kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Решение задач на смеси и сплавы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Большие трудности у старшеклассников, особенно, при подготовке к ГИА и ЕГЭ, вызывают задачи на « концентрацию» и, как следствие, страх перед ними.

Я предлагаю «химический» метод решения подобных задач, который отработан мною не на одном выпускном классе. Для решения этих задач необходимо знать только одну формулу – формулу концентрации ω где ω – концентрация, представленная в виде десятичной дроби,  – масса вещества в растворе ( масса части),  - масса всего раствора ( масса всего) и внимательно  прочитать условие задачи.

Аналогично решаются задачи на «усушку», но при решении этих задач в таблицу заносится концентрация не по влаге.

Этот же способ применяется и при решении задач на сплавы.

Данная методика отработана на нескольких выпускных классах ( готовлю к ЕГЭ с 2008 года) и хорошо себя зарекомендовала.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Решение задач на смеси и сплавы »

Большие трудности у старшеклассников, особенно, при подготовке к ГИА и ЕГЭ, вызывают задачи на « концентрацию» и, как следствие, страх перед ними.

Я предлагаю «химический» метод решения подобных задач, который отработан мною не на одном выпускном классе. Для решения этих задач необходимо знать только одну формулу – формулу концентрации ωгде ω – концентрация, представленная в виде десятичной дроби, – масса вещества в растворе ( масса части), - масса всего раствора ( масса всего) и внимательно прочитать условие задачи.

Для примера рассмотрим простую задачу.

Задача № 1.

В сосуд, содержащий 5 литров 12-процентного водного раствора некоторого вещества добавили 7 литров воды. Найти концентрацию получившегося раствора.

Решение.

Составляем таблицу, в которой 3 строки ( число элементов в формуле концентрации) и 3 столбца (состояния задачи: было, добавили, стало). Число строк в таблице всегда постоянно, а число столбцов зависит от условия.


Было

Добавили

Стало





m вещества




m раствора




ω






Из первого предложения заполняем первые два столбца


Было

Добавили

Стало





m вещества

5*0,12=0,6

-


m раствора

5

7


ω

0,12

-




У воды нет концентрации, поэтому в первой и третьей строках ставим прочерки.

Начинаем заполнять третий столбик.

Масса вещества нового раствора складывается из масс того, что было и того, что добавили, т.е.

m вещества = 0,6+0=0,6

Масса нового раствора складывается из массы исходного раствора и добавленного, т.е.

m раствора = 5+7=12

Концентрации не складываются никогда!


Было

Добавили

Стало





m вещества

0,6

-

0,6

m раствора

5

7

12

ω

0,12

-




Теперь данные третьего столбика подставляем в формулу концентрации. Имеем

ω= = 0,05. Таким образом, концентрация нового раствора составит 5%.

Ответ: 5%.

Рассмотрим более сложную задачу.

Задача №2.

Смешали некоторое количество 15-процентного раствора некоторого вещества с таким же количеством 19-процентного раствора этого же вещества. Найти концентрацию получившегося раствора.

Решение.

Начинаем заполнять таблицу: 3 строки, 3 столбца. Так как количество первого и второго растворов неизвестно, но по условию их взяли в равных количествах, обозначим эту величину через Х.


1 раствор

2 раствор

1 раствор+ 2 раствор





m вещества

0,15*Х

0,19*Х

0,15Х+0,19Х=0,34Х

m раствора

Х

Х

Х+Х =

ω

0,15

0,19




По формуле концентрации находим концентрацию нового раствора:

ω = = 0,17, значит, концентрация нового раствора составит 17%.

Ответ: 17%.

Таким же способом решаются задачи на «усушку», но при решении этих задач в таблицу заносится концентрация не по влаге.

Задача №3.

Виноград содержит 90% влаги, а изюм-5%. Сколько килограммов винограда потребуется для получения 20 килограммов изюма?

Решение.

Составляем таблицу:


Виноград

Изюм




m вещества



m раствора

Х

20

ω

0,1= 1-0,9

0,95= 1-0,05



Из заполненной таблицы видно, что из второго столбика (изюм) по формуле концентрации можно найти массу вещества в изюме: 0,95*20 = 19


Виноград

Изюм




m вещества


19

m раствора

Х

20

ω

0,1= 1-0,9

0,95= 1-0,05



Понятно, что и в винограде, и в изюме содержится равное количество вещества («уходит» только вода)


Виноград

Изюм




m вещества

19

19

m раствора

Х

20

ω

0,1= 1-0,9

0,95= 1-0,05



Теперь осталось только подставить данные первого столбика в формулу концентрации и задача будет решена.

0,1 =

Х = = 190.

Ответ: 190 кг винограда.

Рассмотрим более сложную задачу.

Задача №4.

Смешали 30-процентный и 60-процентный растворы кислоты, добавили 10 кг чистой воды и получили 36-процентный раствор кислоты . Если бы вместо 10 кг воды добавили 10 кг 50-процентного раствора той же кислоты, то получили бы 41-процентный раствор кислоты. Сколько килограммов 30-процентного раствора использовали для получения смеси?

Решение.

В условии задачи присутствует выражение «если бы», что указывает на необходимость составления двух таблиц и, как следствие, системы уравнений.

Из первого предложения получаем:


1 раствор

2 раствор

добавили

стало






m вещества

0,3Х

0,6У

-

0,3Х+0,6У

m раствора

Х

У

10

Х+У+10

ω

0,3

0,6

-

0,36



Данные последнего столбика подставляем в формулу концентрации:

0,36 =

Из второго предложения составляем вторую таблицу:






1 раствор

2 раствор

добавили

стало






m вещества

0,3Х

0,6У

5 = 10*0,5

0,3Х+0,6У+5

m раствора

Х

У

10

Х+У+10

ω

0,3

0,6

0,5

0,41

Данные последнего столбика подставляем в формулу концентрации

0,41=

В результате получаем систему из двух уравнений:



Решив полученную систему, получим, что Х= 60.

Ответ: 60 кг

Таким же способом решаются и задачи на сплавы.




























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Решение задач на смеси и сплавы

Автор: Корякина Марина Вадимовна

Дата: 18.06.2014

Номер свидетельства: 106788

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект урока на тему: "Решение задач на сплавы, растворы и смеси" "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-na-tiemu-rieshieniie-zadach-na-splavy-rastvory-i-smiesi"
    ["file_id"] => string(6) "113393"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1410087679"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Стандартный и нестандартный методы решения задач на сплавы и смеси"
    ["seo_title"] => string(74) "standartnyi_i_niestandartnyi_mietody_rieshieniia_zadach_na_splavy_i_smiesi"
    ["file_id"] => string(6) "357602"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1478806165"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "интегрированный урок математика и химия «Решение задач на растворы и сплавы» 11 класс"
    ["seo_title"] => string(93) "intieghrirovannyi-urok-matiematika-i-khimiia-rieshieniie-zadach-na-rastvory-i-splavy-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "262201"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449292625"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "интегрированный урок математика и химия «Решение задач на растворы и сплавы» 11 класс"
    ["seo_title"] => string(95) "intieghrirovannyi-urok-matiematika-i-khimiia-rieshieniie-zadach-na-rastvory-i-splavy-11-klass-1"
    ["file_id"] => string(6) "262202"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449292631"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "интегрированный урок математика и химия «Решение задач на растворы и сплавы» 11 класс"
    ["seo_title"] => string(95) "intieghrirovannyi-urok-matiematika-i-khimiia-rieshieniie-zadach-na-rastvory-i-splavy-11-klass-2"
    ["file_id"] => string(6) "262203"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449292638"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1920 руб.
2400 руб.
1920 руб.
2400 руб.
2000 руб.
2500 руб.
1810 руб.
2260 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства