kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер-класс « Приемы технологии развития критического мышления учащихся на уроках математики через чтение и письмо ».

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном материале подробно описаны приемы, которые я применяю для развития критического мышления на уроках. В ходе мастер класса  участники с ними знакомятся  и подготавливают свой проект, защищают его, что позволяет более глубоко  проанализировать способы, приемы критического мышления , а так же лучше запомнить их, для того чтобы потом применять в своей педагогической практике в школе. Мастер класс всегда проходит живо и интересно, участники работают в группах - командах, где делятся своими впечатлениями, своим опытом и т. д.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс « Приемы технологии развития критического мышления учащихся на уроках математики через чтение и письмо ». »

Мастер-класс « Приемы технологии развития критического мышления учащихся на уроках математики через чтение и письмо ».

Цель: Раскрыть возможности развития критического мышления учащихся на уроках математики через чтение и письмо.

Задачи:

  • Изучить ТРКМ

  • Рассмотреть приемы ТРКМ учащихся на уроках математики через чтение и письмо ;

  • Рассмотреть построение уроков с применением ТРКМ;

  • создать условия для активного взаимодействия участников мастер - класса между собой;

  • организовать рефлексию мастер-класса с целью определения его результативности.

План мастер –класса:

  1. Деление на группы. 2 мин.

  2. Познакомимся.2 мин.

  3. Постановка проблемы.2 мин.

  4. Изучение ресурсов. 10мин.

  5. Урок с применением изучаемой технологии.3 мин.

  6. Работа в группах. Составление урока с применением изученных приемов. 10 мин.

  7. Защита проектов. По 2-3мин каждая группа.

  8. Рефлексия – «Рюкзак» 3мин.


Ход мастер – класса:

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Я, Зиновьева Валентина Анатольевна, работаю учителем математики в Новосельской средней школе.


1) Делимся на проектные команды

Перед тем как начать мы немного поиграем в игру «Атомы и молекулы». Давайте встанем в круг. Каждый из Вас – одинокий атом, блуждающий в пространстве. Вы встречаетесь с другими атомами, иногда даже случаются легкие столкновения. Но иногда вы получаете возможность объединиться в молекулы. Число атомов в молекуле я назову. Число атомов в молекуле -два. Молекулы распадаются на атомы, которые продолжают блуждать. Образуются молекулы из четыре атомов. Аналогично доходим до шести. Образовавшиеся молекулы, являются составом рабочей группы.


2)Давайте познакомимся

Дорогие коллеги!

Вот вы и одна команда! Как здорово, что наш мастер-класс объединил вместе активных, заинтересованных в своём профессиональном росте людей из разных школ нашего района!

Деятельность наша будет в командах, потому что вместе учиться полезнее и интереснее. Вместе вы сможете успешно преодолеть все трудности, потому что команда – это на самом деле сила!

В процессе общения вам нужно придумать название команды.

Работу в группах начнём с распределения ролей.

Основные роли:

Организатор – человек, который следит за тем, чтобы всем в группе было комфортно, за тем, чтобы все были услышаны, за тем, чтобы группа не отклонялась от темы.

Вторая роль – секретарь – тот, кто записывает ВСЕ мысли группы,

Третья роль – спикер группы, тот, кто будет высказывать мнение группы, именно группы, а не свое!

Четвертая роль – это человек, который следит за временем, за тем, чтобы к исходу его группа смогла получить результат.

Пятая роль – человек, который будет оформлять постер.

После того, как работа в командах завершится, состоится презентация достижений команд, обмен опытом между командами.

3) Постановка проблемы

«Результатом обучения школьников должно стать овладение ими навыка критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации», - подчеркнул Президент РК Н.А.Назарбаев в своем Послании народу РК «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее».

Окончив курсы повышения квалификации третьего базового уровня в июне 2013 года и начав на практике внедрять новые технологии обучения, главная цель которых заключается в том, чтобы учить учащихся самостоятельно обучаться, я столкнулась со множеством проблем. Самая главная проблема это неумение учащихся самостоятельно работать с текстом, читать его вдумчиво, выделять из него самое главное. Ученики привыкли к тому, что учитель дает им готовые знания, показывает примеры, образцы. При самостоятельном изучении темы учащиеся читают текст бегло, не понимая его смысла. Сегодняшний мастер –класс посвящен, путям решения этой проблемы.

Разрешите представить Вашему вниманию мастер-класс « Приемы технологии развития критического мышления учащихся на уроках математики через чтение и письмо».


Технология развития критического мышления (ТРКМ)

Технология развития критического мышления (ТРКМ) – это «изобретение» американской педагогики. Данная технология основана на творческом сотрудничестве ученика и учителя, на развитии у школьников аналитического подхода к любому материалу. Она рассчитана не на запоминание материала, а на постановку проблемы и поиск ее решения.

Критическое мышление – это способность анализировать информацию с помощью логики и личностно-психологического подхода, с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Этому процессу присуща открытость новым идеям.

Технология РКМ позволяет решать задачи:

-образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;

-информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;

-социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.

Методические приемы для развития критического мышления, включающие в себя групповую работу, моделирование учебного материала, ролевые игры, дискуссии, индивидуальные и групповые проекты, способствуют приобретению знаний, обеспечивают более глубокое усвоение содержания, повышают интерес учеников к предмету, развивают социальные и индивидуальные навыки.

ТРКМ включает в себя три стадии: вызова, осмысления и размышления.

Стадия вызова актуализирует имеющиеся знания учащихся, пробуждает интерес к теме. Именно здесь определяются цели изучения материала.

Значение стадии вызова:

1) Происходит вызов того, что учащийся знает по данной теме. Это заставляет его анализировать собственные знания и начинать думать о той теме, которую им предстоит разбирать. Через эту стадию учащийся формирует собственный запрос на получение информации. Это важно, так как знание становится прочным только тогда, когда оно увязывается с уже известным.

2) Происходит активизация обучаемого.

3) Вызывается интерес и определяется личная цель рассмотрения данной темы. Целенаправленная учеба более эффективна, чем нецеленаправленная. Цели, выбранные самостоятельно более сильны, чем цели, поставленные преподавателем. Главное: научиться самому, чтобы научить других.

Стадия осмысления нового материала (новой информации, идеи, понятия). - непосредственное восприятие новой информации

Задача – организовать процесс (умело согласовать стадию вызова с той информацией, которую получат дети)

Здесь происходит основная содержательная работа ученика с текстом. Причем «текст» нужно понимать достаточно широко: это может быть чтение нового материала в учебнике, осмысление условия задачи, речь учителя…

Результаты стадии осмысления:

  • систематизированное новое знание;

  • укрепление целей, заявленных на стадии вызова.


Стадия рефлексии предполагает:

  • целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации;

  • выработка собственного отношения к изучаемому материалу;

  • выявление еще непознанного;

  • анализ процесса изучения материала, собственных мыслительных операций;

  • поиск тем и проблем для дальнейшей работы («новый вызов»).

Здесь ученик осмысляет изученный материал и формирует свое личное мнение, отношение к нему.

Рекомендации к проведению стадии рефлексии

  • На стадии рефлексии важен не только результат, но и сам процесс.

  • Рефлексия у каждого из нас происходит с различной скоростью.

  • Задействуйте и разум, и чувства ребят.

  • Желательно использовать как устные, так и письменные формы проведения рефлексии.

  • Не стоит навязывать ученику свою точку зрения.

  • В процессе рефлексии ученикам важно помнить о ее предмете.

  • Фиксируйте наиболее интересные высказывания.

  • Поощряйте к участию в рефлексии всех школьников в классе.


Все три стадии необходимо на уроке соблюдать, так как это отражает сложный мыслительный процесс. Эта особенность названной технологии существенно расширяет границы ее применимости.

4) Изучение ресурсов.

Ресурс 1 Приемы развития критического мышления через чтение и письмо


  1. Приём  "Верные и неверные утверждения" или "верите ли вы"

Этот прием может быть началом урока. Учащиеся, выбирая "верные утверждения" из предложенных учителем,  описывают заданную тему.
Затем просьба к  учащимся установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию. ПРИМЕР. Понятие вектора в пространстве


  1. Прием «Составление кластера»

Кластер – прием систематизации материала в виде схемы (рисунка), когда выделяются смысловые единицы текста. Правила построения кластера очень простые. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре располагается звезда – это наша тема. Вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Система кластеров охватывает большое количество информации.

Прием "Составление кластера" можно использовать как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии, т.е. может быть способом мотивации к размышлению до изучения темы или формой систематизирования информации при подведении итогов.
В зависимости от цели  организовывается индивидуальная самостоятельная работа учащихся или коллективная – в виде общего совместного обсуждения. 
ПРИМЕР. «Способы разложения многочленов на множители».



  1. Прием «Бортовой журнал» применяется на стадиях вызова и рефлексии.

    Что я знаю по данной теме?

    Что я узнал нового?



  2. Прием «Корзина идей»

1.Индивидульная работа 1-2 мин

2. Обмен информацией в парах или группах. 2-3 мин.

3. Каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом не повторяя ранее сказанное. 2-3 мин.

4. Все сведения в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев)

5. Все ошибки исправляются далее, по мере усвоения новой информации

  1. Прием «Таблица ЗХУ»

Прием «ЗХУ» применяется с использованием таблицы:

Знаем

Хотим узнать

Узнали

1.
2.
3.

1.
2.
3.

1.
2.
3.

Осталось узнать

1.
2.

Заполняя графу «З», учащиеся  составляют список знаний.   Заполняя графу «Хотим узнать», учащиеся формулируют свои познавательные запросы, которые, соответственно, порождают мотивацию к их удовлетворению.

Учащиеся самостоятельно определяют основные понятия и направления изучения темы, наполняя содержанием графы «Х».  Слушая лекцию, читая текст, учащиеся отбирают ту информацию, которая им была необходима для удовлетворения своих познавательных запросов, связанных с темой. Это обусловливает активность при восприятии лекции, при чтении текста.
Слушая лекцию, учащиеся имеют возможность корректировать некоторые знания, находящиеся в графе «З». В графу «У»  они записывают новую для себя информацию, что способствует осознанию приобретенного знания.
Заполняя графу «Что осталось узнать», учащиеся формулируют направления для дальнейшего самостоятельного исследования.

Знаю

Хочу узнать

Узнал новое

а/m+b/m=(a+b)/m

а/m-b/m=(a-b)/m

  • Как складывать дроби с разными знаменателями?

  • Как вычитать дроби с разными знаменателями?


  • Понятия: наименьший общий знаменатель, дополнительные множители.

  • Чтобы сложить, вычесть дроби с разными знаменателями, нужно привести их к общему знаменателю.

  • Алгоритм +,- дробей с разными знаменателями.


Ресурс 2.

Приемы, используемые на стадии осмысления.

  1. Прием «Сводная таблица»помогает систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами. Выглядит эта таблица просто: Средняя колонка называется "линией сравнения". В ней перечислены те категории, по которым мы предполагаем сравнивать какие-то явления, события, факты. В колонки, расположенные по обе стороны от "линии сравнения", заносится информация, которую и предстоит сравнить.

Тема 1

Тема 2

Линия сравнения

Тема 3

Тема 4

   

   

   

   

   

Данные сравнительные таблицы помогают увидеть учащимся не только отличительные признаки объектов, но и позволяют быстрее и прочнее запоминать информацию. Составление сравнительных таблиц можно использовать как на стадии вызова, так и на стадии осмысления. На стадии вызова лучше всего попросить ребят заполнять ее карандашом, так как после работы с текстом у детей могут возникнуть исправления, которые выполняются ручкой. Общее лучше обводить красной ручкой.
Сводная таблица позволяет более качественно подготовить домашнее задание, так как является уже готовой памяткой, сделанной на уроке. При использовании приема "Сводная таблица" желательно, чтобы линий сравнения было не меньше трех, но и не больше шести. Такое количество позиций легче удержать в памяти. Нужно обязательно задавать вопросы тем, кто составлял таблицу.

Данная работа позволяет развивать у ребят помимо умения работы с текстом, следующие умения:

  • выделять ключевые слова;

  • систематизировать необходимую информацию;

  • анализировать, сравнивать и обобщать информацию;

  • развитие монологической речи;

 а так же у ребят возникает потребность в поиске дополнительной информации, так как бывает, что не все вопросы охвачены на уроке. Эти вопросы и остаются в качестве домашнего задания, которое принимает форму увлекательной работы с информацией

ПРИМЕР. «Тригонометрические функции, их свойства и графики»

y = sin x

y = cos x

Свойства

y = tg x

y = ctg x

   

   

D(y)   

   

   



Чёт., нечёт.





монотонность





Наиб., наим. значения





ограниченность





непрерывность





E(y)





график



  1. Прием  «Инсерт»

Прием «Инсерт» – это маркировка текста по мере его чтения.
Прием используется на фазе «Осмысление» (работа с текстом), таблица с информацией используется на фазе «Рефлексия». Применяется для стимулирования более внимательного чтения. Чтение превращается в увлекательное путешествие.

1. Чтение индивидуальное.

1.Читая, ученик делает пометки в тексте:
V – уже знал,
+ – новое,
– – думал иначе,
? – не понял, есть вопросы.
2. Читая, второй раз, заполняют таблицу, систематизируя материал.

Уже знал (V)

Узнал новое (+)

Думал иначе (–)

Есть вопросы (?)

 

 

 

 

 

Записи делают краткие, ключевые слова, фразы. Заполнив таблицу, учащиеся будут иметь мини-конспект. 
Учитель после заполнения учащимися таблицы обобщает результаты работы в режиме беседы. При этом учитель сам может прояснять затруднения, возникшие у учащихся. Отвечать на трудные вопросы, фиксируя при этом на доске в таблице ИНСЕРТ.
Активное чтение способствует развитию  умения классифицировать, систематизировать поступающую информацию, выделять новое. Прием «Инсерт» учитель использует при изучении нового материала, когда у учащихся есть знания в этой области, но на данном уроке они должны расширяться, уточняться.


ПРИМЕР. «Многоугольники»

Учащиеся  читают, делают пометки карандашом в учебнике, заполняют таблицу в тетради. После индивидуальной работы идет процесс обсуждения, учитель фиксирует версии учащихся на доске.

Уже знал (V)

Узнал новое (+)

Думал иначе (–)

Есть вопросы (?)

  • Многоугольник.

  • Вершина многоугольника.

  • Р многоугольника.

  • Диагональ многоугольника.

  • Угол многоугольника.

  • Противоположные стороны, вершины четырехугольника.

  • Внутренняя, внешняя область многоугольника

  • Выпуклый многоугольник: (n – 2) . 180°

  • Определение многоугольника

  • Не понял как получили формулу

  1. Прием "Кубик"

Суть данного приема. Из плотной бумаги склеивается кубик. На каждой стороне пишется одно из следующих заданий:

1. Опиши это... (Опиши цвет, форму, размеры или другие характеристики)
2. Сравни это... (На что это похоже? Чем отличается?)
3. Проассоциируй это... (Что это напоминает?)
4. Проанализируй это... (Как это сделано? Из чего состоит?)
5. Примени это... (Что с этим можно делать? Как это применяется?)
6. Приведи "за" и "против" (Поддержи или опровергни это)

Ученики делятся на группы. Учитель бросает кубик над каждым столом и таким образом определяется, в каком ракурсе будет группа осмыслять ту или иную тему занятия. Учащиеся могут писать письменные эссе на свою тему, могут выступить с групповым сообщением и т.п.


Измерьте и определите углы данного треугольника



Измерьте и сравните стороны треугольника.

Измерьте и сравните стороны треугольника.

Измерьте и сравните стороны треугольника.

Измерьте и определите углы данного треугольника


Измерьте и определите углы данного треугольника




  1. Зигзаг.

1 этап – смысловой. Класс делится на рабочие группы, каждому выдается текст одинакового содержания, но с разным заданием. Учащийся, выполняя задание , фиксирует свои наблюдения в опорном конспекте, кластере, таблице

2 этап – Ученик переходит в новую группу, экспертов, которая формируется так, чтобы в каждой оказались специалисты одной темы. В процессе обмена результатами добавляется, корректируется индивидуальная работа, составляется общая презентационная схема.

3 этап – Ученики возвращаются в свои группы и презентуют каждый свою часть темы.

Ресурс 3

Приемы, которые можно использовать на стадии рефлексии.

    1. Прием «Составление «Синквейна»

Выразить свои чувства, мысли, эмоции на бумаге достаточно сложно. В передаче внутренних переживаний человеку всегда помогали стихи. Поэзия, по мнению американских педагогов, психологов является чрезвычайно эффективной формой рефлексии. Далеко не всякий способен писать стихи. Предлагается воспользоваться стихотворными формами, которые требуют соблюдения достаточно строгого алгоритма, но не вызывают значительных затруднений у подавляющего большинства. Это стихи, которые называются синквейнами. Слово «синквейн» – французское, обозначающее «5 строк».

Для его написания существуют правила:

  • Первая строка – слово (существительное, местоимение), обозначающее объект или предмет, о котором пойдет речь в синквейне.

  • Во второй строке – два слова (прилагательные, причастия) для описания признаков и свойств выбранного объекта.

  • Третья строка – три глагола, описывающие характерные действия объектом.

  • Четвертая строка – фраза из четырех строк, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому объект.

  • В пятой строке содержится одно слово, характеризующее суть объекта.

С большим успехом этот прием применяют для рефлексии. Синквейн позволяет учителю сразу решить несколько задач. Изменить атмосферу в классе, сделать ее творческой, позволяет учителю проверить как ученики запомнили важнейшие понятия темы. Синквейн можно писать индивидуально, в парах, в группах, дома, устраивая конкурс.

Примеры синквейнов:

Масштаб
Арифметический,       географический
Делить,                          находить,                  вычислять
Дробь, которую нужно понять
Отношение


Обыкновенная дробь

Правильная, неправильная

Сократить, выделить целую часть, вычислять

Числитель- сколько, знаменатель - каких

Деление

    1. Прием “Концептуальная таблица”

используется, когда необходимо провести сравнение нескольких объектов по нескольким вопросам.  Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.

 

Категория сравнения

Категория сравнения

Категория сравнения

Факты

 

 

 

Факты

 

 

 

В зависимости от цели, поставленной на уроке, таблица может заполняться учащимися на уроке или дома, постепенно или вся целиком как результат обобщения. Затем проводим  обсуждение правильности заполненного материала, уточнение, дополнение, исправление; сравнение сил.
В дальнейшем учащиеся при составлении таблиц могут сами выбирать объекты сравнения или линии сравнения.

Например, при изучении темы «Четырёхугольники» можно составить такую таблицу:

Линия сравнения

Параллелограмм

Прямоугольник

Ромб

Квадрат

Трапеция

Чертёж






Свойства сторон






Свойства углов






Свойства диагоналей








Ресурс 4.

Набросок урока математики в 5 классе «Сложение смешанных чисел»


Стадии урока

Действия учителя

Действия ученика


Вызов

На доске общая «Таблица ЗХУ» и у каждого ученика такая же индивидуальная таблица.

Сначала индивидуально заполняют 1 и 2 столбцы таблицы, после совместно заполняется общая таблица.

Знаем

Хотим узнать

Узнали

1. что такое см.число

2.как выделить целую часть

3.сложение об. дробей

4.как представить см.число в виде об.дроби


как складывать смешанные числа

1.
2.
3.

Осталось узнать

1.
2.


Осмысление

Прием «Инсерт»

1часть. Индивидуальная работа учащихся.

2 часть: Обобщает результат в беседе, проясняя затруднения, вызванные у учащихся

1 часть. Работают с текстом учебника карандашом делая в тексте пометки, после вносят записи в таблицы ИНСЕРТ

2 часть: учащиеся делятся сделанными записями, задают вопросы.

Уже знал (V)

Узнал новое (+)

Думал иначе (–)

Есть вопросы (?)

 Приведение дробей к НОЗ

 

Правило сложение  смешанных чисел с одинаковыми знаменателями

 Как складывать см.числа

 В сумме дробная часть-неправильная дробь.

Сложение см.числа и нат.числа


Рефлексия

Работа с таблицей ЗХУ

1. индивидуальная деятельность учащихся.

2.заполнение общей таблицы. Обсуждение.


Заполняют 3 столбец в индивидуальных карточках.

Проговаривают усвоенные знания.

Знаем

Хотим узнать

Узнали

1. что такое см.число

2.как выделить целую часть

3.сложение об. дробей

4.как представить см.число в виде об.дроби


как складывать смешанные числа

1.правило сложения смешанных чисел с одинаковыми знаменателями
2.правило сложения натурального и смешанного чисел

Осталось узнать

1.правило сложения см.чисел с разными знаменателями
2.правило сложения правильной дроби и смешанного числа



Урок Окружность.

Ресурс 6.


5) Работа в группах. Разработка набросков уроков по математике с применением изученных приемов.

Группа1.

Группа2.

Группа3.

Группа4.

Группа5.


6)Защита проектов.


7) Рефлексия «Рюкзак»

Вот и закончился наш мастер-класс. Каким он вам показался? Хорошо, что вместе с вами были надёжные товарищи по команде, благодаря которым всё запланированное так здорово осуществилось, да и трудности тоже оказались преодолимыми. Развитие критического мышления учащихся – это надежный путь кардинального повышения качества образования, для этого важно создать новые условия для такой деятельности. Важно изменить сам образовательный процесс: освоить новые формы организации обучения, новые образовательные технологии, создать новую информационно-образовательную среду.

Вы приобрели не только новые умения и навыки, но и надёжных друзей-единомышленников. И вместе мы многое сможем достичь! Давайте поделимся впечатлениями о мастер-классе. Что показалось вам особенно интересным, важным, запоминающимся?




Подготовила: Зиновьева В. А.

учитель математики

Новосельской средней школы

2014 -2015 учебный год


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Зиновьева Валентина Анатольевна

Дата: 25.08.2014

Номер свидетельства: 112904


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства