kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта и конспект урока по теме «Проценты» (5 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта изучения темы «Проценты»

по ФГОС второго поколения для основного общего образования

Зубарева И.И. Математика. 5 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений/И.И.Зубарева,

А.Г. Мордкович. - М.: Мнемозина, 2016.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта и конспект урока по теме «Проценты» (5 класс)»

МБОУ Дорогобужская СОШ №1

МБОУ Дорогобужская СОШ №2





Технологическая карта урока по теме «Проценты» в 5 классе

по ФГОС


Учителя математики

Картышева Вера Алексеевна

в соавторстве

с Бариновой Еленой Алексеевной











г. Дорогобуж




Технологическая карта изучения темы «Проценты»

по ФГОС второго поколения для основного общего образования

Зубарева И.И. Математика. 5 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений/И.И.Зубарева,

А.Г. Мордкович. - М.: Мнемозина, 2016.



Этапы урока


Основное содержание этапа урока, термины и понятия

Тип урока/Формы работы

Предметный результат

Метапредметные результаты

Личностные результаты

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

1

Понятие процента

История процента. Понятие процента. Формирование умения читать и записывать проценты

Урок изучения и первичного закрепления нового материала/коллективная, пары смешанного состава (сильный учит слабого)

Представляют процент как сотую часть числа.

Умеют читать и записывать проценты

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме

Ставят учебную задачу на основе того, что уже известно

Полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Мотивация учения

2

Понятие процента

Перевод десятичных дробей в проценты и обратно

Этап закрепления и совершенствования/ групповая, индивидуальная

Переводят десятичные дроби в проценты и обратно

Осуществляют операцию классификации, устанавливают причинно-следственные связи, структурируют собственные знания

Планируют (в сотрудничестве с учителем) необходимые действия, операции

Работают в группе, устанавливают рабочие отношения, эффективно сотрудничая

Формируют внимательность и аккуратность в вычислениях;

3

Понятие процента

Нахождение величины, определяющей сто процентов

Этап закрепления и совершенствования. Практикум/ групповая, индивидуальная

Находят процент от числа и число по его проценту

Самостоятельно находят информацию в материалах учебника, делают обобщения

Оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности

Полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Оценивают усваиваемый материал, формируют требовательное отношение к себе и своей работе

4

Задачи на проценты

Показ правил решения основных задач на проценты

Этап изучения и первичного закрепления нового материала /коллективная, пары смешанного состава (сильный учит слабого)

Находят процент от числа и число по его проценту

Выполняют учебно-познавательные действия в материальной и умственной форме

Принимают и сохраняют учебные задачи

Инициативно сотрудничают в изучении нового материала

Устанавливают связь между целью учебной деятельности и её мотивом

5

Задачи на проценты

Формирование умений решать задачи на проценты

Этап закрепления и совершенствования. Практикум/ групповая, индивидуальная

Решают задачи на проценты

Закрепляют навыки и умения применять алгоритмы при решении задач на проценты; систематизируют знания, обобщают и углубляют знания при решении задач по теме «Проценты»

Контролируют процесс и результаты деятельности, вносят необходимые коррективы

Работают в группе, устанавливают рабочие отношения, эффективно сотрудничая

Формируют готовность к самообразованию


6

Задачи на проценты

Развитие умений решать различные задачи на проценты

Этап закрепления и совершенствования. Практикум/ индивидуальная

Записывают краткую запись задачи, составляют план задачи, находят ответ и проверяют его правильность

Восстанавливают предметную ситуацию, описанную в задаче, путём упрощённого пересказа текста, выделением только существенной для решения задачи информации

Принимают познавательную цель, сохраняют её при выполнении учебных действий, регулируют процесс их выполнения и чётко выполняют требования

Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической деятельности

Развивают познавательные интересы, учебные мотивы

7

Задачи на проценты

Совершенствование умений решать задачи практического содержания по теме «Проценты»

Этап применения и совершенствования знаний. Практикум/групповая, парная, индивидуальная

Решают логические и занимательные задачи на проценты, задачи практического содержания

Систематизируют знания, обобщают и углубляют знания при решении задач по теме «Проценты». Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письмен. форме

Ставят учебную задачу на основе соотнесения, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Формируют позитивную самооценку, овладевают навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире


8

Задачи на проценты

Обобщение знаний и проверка уровня их усвоения

Этап обобщения и систематизации знаний/ групповая

Демонстрируют математические знания и умения, сформированные ранее

Ориентируются на разнообразии способов решения задач на проценты

Ставят учебную задачу на основе того, что уже известно, из ранее изученного

Адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности

Формируют уважительное отношение к иному мнению, учатся работать на результат





Конспект урока

1.Ф.И.О. учителя, школа Баринова Елена Алексеевна МБОУ Дорогобужская СОШ №2 в соавторстве с Картышевой Верой Алексеевной МБОУ Дорогобужская СОШ № 1

2.Тема урока «Решение задач на проценты» Зубарева И.И. Математика. 5 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений/И.И.Зубарева, А.Г. Мордкович. - М.: Мнемозина, 2016.

3.Место и роль урока в изучаемой теме: седьмой урок из восьми по теме «Проценты»

4.Цель урока:

личностные - четко выражать и объяснять свои мысли (способы решений), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и формировать внимательность и аккуратность в вычислениях; требовательное отношение к себе и своей работе

метапредметные - уметь воспроизводить смысл понятия проценты, умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

5.Планируемые результаты: предметные (знать, уметь) Знать, как решать задачи на проценты

Овладеть умением: находить процент числа по определению; находить процент от числа и число по его проценту; записывать процент в десятичной и обыкновенной дробях; уметь решать задачи на проценты

7.Средства обучения: задания для выполнения на уроке; карточки самооценивания, задания для домашней работы.






Этапы

Цель

Формируемые УУД


Деятельность

Личностные

Регулятивные

коммуникативные

познавательные

Учителя

Обучающихся

1

Организационный этап


Создать благоприятный психологический настрой на работу

Слайд 1. Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

- У каждого из вас на столах лежат карточки самооценивания. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу:

"+" справился с задачей без затруднений,

"±" справился с задачей, но возникали сложности,

"-" не справился с задачей.

Организация своей учебной деятельности


Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками


Мотивация учения

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей

Включаются в деловой ритм урока


2

Актуализация знаний


Актуализация опорных знаний и способов действий.

Слайд 2. Устный счет:

0,01 0,37 0,6 1,3 0,146

4% 13% 90% 450% 112%

Задание: в первой строке замените десятичные дроби процентами, а во второй строке проценты замените десятичными дробями.

Слайд 3. Давайте вспомним основные задачи на проценты (записаны на доске)

а) как найти процент от числа;

Задача. В роще 300 деревьев. 5% всех деревьев составляют берёзы. Сколько берёз в роще?

Решение: 5% = 0,05

300  0,05=15

б) как найти по проценту целую величину;

Задача. На птицеферме 4% всех птиц были перепела. Сколько всего птиц на птицеферме, если перепелов было 24? Решение: 4% = 0,04

24:0,04 =600.

в) как найти процентное соотношение одного числа от другого.

Задача. Сколько процентов составляет 270 от 900?

Решение: 270:900100% = 30%.

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности


Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками


Структурирование собственных знаний


Организация устного счета и повторения основных типов задач на проценты

Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы.

Работают с карточкой самооценивания

3

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.


Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.

Рассмотрим следующие задачи:

1.Используем:

Зубарева И.И. Математика. 5 класс. Рабочая тетрадь №2: учеб. пособие для общеобразоват. учреждений/ И.И. Зубарева. – М.: Мнемозина, 2014. Выполняем в Рабочих тетрадях №47.3 стр.48

Слайд 4.

2.Завуч школы подводит итоги успеваемости за год. В пятом - 9 учеников учатся на отлично и хорошо, а в шестом - 11, но в пятом - 16 учеников, а в шестом – 20. Как выяснить какой класс лучше учится?

- Ответить на этот вопрос помогут проценты. Если мы выразим количество учащихся в процентах, ответ будет ясен.

- Действительно, в нашей жизни человек очень часто сталкивается с понятием проценты. Где мы встречаемся с этим понятием?

- А что вы знаете о процентах? Знакомо ли вам это слово? Где слышали, встречали?

- Действительно, в нашей жизни человек очень часто сталкивается с понятием проценты

( в магазине, банке, аптеке, в газетах, и журналах, по телевизору и в школе.)

Кроме того, полученные знания на уроках математики, помогут вам в дальнейшем при решении задач по химии (например: узнать концентрацию соли в морской воде), физике, биологии (жирность молока). А также при сдаче экзамена ЕГЭ (пример задачи на проценты из ЕГЭ). Тему процентов использовали в своих произведениях в литературе (Достоевский, Салтыков-Щедрин, Чехов и т.д.)

Тема урока: Решение задач на проценты.

Цель урока - обобщить знания по теме "Проценты" и суметь применить их при решении реальных жизненных задач.

Целеполагание


Умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Умение структурировать собственные знания


Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы






















Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока

Выполняют в Рабочих тетрадях №47.3 стр.48.





Учащиеся предлагают свои решения








Отвечают на поставленный вопрос (в магазине, банке, аптеке, в газетах и журналах, по телевизору и в школе)


4

Применение знаний и умений в новой ситуации

Показать разнообразие задач на проценты, решаемых в жизни

- Итак, приступаем к решению задач, которые очень часто нам приходится решать в жизни.

Слайд 5. 1. Из 60 учащихся 12 человек на экзамене получили оценку «отлично». Сколько процентов учащихся отлично сдали экзамен?

Слайд 6. 2. В волейбольной секции занимаются 40 школьников. Среди них 16 девочек. Сколько процентов от общего числа занимающихся составляют мальчики?

Слайд 7. 3. Ученики в парах вычисляют скидку на два, заранее определенных, товара, и стоимость покупки.

Товар: скидка на данный товар:

Компьютер - 38 500 рублей 14% Планшет – 7 800 рублей 10%

Мобильный телефон - 2 200р 8% Принтер - 3 200 рублей 11 %

Колонки – 1 850 рублей. 5%

Слайд 8. 4. Ставка сотрудника – 13 500 рублей.

Доплата за совмещение обязанностей – 60 %. Доплата на транспорт 10%.

Какова заработная плата сотрудника?

Прибавить к ней 45% от начисленной суммы – премия. И вычесть 13% - налоги. Какую сумму получит сотрудник?

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других


Формирование интереса к данной теме


Организация и контроль за процессом решения задач

Учащиеся работают в парах над поставленными задачами.

По окончании работы над каждой задачей, оценивают результат своей деятельности на листах оценивания.

Ответы к задачам:

1) 20% учащихся сдали экзамен на отлично

2) 60% составляют мальчики



Ответ к задаче 3):

Товар

Скидк

Стоим.

комп

5390

33110

планш

780

7020

моб. т

176

2024

принт

352

2848

колон

92,5

1757,5


Ответ к задаче 4): Заработная плата сотрудника 22 950 рублей.

Премия 10 327,5 рублей.

Общая сумма 33 277,5 рублей.

Налог 4 326,08 рублей.

Сумма, которую получит сотрудник 28 951,42 рубля.

5

Физкультминутка

Смена деятельности

Слайд 9. Физкультминутка

Давайте немного отдохнем:

«Мы работали отлично,

Отдохнуть не прочь сейчас,

И зарядка к нам привычно

На урок приходит в класс.

Выше руки, выше пятки, улыбнитесь веселей!

Мы попрыгаем как зайки,

Сразу станем все бодрей!

Потянулись и вдохнули.

Отдохнули? Отдохнули!»

Решим задачу из учебника №890 стр.227.




Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся

Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу
















Ответ к задаче из учебника №890.

Стоимость материала 171 990 р, доставки 38 220 р


6

Рефлексия (подведение итогов урока)

Дать количественную оценку работы класса и отдельных обучаемых

Наш урок подходит к концу. Давайте обсудим: какие задачи вызвали у вас затруднения и почему?

Слайд 10. Рефлексия. Предлагаю учащимся выбрать смайлик:


 -я усвоил материал на 25%



 -я усвоил материал на 50%


-я усвоил материал на 100%


Умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы


Формирование позитивной самооценки


Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок.

Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач

7













8














Информация о домашнем задании

Дать количественную оценку работы учащихся

Итак, вы сегодня решали взрослые жизненные задачи. Они, конечно, упрощены и их не настолько много, как встречается в жизни. Но с каждым днем вы взрослеете, и задачи усложняются вместе с вами.

Собираются карточки самооценивания и выставляются оценки за работу на уроке.


Домашнее задание:

Решите следующую задачу:

В семье из трёх человек семейный бюджет на месяц делится следующим образом:

Статья расхода

% от зарпл.

Процент от заработанной суммы

Оплата за квартиру

8 %

8

Плата за доп. обр.

6 %

6

Покупка продуктов

23 %

23

Непредвиденные расходы

23 %

23

В копилку

40 %

40

Задания:

1. Рассчитайте, какая сумма в рублях идет на каждую статью расхода, если семья зарабатывает в месяц 35 000 рублей.

Слайд 11. Творческое задание (на пять). Придумайте задачу на проценты, которая может встретиться в жизни.


оценивание собственной деятельности на уроке




Подводит итоги работы групп и класса в целом.

Дает комментарий к домашнему заданию

Учащиеся сдают карточки самооценивания











Учащиеся получают карточки с домашним заданием, читают, задают вопросы









Карточка самооценивания


Ф. И. _______________________________________________


Система оценивания:

"+" справился с задачей без затруднений,

"±" справился с задачей, но возникали сложности,

"-" не справился с задачей.


Задание

Оценка

1

Устный счет


2

Задача №1


3

Задача №2


4

Задача №3



5

Задача №4



Если у вас: 5 «+» ставим оценку «5»;

4 «+» ставим оценку «4»;

3- 2 «+» ставим оценку «3»;

0-1 «+» - ставим оценку «2».












Домашнее задание

Задача: В семье из трёх человек семейный бюджет на месяц делится следующим образом:


Статья расхода

Процент от заработанной суммы

Оплата за квартиру

8%

Плата за доп. образование (худ. школа)

6%

Покупка продуктов

23%

Непредвиденные расходы

23%

В копилку

40%


Задания:

1. Рассчитайте, какая сумма в рублях идет на каждую статью расхода, если семья зарабатывает в месяц 35 000 рублей.

2. Творческое задание (на пять). Придумайте задачу на проценты, которая может встретиться в жизни.


















Задачи для работы в классе

1. Из 60 учащихся 12 человек на экзамене получили оценку «отлично». Сколько процентов учащихся отлично сдали экзамен?

2. В волейбольной секции занимаются 40 школьников. Среди них 16 девочек. Сколько процентов от общего числа занимающихся составляют мальчики?

3.Ученики в парах вычисляют скидку на два, заранее определенных, товара, и стоимость покупки.

Товар: скидка на данный товар:

Компьютер - 38 500 рублей 14%

Планшет – 7 800 рублей 10%

Мобильный телефон - 2 200 р 8%

Принтер - 3 200 рублей 11%

Колонки – 1 850 рублей. 5%


4.Ставка сотрудника – 13 500 рублей.

Доплата за совмещение обязанностей – 60 %.

Доплата на транспорт - 10%.

Какова заработная плата сотрудника?

Прибавить к ней 45% от начисленной суммы – премия. И вычесть 13% - налоги. Какую сумму получит сотрудник?

Зубарева И.И. Математика. 5 класс. Рабочая тетрадь №2: учеб. пособие для общеобразоват. учреждений/ И.И. Зубарева. – М.: Мнемозина, 2016. Выполняем в Рабочих тетрадях №47.3 стр.48



47.3 стр.48. Закрасьте указанную часть фигур.

а)  б)

        











        

50%

25%


в) г)

        

        

    

10% 75%



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта и конспект урока по теме «Проценты» (5 класс)

Автор: Картышева Вера Алексеевна/ Баринова Елена Алексеевна

Дата: 28.07.2019

Номер свидетельства: 517130

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(272) "Технологическая карта и конспект интегрированного урока в 9 классе по теме: Систематизация и обобщение знаний по решению задач на растворы и сплавы."
    ["seo_title"] => string(172) "tiekhnologhichieskaia-karta-i-konspiekt-intieghrirovannogho-uroka-v-9-klassie-po-tiemie-sistiematizatsiia-i-obobshchieniie-znanii-po-rieshieniiu-zadach-na-rastvory-i-splavy"
    ["file_id"] => string(6) "300582"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456759801"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(19) ""Проценты" "
    ["seo_title"] => string(10) "protsienty"
    ["file_id"] => string(6) "100841"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402396242"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства