kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Система текстовых задач - основа формирования креативного мышления современного школьника

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ни у кого не вызывает сомнения, что прогресс цивилизации зависит от исключительно творчески мыслящих молодых людей. Учитывая мнение Торренса, создателя системы измерения творческих способностей, о том, что наследственный потенциал не является важнейшим показателем будущей творческой продуктивности, а степень превращения творческих импульсов ребёнка в творческий характер зависит больше от взрослых, можно сделать вывод, что большое значение в развитии творческих способностей  детей отводится учителю, который способствует созданию атмосферы, благоприятствующей появлению новых идей и мнений.  Именно учитель формирует положительную мотивацию у школьников, создаёт ситуации в организации учебного процесса, при которых ученики с разными способностями и подготовкой могли бы с удовольствием включаться в поисково-познавательную деятельность, испытывая успех при изучении математики.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Система текстовых задач - основа формирования креативного мышления современного школьника »

Чебакова Галина Владимировна

Управление образования

администрации Красногвардейского района












Решение поисково-практических задач

как средство формирования

творческого мышления учащихся










Автор опыта: Чебакова Галина

Владимировна

учитель математики

МОУ Ливенская СОШ №1













2009 год



Содержание.



  1. Информация об опыте …. .………………………………………3


  1. Технология опыта…………………………………………………6

  2. Результативность опыта………………………………………….13


  1. Библиографический список…………………………………… 17


  1. Приложение к опыту……………………………………………..18

































1.Информация об опыте.

Условия возникновения и становления опыта.

Актуальная проблема – «значимо ли, ценно ли для нашей жизни образование» особенно остро встаёт перед сельской школой, когда необходимо важность и значимость знаний сделать очевидными для учеников, в глазах многих из которых приобрели ценности другие материи. Проанализировав конкретные условия микрорайона школы, которые способствовали бы формированию гармонично развитых личностей учащихся, я поняла, что в настоящее время едва ли ни единственным источником на селе, способным дать детям не только программные знания, но и привлечь их к духовному самосовершенствованию, является учитель. Учитель должен убедить своих учеников в том, что радость познания чего–то нового в области науки – это противовес культу выгоды. Работая над проблемой активизации познавательной деятельности на уроках математики (опыт обобщён в 2003 – 2004 уч. году), изучила более глубоко и детально методическую и психолого–педагогическую литературу по проблеме мотивации учения и интереса. «Воспитатель не должен забывать, что ученье, лишённое всякого интереса и взятое только силою принуждения убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдёт» - слова, сказанные выдающимся русским педагогом К.Д.Ушинским, прекрасно подчёркивают важность решения проблемы интереса в процессе преподавания вообще и, конечно же, в процессе преподавания математики с ориентацией на личность учащегося.

Следовательно, чтобы добиться создания ситуации успеха ученика, необходимо сделать обучение желанным процессом, а это возможно благодаря развитию творческих способностей учащихся, то есть предшествующая проблема повышения у учащихся интереса к изучению математике послужила предпосылкой создания новой проблемы - развитие у детей творческих способностей, к которым следует отнести:

- пытливость ума, стремление открывать и исследовать новое;

- творческое мышление;

- способность находить и выражать оригинальные идеи;

- изобретательские порывы и богатое воображение;

- интерес к парадоксам и восприятие неоднозначных вещей;

- гибкость, быстрота и точность в мышлении и действиях.

Так как формирование этих способностей неразрывно связано с проблемно – исследовательскими, поисковыми методами обучения, то определилась тема моего нового опыта работы «Решение поисково-практических задач как средство формирования творческого мышления учащихся». В его основе лежит идея: обучение через открытие.

Актуальность опыта работы.

В современном обществе особенно ощущается потребность в развитии нравственного и духовного потенциала ребенка, в развитии его творческой индивидуальности. С каждым годом, как я заметила, его уровень падает.

Так сложилось, что я преподавала только в средних классах. Это позволило обнаружить некоторую закономерность. На всех экзаменах, контрольных работах, зачётах довольно часто встречаются случаи, когда ученик показывает, казалось бы, хорошие знания в области теории, знает все требуемые определения и теоремы, но запутывается при решении весьма несложной задачи.

Одной из причин такого положения является то, что большинство учащихся под словом «учиться» понимают умение повторять и запоминать. Такое же значение приписывается глаголу «думать». Отсюда - отсутствие склонности к глубокому изучению проблемы, пусть самой простой, неуважение к факту, зазубривание основных понятий. Ничего не дает и бессистемное решение большого количества задач, препятствуя тем самым появлению у ученика целостного восприятия предмета, понимания связей, способности обобщать и анализировать. Общая перегруженность учащихся, снижение уровня их подготовленности к восприятию нового материала затрудняют использование приемов развития творческого мышления.

Анализ первого года работы с пятиклассниками показал, что их познавательная деятельность оказывается недостаточно востребованной, ибо усвоить стереотип могут без затруднений, а глубинные пласты мышления при этом бездействуют.

Значит, необходимо так организовать учебный процесс, соблюдая строгую логичную последовательность курса, чтобы учащийся на занятиях был не объектом, воспринимающим готовые знания, а исследователем, человеком, ведущим активную поисковую деятельность, желающим научиться быстро и легко решать задачи, в том числе конкурсные.

Таким образом, в современной школе обозначились противоречия между традиционными методами и формами обучения, ориентированными на передачу готовых знаний, и ориентацией нового содержания на развитие творческих способностей учащихся в процессе предметного образования, а также между целостным реальным миром и стремлением многих учащихся творчески развивать себя.

Следовательно, актуальность выбора данной темы диктуется потребностями практики, поскольку школа должна выпускать людей творческих, способных самостоятельно приобретать новые знания и применять их в изменяющихся условиях современной действительности.

Ведущая педагогическая идея опыта.

Ни у кого не вызывает сомнения, что прогресс цивилизации зависит от исключительно творчески мыслящих молодых людей. Учитывая мнение Торренса, создателя системы измерения творческих способностей, о том, что наследственный потенциал не является важнейшим показателем будущей творческой продуктивности, а степень превращения творческих импульсов ребёнка в творческий характер зависит больше от взрослых, можно сделать вывод, что большое значение в развитии творческих способностей детей отводится учителю, который способствует созданию атмосферы, благоприятствующей появлению новых идей и мнений. Именно учитель формирует положительную мотивацию у школьников, создаёт ситуации в организации учебного процесса, при которых ученики с разными способностями и подготовкой могли бы с удовольствием включаться в поисково-познавательную деятельность, испытывая успех при изучении математики.

Поэтому ведущая педагогическая идея опыта - создание оптимальных условий для развития творческого мышления, высокого уровня творческой самостоятельной деятельности, формирование исследовательских умений и навыков – основы развития творческих способностей учащихся.

Длительность работы над опытом.

В течение пяти лет работы по данной теме я убедилась, что в ходе учебной деятельности необходимо давать возможность всем учащимся экспериментировать, заниматься творческой, исследовательской деятельностью. Потенциал задач, имеющихся в учебниках, необходимо шире использовать для воспитания исследовательских умений. К исследовательским умениям следует отнести те, которые позволяют учащимся с разных сторон подойти к одной и той же задаче и указать несколько её решений.

Диапазон опыта это система уроков с внеклассной работой по развитию у учащихся творческих способностей через решение поисково-практических задач.

Теоретическая база опыта.

Педагог П.П. Блонский писал, что превращение школьных занятий из уроков послушания в ряд открытый, делаемых учеником,- «это то единственное, что действительно может сделать нашу истину живой, пережитой и осознанной для ребенка».

