kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Неопределённая форма глагола"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок составлен для учащихся 3 класса по программе Школа России.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Неопределённая форма глагола"»

Технологическая карта урока

Учитель: Кожичкина Елена Александровна МБОУ СОШ № 31 г.Пензы


Предмет

Русский язык

Класс

3

Тип урока

Урок открытия нового знания

Тема

Неопределённая форма глагола

Цель, задачи материала

Формировать умение распознавать глаголы в неопределённой форме.

- познакомить учащихся с особенностями глаголов неопределённой формы.

- правильно ставить вопросы что делать? что сделать?;

- стимулировать активную познавательную деятельность учащихся; 
- развивать умения самостоятельно делать выводы на основе наблюдений и сравнений; 

- воспитывать самостоятельность, умение работать в паре;

Планируемый результат

Предметные умения

- усвоить понятие неопределенная (начальная) формы глагола;

- уметь определять по вопросам неопределенную форму глагола;

- уметь различать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? и что сделать? (без обозначения категории вида);
















Личностные УУД:

- сохранять мотивацию к учёбе;

-ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе;

-развивать способность к самооценке;

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- принимать  и сохранять учебную задачу;

- планировать свои действия;

-высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- осуществлять самоконтроль;

-совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике;

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- уметь определять уровень усвоения учебного материала

-развивать познавательный интерес к предмету.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- допускать существование различных точек зрения; учитывать разные мнения.


Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

Работа в парах

Индивидуальная


Книгопечатная продукция: учебник «Русский язык»В.П. Канакина, В.Г. Горецкий Москва: Просвещение, 2014.

Технические средства обучения: компьютер, медиапроектор, интерактивная доска, презентация.


Технология изучения

п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые умения

1

Организационный.


-Поприветствуйте наших гостей. Садитесь.

Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее –

Начнём скорей урок.

 - Откройте тетради. Запишите число, классная работа.

Приветствуют учителя, гостей, проверяют свою готовность к уроку.


Записывают число, классная работа.

Личностные:

учебная мотивация.

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других.

2

Актуализация опорных знаний и умений

- Ребята, послушайте загадку.

Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что делает расскажет,
Чертит, пишет иль поет.
Вышивает или пашет,
Или забивает гол.
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам …..(глагол)

- Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе.

Что мы уже знаем о глаголе?

Глагол это –

Глаголы обозначают –

Глаголы отвечают на вопросы -

В предложении глагол является -

Глаголы изменяются по -









- Глагол.



- часть речи.

- действие предмета.

- что делать? Что сделать? Что делает? Что сделает? что делал? что сделал? что будет делать? и др.

- сказуемым.

- числам и временам.

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания).

Регулятивные:

-высказывать своё предположение;

- осуществлять самоконтроль.

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


3

Постановка учебной проблемы


На интерактивной доске.

-Ребята, прочитайте слова:

Читал, решить, играют, подарил, нарисует, беречь, шагает, принесут, привезти.

- Почему эти слова я записала в одну группу?

- Какие можете назвать различия?

- У вас на партах лежит карточка, возьмите ее и распределите данные слова по временам.

-Работаем в парах.

пр.вр. наст.вр. буд.вр.

читал играют нарисует

подарил шагает принесут

-Проверяем.

Один ученик зачитывает глаголы прошедшего времени.

-Кто согласен? Кто не согласен?

(Учитель открывает шторку на интерактивной доске )

Второй ученик зачитывает слова настоящего времени.

-Кто согласен? Кто не согласен?

(Учитель открывает шторку на интерактивной доске)

Третий ученик зачитывает слова настоящего времени.

-Кто согласен? Кто не согласен?

(Учитель открывает шторку на интерактивной доске)

- Ребята, все ли слова вы распределили?

- Какие слова не записали?

- Почему эти глаголы оказались лишними, не попали ни в одну из трех групп.

- Ваши предположения?
- Кто уже догадался, что мы будем исследовать на уроке?





- Все слова глаголы.

- Число, с приставками и без приставок, время разное.

Карточка

Читал, решить, играют, подарил, нарисует, беречь, шагает, принесут, привезти.

пр.вр. наст.вр. буд.вр.






Дети показывают значками.











- Нет.

- Решить, беречь, привезти.


- Нельзя определить время.

-Новую форму глаголов.

Личностные:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Метапредметные:

познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

регулятивные:

- высказывать свое предположение;

-определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;

коммуникативные:

- точно и полно выражать свои мысли

4

Определение темы. Постановка цели Построение проекта выхода из затруднения.



- Давайте вернемся к нашим глаголам.

- Как вы уже сказали, время определить у этих глаголов нельзя.

- А давайте попробуем определить число?
- Куда поместим глаголы?

-Запишите эти слова столбиком в тетрадь.


- Ребята, а как бы вы назвали глагол, у которого не определяется время и число?

- В русском языке глаголы, у которых нельзя определить время и число принято называть глаголами неопределённой формы.


- Какова же тема нашего урока?

- Как вы думаете, чему мы сегодня научимся на уроке?

- А откуда мы можем узнать информацию о неопределенной форме глагола?


- Ребята, давайте откроем учебник на стр. 106 и прочитаем правило.

- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?

- Как оканчиваются глаголы в неопределенной форме?

- Какая информация есть в правиле, о которой мы не говорили?

- Хорошо, молодцы.




- Число также нельзя определить.

-В отдельный столбик.



Дети дают свои ответы.





- «Неопределенная форма глагола».

Ответы детей.


- Из учебника.



Знакомятся с правилом.

- Что делать? Что сделать?

- На -ть, -ти, -чь.

- Неопределенная форма – это начальная форма глагола.

Познавательные: - развиваем умения извлекать информацию из текстов.

Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу;

выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

Коммуникативные: уметь высказывать свое мнение в доступной форме;

- слушать и понимать речь других.

5

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.


Выполним Упр. 182

Прочитайте.


Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего сказать.

- Ребята, спишите и подчеркните глаголы в неопределенной форме.

- Давайте проверим. Какие глаголы вы выписали?

А как вы определили, что эти глаголы в неопределенной форме.







- Сейчас, я предлагаю вам поработать в парах. Возьмите текст «Полезные советы». Прочитайте его. Глаголы, данные в скобках, замените глаголами неопределенной формы.

Полезные советы.

Когда просыпаешься, нельзя (лежу)_________ в постели. Надо сразу (встану)_______________ и (сделаю)____________зарядку. Между упражнениями необходимо (делаю) ____________небольшие паузы для отдыха. Нельзя (задерживаю) _______________дыхание, надо (дышу)_________ спокойно. Зарядку нужно (делаю) ____________при открытой форточке.

-Прочитайте полученный текст.

-Кто сделал так же?

-Кто использует эти советы?

-Те, кто не использует, постарайтесь их запомнить, ведь недаром они называются полезными. Они помогают нам укреплять и сохранять здоровье.

Физкультминутка.

А теперь немного отдохнём. 

Я зачитываю слова.

- Если это глагол в неопределенной форме – руки поднимаете вверх.

- Если глагол в других формах – приседаете.

Ходить, ходит, косить, нести, украшают, носить, греет, плести, бежал, решать.



Работа с Электронным приложением к учебнику

- Молодцы.

- Выполним следующее задание.

На интерактивной доске.

-Замените фразеологизмы глаголами неопределённой формы.

Зарубить на носу - запомнить

Клевать носом - дремать

Пропустить мимо ушей - прослушать

Вставлять палки в колёса - мешать

Обвести вокруг пальца- обмануть

Держать язык за зубами – молчать

Надуть губы - обидеться

- Хорошо справились с заданием. Молодцы.

- Прочитайте слова на слайде.

- Из предложенных слов выберите и запишите в тетрадь только глаголы в неопределенной форме.

Принести, сверкала, подарить, греет, освещать, брали, поймать, побежать, открыть.

- Поменяйтесь тетрадями. Проверьте друг у друга и оцените. У кого все выполнено правильно - поставьте на полях «!», у кого одна-две ошибки - «+», у кого больше – «-».

-Встаньте те, у кого «!», у кого «+». А остальным значит нужно еще потренироваться, находить глаголы в неопределенной форме.

- А сейчас поиграем в игру «Замени одним словом»

- Замените словосочетания глаголом в неопределённой форме.

Давать корм, дать ответ, говорить неправду, глотать воду, сделать подарок.

- Следующее задание.

Выберите лишнее слово в каждой строке.

Упрямый, светлый, читать, красивая.

Доска, молния, доброта, сидеть.

Чистый, светить, скучный, медленный.

Петь, мыслить, убежал, рисовать.



Читают. Один ученик зачитывает вслух.

Ученики по очереди называют глаголы, другие показывают, согласны или нет.

Спрашивать, слушать, отвечать, переставать, говорить, сказать.

- Задали вопрос, посмотрели на что, оканчиваются.















Дети читают текст по предложениям.





















Выполняют задание.









Заменяют фразеологизмы.







Взаимопроверка.

Принести, подарить, освещать, поймать, побежать.

Проверяют друг у друга, оценивают.











Выполняют задания.



Личностные :

- оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей).

Метапредметные:

регулятивные:

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- уметь находить и выделять необходимую информацию;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других; уметь оформлять мысли в устной и письменной форме.

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

6

Самостоятельная работа с самопроверкой.


Самостоятельная работа с самопроверкой по доске.

- Ребята, на какие вопросы отвечают глаголы неопределённой формы?

- Я предлагаю вам сейчас поставить слова в неопределенную форму.

Сидим - сидеть;

смотрим - смотреть;

летят - лететь;

любят - любить;

читаем - читать.

Самопроверка по правильному выполнению на доске.

- Так, ребят проверьте. Самооценку с помощью знаков поставьте «!», «+», «-».



- Что делать? и что сделать?







Выполняют.

Оценивают себя.

Личностные :

- сохранять мотивацию к учёбе;

-развивать способность к самооценке;

Регулятивные:

- принимать  и сохранять учебную задачу;

Познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

7

Рефлексия учебной деятельности

на уроке.



- Итак, ребята, подведем итог урока. Какова была тема урока?

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?

- На что оканчиваются данные глаголы?

- Какие задания вам понравилось выполнять?

- А теперь настало время оценить свою работу на уроке.

-Заполните таблицу, поставив + или –

(Приложение 1)

- Неопределённая форма глагола.

- Отвечают на вопросы учителя.


Выполняют самооценку

на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке; Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


8

Домашнее задание


Учебник стр. 107 упр. 185, выучить правило. Дополнительное задание записать любых 7 глаголов в неопределенной форме.

Спасибо за урок.


Запись в дневник

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.






















Приложение 1

















Утверждения

Поставь знак «+» или «-»

1) Тема урока мне понятна.


2) Я достиг цели урока.


3) Я умею находить глаголы в неопределенной форме.

















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Неопределённая форма глагола"

Автор: Кожичкина Елена Александровна

Дата: 18.12.2018

Номер свидетельства: 491348


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства