означают голубые стрелочки? - Возьмите ручки, обведите образец, соблюдая направление движения. - Письменная цифра 5 пишется безотрывно или с отрывом? -Начинаем писать немного правее середины, ведем | Слушают учителя, настраиваются на работу. Открывают тетради, проговаривая, выполняют правила посадки при письме. -Три - наклонная линия, полуовал, изогнутая линия. - правую половинку - точку начала письма Направление письма. Обводят образец. С отрывом | Познавательные: -привлечение внимания детей к новым сведениям, развитие умения распознавать цифру 5. Коммуникативные: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Регулятивные: -развитие умения младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания. | Наблюдение |
Индивидуальная | наклонную линию сверху вниз, немного не доходя до центра клетки, пишем полуовал, касаясь правой стороны клетки. Отрываем руку и от точки начала проводим изогнутую линию в верхний угол клетки. ( все это время учитель одновременно показывает на доске). -Приготовились, взяли ручки, сели правильно и вслед за мной пишем сначала в воздухе, потом в тетрадях. - Обведите в кружок красным карандашом, самую красивую на ваш взгляд цифру 5. - Я очень рада, что у вас так красиво получилось. А у кого получилось не совсем так, как он хотел, ничего страшного, это не беда.У вас обязательно получится! Закрываем тетради. | Пишут в воздухе , потом в тетрадях. Обводят выбранную красивую цифру 5 | | самоконтроль |
Физкультминутка Цель:снять мышечную усталость, сохранить эмоциональный настрой |
Фронтальная Индивидуальная | -Посмотрите на иллюстрацию в учебнике на стр.34. и скажите, чего на рисунке 5? -Как получили 5? - Посмотрите на схемы и записи, приведенные ниже. Как они связаны с рисунком? По анологии разбирается вторая схема и записи к ней. Работа у доски: Сравните числа. Назовите состав числа 5 и заселите соседей в домик. Купите школьные принадлежности(работа с монетами). | 5 яблок, 5 детей, 5 корзинок. 4 желтых яблока и 1 красное- всего 5, 4 полных корзины и 1 пустая – всего 5., 3 мальчика и 2 девочки- всего 5 детей. Красные круги обозначают корзины с яблоками, а синий круг- пустую корзину.Всего 5 корзин: 4+1=5; Всего корзин 5-это все круги, пустая корзина 1-это синий круг. Если убрать, останется 4 корзины с яблоками - это красные круги: 5-1=4 Работают у доски | Регулятивные: -контроль, выделение того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: -самоопределение Коммуникативные: -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: -рефлексия. | Взаимопроверка |
V. Рефлексия. Цель: -инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками |
Фронтальная Индивидуальная | Учитель, организуя диалог с учащимися, предлагает ответить на вопросы: Я узнал… Я научился… Мне понравилось… Я бы хотел… Новые знания мне пригодятся… Оцените свою работу смайликами, которые лежат у вас на столах. Завершается урок. Он пошел, ребята, в прок. Постарались все понять. Учились тайны открывать, Ответы полные давали, На уроке не зевали. Всё сумели, всё смогли Вы сегодня молодцы! Урок окончен. | Отвечают на вопросы, определяют своё эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию: | Личностные: -адекватное понимание причин успеха, неуспеха в учебной деятельности; - честности, отзывчивости, доброжелательности. Коммуникативные: -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. | Наблюдение Самоанализ Самооценка |
Индивидуальная. Фронтальная | Организует импровизированный салют | Прикрепляют звёздочки к импровизированному салюту Красные - кому было интересно на уроке, он со всеми заданиями легко справился. Синие– кто узнал что-то новое для себя, но были небольшие трудности при выполнении Жёлтые– кому было не интересно на уроке, по многим вопросам испытывал затруднения | | Наблюдение |