Знакомясь с трудами швейцарского психолога Ж.Пиаже, я пришла к выводу, что ребенок, изучая математику, познает ее, переходя от одной структуры мышления к другой, дополняющей первую и сочетающуюся с ней. Значит, задача математического образования сводится к формированию у школьников структур математического мышления.

Теоретической базой моего опыта можно считать труды педагогов-психологов Леонтьева А.Н., Давыдова В.В. Они развили одно из ведущих положений Пиаже о том, что содержание и методы обучения проектируют соответствующий тип мышления, т.е. методическая система учебных математических задач проектирует соответствующий ей тип математического мышления.

Мне близка позиция известного психолога О.К. Тихомирова, по мнению которого «мышление психологически выступает как деятельность по решению учебных задач».

В своей работе я опираюсь на опыт заслуженных учителей РФ Р.Г. Хазанкина и А.Ф. Ефремова, деятельность которых наделена на развитие творческих способностей учащихся.

Ведущие идеи личностно-ориентированного обучения И.С. Якиманской, а так же В.И. Загвизинского и М.М. Поташника, отмечающих взаимодействие алгоритмического и творческого в педагогической деятельности, привели меня к мысли о том, что хотя мышление не отожествляется с процессом решения задач, правомерно будет утверждать, что формирование мышления эффективнее всего осуществляется через решение задач. Думаю, что именно в ходе решения математических задач самым естественным способом можно формировать у школьников элементы творческого математического мышления наряду с реализацией непосредственных целей обучения математике.

Опираясь на современные психологические исследования по формированию математического мышления учащихся, вижу включение в учебный процесс каждого ученика с учетом его индивидуальных способностей таковым:


Подструктуры математического мышления




Топологи-ческая

Проективная

Порядковая

Метрическая

Алгебраи-ческая





Тонкие аналитики

Планировщики

«Педанты»

Числовики

«Торопыги»





Задачу сто раз «проверят», ошибок не допускают

Задачу решают самым неожиданным способом

Задачу решают строго по алгоритму

Задачу решают по действиям. Числовой ответ обязателен!

Задачу решают быстро без объяснений, часто ошибаются






Степень новизны.

Новизна работы заключается в создании системного подхода в развитии творческих способностей учащихся на уроках математики путём внедрения поисково-практических задач на всех этапах обучения, изучение нестандартных способов решения задач, которые не предусмотрены учебником, проецирование накопленного опыта на работу по предметам естественно – математического цикла.

2. Технология опыта.

2.1. Целесообразность применения системы поисково-практических задач.

Определенная новизна работы состоит в систематическом внедрении в преподавание математики поисково-практических задач на всех этапах обучения: от первых уроков в 5 классе до итогового обзора при завершении курса средней школы. Ведь задачи, с одной стороны,- это средство формирования знаний и умений, а с другой - способ стимулирования мыслительной активности. Считаю необходимым сформировать такой подход к задаче, при котором задача выступает как объект тщательного изучения, а ее решение - как объект конструирования и изобретения. Необходимо построить процесс обучения математике так, чтобы обеспечить успешное овладение учащимися методами и приемами решения задач и создать условия для формирования у них ряда общенаучных умений- таких, как анализ, синтез, обобщение, сравнение, аналогия.

Цель моей технологии: в организации деятельности учащихся на учебном занятии таким образом, чтобы она способствовала формированию исследовательской культуры.

Вытекающие отсюда задачи:

  1. развивать творческое мышление учащихся на каждом уроке через систему провоцирующих, проблемных, логических задач, стандартных задач с нестандартным решением;

  2. формировать интерес к предмету на занятиях при использовании задач повышенной трудности;

  3. вводить элементы «открытого обучения» через изменение системы контроля.

Сущность формирования творческого мышления учащихся заключена в поиске и использовании педагогом эффективных методических приемов организации учебно-познавательной деятельности учащихся и в активизации деятельности самих учеников путем ее самоорганизации и самоконтроля, развития творческого начала в ней.

2.2. Методы и приемы организации интенсивной мыслительной деятельности.

В целях реализации основной идеи своего опыта использую такие методы и приемы, которые способствуют формированию гибкости (нешаблонности), оригинальности, глубины (умению выделять существенное), целенаправленности, активности, критичности, доказательности, организованности памяти, четкости и лаконичности речи. Это проблемно-исследовательские, эвристические, воспроизводящее - творческие, индуктивно-дедуктивные методы.

Предлагаю на занятии несколько приемов организации интенсивной мыслительной деятельности, которые используются мною на различных этапах процесса обучения: при актуализации знаний, первичном усвоении материала, его осмыслении, применении и обобщении.

Это можно сделать на следующем содержании материала:

  1. Провоцирующие задачи.

Это задачи, условия которых содержат упоминания, указания, намеки или другие побудители, подталкивающие учащихся к выбору ошибочного пути решения или неверного ответа. Попадая в заранее подготовленную ловушку, ученик испытывает досаду, сожаление оттого, что не придал особого значения тем нюансам условия, из-за которых он угодил в неловкое положение. Простое сообщение о том, что учащиеся, как правило, допускают в заданиях такого-то рода ошибки, несравнимо менее действенно. Ибо оно, несмотря на общность, не является для конкретно взятого ученика личностно значимым, поскольку, во-первых, события, о которых сообщается, происходили когда-то давно, в прошлом, не сейчас, а во-вторых, каждый из учащихся наивно полагает, что в число неудачников сам он не попадает.

Дидактическая ценность этих задач в том, что они служат предупреждением от различного рода ошибок и заблуждений.

Провоцирующие задачи обладают высоким развивающим потенциалом, они способствуют воспитанию одного из важнейших качеств мышления- критичности, приучают к анализу воспринимаемой информации, ее разносторонней оценке, повышают интерес школьников к занятиям математикой.

Я использую такие разновидности провоцирующих задач:

  1. условия, в которых навязывают неверный ответ;

  2. условия, которые подсказывают неверный путь решения;

  3. условия, вводящие в заблуждение из-за неоднозначности трактовки и т.д.

В качестве примера приведу задачи, побуждающие выбор неверного способа решения.

Тройка лошадей проскакала 15 км. Сколько километров проскакала каждая лошадь?

Или, на уроке в 6 классе по теме «Простые и составные числа» предлагаю задание: «Какие из чисел 205, 206, 207, 208, 209, 210 являются простыми?»

2.Задачи стандартные с нестандартным решением.

Это задачи, при предъявлении которых учащиеся не знают заранее ни способа их решений, ни того, на какой учебный материал опирается решение. Иными словами, учащиеся в ходе решения таких задач должны провести поиск плана решения задачи, установить, какой теоретический материал дает ключ к тому или иному решению. Незначительная обработка условий той или иной задачи из учебника, изменение места и времени ее постановки существенно меняют ее дидактическую значимость, оставляя неизменным практическое содержание.

Проиллюстрирую сказанное примером. Стандартная задача для учащихся 7 класса: «В клетке находится неизвестное число фазанов и кроликов. Известно, что вся клетка содержит 35 голов и 94 ноги. Сколько фазанов и кроликов в клетке?». Данную задачу предлагаю решить не алгебраическим способом, приводя к стандартному уравнению, а арифметическим. Таким образом, по существу, данную задачу превращаем в нестандартную для шестиклассников и даже семиклассников. (Приложение №3.)

Задачи такого плана всегда органически связаны с изучаемым материалом. Допуская нестандартное решение, приучаю школьников не довольствоваться шаблоном, а нацеливаю на вдумчивый подход, воспитываю стремление как можно лучше выполнить порученное дело. Они развивают гибкость, рациональность, целенаправленность математического мышления и ценны тем, что дается возможность каждому ученику с любой структурой мышления проявить себя.

3. Проблемные задачи.

Это задачи, алгоритм решения которых неизвестен до начала решения. Главное в том, чтобы открыть способ решения и убедиться в его пригодности. Следует иметь в виду, что определить, является данная задача проблемной или нет, можно только относительно конкретного школьника, только с учетом его знаний и умений в момент постановки задачи.

Задачи такого плана решаются исследовательским методом и этим очень интересны для учащихся. Ведь исследование предполагает творчество. Проблемы, которые ставятся перед учащимися, могут иметь разнообразный характер: введение в новую тему, решение задачи новым более эффективным способом, связь известного учебного материала с новым и т.д.

При подборе проблемных задач учитываю знания учащихся и уровень развития их логического мышления, поскольку непосильная задача порождает неуверенность в своих силах и в дальнейшем отвращение от решения любых задач, а излишне простая вводит в заблуждение относительно уровня собственных знаний и умений, не стимулирует поисковую деятельность.

Самое главное- это суметь правильно поставить вопрос, заинтриговать учащихся, создать проблему, а не дать ответ, решив ее. Учащиеся познают понятия, закономерности, теории в ходе поиска, наблюдения, анализа фактов, мыслительной деятельности, результатом чего является знание. (Урок математики в 6 классе. Приложение №1)

Приведу пример задачи из темы «Смежные углы» (геометрия 7 класс).

Найти два смежных угла, один из которых больше другого на прямой угол.

Возможны различные варианты решения, в частности, алгебраический и геометрический. Здесь проблемный характер проявляется в неявной форме, но ученики понимают непригодность геометрического способа решения.

Другой пример. В 5 классе в ходе изучения темы «Сравнение десятичных дробей» предлагаю вариант решения задания на сравнение дробей 0,31 и 0,6 ученика Петрова. Если целые части дробей равны, сравним дробные части: 316, значит, 0,310,6. Согласны ли вы с таким решением? Начинается обсуждение, поиск, анализ решения.

  1. Логические задачи.(задачи-шутки, таблицы, верные и неверные утверждения, здравый смысл)

Это задачи, ведущие к формированию важнейших характеристик творческих способностей: беглость мысли, гибкость ума, оригинальность, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.

Опыт работы показывает, что глубокие, прочные и, главное, осознанные знания могут получить все школьники, если развивать у них не столько память, сколько логическое мышление. Логика учит, как нужно рассуждать, чтобы наше мышление было определенным, связанным, последовательным, доказательным и непротиворечивым. В математике приходится путем рассуждений выводить разнообразные формулы, числовые закономерности, правила, доказывать теоремы.

Основные методы решения логических задач:

  • метод рассуждения;

  • метод таблицы;

  • метод граф;

  • метод кругов Эйлера;

  • комбинированный метод.

Метод рассуждений сопровождаю схемами, чертежами, краткими записями, вырабатывая умения выбирать информацию, пользоваться правилом перебора.

Так, при изучении темы «Степень» в 7 классе, я даю задание: запишите степени x, x2, x3, x4, x5, x6, x7, x8, x9 в пустые клетки квадрата так, чтобы произведение их по любой горизонтали, вертикали и диагонали было равно x в 15 степени. Можно рассказать о магическом квадрате, тогда задача станет еще интереснее для учеников.





X5





Таблицы хорошо применять тогда, когда устанавливается соответствие между двумя множествами (можно и между тремя множествами), когда количество элементов во множествах одинаково и неодинаково. Перед составлением таблиц отрабатываю правила их заполнения.

Например, в 5 классе знакомлю детей с задачей Пуассона (на переливание). Некто имеет 12 пинт сока (пинта- 0,57л) и желает подарить половину своему другу, но у него нет сосуда в 6 пинт, а есть два сосуда в 8 и 5 пинт. Каким образом можно налить 6 пинт сока в сосуд емкостью 8 пинт?

Решение.

Ходы

0

1

2

3

4

5

6

7

12 пинт

12

4

4

9

9

1

1

6

8 пинт

-

8

3

3

-

8

6

6

5 пинт

-

-

5

-

3

3

5

-


Логические связи, при помощи которых была выстроена общая схема решения задачи, помогут учащимся без труда решить подобного рода задачу.

Введение серии таких задач в содержание урока считаю необходимым. Это позволит стереть явную границу между занимательным и учебным материалом. Особенно целесообразно использовать задачи тогда, когда есть опасность неприятия учащимися какого-либо учебного задания; при прохождении сложных тем; при выработке умений и навыков учащихся, когда требуется выполнить значительное количество однотипных упражнений; при изучении материала, подлежащего прочному запоминанию.

Для каждой задачи, которую предполагаю использовать на уроке, прежде выясняю: будет ли она интересна классу, органично ли войдет в структуру урока, будет ли ее использование эффективным. Практика показала: учебный навык, на формирование которого направлена та или иная задача, вырабатывается быстрее, ибо он связан с продуктивной мыслительной деятельностью ученика.

При работе над провоцирующими, проблемными, логическими и стандартными с нестандартным решением задачами наиболее эффективной считаю групповую, парную, индивидуальную, фронтальную работу.

Приведу пример. Расстояние от реки до турбазы туристы рассчитывали пройти за 6 часов. Однако после 2 часов пути они уменьшили скорость на 0,5 км/ч и в результате опоздали на турбазу на 30 мин. С какой скоростью шли туристы первоначально?

Работа над задачей предполагает следующие действия учителя:

  1. Предъявление задачи (читает учитель).

  2. Определение вида задачи (творческая группа).

  3. Выделение гипотез (индивидуальная самостоятельная работа).

  4. Обмен мнениями (в творческой группе).

  5. Формулировка предположительного ответа (в паре).

  6. Проверка ответа на достоверность (фронтальная работа).

Или, задача. Определить площадь равнобедренной трапеции, у которой основания равны 12см и 20см, а диагонали взаимно перпендикулярны.

  1. Предъявление задачи (творческие группы составляют задачи по готовому чертежу).

  2. Выделение гипотез (работа в парах).

  3. Обмен мнениями (фронтальная работа).

  4. Формулировка предположительного ответа (индивидуальная работа).

  5. Проверка ответа на достоверность (индивидуальная работа).

Обязательным этапом на уроке является устный и письменный счет. Целями устного счета являются, во-первых, совершенствование в вычислительных навыков, во-вторых, развитие творческого мышления учащихся.

На своих уроках я стараюсь разнообразить формы и методы устной работы:

- устный счет в начале, в середине, в конце урока;

  • устная форма проверки домашнего задания;

  • устная форма творческой работы;

  • устные самостоятельная и контрольная работы;

  • уроки устной работы.

Работая устно, воспитываю у учащихся навыки сознательного усвоения изучаемого материала, приучаю ценить и экономить время, развиваю желание поиска рациональных путей решения задачи. В этих целях использую такие приемы, развивающие творческие способности, как «Зашифрованные задания», «Найди ошибку», «Восстановление»,

«Выбор», «Задачи- сказки», детские презентации на устный счёт, математические листы с задачами, изготовленные самими учащимися, ребусы, кроссворды, которые учащиеся составляют самостоятельно. (Приложение №6)

Для отработки вычислительных навыков учащихся я использую игровые моменты «Числовая мельница», «Числовой фейерверк», «Математическая эстафета», карты устного счета. (Карты устного счета смотри в приложении № 7 ). Огромную помощь в работе оказывает оснащение кабинета, где можно использовать интерактивную доску, компьютер, проектор, что позволяет экономить время на подготовку к уроку.

Ежедневная отработка навыков письменного счета в течение одной минуты способствуют развитию у учащихся наглядно-образной, наглядно-действенной, механической памяти.

    1. Методика контроля, коррекции и оценки ЗУН учащихся.

Результаты устного и письменного счета фиксирую в двух типах информационных карт. (Таблица 1, 2).

Таблица 1.

№ п/п

Ф.И.О. учащихся

Устный счет

Дата





Оценка









Оценка «5» 7-10 баллов

«4» 5-6 баллов

«3» 3-4 балла

Таблица 2.

№ п/п

Ф.И.О. учащихся

Письменный счет

Дата





Оценка









Например, в 5 классе «5» 38-50 баллов

«4» 30-37 баллов

«3» 21-29 баллов

Все ученики ведут тетради- справочники, тетради для дополнительных работ. Еженедельно провожу дополнительные задания по подготовке к промежуточной и итоговой аттестации по сборнику Лысенко « Промежуточная аттестация в 5-6 классах» (структура работы составлена по принципу заданий ЕГЭ) и кружковые занятия по решению нестандартных задач из дополнительных сборников. (Приложение № 2,3) Когда задаю домашнее задание, предлагаю учащимся дополнительные упражнения. Для этого использую как учебник, так и дополнительную литературу. Проверку осуществляю ежедневно перед началом урока. Результаты выношу в ведомость дополнительных заданий. Оценку «5» соотношу с количеством набранных «+»: в 5 классе за 5 «+», в 6 классе за 6 «+», в 7 классе за 7 «+». (Таблица 3).

Таблица 3.

№ п/п

Ф.И.О. учащихся

Дополнительные задачи

Дата





Оценка









Олимпиады провожу в 5 классе 1 раз в год, в 6 классе- 2 раза в год, в 7 классе - каждую четверть. Олимпиадные задания, включающие 5 задач, подбираю, придерживаясь таких принципов:

1) в каждой группе из 5 задач должно быть 2-3, решение которых доступны большинству школьников; 1-2 трудных (может быть с введением новой математической идеи);

2) в каждой группе имеются такие задачи, которые решаются, опираясь на ранее решенные. Эти задачи подбираются не столько по темам, сколько по типу рассуждений: рассуждение по аналогии; доказательство от противного; разбор случаев (перебор); построение алгоритма; опровержение с помощью контрпримера;

3) однотипные задачи включаются на протяжении длительного времени, что приводит к глубокому усвоению материала;

  1. аналогичные задачи решенным ранее позволяют добиться хороших результатов не только сильным ученикам. (Разработку олимпиадных заданий для учащихся 6 класса смотри в приложении № 5).

Обязательно провожу подробный анализ результатов работы и коррекцию знаний. Объявляя количество набранных баллов, полученных за олимпиадное задание, называю ребят, которые представили самые «красивые» решения. При этом опираюсь на формулу «красивой» задачи по В.Г. Болтянскому: красивая задача = непредсказуемость + непредполагаемость +неожиданность + удивительная простота + простота + фантазия + революционный шаг + удивление + оптимизм + труд + … Панораму своих идей по решению задач учащиеся представляют обычно на заключительном уроке- бенефисе, на кружковом занятии или на внеклассном мероприятии. Здесь же идет награждение медалями «Умник» или «Умница», значком «Самый смекалистый».(Приложение № 3, 4)

Привлекаю учащихся к выполнению творческих работ. Практикую такие виды творческих заданий как:

  • составление математических сказок (для учащихся 5-6 классов );

  • составление оригинальных задач, рисунков (для учащихся 5-9 классов) (Творческие работы учащихся смотри в приложении №6);

  • решение задач повышенной трудности разными способами.

Деятельность по формированию творческих способностей учащихся находит продолжение на дополнительных занятиях и во внеклассной работе. (Разработку внеклассного мероприятия и кружкового занятия смотри в приложении №3).

3. Результативность опыта.

При оценке результатов деятельности учащегося придерживаюсь неоспоримого мнения психологов, что активизация внутреннего потенциала личности во многом обуславливается применением индивидуальных эталонов оценки. Результат, полученный учеником, сравниваю с его прошлым результатом и тем самым выявляю динамику его интеллектуального развития.

Как отмечалось выше, использую ведомости и информационные карты для отслеживания результатов обучения, которое провожу в конце каждой четверти и в конце каждого года.

Использование в работе элементов проблемного, личностно-ориентированного обучения по формированию творческого математического мышления дало свои положительные результаты.

Как видно на диаграмме с 2007 года возрос уровень навыка в письменном

счете ( с 36 до 45 баллов).


Диагностика одного и того же класса по данному показателю так же позволила выявить положительную динамику.






Диагностика устного счёта.

Как видно на диаграмме с 2007 года возрос уровень навыка в устном счете

( с 6,6 до 7,3 баллов).

Диагностика одного и того же класса по данному показателю так же

позволила выявить положительную динамику.

Каждую четверть я провожу мониторинг образовательного процесса по

предмету. В данной таблице показаны результате за последние 5 лет.


Мониторинг образовательного процесса.


2004-05 уч.г.

(7кл.)

2005-06 уч.г.

(8кл.)

2006-07 уч.г.

(9кл.)

2007-08 уч.г.

(5кл.)

2008-09уч.г.

1 полуг.

(6кл.)

Математика

Качество знаний

Степень обученности




69,9%

64,5

78,57%

65,73

Алгебра

Качество знаний

Степень обученности

46,6%

53,8

48%

56,7

61,53%

61,53



Геометрия

Качество знаний

Степень обученности

40%

54,4

40%

55

61,53%

61,53





Из общей диагностики воспитанности моих учащихся была сделана выборка по росту инициативности и творчеству школьников, которая показала некоторый рост (с 4,5 до 5,6 баллов).

Это говорит об эффективности моей системы работы.












  1. Библиографический список.


  1. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. – Советская педагогика, 1988.


  1. Зильберберг Н.И. Приобщение к математическому творчеству.


Башкирское книжное издательство, 1988.


3. Колягин Ю.М., Оганесян В.А. Учись решать задачи. – М.: Просвеще-

ние, 1980.


4. Тонков Е.В., Сердюкова Н.С. Исследовательско-творческая деятель-

ность учителя как фактор формирования профессионально-педагоги-

ческой культуры. БГУ, 1998.


5. Хазанкин Р.Г. Как увлечь учеников математикой. //Народное образова-

ние, 1987, №4.


  1. Фридман Л.М., Турецкий Е.Н. Как научиться решать задачи.– М.: Про-

свещение, 1989.


  1. Якиманская И.С. Развивающее обучение. – М.: Просвещение, 1989.























5. Приложение к опыту


1. Приложение № 1 - Разработки уроков.


2. Приложение № 2 - Календарно- тематическое планирование

кружковой работы.


3. Приложение № 3 - Разработка кружкового занятия.


4. Приложение № 4 – Разработка внеклассного мероприятия.


5. Приложение № 5 – Олимпиада по математике в 6 классе.


6. Приложение № 6 – Творческие работы учащихся.


7. Приложение № 7 – Карты устного счёта



































19




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Чебакова Галина Владимировна

Дата: 11.01.2015

Номер свидетельства: 153372

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Рабочая программа по математике для 6 класса по учебнику Г. К. Муравина, О. В. Муравиной "
    ["seo_title"] => string(91) "rabochaia-proghramma-po-matiematikie-dlia-6-klassa-po-uchiebniku-g-k-muravina-o-v-muravinoi"
    ["file_id"] => string(6) "191843"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427375251"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Использование ИКТ для развития творческого мышления."
    ["seo_title"] => string(60) "ispol-zovaniie-ikt-dlia-razvitiia-tvorchieskogho-myshlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "247447"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446561628"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства