kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа внеурочной деятельности по научно- познавательному направлению «Занимательная математика»

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         В основе построения данного курса лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и способности. В основе методов и средств обучения лежит деятельностный подход. Курс позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом математического образования, а также позволяет осуществлять при этом такую подготовку, которая является достаточной для углубленного изучения математики.

Цель: формирование всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят её к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе:

а) обучение деятельности - умению ставить цели, организовать свою деятельность, оценивать результаты своего труда,

б) формирование личностных качеств: ума, воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности,

в) формирование картины мира.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по научно- познавательному направлению «Занимательная математика»»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В основе построения данного курса лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и способности. В основе методов и средств обучения лежит деятельностный подход. Курс позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом математического образования, а также позволяет осуществлять при этом такую подготовку, которая является достаточной для углубленного изучения математики.

Цель: формирование всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят её к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе:

а) обучение деятельности - умению ставить цели, организовать свою деятельность, оценивать результаты своего труда,

б) формирование личностных качеств: ума, воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности,

в) формирование картины мира.

Задачи:

Обучающие:

  • знакомство детей с основными геометрическими понятиями,

  • обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин,

  • сформировать умение учиться.

  • формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий,

  • обучать различным приемам работы с бумагой,

  • применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.

Развивающие:

  • развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения,

  • развитие мелкой моторики рук и глазомера,

  • развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей,

  • выявить и развить математические и творческие способности.

Воспитательные:

  • воспитание интереса к предмету «Геометрия»,

  • расширение коммуникативных способностей детей,

  • формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

  • МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Формой занятий по развитию речи учащихся может быть специально выделяемый один раз в неделю урок в рамках дополнительно предоставляемых образовательных услуг или внеклассные факультативные занятия.

Программа курса «Умники и умницы (блок развитие речи)» изучается в течение всего обучения по 1 ч в неделю, всего — 135 ч. В 1 классе 33 ч, во 2, 3. 4 классах по 34 ч.




Планируемые результаты изучения курса.

ЛИЧНОСТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ изучения курса является формирование следующих умений:

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.


МЕТАПРЕДМЕТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

  • Проговаривать последовательность действий.

  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);

  • Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне

  • одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Читать и пересказывать текст.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).


ПРЕДМЕТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ изучения курса являются формирование следующих умений.

  • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

  • выделять существенные признаки предметов;

  • сравнивать между собой предметы, явления;

  • обобщать, делать несложные выводы;

  • классифицировать явления, предметы;

  • определять последовательность событий;

  • судить о противоположных явлениях;

  • давать определения тем или иным понятиям;

  • определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

  • выявлять функциональные отношения между понятиями;

  • выявлять закономерности и проводить аналогии.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

В результате обучения по данной программе учащиеся должны научиться:

  • логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;

  • обоснованно делать выводы, доказывать;

  • обобщать математический материал;

  • находить разные решения нестандартных задач.


Но основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе. Чтобы добиться ожидаемого конечного результата, необходим промежуточный контроль, проверка

знаний и умений обучающихся.

Основные формы учета знаний и умений:

1. тестирование (проводится в начале и конце учебного года);

2. участие в олимпиадах, в конкурсах на разных уровнях;

3. участие в математических декадах (выпуск газет, составление кроссвордов, викторин и т.д.)

4. участие в интеллектуальных играх (КВН; «Кенгуру», Брейн - ринги; Математические турниры и т.д.)

К концу обучения учащиеся должны уметь:

  • анализировать варианты рассуждений, восстанавливать ход рассуждений;

  • решать логически-поисковые задачи, нестандартные задачи;

  • находить несколько способов решения задач.


В результате изучения данного курса обучающиеся получат возможность формирования предметных результатов:

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.





Содержание программы

1 класс

Формировать умения ориентироваться в пространственных понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз» и т.д., проводить задания по заданному алгоритму, составлять целое из частей и видеть части в целом, включаться в групповую работу, уметь анализировать ход решения задач.

Числа. Арифметические действия. Величины

Названия и последовательность чисел от 1 до 20.

Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа.

Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.

Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений.

Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

Заполнение числовых кроссвордов (судоку и др.) Занимательные задания с римскими цифрами.

Мир занимательных задач

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия.

Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания.

Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.

Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.

Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.

Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.

Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру», «Инфознайка».

Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

Геометрическая мозаика

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.


2 класс

Формирование основных понятий: точка, линия, прямая линия, отрезок, длина отрезка, линейка, луч, построение луча, отрезка, сравнение отрезков, сравнение линии и прямой линии. Также изучается масса, основываясь на сравнении с массой тувинского народа.

Углы. Луч, угол, вершина угла. Плоскость, перпендикуляр, прямой угол, виды углов, сравнение углов.

Треугольники. Треугольник, вершина, стороны. Виды треугольников, построение треугольников, составление из треугольников других фигур.

Четырехугольники. Четырехугольники, вершины, стороны, вершины, диагональ. Квадрат. Построение квадрата и его диагоналей. Прямоугольник. Построение прямоугольника и его диагоналей. Виды четырехугольников. Сходство и различие.

Масса (литр, грамм, килограмм)

3 класс

Символика. Построение. Обозначение буквами точек, отрезков, линий, лучей, вершин углов. Латинский алфавит. Прямая линия. Параллельные и пересекающиеся прямые. Отрезок. Деление отрезка пополам, сумма отрезков. Замкнутая ломаная – многоугольник. Нахождение длины ломаной.

Периметр. Периметр треугольника, квадрата, многоугольника. Формулы нахождения периметра.

Циркуль. Круг, окружность, овал. Сходство и различия. Построение окружности. Понятия «центр», «радиус», «диаметр». Деление круга на несколько равных частей (2, 3, 4, 6, 12). Составление круга. Деление отрезка пополам с помощью циркуля.

Углы. Транспортир. Углы. Величина угла. Транспортир.

4 класс

Высота. Медиана. Биссектриса. Треугольники, высота, медиана, биссектриса основание и их построение. Прямоугольный треугольник. Катет и гипотенуза треугольника. Составление из треугольников других фигур.

«Новые» четырехугольники. Параллелограмм. Ромб. Трапеция. Диагонали их и центр. Сходство этих фигур и различие.

Площадь.

Периметр и площадь. Сравнение. Нахождение площади с помощью палетки. Площадь треугольника. Площадь квадрата. Площадь прямоугольника. Нахождение площади нестандартных фигур с помощью палетки.

Геометрическая фигура.

Геометрическое тело.

Понятие объема. Геометрическое тело. Квадрат и куб. Сходство и различие. Построение пирамиды. Прямоугольник и параллелепипед. Построение параллелепипеда. Сходство и различие.

Круг, прямоугольник, цилиндр. Сходство и различие. Построение цилиндра. Знакомство с другими геометрическими фигурами.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


1 класс (33 часа)

№ п/п

Тема занятия

К-во часов

1

Математика – это интересно Танграм: древняя китайская головоломка.

2

2

Путешествие точки.

2

3

«Спичечный» конструктор

2

4

Волшебная линейка

1

5

Конструирование многоугольников из деталей танграма

1

6

Игра- соревнование «Веселый счёт»

2

7

Игры с шахматными фигурами.

1

8

Игры с шахматными фигурами

1

9

Весёлая геометрия

2

10

Математические игры

1

11

«Спичечный» конструктор

2

12

Прятки с фигурами

1

13

Математические игры

2

14

Числовые головоломки

1

15

Математическая карусель.

1

16

Уголки

1

17

Игра в магазин. Монеты.

2

18

Конструирование фигур из деталей танграма

1

19

Математическое путешествие.

1

20

Математические игры

2

21

Секреты задач

1

22

Числовые головоломки

1

23

Математические игры

2

24

Математическая карусель.

1



2 класс (34 часа)

№ п/п

Тема занятия

К-во часов

1

Путешествие в страну Геометрию. Знакомство с Веселой Точкой.

1

2

Конструирование из геометрических фигур силуэтов животных, юрта

1

3

«Дороги в стране Геометрии». Линии. Прямая линия и ее свойства.

1

4

Масса тела и вместимость по тувинским обычаям. Ишкиринин хемчээлдери.

1

5

Кривая линия. Замкнутые и незамкнутые кривые линии.

1

6

Кривая линия. Точки пересечения кривых линий.

1

7

Решение топологических задач

1

8

«Дороги в стране Геометрии». Пересекающиеся линии.

1

9

Решение топологических задач. Лабиринт.

1

10

Направление движения. Взаимное расположение предметов в про­странстве.

1

11

Вертикальные и горизонтальные прямые линии.

1

12

Первоначальное знакомство с сетками.

1

13

Отрезок. Имя отрезка.

1

14

Сравнение отрезков. Единицы длины по обычаям тувинцев.

1

15

Ломаная линия.

1

16

Ломаная линия. Длина ломаной.

1

17

Решение задач на развитие пространственных представлений.

1

18

Луч. Солнечные и несолнечные лучи. Спектральный анализ света.

1

19

Прямой угол. Вершина угла. Его стороны.

1

20

Острый угол, с вершиной в центре Геоконта (точка Ц). Имя острого угла. Имя прямого угла.

1

21

Тупой угол с вершиной в центре Геоконта. Имя тупого угла.

1

22

Развернутый угол. Имя развернутого угла. Развернутый угол и прямая линия.

1

23

Острый, прямой и тупой углы с вершиной в любой точке на Геоконте.

1

24

Сказка. Практическое задание.

1

25

Математическая викторина «Гость Волшебной поляны».

1

26

«В городе треугольников». Треугольник.

1

27

Треугольник. Имя треугольника. Условия его построения.

1

28

Типы треугольников: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный.

1

29

Треугольник. Виды треугольников.

1

30

«В городе четырёхугольников». Четырехугольник. Прямоугольник. Трапеция.

1

31

Равносторонний прямоугольный четырехугольник - квадрат. Ромб.

1

32

Квадрат.

1

33

Игра «Найди геометрические фигуры» Волшебные палочки

1

34

Геометрический КВН. Повторение изученного во 2-м классе.

1



3 класс (34 часа)


№ п/п

Тема занятия

К-во часов

1

Путешествие в страну Геометрию.

1

2

Знакомство с Веселой Точкой.

1

3

«Жители города многоугольников». Многоугольники.

1

4

Периметры многоугольников.

1

5

«Город кругов». Окружность. Круг. Циркуль-помощник.

1

6

Окружность и круг.

1

8

Радиус, диаметр круга.

1

9

Касательная.

1

10

Решение задач. Узлы и зацепления.

1

11

Типы криволинейных геометрических фигур на плоскости.

1

12

Радиус и диаметр окружности.

1

13

Использование геометрических фигур для иллюстрации долей величины. Сектор круга.

1

14

Сектор. Сегмент.

1

15

«Дороги на улице прямоугольников». Параллельные прямые.

1

16

«Жители города четырёхугольников». Виды четырехугольников.

1

17

Построения на нелинованной бумаге. Построение прямого угла. Перпендикулярные прямые.

1

18

Построение прямоугольника и квадрата на нелинованной бумаге.

1

19

Диагонали многоугольника. Свойства диагоналей прямоугольника.

1

20

Диагонали квадрата. Игра «Паутинка».

1

21

Деление окружности на 4, 6 равных частей. Вычерчивание «розеток».

1

22

Решение топологических задач.

1

23

Многоугольники выпуклые и невыпуклые.

1

24

Периметр многоугольника.

1

25

Периметр треугольника. Построение равнобедренного и равностороннего треугольников.

1

26

Площадь.

1

27

Площадь. Единицы площади.

1

28

Нахождение площади равностороннего треугольника.

1

29

Плоскость.

1

30

Угол. Угловой радиус.

1

31

Сетки.

1

32

«Волшебные превращения жителей страны Геометрии». Игра «Пифагор».

1

33

Обобщение изученного материала.

1

34

Урок-праздник «Хвала геометрии!»

1



4 класс (34 часа)

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

1

Повторение материала, изученного в 3-м классе (игра-путешествие).

1

2

Решение топологических задач. Подготовка учащихся к изучению объемных тел. Пентамино.

1

3

Куб. Игра «Кубики для всех».

1

4

Прямоугольный параллелепипед. Куб. Развертка параллелепипеда.

1

5

Каркасная модель куба. Развертка куба.

1

6

Куб. Площадь полной поверхности куба.

1

7

Знакомство со свойствами игрального кубика.

1

8

Равносторонний и равнобедренный треугольники.

1

9

Измерение углов. Транспортир.

1

10

Построение углов заданной градусной меры.

1

11

Построение треугольника по трем заданным сторонам.

1

12

Построение равнобедренного и равностороннего треугольников.

1

13

Площадь. Вычисление площади фигур сложной конфигурации.

1

14

Площадь. Измерение площади палеткой.

1

15

Числовой луч.

1

16

Числовой луч (закрепление).

1

17

Сетки. Игра «Морской бой».

1

18

Сетки. Координатная плоскость.

1

19

Осевая симметрия.

1

20

Симметрия.

1

21

Симметрия (закрепление).

1

22

Поворотная симметрия.

1

23

Прямоугольный параллелепипед.

1

24

Прямоугольный параллелепипед.

1

25

Прямоугольный параллелепипед. Модель развёртки параллелепипеда.

1

26

Цилиндр.

1

27

Цилиндр. Закрепление изученного.

1

28

Конус.

1

29

Пирамида.

1

30

Пирамида.

1

31

Шар.

1

32

Обобщение изученного материала по теме «Геометрические тела».

1

33

Мониторинг ЗУН

1

34

Геометрический КВН.

1




































муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Бузат МР Стерлибашевский район РБ



Рассмотрено

На заседании МО

Протокол №_______от


«___»___________20__ г.

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

________НизамутдиноваЛ.Г.


«___»____________20__г.

«Утверждаю»

Директор школы

_______Минияров Р.А.

Приказ № ______от

«___»____________20__г.









Рабочая программа

внеурочной деятельности по научно- познавательному направлению

«Занимательная математика»




Уровень образования: начальный (1-4 классы)

Срок реализации: 4 года

Составлена на основе авторской программы: Юным умникам и умницам. Информатика. Логика. Математика. 1-4 классы. Программа курса «РПС». Холодова О.А.– М.: Москва РОСТ, 2012








Составитель: Галиуллина Гульназ Гализяновна










2017г.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Галиуллина Гульназ Гализяновна

Дата: 23.04.2021

Номер свидетельства: 579150

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Программа внеурочной деятельности в начальной школе общеинтеллектуального направления"
    ["seo_title"] => string(80) "programma_vneurochnoi_deiatelnosti_v_nachalnoi_shkole_obshcheintellektualnogo_na"
    ["file_id"] => string(6) "529060"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1574875851"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Спецкурс "Занимательная математика" "
    ["seo_title"] => string(38) "spietskurs-zanimatiel-naia-matiematika"
    ["file_id"] => string(6) "236086"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443957982"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Внеурочная деятельность ( рабочая программа кружка "Занимательная математика) 3 класс "
    ["seo_title"] => string(93) "vnieurochnaia-dieiatiel-nost-rabochaia-proghramma-kruzhka-zanimatiel-naia-matiematika-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "232539"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1442856578"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Рабочая программа по внеурочной деятельности"
    ["seo_title"] => string(49) "rabochaia_programma_po_vneurochnoi_deiatelnosti_5"
    ["file_id"] => string(6) "526657"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1573498121"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Реализация введения ФГОС НОО "
    ["seo_title"] => string(34) "riealizatsiia-vviedieniia-fgos-noo"
    ["file_id"] => string(6) "165140"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422777171"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства