kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рейтинговая система оценивания знаний учащихся (из опыта работы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы Ереминой Л.А. "рейтинговя система оценивания знаний учащихся ", где она делится опытом с коллегами.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рейтинговая система оценивания знаний учащихся (из опыта работы)»

МОУСОШ № 2 с.Александровское Ставропольского края

Учитель математики Ерёмина Любовь Анатольевна


Рейтинговая система оценивания знаний учащихся.


Рейтинговая система оценивания находит большое применение в оценивании качества знаний учащихся. В последнее время для учителей и учащихся главным является проблема повышения качества образования, которая  напрямую связана с оценкой учебных достижений. Для повышения качества обучения немаловажное значение имеет такое качество педагога как умение грамотно выбирать и применять формы и методы педагогического контроля.

В основном, в педагогической практике используется количественная оценочная шкала, которая соответствует отметке и предполагает сравнение текущего состояния ученика с его же состоянием некоторое время назад.

Количественная оценочная шкала не может в полной мере  оценить то качество знаний, которое требуется для учащихся в соответствии с ФГОС нового поколения.

При количественной оценочной шкале возможны ошибки оценивания:

• «великодушия» («снисходительности») — завышение оценок;

• «центральной тенденции» — стремление избежать крайностей;

• «ореола» — предвзятость личного отношения;

• «инерции» («близости») — сверка с предыдущими оценками;

• «репутации» — разные оценки за одинаковые ответы;

• «контраста» — субъективное ранжирование определенных качеств;

• «логики» — оценивание поведения как учёбы.

В отличии от количественной оценочной шкалы рейтинговая система позволяет более объективно оценивать знания учащихся, стимулирует их к самостоятельному поиску материалов, организации самостоятельной научно – исследовательской работы.

Сегодня, когда система школьного образования претерпевает серьезные изменения, ведущей целью обучения должна стать ориентация на усвоение учащимися опыта творческой деятельности. При таком подходе к обучению изменяется его содержание. На первый план выходят методы, приемы, требующие активной мыслительной деятельности школьников, с помощью которых формируются умения анализировать, сравнивать, обобщать, умение видеть проблемы, формулировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты, а при необходимости повторять поиск (собственно, обучение этим умениям и есть обучение творчеству). Решить эти задачи можно используя личностно – ориентированный подход обучения и воспитания учащихся. В настоящее время необходимо совершенствовать требования – выделять базовый (обязательный) и повышенный уровень подготовки учащихся, которые лежат в основе дифференцированного обучения. Ученик в зависимости от своих возможностей и прилежания, может достигнуть базового или повышенного уровня. Такой подход  позволяет реализовать идеи демократизации и гуманизации обучения  на этапе проверки и оценки достижений школьника при помощи индивидуального числового показателя – рейтинга.

Рейтинг – это индивидуальный числовой показатель оценивания знаний учащихся. Преимуществом рейтинговой системы оценивания знаний учащихся является то, что она позволяет реализовать на практике здоровьесберегающие технологии: дифференцированное обучение, проблемное обучение, блочно – модульное обучение, ситуативное обучение, игровые технологии, педагогику сотрудничества. Это система оценки накопительного типа, основанного на рейтинговых изменениях, отражает успеваемость учащихся, их творческий потенциал, психологическую и педагогическую характеристику. В основе рейтинговой системы контроля знаний лежит комплекс мотивационных стимулов, среди которых своевременная  и систематическая оценка результатов труда ученика в  точном соответствии с реальными достижениями учащихся, система поощрения успевающих учащихся, перевод с одной ступени обучения на другую. Использование рейтинговой системы оценивания знаний учащихся позволяет дифференцировать систему ответов учащихся по каждой теме. Ученик сам решает, какой вид контроля знаний ему выбрать на уроке: монологический  рассказ,  работа  с карточками, эвристическая беседа, творческий рейтинг.

Рейтинговая система оценивания знаний позволяет:

  • создать максимально комфортную среду обучения и воспитания;

  • перевести учебную деятельность учащихся из необходимости во внутреннюю потребность;

  • в соответствии с индивидуальными особенностями осуществлять выбор учеником возможных вариантов и форм овладения дисциплиной;

  • преподавателю расширить общение, лучше ориентироваться в интересах и потребностях учащихся, знать и учитывать их индивидуальные особенности.

Дети перестают испытывать страх перед опросом, раскрепощаются, так как понимают, что оценка по предмету зависит от их умственных способностей, психических возможностей и трудолюбия. Активность учащихся на уроках резко возрастает, что, разумеется приведет  к повышению качества знаний.

Рассмотрим этапы внедрения рейтинговой системы оценивания знаний учащихся:

1.Составление оценочной шкалы по теме, с учетом требований к знаниям, умениям и навыкам в соответствии с программным материалом и учебником.

2.Ознакомление с оценочной шкалой и суммой баллов учащихся и родителей.

3.Изучение учебного материала по теме, занесение результатов в рейтинговый журнал.

4.Подведение итогов по теме и составление рейтинговой шкалы по классу.

5.Перевод суммы баллов в оценку в журнале и выставление в дневники.

Рейтинговая оценочная шкала:

Критерии(показатель)

Кол-во баллов

1.Посещение уроков

0,5 баллов

2.Ведение тетради

1 балл

3.Работа на уроке

до 10 баллов

4.Решение задач

до 10 баллов

5.Сообщение

5 – 10 баллов

6.Реферат (исследовательская работа)

30 – 50 баллов

7.Практическая работа

до 10 баллов

8.Контрольная работа

до 30 баллов

9.Зачет письменный (теория)

15 – 20 баллов

10. Зачет устный

20 – 25 баллов

11. Домашняя работа

5 – 10 баллов

12. Творческий рейтинг (наглядные пособия)

5 - 10 баллов

 

13. Анализ статьи

10 баллов

14.  Конспект

10 баллов

 

Например, рассмотрим  рейтинговую шкалу по теме: «Среднее арифметическое. Деление десятичной дроби на натуральное число» составленную по программе и учебнику математики И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович.

На изучение темы отводится 7 учебных часов.

Критерии(показатель)

Кол-во баллов

1.Посещение уроков

0,5 баллов

всего 3,5 балла

2.Ведение тетради

1 балл

всего 7 баллов

3.Работа на уроке

до 10 баллов

4.Решение задач

3-10 баллов

5.Сообщение

5 баллов

6.КСО, работа в группах

до 10 баллов

7.Контрольная работа

до 30 баллов

8.Наглядные пособия, кроссворды, выпуск газет(творческий рейтинг)

15 – 20 баллов

9. Домашняя работа

5 – 10 баллов

Всего максимально

95 баллов

 

Количество баллов зависит от сложности заданий.

Итого за тему обучающийся может набрать максимальную сумму 95 баллов, 85%-100% (81-95 баллов) соответствует оценке «отлично». Учащиеся, имеющие 71% - 85% (61-80 баллов) максимальной суммы получают «хорошо», а  70% - 56% (53-60 баллов) - «удовлетворительно».

Для учащихся с высоким уровнем познавательной активности применяется самооценивание при решении задач и выполнении домашних письменных заданий.

Этапы введения процедуры самооценки:

• совместная разработка учителем и учениками чётких эталонов оценивания для каждого конкретного случая;

• создание необходимого психологического настроя обучающихся для анализа собственных результатов;

• обеспечение ситуации самостоятельного свободного эталонного оценивания учащимися своих результатов;

• сопоставление и выводы об эффективности работы;

• составление учениками собственной программы деятельности на следующий этап обучения с уч?том полученных результатов.

При разработке оценочной шкалы для организации самооценки рекомендуется применять следующие виды рейтинга:

- стартовый - это определение начального уровня знаний;

- дисциплинарный – включает текущий, промежуточный, итоговый контроль;

- текущий – включает оценку работы ученика на уроках;

- творческий  - это самостоятельная работа ученика во внеурочное время (составляет 10% от общей суммы баллов).

Ученики, набравшие 86 – 100% от максимальной суммы баллов за год освобождаются от итоговой рейтинговой работы и экзамена по предмету. Учащиеся знают об этом, таким образом, повышается мотивация учащихся к усвоению знаний, умений и навыков, повышается качество знаний.

Сравнивая традиционную и рейтинговую системы оценивания учащихся, приходим к выводу, что рейтинговая система предпочтительнее. При традиционной, количественной оценочной шкале, ученик отвечает и работает не систематически (за некоторым исключением). Рейтинговая система оценивания знаний учащихся стимулирует ученика заниматься предметом систематически, внимательно слушать на уроке, заниматься самостоятельно, использовать дополнительную литературу, что позволяет развивать интерес к изучаемому предмету и психологически перевести учащихся с роли пассивных «зрителей» в роль активных участников педагогического процесса.

 



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Рейтинговая система оценивания знаний учащихся (из опыта работы)

Автор: Еремина Любовь Анатольевна

Дата: 14.04.2017

Номер свидетельства: 409177

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Современные средства оценивания  результатов освоения  ООП  ООО по биологии"
    ["seo_title"] => string(83) "sovriemiennyie-sriedstva-otsienivaniia-riezul-tatov-osvoieniia-oop-ooo-po-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "253179"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447527761"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) ""Портфолио как средство оценки учебных достижений младших школьников" "
    ["seo_title"] => string(78) "portfolio-kak-sriedstvo-otsienki-uchiebnykh-dostizhienii-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "127070"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415268001"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(279) ""Активация ученической деятельности с помощью нетрадиционных видов урока в программе изучения?русского языка и литературы?в средних и старших классах""
    ["seo_title"] => string(185) "aktivatsiia-uchienichieskoi-dieiatiel-nosti-s-pomoshch-iu-nietraditsionnykh-vidov-uroka-v-proghrammie-izuchieniiadwaegrusskogho-iazyka-i-litieraturydwaegv-sriednikh-i-starshikh-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "256837"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1448213159"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства