Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №32 имени 177 истребительного авиационного московского полка»
Г.о. Подольск
РАССМОТРЕНО
На заседании ШМО учителей
математики и информатики
Руководитель ШМО: ___________ О.А. Владыкина
Протокол №___
от «____» ___________ 2019 г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР _______ М.В. Коваленко
«_____» ____________ 2019 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ СОШ №32
________С.И. Тухватулина
Приказ №______ от «___» ____ 2019 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МАТЕМАТИКЕ
«Занимательная математика»
6 класс
Учебных недель: 34
Количество часов в неделю: 1
Количество часов в год: 34
Составитель: Григорьева В.А., учитель математики высшей категории
2019-2020 учебный год
Данная программа внеурочной деятельности по математике для 6 класса разработана в соответствии с ООП ООО МОУ СОШ №32, на основе авторской программы А.С. Алферовой, Э.С. Лариной «Занимательная математика» в рамках ФГОС.
В 6 классе на изучение курса отводится 34 часа из расчёта 1 час в неделю.
Цели курса:
Приобретение знаний о культуре правильного мышления, его формах и законах;
приобретение знаний о строе рассуждений и доказательств;
удовлетворение личных познавательных интересов в области смежных дисциплин, таких как математика, информатика и т.д.;
формирование интереса к творческому процессу учебно-познавательной деятельности;
формирование и развитие устойчивого интереса к изучению математики;
формирование чувств ответственности за принимаемые решения; воспитание культуры умственного труда
Задачи курса:
совершенствование речевыхспособностей (правильное использование терминов; умения верно построить умозаключение, привести доказательство);
формирование умения самостоятельно и целенаправленно работать с дополнительной литературой и интернет- источниками;
развитие психических функций, связанных с речевой деятельностью (память, внимание, анализ, обобщение и т.д.);
мотивация дальнейшего овладения логической культурой (приобретения опыта положительного отношения и понимание необходимости знания методов и приемов рационального рассуждения и аргументации);
интеллектуальное развитие обучающихся в ходе решения логических задач и упражнений;
формирование потребности в самообразовании и саморазвитии.
Планируемые результаты освоения курса «Занимательная математика»
Данная программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
Личностные: у обучающихся будут сформированы:
ответственное отношение к учению;
готовность и способность к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию;
умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи; понимать смысл поставленной задачи; выстраивать аргументацию; приводить примеры и контрпримеры;
способность к эмоциональному восприятию языковых объектов, лингвистических задач, их решений, рассуждений;
умение контролировать процесс и результат учебной деятельности.
У обучающихся могут быть сформированы:
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
креативность мышления, инициативность, находчивость, активность при решении логических задач.
Метапредметные:обучающиеся научатся
формулировать учебную задачу;
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
планировать пути достижения целей; предвидеть уровень усвоения знаний;
составлять план и последовательность действий;
адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи;
создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;
находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения.
Предметные: по окончании курса «Занимательная математика (6 класс)» обучающиеся должны знать:
- нестандартные методы решения различных математических задач;
логические приемы, применяемые при решении задач;
некоторые факты из истории развития математической науки;
виды логических ошибок, встречающихся в ходе доказательства и опровержения;
уметь:
логически рассуждать при решении текстовых арифметических задач, логических задач, задач на смекалку, эрудицию, интуицию;
применять изученные методы к решению олимпиадных задач;
работать с математическими ребусами и головоломками;
систематизировать данные в виде таблиц, схем при решении задач, при составлении математических головоломок и ребусов;
выявлять логические ошибки, встречающиеся в различных видах умозаключений, доказательстве и опровержении.
Планируемы результаты обучения
Обучающийся научится:
Применять теорию в решении задач.
Применять полученные математические знания в решении жизненных задач.
Определять тип текстовой задачи, знать особенности методики её решения, используя при этом разные способы.
Воспринимать и усваивать материал дополнительной литературы.
Использовать специальную математическую, справочную литературу для поиска необходимой информации.
Анализировать полученную информацию.
Использовать дополнительную математическую литературу с целью углубления материала основного курса, расширения кругозора, формирования мировоззрения, раскрытия прикладных аспектов математики.
Иллюстрировать некоторые вопросы примерами.
Использовать полученные выводы в конкретной ситуации.
Пользоваться полученными геометрическими знаниями и применять их на практике.
Решать числовые и геометрические головоломки.
Планировать свою работу; последовательно, лаконично, доказательно вести рассуждения; фиксировать в тетради информацию, используя различные способы записи.
Содержание курса внеурочной деятельности (34 часа)
Старинные задачи - 3 часа
Вводный урок. Решение простейших логических задач. Задачи-шутки. Старинные русские меры длины, площади, веса, объема
2. Логические задачи – 2 часа
Решение логических задач с помощью таблиц.
3. Арифметические задачи- 9 часов
Арифметические задачи. Арифметические ребусы. «Галерея числовых диковинок». Различные задачи с целыми числами. Магические квадраты.
4. Делимость и остатки – 6 часов
Простые и составные числа. Решето Эратосфена. Признаки делимости. Остатки. Наименьшее общее кратное. Наибольший общий делитель. Алгоритм Евклида. Позиционные системы счисления. Непозиционные системы счисления.
5. Конструкции и взвешивания -6 часов
Решение примеров с обыкновенными дробями. Решение примеров в несколько действий.
6. Геометрические задачи- 6 часов
Задачи: на разрезание, пентамино, паркеты, на конструирование геометрических объектов, танграм.
7. Защита проектов. Подведение итогов занятий кружка – 2 часа
Тематическое планирование
№ п/п
Название темы
Количество часов на изучение
1
Старинные задачи
3
2
Логические задачи
2
3
Арифметические задачи
9
4
Делимость и остатки
6
5
Конструкции и взвешивания
6
6
Геометрические задачи
6
7
Защита проектов
2
Календарно-тематическое планирование
№ урока
Тема
Характеристика основных видов деятельности учащихся
Дата
План
Факт
6г
6г
Старинные задачи – 3 часа
1
Вводный урок. Решение простейших логических задач. Задачи-шутки
Выражать одни единицы измерения длин, площадей, масс, объемов через другие. Выделять в условии задачи данные, необходимые для ее решения, строить логическую цепочку рассуждений, сопоставлять полученный результат с условием задачи
2
Сказки, старинные истории и задачи, с ними связанные
3
Старинные русские меры длины, площади, веса, объема
Логические задачи-2 часа
4
Решение логических задач с помощью таблиц
Анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков, реальных предметов; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию
5
Решение логических задач с помощью таблиц
Арифметические задачи- 9 часов
6
Арифметические задачи
Описывать свойства натурального ряда. Читать и записывать натуральные числа, сравнивать и упорядочивать их. Выполнять вычисления с натуральными числами; вычислять значения степеней. Анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию.
7
Арифметические задачи
8
Арифметические ребусы
9
Арифметические
ребусы
Моделировать условие с помощью схем, рисунков, реальных предметов; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию. Исследовать простейшие числовые закономерности, проводить числовые эксперименты (в том числе с использованием калькулятора, компьютера). Осуществлять перевод чисел из одной системы счисления в другую.
10
Урок-конференция «Галерея числовых диковинок»
11
Различные задачи с целыми числами
12
Различные задачи с целыми числами
13
Магические квадраты
14
Магические квадраты
Делимость и остатки – 6 часов
15
Простые и составные числа. Решето Эратосфена
Описывать свойства натурального ряда. Выполнять вычисления с натуральными числами. Формулировать определения делителя и кратного, простого числа с составного числа, свойства и признаки делимости. Доказывать и опровергать с помощью контрпримеров утверждения о делимости чисел. Классифицировать натуральные числа (четные и нечетные, по остаткам от деления на 3 и т.п.). исследовать простейшие числовые закономерности.
16
Признаки делимости
17
Остатки
18
Наименьшее общее кратное. Наибольший общий делитель. Алгоритм Евклида
19
Урок-конференция «Непозиционные системы счисления»
20
Позиционные системы счисления
Конструкции и взвешивания – 6 часов
21
Задачи со спичками
Анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков, строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ; осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию.
22
Задачи со спичками
23
Задачи на размен монет
24
Задачи на переливание
25
Задачи на взвешивание
26
Задачи на взвешивание
Геометрические задачи- 6 часов
27
Задачи на разрезание
Распознавать на чертежах, рисунках и моделях геометрические фигуры, конфигурации фигур. Изображать геометрические фигуры на клетчатой бумаге. Выделять в условии задачи данные, необходимые для ее решения; строить логическую цепочку рассуждений; сопоставлять полученный результат с условием задачи.
28
Задачи на разрезание
29
Пентамино
30
Паркеты
31
Урок-конференция «Путешествие в удивительный мир Мориса Эшера»
32
Задачи на конструирование геометрических объектов. Танграм
Подведение итогов занятий кружка – 2 часа
33
Защита проектов
Формулировать цели и задачи проекта. Осуществлять поиск необходимой информации в литературных источниках и Интернете. Анализировать информацию и представлять ее в обобщенном виде. Выдвигать гипотезы и доказывать их. Исследовать простейшие математические закономерности, проводить числовые эксперименты (в том числе с использованием калькулятора, компьютера). Делать выводы по итогам проделанной работы, критически ее оценивать.
34
Защита проектов
Материально-техническое обеспечение
Набор геометрических фигур; Компьютер; мультимедиапроектор; дидактические раздаточные материалы к занятию; электронные тренажеры; презентации; чертежные инструменты.