kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по внеурочной деятельности « Юный интеллектуал » .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса « Юный интеллектуал » составлена на основе Программы курса «Развитие познавательных способностей», О.Холодовой, / М.: РОСТ — книга, 2011г./, учебно-методического комплекса курса «Развитие познавательных способностей»:
· Рабочая тетрадь в 2-х частях. Юным умникам и умницам (информатика, логика, математика). О.Холодова — М.: РОСТ — книга,2013.
· Методическое пособие для учителя. Юным умникам и умницам (информатика, логика, математика). О.Холодова — М.: РОСТ — книга, 2013.
Учебный факультатив изучается в 1-4 классах, рассчитан на 33 часа в год.
 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности « Юный интеллектуал » .»


1. Пояснительная записка

1.1. Информация о возрастной группе учащихся, на которых ориентирована программа.

Рабочая программа курса « Юный интеллектуал » составлена на основе Программы курса «Развитие познавательных способностей», О.Холодовой, / М.: РОСТ — книга, 2011г./, учебно-методического комплекса курса «Развитие познавательных способностей»:
· Рабочая тетрадь в 2-х частях. Юным умникам и умницам (информатика, логика, математика). О.Холодова — М.: РОСТ — книга,2013.
· Методическое пособие для учителя. Юным умникам и умницам (информатика, логика, математика). О.Холодова — М.: РОСТ — книга, 2013.
Учебный факультатив изучается в 1-4 классах, рассчитан на 33 часа в год.

 1.2. Цели, задачи, принципы, на которые ориентирована данная прграмма.
Цель: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
 Основные задачи курса:
1) развитие мышления в процессе формирования основных приемов мысли­тельной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
2) развитие психических познавательных процессов: памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
3) развитие и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, аргументировано доказывать свою точку зрения;
4) формирование навыков творческого мышления и развитие умения ре­шать нестандартные задачи;
5) развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
6) формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и в коллективе, работать в парах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
7) формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

1.3. Технологии, методы, формы, средства организации внеурочной деятельности и режим занятий.
Данный курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. Учащиеся достигают значительных успехов в своем развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам в школьной деятельности. А это означает, что возникает интерес к учебе. В данном курсе сделана попытка создания системы учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их на примерах. 
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом, основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач. Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому появляются хорошие условия для формирования у детей самостоятельности в действиях, способности управлять собой в сложных ситуациях. На каждом занятии необходимо проводить коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. Благодаря этому у детей сформируется такое важное качество деятельности и поведения, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач.
В курсе используются задачи разной сложности, и слабые дети могут почувствовать уверенность в своих силах, так как для них можно подобрать задачи, которые они могут решать успешно. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.
В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и возможностей детей 6–10 лет, часть – составлена автором пособия. В процессе выполнения  каждого из них идет развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Все задания условно можно разбить на несколько групп:
– задания на развитие внимания.
– задания на развитие памяти.
– задания на совершенствование воображения.
– задания на развитие логического мышления.
Задания на развитие внимания.
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие: произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения. Выполнение таких заданий способствует формированию жизненно важных умений: целенаправленно сосредоточиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух-трехходовые задачи.
Задания, развивающие память.
В рабочие тетради включены упражнения на совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения.
Развитие воображения построено в основном на материале геометрического характера:
· дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
· выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
· вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
· выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
· выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
· деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, которые выбираются из множества данных;
· складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Также включена работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числографами (предмет изображен с помощью чисел).
Материал каждого занятия рассчитан во 2 - 4 классах на 40 минут, в 1 классе на 30 минут.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности курса.
^Познавательный аспект.
Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.
Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
^ Развивающий аспект.
Развитие речи.
Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
Развитие сенсорной сферы.
Развитие двигательной сферы.
^ Воспитывающий аспект.
Воспитание системы нравственных межличностных отношений (формировать «Я-концепцию»).
Основные принципы распределения материала:
1) системность – задания располагаются в определенном порядке;  
2) принцип «спирали» – через 7 занятий задания повторяются ;
3) принцип «от простого к сложному» – задания постепенно усложняются;
4) увеличение объема материала;
5) наращивание темпа выполнения заданий;
6) смена разных видов деятельности.
Таким образом, достигается основная цель обучения – расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

Рекомендуемая модель занятий.
^ «МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (2–3 минуты).
^ РАЗМИНКА (3–5 минут).
Во втором классе увеличивается количество вопросов, включенных в разминку. Сами вопросы становятся более сложными. Увеличивается темп вопросов и ответов.
^ ТРЕНИРОВКА И РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ, ЛЕЖАЩИХ В ОСНОВЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ – ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, ВООБРАЖЕНИЯ (15 минут).
Материал, включенный в раздел «Задания на развитие внимания», имеет своей целью совершенствование различных сторон внимания и увеличение объема произвольного внимания детей. Однако уровень трудности заданий значительно возрастает. Для развития внимания и зрительной памяти в каждое занятие включен зрительный диктант. В раздел «Развитие воображения» включены задания на преобразование и перестроение фигур и предметов (работа со спичками); на вычерчивание фигур без отрыва карандаша; на отгадывание изографов; на разгадывание ребусов.
^ ВЕСЕЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3–5 минут).
^ЛОГИЧЕСКИ-ПОИСКОВЫЕ И ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ – (10 — 15 минут).
С целью совершенствования мыслительных операций младших школьников, предлагаются задачи логического характера. Продолжается совершенствование умений сравнивать, глубоко осознавая смысл операции сравнения; делать заключение из двух суждений… Продолжается формирование умений делать обобщения, устанавливать закономерности. Вводятся текстовые задачи из комбинаторики.
^ ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ НА РАЗВИТИЕ АНАЛИТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И СПОСОБНОСТИ РАССУЖДАТЬ – (5 минут). 
В целях развития логического мышления учащимся нужно предлагать задачи, при решении которых им нужно самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, строить дедуктивные умозаключения.
Способность ребенка анализировать проявляется при разборе условий задания и его требований, а также в умении выделять содержащиеся в условиях задачи данные и их отношения между собой. Поэтому в занятия включены задачи «на группировку». Общий смысл таких задач заключается в поиске общих и отличительных признаков у различных предметов.
Способность рассуждать проявляется у детей в их возможности последовательно выводить одну мысль из другой, одни суждения из других, в умении непротиворечиво распределять события во времени. Поэтому в занятия включены задачи «на выведение». Общий смысл этих задач заключается в поиске суждения, непротиворечиво следующего из данных суждений. 
Динамика развития познавательных способностей оценивается с помощью таблицы 1, данные в которую заносятся на занятиях № 1 и № 36.

Сопоставляя данные начала года и результаты выполнения заданий последнего занятия, определяем динамику роста познавательных способностей ребят
Для оценки эффективности занятий по РПС можно использовать следующие показатели:
· степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
· поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
· результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
· косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).

1.4.Актуальность, новизна программы.

Актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников навыков самостоятельного приобретения знаний, познавательных интересов, активной жизненной позиции.

Практика показала, что большинство детей приходит в школу с неустойчивым вниманием, со слабой памятью, неумением работать самостоятельно.

Данный курс предусматривает проведение специально построенной системы заданий, которые помогут учащимся преодолеть неустойчивость внимания, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности и самостоятельно работать.

Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.

4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом

5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы факультатива, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.

6. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.

Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Также предлагаются задания, направленные на формирование умений выполнять алгоритмические предписания.
Методы и приемы организации учебной деятельности учащихся ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей. Большое внимание уделяется проверке самостоятельно выполненных заданий, их корректировке, объяснению причин допущенных ошибок, обсуждению различных способов поиска и выполнения того или иного задания

1.5. Сведения о распределении часов по годам обучения.

Учебный факультатив изучается в 1-4 классах, рассчитан на 33 часа в год.


2. Планируемые результаты.
2.1. Описание уровней результатов внеурочной образовательной деятельности.

В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятель­ности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов 
— приобретение школьни­ком социальных знаний (об общественных нормах, устрой­стве общества, о социально одобряемых и неодобряемых фор­мах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов
— получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к со­циальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной сре­де ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). 
Третий уровень результатов
— получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в са­мостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для дру­гих, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязатель­но положительно к нему настроены, юный человек действи­тельно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без ко­торых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

2.2. Личностные, метапредметные результаты, которые будут достигнуты учащимися.
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений: 
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
^  Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). 
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. 
Проговаривать последовательность действий. 
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. 
^ Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. 
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. 
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
^ Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений. 
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род» — «вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.

2.3. Способы оценки достижения учащимися планируемых результатов и формы предоставления результатов.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
1. Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по методикам Холодовой О., Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
2. Текущий: 
- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия; 
- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
3. Итоговый контроль в формах
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся.
^ Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

– результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Также показателем эффективности занятий по курсу РПС являются данные, которые учитель на протяжении года занятий заносил в таблицы в начале и конце года, прослеживая динамику развития познавательных способностей детей.
^ Содержание курса.
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.
Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.
Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям. 

К окончанию обучения по курсу внеурочной деятельности «Юный интеллектуал » в 1 классе обучающиеся должны уметь:

. наблюдать, сравнивать, анализировать(замечать общее в различном, различное в общем, отличать главное от второстепенного, находить закономерности и использовать их для выполнения заданий);

. классифицировать предметы по группам;

. самостоятельно придумывать последовательность, содержащую некоторую закономерность; группу фигур, обладающую общим признаком;

.решать простые геометрические задачи;

.отгадывать загадки и ребусы;

.заполнять числовые треугольники.
К окончанию обучения по курсу внеурочной деятельности «Юный интеллектуал» во 2 классе обучающиеся должны уметь:

.решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие два арифметических действия ( сложение и/или вычитание);

.решать словесные и картинные ребусы;

.заполнять магические квадраты размером 3х3;

.находить число пар, один элемент которых принадлежит одному множеству, а другой- второму множеству;

.проходить числовые и словесные лабиринты, содержащие двое- трое ворот;

.объяснять решение задач по перекладыванию палочек и спичек с заданным условием и решением;

.решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур;

.уметь объяснить, как получен результат заданного математического фокуса;

.читать простейшие изографы.

К окончанию обучения по курсу внеурочной деятельности «Юный интеллектуал » в 3 классе обучающиеся должны уметь:

.устанавливать принадлежность или непринадлежность множеству данных элементов;

.различать истинные и ложные высказывания с кванторами сущности и существования;

.решать удобнм для себя способом ( в т.ч. и с помощью таблиц и графов) комбинаторные задачи: на перестановку из трех элементов, правило произведения, установление числа пар на множестве из 3-5 элементов;

.выписывать множество всевозможных результатов ( исходов) простейших случайных экспериментов;

.правильно употреблять термины «чаще», «реже», «случайно», «возможно», «невозможно»;

.решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур;

.уметь объяснить, как получен результат заданного математического фокуса;

.объяснять решение задач по перекладыванию палочек и спичек с заданным условием и решением;

К окончанию обучения по курсу внеурочной деятельности « Юный интеллектуал» в 4 классе обучающиеся должны уметь:

.выполнять прикидку результатов арифметических действий;

.понимать и объяснять решение нестандартных задач;

.читать и строить вспомогательные модели к задачам;

.распознавать плоские геометрические фигуры при изменении их положения на плоскости;

.распознавать объемные тела ( параллелепипед ( куб), пирамида, конус, цилиндр) при изменении их положения в пространстве;

.читать информацию, записанную с помощью круговых диаграмм;

.уметь решать комбинаторные задачи различных видов;

.находить вероятности простейших случайных событий;

.осуществлять исследовательскую деятельность ( поиск, обработка, структурирование информации, самостоятельное создание способов решения проблемы творческого и поискового характера).




















3. Содержание тем курса внеурочной деятельности 1 класс


Название раздела. Тема занятия

Формы организации внеурочной деятельности

1.

Выявление уровня развития внимания, восприятия, памяти и мышления (вводный урок)

Вводный урок.

Графический диктант

2.

Задачи на сравнения.

Игра «Чем похожи, чем отличаются». Игра «Найди одинаковые предметы». Графический диктант

3.

Задачи на нахождение общих свойств предмета.

Игра «Назови одним словом». Графический диктант

4.

Задачи на количественное и качественное соотношения предметов. Наглядные занятия геометрического характера.

Игра «Разложи на группы». Графический диктант

Игра «Что лишнее».

5.

Лабиринты. Задачи на поиск недостающих фигур.

Игра «Найди закономерность». Графический диктант

6.

Логически- поисковые задания.

Игра «Превращение слов». Графический диктант

7.

Логические вопросы. Загадки.

Загадки. Графический диктант

8.

Логически- поисковые задания. Игра «Расшифруй слова».

Игра «Превращение слов». Игра «Расшифруй слова». Графический диктант

9.

Задание по перекладыванию спичек.

Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

10.

Рисуем по образцу. Графический диктант. Задачи на поиск недостающих фигур.

Задачи на поиск недостающих фигур. Графический диктант

11.

Игры «Фантазеры», «Дорисуй», «Змейка».

Игры «Фантазеры», «Дорисуй», «Змейка».Графический диктант

12.

Задачи- шутки.


Игра «Угадай загадки Веселого карандаша». Графический диктант

13.

Разбиение по какому- либо признаку.

Игра «Нарисуй недостающую фигуру». Графический диктант

14.

Оригами. Получение различных фигур путем сгибания листа.

Получение различных фигур путем сгибания листа. Графический диктант

15.

Складывание различных конструкций из геометрических фигур. Решение задач, имеющих несколько способов решения.

Решение задач, имеющих несколько способов решения. Графический диктант

16.

Найди закономерность.

Сравнение «Чем похожи? Чем отличаются?» Назови группы чисел одним словом. Графический диктант

17.

Решение нестандартных задач.

Решение нестандартных задач. Графический диктант

18.

Отгадывание ребусов.

Игра-путешествие. Графический диктант

19.

Магические квадраты 3х3.

Сложение в пределах 10. Графический диктант

20.

Решение логических задач.

Совершенствование мыслительных операций

Графический диктант

21.

Выявление уровня логического мышления. Конкурс эрудитов.

Конкурс эрудитов. Графический диктант


2 класс

Название раздела. Тема занятия

Формы организации внеурочной деятельности

1.

Занимательные вопросы.

Загадки. Ребусы.

2.

Математические фокусы со спичками.

Занимательные задачи.

3.

Математические лабиринты. Числовые треугольники.

Занимательные задачи. Ребусы

4.

Закончи предложение. Собери поговорки. Придумай загадку к словам.

Занимательные задачи. Ребусы

5.

Магические квадраты 3х3. Сложение в пределах 20.

Логические вопросы.

6.

. Выделение признаков предметов. Сравнение.

Игра «Лишнее слово»

7.

Разбиение по какому-либо признаку.

Игра «Посели в свой домик».

8.

Занимательные лесенки.

Логические поисковые задания. Задачи на смекалку

9.

Чтение изографов.

Словесные лабиринты.

10.

Анаграммы. Объемные фигуры.

Игра «Собери фигуру».

11.

Найди закономерность.

Продолжи ряд. Составь свой ряд.

12.

Математические лабиринты. Числовая головоломка.

Логические вопросы.

13.

Палиндромы.

Игра «Шлифовальщик».

14.

Занимательная геометрия.

Головоломка со спичками. Графический диктант.

15.

Магические квадраты 3х3. Сложение в пределах 100.

Логические задачи. Шарады.

16.

Задачи- шутки.

Нестандартные задачи

17.

Оригами.

Изучение свойств квадрата

18.

Веселые вопросы.

Игра «Допиши слово». Зашифрованные пословицы. Игра «Змейка».

19.

Нахождение сходства и различия в словах.

Игра «Дополни группу».

20.

Нахождение общего признака в словах, математических цепочках, в геометрических фигурах.

Игра «Дополни группу».

21.

Нахождение закономерностей. Распределение по группам.

Игра «Дополни группу».

22.

Задачи в стихах.

Ребусы.

23.

Диагностика степени владения логическими операциями.

«Своя игра»



3 класс

Название раздела. Тема занятия

Формы организации внеурочной деятельности

1.

Математические фокусы.

Загадки. Ребусы. Игра «Угадай задуманное число»

2.

Математические лабиринты.

Занимательные задачи. Игра «Установи соответствие».

3.

Головоломки со спичками.

Занимательные задачи. Ребусы

4.

Задачи на разрезание фигур по линиям сетки на 3 одинаковые части.

Занимательные задачи. Ребусы

5.

Японские задачи .

Логические вопросы. Судоку.

6.

Множество, подмножество..

Круги Эйлера.

7.

Распределение различных объектов по группам.

Задачи на классификацию.

8.

«Таблицы с недостающими рисунками»

Математические игры

9.

Составление задач с лишними и недостающими данными.

Игра «Придумай задачку».

10.

Магические квадраты 3х3. Сложение в пределах 100.

Логические задачи. Шарады.

11.

«Циклическое число»

Математические фокусы

12.

Готовимся к математической игре «Кенгуру».

Логические задачи.

13.

Готовимся к математической игре «Кенгуру».

Геометрические задачи.

14.

«Составление числа с помощью заданных цифр» и т.д..

Решение комбинаторных задач, «Раскрась флаги»

15.

Игры- головоломки «Танграмы».

Логические задачи. Шарады.

16.

Комбинаторные задачи «Перестановки».

Нестандартные задачи

17.

Головоломки со спичками.

Изучение свойств квадрата

18.

Комбинаторные задачи «Передвижение».

Нестандартные задачи

19.

Числовая головоломка.

Логические вопросы. Математические лабиринты

20.

Задачи в стихах. Ребусы.

Нестандартные задачи

21.

Комбинаторные задачи «Обмены».

Нестандартные задачи.

22.

Лабиринты.

Игра «Найди закономерность»

23.

Методика «Фигурки в контуре».

Диагностика мыслительных способностей.




4 класс




Название раздела. Тема занятия

Формы организации внеурочной деятельности

1.

Проектная деятельность.

Выбор темы проекта

2.

Головоломки со спичками.

Занимательные задачи.

3.

Задачи на разрезание фигур по линиям сетки на 4 и 5 одинаковых частей.

Занимательные задачи. Ребусы

4.

Магические квадраты 3х3. Сложение в пределах 1000.

Логические вопросы.

5.

Готовимся к математической игре «Кенгуру».

Логические задачи.

6.

Круги Эйлера. Множество, подмножество.

Круги Эйлера.

7.

Составление числовых цепочек.

Задачи на классификацию.

8.

Математические фокусы «Угадай задуманное число».

Математические игры

9.

Готовимся к математической игре «Кенгуру».

Геометрические задачи.

10.

Анаграммы.

Логические задачи. Шарады.

11.

Решение нестандартных логических ( текстовых) задач.

Решение задач.

12.

Игры - головоломки «Танграмы».

Логические задачи.

13.

Методика «Выводы».

Диагностика мыслительных способностей.

14.

Проектная деятельность.

Защита творческих проектов.

15.

Фестиваль проектов

Защита творческих проектов.








4. Тематическое планирование курса «Юный интеллектуал » для 1 класса.

п/п

Тема занятия

Количество часов

Календарные сроки

по плану

фактич.

по плану

фактич.

1.

Выявление уровня развития внимания, восприятия, памяти и мышления (вводный урок)

1


01.09.


2.

Задачи на сравнения. Игра «Чем похожи, чем отличаются». Игра «Найди одинаковые предметы»

1


08.09.


3.

Задачи на нахождение общих свойств предмета. Игра «Назови одним словом».

1


15.09.


4.

Задачи на количественное и качественное соотношения предметов. Игра «Разложи на группы».

Наглядные занятия геометрического характера. Игра «Что лишнее».

1


22.09.


5.

Лабиринты. Задачи на поиск недостающих фигур. Игра «Найди закономерность».

1


29.09.


6.

Логически- поисковые задания. Игра «Превращение слов».

1


06.10.


7.

Логические вопросы. Загадки.

1


13.10.


8.

Логически- поисковые задания. Игра «Расшифруй слова».

1


20.10.


9.

Задание по перекладыванию спичек.

1


27.10.


10.

Рисуем по образцу. Графический диктант. Задачи на поиск недостающих фигур.

1


10.11.


11.

Игры «Фантазеры», «Дорисуй», «Змейка».

2


17.11.

24.11.


12.

Задачи- шутки. Игра «Угадай загадки Веселого карандаша».

2


01.12.

08.12.


13.

Разбиение по какому- либо признаку. Игра «Нарисуй недостающую фигуру»

1


15.12.


14.

Оригами. Получение различных фигур путем сгибания листа.

2


22.12.

12.01.


15.

Складывание различных конструкций из геометрических фигур. Решение задач, имеющих несколько способов решения.

2


19.01.

26.01.


16.

Найди закономерность. Сравнение «Чем похожи? Чем отличаются?» Назови группы чисел одним словом.

3


02.02.

09.02.

02.03.


17.

Решение нестандартных задач.

2


9.03.

16.03.


18.

Отгадывание ребусов.

1


06.04.


19.

Магические квадраты 3х3. Сложение в пределах 10.

2


13.04.

20.04.


20.

Решение логических задач.

3


27.04.

11.04.


21.

Выявление уровня логического мышления. Конкурс эрудитов.

1


18.05.


Итого: 33 ч.



Тематическое планирование курса «Юный интеллектуал » для 2 класса.

п/п

Тема занятия

Количество часов

Календарные сроки

по плану

фактич

по плану

фактич

1.

Занимательные вопросы. Загадки. Ребусы.

1




2.

Математические фокусы со спичками. Занимательные задачи.

1




3.

Математические лабиринты. Числовые треугольники.

1




4.

Закончи предложение. Собери поговорки. Придумай загадку к словам.

2




5.

Магические квадраты 3х3. Сложение в пределах 20. Логические вопросы.

2




6.

Лишнее слово. Выделение признаков предметов. Сравнение.

1




7.

Разбиение по какому-либо признаку. Игра «Посели в свой домик».

1




8.

Задачи на смекалку. Занимательные лесенки. Логические поисковые задания.

2




9.

Чтение изографов. Словесные лабиринты.

1




10.

Анаграммы. Игра «Собери фигуру». Объемные фигуры.

2




11.

Найди закономерность. Продолжи ряд. Составь свой ряд.

1




12.

Логические вопросы. Математические лабиринты. Числовая головоломка.

2




13.

Игра «Шлифовальщик». Палиндромы.

2




14.

Занимательная геометрия. Головоломка со спичками. Графический диктант.

2




15.

Логические задачи. Шарады. Магические квадраты 3х3. Сложение в пределах 100.

2




16.

Задачи- шутки. Нестандартные задачи.

2




17.

Оригами. Изучение свойств квадрата.

1




18.

Веселые вопросы. Игра «Допиши слово». Зашифрованные пословицы. Игра «Змейка».

2




19.

Нахождение сходства и различия в словах. Математическая цепочка.

1




20.

Нахождение общего признака в словах, математических цепочках, в геометрических фигурах.

1




21.

Нахождение закономерностей. Распределение по группам. Игра «Дополни группу».

1




22.

Задачи в стихах. Ребусы.

1




23.

Диагностика степени владения логическими операциями.

1




Итого: 33 ч.


 

Тематическое планирование курса «Юный интеллектуал » для 3 класса.

п/п

Тема занятия

Количество часов

Календарные сроки

по плану

фактич

по плану

фактич

1.

Математические фокусы «Угадай задуманное число».

1




2.

Математические лабиринты. «Установи соответствие».

1




3.

Головоломки со спичками.

1




4.

Задачи на разрезание фигур по линиям сетки на 3 одинаковые части.

2




5.

Японские задачи . Судоку.

2




6.

Круги Эйлера. Множество, подмножество..

1




7.

Задачи на классификацию. Распределение различных объектов по группам.

1




8.

Математические игры «Таблицы с недостающими рисунками»

2




9.

Игра «Придумай задачку». Составление задач с лишними и недостающими данными.

1




10.

Логические задачи. Шарады. Магические квадраты 3х3. Сложение в пределах 100.

2




11.

Математические фокусы. «Циклическое число»

1




12.

Готовимся к математической игре «Кенгуру». Логические задачи.

2




13.

Готовимся к математической игре «Кенгуру». Геометрические задачи.

2




14.

Решение комбинаторных задач «Раскрась флаги», «Составление числа с помощью заданных цифр» и т.д..

2




15.

Игры- головоломки «Танграмы».

2




16.

Комбинаторные задачи «Перестановки».

1




17.

Головоломки со спичками.

1




18.

Комбинаторные задачи «Передвижение».

2




19.

Логические вопросы. Математические лабиринты. Числовая головоломка.

2




20.

Задачи в стихах. Ребусы.

1




21.

Комбинаторные задачи «Обмены».

1




22.

Лабиринты. Игра «Найди закономерность»

1




23.

Диагностика мыслительных способностей. Методика «Фигурки в контуре».

1




Итого: 33 ч.


Тематическое планирование курса « Юный интеллектуал»

для 4 класса.


п/п

Тема занятия

Количество часов

Календарные сроки

по плану

фактич

по плану

фактич

1.

Проектная деятельность.

4




2.

Головоломки со спичками.

2




3.

Задачи на разрезание фигур по линиям сетки на 4 и 5 одинаковых частей.

2




4.

Магические квадраты 3х3. Сложение в пределах 1000. Логические вопросы.

3




5.

Готовимся к математической игре «Кенгуру». Логические задачи.

3




6.

Круги Эйлера. Множество, подмножество.

2




7.

Составление числовых цепочек.

2




8.

Математические фокусы «Угадай задуманное число».

1




9.

Готовимся к математической игре «Кенгуру». Геометрические задачи.

2




10.

Анаграммы.

2




11.

Решение нестандартных логических ( текстовых) задач.

2




12.

Игры - головоломки «Танграмы».

1




13.

Диагностика мыслительных способностей. Методика «Выводы».

2




14.

Проектная деятельность.

4




15.

Фестиваль проектов ( защита творческих проектов).

1




Итого: 33 ч.








5.Описание материально-технического и учебно-методического обеспечения рабочей программы.

5.1. Библиографический список методических и учебных пособий, используемых в образовательном процессе.

Вахновецкий Б.А. «Логическая математика для младших школьников», М., 2004

.Винокурова Н.К. «Развитие творческих способностей учащихся», М, 1999

.Деннисон П., Деннисон Г. «Гимнастика для развития умственных способностей», М., 1992

.Завязкин О.В. «Играя, развиваем логику», М., 2006

.Зак А.З. «Интеллектика.», книга для учителя, М., 2002

.Левитас Г.Г. «Нестандартные задачи по математике в 1 ( 2, 3, 4) классе», М., 2005

.Тихомирова Л.Ф. «Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников», Ярославль, 2001

.Узорова О.В. «Контрольные и олимпиадные работы по математике», М., 2005

.Холодова О.А. «Юным умникам и умницам», методическое пособие, 1, 2, 3, 4 класс, М., 2005

.ЖикалкинаТ.К. «игровые и занимательные задания по математике», М., 1989


5.2. Оборудование и приборы:

компьютер с учебным программным обеспечением;

телевизор;

интерактивная доска;

сканер, ксерокс и принтер.

Классная магнитная доска.



5.3. Наглядные пособия:

часы демонстрационные;

линейка демонстрационная, угольник демонстрационный;

счетный и демонстрационный материал;

таблицы по математике.


5.4. Цифровые образовательные ресурсы:

компьютерные программы;

презентации по математике.


5.5. Интернет-ресурсы:

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)





6. Раздел «Диагностический инструментарий»


3


Внимание

Вообра-

жение

Восприятие


Память

Мышление


Задание

№1

№2

№3

Есть точка 2

№3

№4

№5

№6

№7

№8


Фамилия,

Имя






Кол-во

Фигурок за 2 мин.

Количество придуманных рисунков

количество

зрит

слух.

Способн.

сравнивать 9дуга)

Способн.

рассужд.

(распл.

предмет.)

Способн.

Анализу

(закон.)

Способн.

классиф.

(лишн. слово)

рисун..

изобра-

женных

линий

количество

правильно

неправильно

правильно

неправильно

правильно

неправильно

правильно

неправильно

рисунков

Числит.

Правильно

Неправильно

точно

соот. цветом

на каранд.

В круге












1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19



































Модель занятия в 1 классе:

«МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (1-2 минуты).

Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.

РАЗМИНКА (3 минуты).

Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного

положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.

тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, памяти, внимания, воображения, мышления (15минут)

Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию

ВЕСЕЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3-5 минут)

Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.

ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ КАРТИНОК, ШТРИХОВКА (15 минут)

На данном этапе занятия ребята штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи трафаретов с вырезанными геометрическими фигурами. Обведение по геометрическому трафарету фигур, предметов помогает ребятам рисовать предметы с натуры, они не искажают пропорции и форму. Штриховка же не только подводит детей к пониманию симметрии, компози­ции в декоративном рисовании, но и формирует и совершенствует тонкую моторику кисти и пальцев рук. Составление, моделирование и штриховка предметов и попутное составление ребятами небольших рассказов по теме, продолжение начатого рассказа, работа над словом, словосочетанием, - это и способ развития речи, и овладение выразительными свойствами языка. Тренируя тонкую моторику рук, ребята одновременно развивают устную речь.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по внеурочной деятельности « Юный интеллектуал » .

Автор: Сушкова Надежда Николаевна

Дата: 01.04.2017

Номер свидетельства: 405590

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства