Просмотр содержимого документа
«Рейтинговая система оценивания знаний учащихся (из опыта работы)»
МОУСОШ № 2 с.Александровское Ставропольского края
Учитель математики Ерёмина Любовь Анатольевна
Рейтинговая система оценивания знаний учащихся.
Рейтинговая система оценивания находит большое применение в оценивании качества знаний учащихся. В последнее время для учителей и учащихся главным является проблема повышения качества образования, которая напрямую связана с оценкой учебных достижений.Для повышения качества обучения немаловажное значение имеет такое качество педагога как умение грамотно выбирать и применять формы и методы педагогического контроля.
В основном, в педагогической практике используется количественная оценочная шкала, которая соответствует отметке и предполагает сравнение текущего состояния ученика с его же состоянием некоторое время назад.
Количественная оценочная шкала не может в полной мере оценить то качество знаний, которое требуется для учащихся в соответствии с ФГОС нового поколения.
При количественной оценочной шкале возможны ошибки оценивания:
В отличии от количественной оценочной шкалы рейтинговая система позволяет более объективно оценивать знания учащихся, стимулирует их к самостоятельному поиску материалов, организации самостоятельной научно – исследовательской работы.
Сегодня, когда система школьного образования претерпевает серьезные изменения, ведущей целью обучения должна стать ориентация на усвоение учащимися опыта творческой деятельности. При таком подходе к обучению изменяется его содержание. На первый план выходят методы, приемы, требующие активной мыслительной деятельности школьников, с помощью которых формируются умения анализировать, сравнивать, обобщать, умение видеть проблемы, формулировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты, а при необходимости повторять поиск (собственно, обучение этим умениям и есть обучение творчеству). Решить эти задачи можно используя личностно – ориентированный подход обучения и воспитания учащихся. В настоящее время необходимо совершенствовать требования – выделять базовый (обязательный) и повышенный уровень подготовки учащихся, которые лежат в основе дифференцированного обучения. Ученик в зависимости от своих возможностей и прилежания, может достигнуть базового или повышенного уровня. Такой подход позволяет реализовать идеи демократизации и гуманизации обучения на этапе проверки и оценки достижений школьника при помощи индивидуального числового показателя – рейтинга.
Рейтинг – это индивидуальный числовой показатель оценивания знаний учащихся. Преимуществом рейтинговой системы оценивания знаний учащихся является то, что она позволяет реализовать на практике здоровьесберегающие технологии: дифференцированное обучение, проблемное обучение, блочно – модульное обучение, ситуативное обучение, игровые технологии, педагогику сотрудничества. Это система оценки накопительного типа, основанного на рейтинговых изменениях, отражает успеваемость учащихся, их творческий потенциал, психологическую и педагогическую характеристику. В основе рейтинговой системы контроля знаний лежит комплекс мотивационных стимулов, среди которых своевременная и систематическая оценка результатов труда ученика в точном соответствии с реальными достижениями учащихся, система поощрения успевающих учащихся, перевод с одной ступени обучения на другую. Использование рейтинговой системы оценивания знаний учащихся позволяет дифференцировать систему ответов учащихся по каждой теме. Ученик сам решает, какой вид контроля знаний ему выбрать на уроке: монологический рассказ, работа с карточками, эвристическая беседа, творческий рейтинг.
Рейтинговая система оценивания знаний позволяет:
создать максимально комфортную среду обучения и воспитания;
перевести учебную деятельность учащихся из необходимости во внутреннюю потребность;
в соответствии с индивидуальными особенностями осуществлять выбор учеником возможных вариантов и форм овладения дисциплиной;
преподавателю расширить общение, лучше ориентироваться в интересах и потребностях учащихся, знать и учитывать их индивидуальные особенности.
Дети перестают испытывать страх перед опросом, раскрепощаются, так как понимают, что оценка по предмету зависит от их умственных способностей, психических возможностей и трудолюбия. Активность учащихся на уроках резко возрастает, что, разумеется приведет к повышению качества знаний.
Рассмотрим этапы внедрения рейтинговой системы оценивания знаний учащихся:
1.Составление оценочной шкалы по теме, с учетом требований к знаниям, умениям и навыкам в соответствии с программным материалом и учебником.
2.Ознакомление с оценочной шкалой и суммой баллов учащихся и родителей.
3.Изучение учебного материала по теме, занесение результатов в рейтинговый журнал.
4.Подведение итогов по теме и составление рейтинговой шкалы по классу.
5.Перевод суммы баллов в оценку в журнале и выставление в дневники.
Рейтинговая оценочная шкала:
Критерии(показатель)
Кол-во баллов
1.Посещение уроков
0,5 баллов
2.Ведение тетради
1 балл
3.Работа на уроке
до 10 баллов
4.Решение задач
до 10 баллов
5.Сообщение
5 – 10 баллов
6.Реферат (исследовательская работа)
30 – 50 баллов
7.Практическая работа
до 10 баллов
8.Контрольная работа
до 30 баллов
9.Зачет письменный (теория)
15 – 20 баллов
10. Зачет устный
20 – 25 баллов
11. Домашняя работа
5 – 10 баллов
12. Творческий рейтинг (наглядные пособия)
5 - 10 баллов
13. Анализ статьи
10 баллов
14. Конспект
10 баллов
Например, рассмотрим рейтинговую шкалу по теме: «Среднее арифметическое. Деление десятичной дроби на натуральное число» составленную по программе и учебнику математики И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович.
На изучение темы отводится 7 учебных часов.
Критерии(показатель)
Кол-во баллов
1.Посещение уроков
0,5 баллов
всего 3,5 балла
2.Ведение тетради
1 балл
всего 7 баллов
3.Работа на уроке
до 10 баллов
4.Решение задач
3-10 баллов
5.Сообщение
5 баллов
6.КСО, работа в группах
до 10 баллов
7.Контрольная работа
до 30 баллов
8.Наглядные пособия, кроссворды, выпуск газет(творческий рейтинг)
15 – 20 баллов
9. Домашняя работа
5 – 10 баллов
Всего максимально
95 баллов
Количество баллов зависит от сложности заданий.
Итого за тему обучающийся может набрать максимальную сумму 95 баллов, 85%-100% (81-95 баллов) соответствует оценке «отлично». Учащиеся, имеющие 71% - 85% (61-80 баллов) максимальной суммы получают «хорошо», а 70% - 56% (53-60 баллов) - «удовлетворительно».
Для учащихся с высоким уровнем познавательной активности применяется самооценивание при решении задач и выполнении домашних письменных заданий.
Этапы введения процедуры самооценки:
• совместная разработка учителем и учениками чётких эталонов оценивания для каждого конкретного случая;
• создание необходимого психологического настроя обучающихся для анализа собственных результатов;
• обеспечение ситуации самостоятельного свободного эталонного оценивания учащимися своих результатов;
• сопоставление и выводы об эффективности работы;
• составление учениками собственной программы деятельности на следующий этап обучения с уч?том полученных результатов.
При разработке оценочной шкалы для организации самооценки рекомендуется применять следующие виды рейтинга:
- стартовый - это определение начального уровня знаний;
- дисциплинарный – включает текущий, промежуточный, итоговый контроль;
- текущий – включает оценку работы ученика на уроках;
- творческий - это самостоятельная работа ученика во внеурочное время (составляет 10% от общей суммы баллов).
Ученики, набравшие 86 – 100% от максимальной суммы баллов за год освобождаются от итоговой рейтинговой работы и экзамена по предмету. Учащиеся знают об этом, таким образом, повышается мотивация учащихся к усвоению знаний, умений и навыков, повышается качество знаний.
Сравнивая традиционную и рейтинговую системы оценивания учащихся, приходим к выводу, что рейтинговая система предпочтительнее. При традиционной, количественной оценочной шкале, ученик отвечает и работает не систематически (за некоторым исключением). Рейтинговая система оценивания знаний учащихся стимулирует ученика заниматься предметом систематически, внимательно слушать на уроке, заниматься самостоятельно, использовать дополнительную литературу, что позволяет развивать интерес к изучаемому предмету и психологически перевести учащихся с роли пассивных «зрителей» в роль активных участников педагогического процесса.
object(ArrayObject)#861 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(279) ""Активация ученической деятельности с помощью нетрадиционных видов урока в программе изучения?русского языка и литературы?в средних и старших классах""
["seo_title"] => string(185) "aktivatsiia-uchienichieskoi-dieiatiel-nosti-s-pomoshch-iu-nietraditsionnykh-vidov-uroka-v-proghrammie-izuchieniiadwaegrusskogho-iazyka-i-litieraturydwaegv-sriednikh-i-starshikh-klassakh"
["file_id"] => string(6) "256837"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
["date"] => string(10) "1448213159"
}
}