2 | Актуализация опорных знаний и умений | - Ребята, послушайте загадку. Интересная часть речи В русском языке живет. Кто что делает расскажет, Чертит, пишет иль поет. Вышивает или пашет, Или забивает гол. Варит, жарит, моет, чистит – Все расскажет нам …..(глагол) - Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе. Что мы уже знаем о глаголе? Глагол это – Глаголы обозначают – Глаголы отвечают на вопросы - В предложении глагол является - Глаголы изменяются по - | - Глагол. - часть речи. - действие предмета. - что делать? Что сделать? Что делает? Что сделает? что делал? что сделал? что будет делать? и др. - сказуемым. - числам и временам. | Познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания). Регулятивные: -высказывать своё предположение; - осуществлять самоконтроль. Коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
3 | Постановка учебной проблемы | На интерактивной доске. -Ребята, прочитайте слова: Читал, решить, играют, подарил, нарисует, беречь, шагает, принесут, привезти. - Почему эти слова я записала в одну группу? - Какие можете назвать различия? - У вас на партах лежит карточка, возьмите ее и распределите данные слова по временам. -Работаем в парах. пр.вр. наст.вр. буд.вр. читал играют нарисует подарил шагает принесут -Проверяем. Один ученик зачитывает глаголы прошедшего времени. -Кто согласен? Кто не согласен? (Учитель открывает шторку на интерактивной доске ) Второй ученик зачитывает слова настоящего времени. -Кто согласен? Кто не согласен? (Учитель открывает шторку на интерактивной доске) Третий ученик зачитывает слова настоящего времени. -Кто согласен? Кто не согласен? (Учитель открывает шторку на интерактивной доске) - Ребята, все ли слова вы распределили? - Какие слова не записали? - Почему эти глаголы оказались лишними, не попали ни в одну из трех групп. - Ваши предположения? - Кто уже догадался, что мы будем исследовать на уроке? | - Все слова глаголы. - Число, с приставками и без приставок, время разное. Карточка Читал, решить, играют, подарил, нарисует, беречь, шагает, принесут, привезти. пр.вр. наст.вр. буд.вр. Дети показывают значками. - Нет. - Решить, беречь, привезти. - Нельзя определить время. -Новую форму глаголов. | Личностные: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. Метапредметные: познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); регулятивные: - высказывать свое предположение; -определять и формулировать цель деятельности на уроке; - под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; коммуникативные: - точно и полно выражать свои мысли |
4 | Определение темы. Постановка цели Построение проекта выхода из затруднения. | - Давайте вернемся к нашим глаголам. - Как вы уже сказали, время определить у этих глаголов нельзя. - А давайте попробуем определить число? - Куда поместим глаголы? -Запишите эти слова столбиком в тетрадь. - Ребята, а как бы вы назвали глагол, у которого не определяется время и число? - В русском языке глаголы, у которых нельзя определить время и число принято называть глаголами неопределённой формы. - Какова же тема нашего урока? - Как вы думаете, чему мы сегодня научимся на уроке? - А откуда мы можем узнать информацию о неопределенной форме глагола? - Ребята, давайте откроем учебник на стр. 106 и прочитаем правило. - На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме? - Как оканчиваются глаголы в неопределенной форме? - Какая информация есть в правиле, о которой мы не говорили? - Хорошо, молодцы. | - Число также нельзя определить. -В отдельный столбик. Дети дают свои ответы. - «Неопределенная форма глагола». Ответы детей. - Из учебника. Знакомятся с правилом. - Что делать? Что сделать? - На -ть, -ти, -чь. - Неопределенная форма – это начальная форма глагола. | Познавательные: - развиваем умения извлекать информацию из текстов. Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; Коммуникативные: уметь высказывать свое мнение в доступной форме; - слушать и понимать речь других. |
5 | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Выполним Упр. 182 Прочитайте. Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего сказать. - Ребята, спишите и подчеркните глаголы в неопределенной форме. - Давайте проверим. Какие глаголы вы выписали? А как вы определили, что эти глаголы в неопределенной форме. - Сейчас, я предлагаю вам поработать в парах. Возьмите текст «Полезные советы». Прочитайте его. Глаголы, данные в скобках, замените глаголами неопределенной формы. Полезные советы. Когда просыпаешься, нельзя (лежу)_________ в постели. Надо сразу (встану)_______________ и (сделаю)____________зарядку. Между упражнениями необходимо (делаю) ____________небольшие паузы для отдыха. Нельзя (задерживаю) _______________дыхание, надо (дышу)_________ спокойно. Зарядку нужно (делаю) ____________при открытой форточке. -Прочитайте полученный текст. -Кто сделал так же? -Кто использует эти советы? -Те, кто не использует, постарайтесь их запомнить, ведь недаром они называются полезными. Они помогают нам укреплять и сохранять здоровье. Физкультминутка. А теперь немного отдохнём. Я зачитываю слова. - Если это глагол в неопределенной форме – руки поднимаете вверх. - Если глагол в других формах – приседаете. Ходить, ходит, косить, нести, украшают, носить, греет, плести, бежал, решать. Работа с Электронным приложением к учебнику - Молодцы. - Выполним следующее задание. На интерактивной доске. -Замените фразеологизмы глаголами неопределённой формы. Зарубить на носу - запомнить Клевать носом - дремать Пропустить мимо ушей - прослушать Вставлять палки в колёса - мешать Обвести вокруг пальца- обмануть Держать язык за зубами – молчать Надуть губы - обидеться - Хорошо справились с заданием. Молодцы. - Прочитайте слова на слайде. - Из предложенных слов выберите и запишите в тетрадь только глаголы в неопределенной форме. Принести, сверкала, подарить, греет, освещать, брали, поймать, побежать, открыть. - Поменяйтесь тетрадями. Проверьте друг у друга и оцените. У кого все выполнено правильно - поставьте на полях «!», у кого одна-две ошибки - «+», у кого больше – «-». -Встаньте те, у кого «!», у кого «+». А остальным значит нужно еще потренироваться, находить глаголы в неопределенной форме. - А сейчас поиграем в игру «Замени одним словом» - Замените словосочетания глаголом в неопределённой форме. Давать корм, дать ответ, говорить неправду, глотать воду, сделать подарок. - Следующее задание. Выберите лишнее слово в каждой строке. Упрямый, светлый, читать, красивая. Доска, молния, доброта, сидеть. Чистый, светить, скучный, медленный. Петь, мыслить, убежал, рисовать. | Читают. Один ученик зачитывает вслух. Ученики по очереди называют глаголы, другие показывают, согласны или нет. Спрашивать, слушать, отвечать, переставать, говорить, сказать. - Задали вопрос, посмотрели на что, оканчиваются.
Дети читают текст по предложениям.
Выполняют задание.
Заменяют фразеологизмы.
Взаимопроверка. Принести, подарить, освещать, поймать, побежать. Проверяют друг у друга, оценивают.
Выполняют задания.
| Личностные : - оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей). Метапредметные: регулятивные: - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - уметь находить и выделять необходимую информацию; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; уметь оформлять мысли в устной и письменной форме. - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |