Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по математике в 5 классе.»
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
внеурочной деятельности
по математике в 5 классе.
Разработала:
Гогокина И.Н,
учитель математики
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Данный курс имеет прикладное и общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления, стимулирует обучающихся к самостоятельному применению и пополнению своих знаний через содержание курса, стимулирует самостоятельность и способность к самореализации.
Данная программа занятий предназначена, для обучающихся 5 класса, проявляющих интерес и склонность к изучению математики. Она составлена с учетом содержания программы по математике для учреждений, обеспечивающих получение среднего образования. В соответствии с учебным планом образовательного учреждения программа рассчитана спецкурс рассчитан на 34 часа. Занятия проводятся 1 час в неделю
Цель :
Углубить теоретическое и практическое содержание курса математики;
Развить пространственные представления и логическое мышление;
Научить применять полученные знания не только в учебных ситуациях, но и в повседневной деятельности, за пределами школы.
Задачи курса:
Обучающие: (формирование познавательных и логических УУД)
Формировать "базу знаний" по математике, позволяющей беспрепятственно оперировать математическим материалом вне зависимости от способа проверки знаний;
Расширить и углубить представления учащихся о приемах и методах решения задач;
Помочь овладеть рядом технических и интеллектуальных умений на уровне свободного их использования;
Способствовать практической направленности курса, реализуя это с помощью аналитического метода достаточным количеством вычислительных задач;
Развить интерес и положительную мотивацию изучения математики.
Развить навыки решения тестов.
Научить максимально эффективно распределять время, отведенное на выполнение задания.
Развивающие: (формирование регулятивных УУД)
научить ставить перед собой цель – целеполагание, как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
научить планировать свою работу - планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
Воспитательные: (формирование коммуникативных и личностных УУД)
Формировать умение слушать и вступать в диалог;
Воспитывать ответственность и аккуратность;
Участвовать в коллективном обсуждении, при этом учиться умению осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
Смыслообразование т. е. установлению учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом-продуктом учения, побуждающим деятельность, и тем, ради чего она осуществляется, самоорганизация.
Основные виды деятельности учащихся:
решение математических задач;
оформление математических газет;
участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
выполнение проекта, творческих работ;
самостоятельная работа; работа в парах, в группах.
Формы занятий будут применяться такие организационные формы как дискуссия, проекты, диспут, выступление с докладами, презентациями. Для развития познавательной активности обучающихся будут применяться видеофильмы и мультимедиа технологии, интернет-технологии, которые дают возможность повысить степень активности школьников и привлечь внимание обучающихся.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностными результатамиявляется формирование следующих умений:
Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты:
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблем совместно с учителем.
Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий ).
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Создавать презентации.
Предметные результаты:
Ученик научится:
владетьбазовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
владеть навыками вычислений с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями
решать логические задачи
решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения;
использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов.
Ученик получит возможность:
анализировать и осмысливать текст задачи; моделировать условие с помощью схем, рисунков; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ;
извлекать необходимую информацию из разных источников и осуществлять самоконтроль;
строить речевые конструкции;
изображать геометрические фигуры с помощью инструментов и конструировать их
выполнять вычисления с реальными данными;
выполнять проекты по всем разделам данного курса;
Требования к УУД
1) Введение в «Удивительный мир математики»(2 ч.). История возникновения математики как науки. Цифры у разных народов. Старинные меры, решение задач с их использованием. Биографические миниатюры Пифагор и Архимед.
Регулятивные УУД: развивать готовность и способность к выполнению норм и требований изучения предмета
Познавательные УУД: проявлять интерес к основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения
Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве
Личностные: Сформировать уважительное отношение к истории предмета «математика», формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры
2) Магия чисел. Приемы устного счета:Простые числа. Интересные свойсва чисел. Мир больших чисел (степени). Обучение проектной деятельности. Подготовка и защита проектов.(магический квадрат, число Шехерезады, число п и т.д.) Биографические миниатюры (Блез Паскаль, Пьер Ферма)
Регулятивные УУД: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы
Познавательные УУД: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей
Коммуникативные УУД: договариваются о совместной деятельности, приходят к общему решению, в том числе в ситуации столкновения интересов
Личностные: Иметь критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта.
3) Математическая логика. Логические задачи, решаемые с использованием таблиц. Решение логических задач матричным способом. Решение олимпиадных задач. Логическая задача «Обманутый хозяин», «Возраст и математика», задачи со спичками. Биографические миниатюры Карл Гаусс, Леонард Эйлер.
Регулятивные УУД: формирование общих способов интеллектуальной деятельности, значимой для различных сфер человеческой деятельности
Познавательные УУД: исследовать несложные практические задачи
Коммуникативные УУД: описывать результаты совместной практической работы
Личностные: Формировать качества мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе.
4) Первые шаги в геометрии . Пространство и плоскость. Геометрические фигуры. Разрезание и складывание фигур. Изготовление многогранников. Искусство оригами . Геометрические головоломки(танграм) Уникурсальные кривые(фигуры). Шуточная геометрия. Геометрические иллюзии. Русские математики.
Регулятивные УУД: различать способ и результат действия
Познавательные УУД: искать новые способы решения задач, делать умозаключения (по аналогии) и выводы на основе аргументации
Коммуникативные УУД: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
Личностные: Уметь выбирать желаемый уровень математических результатов
5) Математические игры.(6 ч.) Как играть, чтобы не проиграть?. Задачи – фокусы. Задачи - шутки. Математическая игра «Не собьюсь». Игра «Перекладывание карточек». Игра «Кубики». Игра «Математическая Абака». Игра «Математический бой».
Регулятивные УУД: оценивать необходимость изучаемого материала
Познавательные УУД: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей
Коммуникативные УУД: аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом
Личностные: Формировать качества мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе.
Критерии оценивания.
В процессе освоения учащимися каждого модуля курса предусмотрено проведение тренировочных тестов.
Тренировочные тесты нацеленные на проверку знаний основных теоретических сведений, оцениваются «зачтено» (при условии выполнении не менее 75% предложенных заданий) или «не зачтено».
По итогам реализации программы элективного курса выставляется одна из оценок: «зачет» или «незачет»
Осуществление коррекции знаний учащихся проводится на основании мониторинга отслеживания результатов обучения
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕКИЙ ПЛАН
№
Содержание (разделы, темы)
Кол-во часов
теория
прак-тика
Дата проведения
Введение в «Удивительный мир математики»
2
1
История возникновения математики как науки. Цифры у разных народов.
1
1
08.09
2
Старинные меры, решение задач с их использованием. Биографические миниатюры Пифагор и Архимед.
1
1
15.09
Магия чисел.
10
3
Приемы устного счета:
Умножение на 5(50)
Деление на 5(50),25(250)
1
1
22.09
4
Признаки делимости.
Умножение двузначных чисел на 11.
Возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 5.
1
1
29.09
5
Быстрое сложение и вычитание натуральных чисел
Умножение однозначного или двузначного числа на 37 Биографические миниатюры (Блез Паскаль)
1
0,5
0,5
06.10
6
Возведение в квадрат чисел пятого и шестого десятков Биографические миниатюры (Пьер Ферма)
Способ сложения многозначных чисел
1
1
13.10
7
Умножение на 9,99,999
Умножение на 111, умножение «крестиком»
1
1
20.10
8
Простые числа. Интересные свойсва чисел.
1
1
27.10
9
Мир больших чисел (степени).
1
1
10.11
10-12
Обучение проектной деятельности. Подготовка и защита проектов.(магический квадрат, число Шехерезады, число пи т.д.)
3
1
2
17.11 24.11 01.12
Математическая логика
6
13
Логические задачи, решаемые с использованием таблиц.
1
1
08.12
14
Решение логических задач матричным способом.
1
1
15.12
15-16
Решение олимпиадных задач.
2
2
22.12 29.12
17
Логическая задача «Обманутый хозяин», «Возраст и математика».
1
1
19.01
18
Задачи со спичками. Биографические миниатюры Карл Гаусс, Леонард Эйлер.
Шуточная геометрия. Геометрические иллюзии. Русские математики.
1
1
20.04
Математические игры
6
29
Как играть, чтобы не проиграть? Задачи – фокусы. Задачи - шутки.
1
1
27.04
30
Математическая игра «Не собьюсь». Игра «Перекладывание карточек». Игра «Кубики».
1
1
04.05
31-32
Игра «Математическая Абака».
2
2
11.05 18.05
33-34
Игра «Математический бой».
2
2
25.05 30.05
ВСЕГО
34
7,5
26,5
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (34 часа,1 ч в неделю)
1) Введение в «Удивительный мир математики»(2 ч.). История возникновения математики как науки. Цифры у разных народов. Старинные меры, решение задач с их использованием. Биографические миниатюры Пифагор и Архимед.
2) Магия чисел. (10ч.). Приемы устного счета:
умножение на 5(50)
деление на 5(50),25(250)
признаки делимости
умножение двузначных чисел на11
возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 5
возведение в квадрат чисел пятого и шестого десятков
способ сложения многозначных чисел
умножение на 9,99,999
умножение на 111, умножение «крестиком»
быстрое сложение и вычитание натуральных чисел
умножение однозначного или двузначного числа на 37
Простые числа. Интересные свойсва чисел. Мир больших чисел (степени). Обучение проектной деятельности. Подготовка и защита проектов.(магический квадрат, число Шехерезады, число п и т.д.) Биографические миниатюры (Блез Паскаль, Пьер Ферма)
3) Математическая логика.(6 ч.) Логические задачи, решаемые с использованием таблиц. Решение логических задач матричным способом. Решение олимпиадных задач. Логическая задача «Обманутый хозяин», «Возраст и математика», задачи со спичками. Биографические миниатюры Карл Гаусс, Леонард Эйлер.
4) Первые шаги в геометрии (10 ч.) Пространство и плоскость. Геометрические фигуры. Разрезание и складывание фигур. Изготовление многогранников. Искусство оригами . Геометрические головоломки(танграм) Уникурсальные кривые(фигуры). Шуточная геометрия. Геометрические иллюзии. Русские математики.
5) Математические игры.(6 ч.) Как играть, чтобы не проиграть?. Задачи – фокусы. Задачи - шутки. Математическая игра «Не собьюсь». Игра «Перекладывание карточек». Игра «Кубики». Игра «Математическая Абака». Игра «Математический бой».
ЛИТЕРАТУРА
ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:
Глейзер Г.И. История математики в школе: IV-VI кл. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981. – 239с.
Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5-6 классов средней школы – М.: Просвещение, 1989.
ДЛЯ УЧЕНИКА:
1.Энциклопедия для детей. Т. 11. Математика / Глав. ред. М.Д.Аксенова; метод. и отв. ред. В.А.Володин. – М.: Аванта+, 2003. – 688с.