Программа учебной дисциплины математики и информатика является частью основной профессиональной образовательной программы, разработанной в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО-03) по специальности 540202 - Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам) от 13 июля 2010 года.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике и информатике. »
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО Федоскинский филиал лаковой миниатюрной живописи
ВЫСШАЯ ШКОЛА НАРОДНЫХ ИСКУССТВ (институт)
РЕКОМЕНДОВАНО
цк специальных дисциплин и
профессиональных модулей
Протокол №__от «____»______2015
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебной
и воспитательной работе
_______________М.Н.Мочалова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа
Дисциплины: Математика и информатика
Специальность: 540202 - Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
Форма обучения: очная
Курс: 2
Семестры обучения: 3,4
Форма контроля: дифференцированный зачет
Автор: Дмитрикова А.М.
____________________(подпись)
Федоскино
2015
1. пояснительная записка.
Краткая характеристика дисциплины.
Область применения программы
Программа учебной дисциплины «Математика и информатика» является частью примерной основной профессиональной образовательной программы, разработанной в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО-03) по специальности СПО 540202 - Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам) от 13 июля 2010 года; № 773.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина принадлежит к базовым учебным предметам Федерального компонента среднего (полного) образования (ОД. 01)
Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (сопутствующими и последующими) дисциплинами
№ п/п
Наименование обеспечиваемых (сопутствующими и последующих) дисциплин
№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (сопутствующими и последующих) дисциплин
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
1.
Информационные технологии в профессиональной деятельности (сопутствующая)
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
2.
Естествознание (последующая)
+
+
+
+
_
_
_
_
_
_
_
_
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Программа курса «Математика и информатика» составлена с учётом учебного плана для средне профессиональных художественных учебных заведений. Выпускник должен владеть общими компетенциямиОК11, использовать умения и знания базовых дисциплин федерального компонента среднего (полного) общего образования в профессиональной деятельности.
Цели:
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ).
Главные задачи:
развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;
воспитание средствами математики и информатики культуры личности: отношения к математике как части общечеловеческой культуры: знакомство с историей развития математики и информатики, эволюцией математических идей, понимания значимости математики и информатики для общественного прогресса.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен обладать общими (ОК) компетенциями:
ОК-11. Использовать умения и знания базовых дисциплин федерального компонента среднего (полного) общего образования в профессиональной деятельности.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
знать:
тематический материал курса;
основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных процессов различных типов с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
назначения и функции операционных систем
уметь:
проводить тождественные преобразования иррациональных, показательных, логарифмических и тригонометрических выражений;
решать иррациональные, логарифмические и тригонометрические уравнения и неравенства;
решать системы уравнений изученными методами;
строить графики элементарных функций и проводить преобразования графиков, используя изученные методы;
применять аппарат математического анализа к решению задач;
применять основные методы геометрии (проектирования, преобразований, векторный, координатный) к решению задач;
оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;
наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью графики;
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Преподавание курса «Математика и информатика» осуществляется путём проведения теоретических и практических занятий.
Программа курса построена по принципу последовательного усвоения знаний. Занятия проводятся по календарным планам, утверждённым кафедрой. Календарные планы составляются преподавателями на основании учебного плана, программы, расписания занятий и тематического содержания занятий на текущий учебный год. В конце курса проводится зачет.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося__120__ часа, в том числе:
самостоятельной работы обучающегося ___48___ часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
120
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
72
в том числе:
лабораторные работы
-
практические занятия
54
контрольные работы
-
теоретические занятия
18
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
48
в том числе:
Самостоятельное решение задач, уравнений, неравенств, преобразование различных алгебраических и тригонометрических выражений, вычисление производных и интегралов, построение графиков, представление геометрических моделей и решение геометрических задач. Работа в поисковых системах: Yandex, Google.
48
Итоговая аттестация в форме – дифференцированный зачет
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины
Математика и информатика
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Цели заданий данного раздела – ознакомление с числами, с приближенными вычислениями, с абсолютной и относительной погрешностью, действиями с комплексными числами.
Задание 1.1. Вычисление примеров на все действия с действительными числами.
Например: Найти значение данного выражения: (67 + 1,2): 4×0,5 + ¾ .
Задание выполняется в 4 действия.
Инструменты и оборудование: ручка, тетрадь, учебник.
Задание 1.2.Примеры на нахождение абсолютной и относительной погрешности. Задания выполняются в четыре этапа:
1 этап: округляем число до определенного разряда;
2 этап: находим разность между точным и приближенным значениями:
3 этап: находим абсолютную погрешность;
4 этап: находим относительную погрешность.
Инструменты и оборудование: ручка, тетрадь, учебник.
Задание 1.3. Запись числа в стандартном виде.
Задание выполняется в один этап:
1 этап: запись числа в стандартном виде.
Инструменты и оборудование: ручка, тетрадь, учебник.
Задание 1.4.Выполнение упражнений на действия с комплексными числами.
Задание выполняется в один этап:
1 этап: выполнить пример на несколько действий с комплексными числами.
Инструменты и оборудование: ручка, тетрадь, учебник.
Раздел 2: Уравнения и неравенства. (2ч.)
Равносильность уравнений. Основные приемы решения уравнений. Системы уравнений. Определители.
Решение неравенств.
Цели заданий данного раздела – ознакомление с основными приемами решения уравнений и неравенств.
Задание 2.1. Решение линейных уравнений.
Задание выполняется в один этап:
1 этап: решить заданные линейные уравнения.
Инструменты и оборудование: ручка, тетрадь, учебник
Задание 2.2. Решение квадратных уравнений.
Задание выполняется в один этап:
1 этап: решить заданные квадратные уравнения.
Инструменты и оборудование: ручка, тетрадь, учебник.
Задание 2.3.Решение систем уравнений с несколькими неизвестными.
Задание выполняется в один этап:
1 этап: решить заданные системы уравнения.
Инструменты и оборудование: ручка, тетрадь, учебник.
Инструменты и оборудование: ручка, тетрадь, учебник
Задание 2.5.Решение неравенств первой и второй степени с одной и с двумя переменными.
Задание выполняется в один этап:
1 этап: решить заданные неравенства.
Инструменты и оборудование: ручка, тетрадь, учебник.
Раздел 3: Корни, степени и логарифмы.( 8ч.)
Цели заданий данного раздела – ознакомление с понятиями: корень п-й степени, степень с действительным показателем и логарифм. С вычислением корней, степеней и логарифмов. Ознакомление с показательной и логарифмической функций; с основными приемами решения показательных уравнений и неравенств.
Задание 3.1. Вычисление корней п-й степени, степеней с действительным показателем.
Задание выполняется в один этап:
1 этап: вычислить предложенные корни, степени.
Инструменты и оборудование: ручка, тетрадь, учебник.
Задание 3.2.Вычисление логарифмов.
Задание выполняется в один этап:
1 этап: вычислить заданные логарифмы.
Инструменты и оборудование: ручка, тетрадь, учебник.
Задание 3.3. Построение графиков показательной и логарифмической функций. Решение показательных и логарифмических уравнений и неравенств.
Задание выполняется в три этапа:
1 этап: заполнить таблицу значений показательной и логарифмической функции.
2 этап: построить графики.
3 этап: перечислить свойства функций.
Инструменты и оборудование: ручка, тетрадь, учебник, линейка, карандаш.
Раздел 4: Основы тригонометрии. 10ч.
Основные тригонометрические тождества и формулы. Тригонометрические выражения и их преобразования. Формулы приведения. Тригонометрические функции и их свойства. Тригонометрические уравнения и неравенства.
Цели заданий данного раздела – ознакомление с тригонометрическими функциями и их преобразованиями, решением тригонометрических уравнений и неравенств.
Задание 4.1.Вычисление примеров на переход от градусной меры к радианной, и наоборот.
Задание выполняется в один этап:
1 этап: вычислить по формуле.
Инструменты и оборудование: ручка, тетрадь, учебник.
Задание 4.2.Примеры на преобразование тригонометрических выражений.
Задание выполняется в один этап:
1 этап: с помощью формул преобразовать выражение.
Инструменты и оборудование: ручка, тетрадь, учебник.
3 этап: решить уравнения, сводящиеся к простейшим.
Инструменты и оборудование: ручка, тетрадь, учебник.
Задание 4.5. Решение тригонометрических неравенств.
Задание выполняется в два этапа:
1 этап: рассмотреть простейшие тригонометрические неравенства на тригонометрическом круге.
2 этап: рассмотреть решение тригонометрических неравенств с помощью графиков тригонометрических функций.
Инструменты и оборудование: ручка, карандаш, линейка, циркуль, тетрадь, учебник.
Раздел 5: Начала математического анализа. 16ч.
Числовые последовательности, предел числовой последовательности. Понятие производной, формулы дифференцирования. Элементарные функции и их свойства. Производные элементарных функций. Применение производной к исследованию функций. Прикладные задачи. Понятие первообразной. Интеграл. Нахождение площади плоских фигур.
Цели заданий данного раздела – ознакомление с понятием числового предела и предела функции, с основными приемами вычислений пределов. Ознакомление с понятием производной, ее геометрическим и физическим смыслом, с приемами применения производной при решении практических задач. Ознакомление с первообразной, с неопределенным и определенным интегралами, с вычислением площадей криволинейных трапеций.
Задание 5.1.Вычисление пределов функций.
Задание выполняется в один этап:
1 этап: Вычислить пределы заданных функций.
Инструменты и оборудование: ручка, тетрадь, учебник.
1 этап: построить графики функций, ограничивающих криволинейную трапецию.
2этап: найти площадь.
Инструменты и оборудование: ручка, карандаш, линейка, циркуль, тетрадь, учебник.
Раздел 6: Прямые и плоскости в пространстве. 4ч.
Взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве.
Параллельность прямых и плоскостей. Углы между прямыми и плоскостями.
Цели заданий данного раздела – ознакомление с понятием «геометрия в пространстве»; с основными аксиомами стереометрии, со взаимным расположением прямых и плоскостей в пространстве, с углами между прямыми и плоскостями.
Задание 6.1. По готовым чертежам определить принадлежность прямых плоскостям.
Задание выполняется в один этап:
1 этап: определить по чертежу, каким плоскостям принадлежат заданные прямые..
Инструменты и оборудование: Инструменты и оборудование: ручка, тетрадь, учебник.
Задание 6.2. Решение задач на определение углов между плоскостями и прямыми в пространстве.
Задание выполняется в два этапа:
1 этап: построить чертеж.
2 этап: найти угол.
Инструменты и оборудование:Инструменты и оборудование: ручка, карандаш, линейка, циркуль, тетрадь, учебник.
Раздел 7: Координаты и векторы. 4ч.
Координаты и векторы в пространстве. Скалярное произведение векторов. Перпендикулярность прямых и плоскостей.
Цели заданий данного раздела – ознакомление с понятием «вектор», его координатами и скалярным произведением векторов в пространстве.
Задание 7.1. Определение координат вектора в пространстве.
Задание выполняется в один этап:
1 этап: Имея координаты начала и конца вектора, найти его координаты.
Инструменты и оборудование: ручка, карандаш, линейка, тетрадь, учебник.
Задание 7.2. Вычисление скалярного произведения между векторами.
Задание выполняется в один или два этапа (если даны координаты вектора, то задание выполняется в один этап, если даны только координаты начала и конца векторов, то надо найти вначале координаты вектора).:
Инструменты и оборудование: ручка, карандаш, линейка, тетрадь, учебник.
Раздел 8: Многогранники. 4ч.
Параллелепипеды и призмы. Пирамиды. Круглые тела. Правильные многогранники.
Цели заданий данного раздела – ознакомление с геометрическими телами.
Задание 8.1. Решение задач на определение диагонали параллелепипеда, определение высоты правильной пирамиды по данному боковому ребру и стороне основания.
Задание выполняется в два этапа:
1 этап: построить чертеж.
2 этап: решить заданную задачу
Инструменты и оборудование: ручка, тетрадь, учебник.
Раздел 9: Элементы комбинаторики.2ч.
Основные правила комбинаторики. Соединения. Бином Ньютона.
Цели заданий данного раздела – ознакомление с основными правилами комбинаторики.
Задание 9.1. Решение задач на перестановки, размещения и сочетания.
Задание выполняется в один этап:
1 этап: решить задачу, построив дерево вариантов, или использовав одну из формул.
Инструменты и оборудование: ручка, тетрадь, учебник.
Раздел 10: Элементы теории вероятности. 2ч.
Определение вероятности. Случайная величина.
Цели заданий данного раздела – ознакомление с понятием случайной величины и вероятности.
Задание 10.1. Решение задач на вероятность.
Задание выполняется в один этап:
1 этап: разделить количество благоприятных исходов на количество возможных исходов..
Инструменты и оборудование: ручка, тетрадь, учебник.
Раздел 11: Информатика и информационные процессы. 10ч.
Техника безопасности и гигиенические требования при использовании ИКТ технологии. Понятие информации. Способы представления информации. Архитектура ЭВМ.
Цели заданий данного раздела – ознакомление с понятием «информация»; способами представления информации.
Задание 11.1. Проведение теста на основные понятия об информации и информатике.
Задание выполняется в один этап:
1 этап: ответить на представленные вопросы об информации и информатике.
Инструменты и оборудование: ручка, тетрадь, учебник.
Задание 11.2. Проведение теста на основные гигиенические требования, при использовании ИКТ технологий.
Задание выполняется в один этап:
1 этап: ответить на представленные вопросы.
Инструменты и оборудование: ручка, тетрадь, учебник.
Раздел 12: Компьютерные технологии представления информации. 8ч.
Системы счисления. Операционная и файловая системы. Моделирование. Алгоритмы. Язык программирования.
Цели заданий данного раздела – ознакомление с операционными и файловыми системами, языками программирования.
Задание 12.1. Задачи на перевод чисел из десятичной системы счисления в двоичную, и наоборот.
Задание выполняется в один этап:
1 этап: перевод числа из одной системы счисления в другую.
Инструменты и оборудование: ручка, тетрадь, учебник.
Задание 12.2. Создание простейших программ.
Задание выполняется в один этап:
1 этап: создать программу.
Инструменты и оборудование: ручка, тетрадь, учебник.
Задание 12.3. Работа на компьютере. Знакомство с клавиатурой и вводом текста в текстовом редакторе.
Задание выполняется в два этапа:
1 этап: включить компьютер.
2 этап: напечатать предложенный текст.
Инструменты и оборудование: компьютер, мышь, клавиатура.
3. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контрольи оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
1 семестр – зачет,
2 семестр – зачет.
Для того, чтобы быть допущенным к итоговой аттестации (зачету), студент должен набрать не менее 41 балла за 2 промежуточные аттестации. Промежуточная аттестация оценивается по 40 балльной шкале.
Оценивание ответов обучающихся на промежуточных аттестациях происходит по 40 балльной шкале:
Оценка “отлично” (34-40 баллов) выставляется, если работа выполнена полностью;
материал изложен по данной теме полностью и без ошибок, в логических рассуждениях и обоснованиях решения задач нет пробелов и ошибок;
в решении возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала.
Оценка “хорошо” (27-33 балла) выставляется, если:
материал по данной теме изложен полностью, но допущены некоторые неточности или обоснования шагов решения задачи недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
материал изложен не полностью, допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках решения задач, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Оценка “неудовлетворительно” (0-19 баллов) выставляется при невыполнении заданий, плохой посещаемости занятий, и если: допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Оценка знаний и умений студента на зачете производится с применением 100-балльной шкалы. Для получения итоговых оценок баллы, полученные на промежуточных аттестациях складываются, и к ним добавляются баллы итоговой аттестации (оценка происходит по 20-балльной шкале).
Окончательная оценка выставляется путем пересчета 100-балльной оценки в 5-ти балльную:
86-100 – отлично,
71-85 – хорошо,
41-70 – удовлетворительно,
– неудовлетворительно.
Оценка “отлично” (86-100 баллов) выставляется, если работа выполнена полностью;
материал изложен по данной теме полностью и без ошибок, в логических рассуждениях и обоснованиях решения задач нет пробелов и ошибок;
в решении возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала.
материал по данной теме изложен полностью, но допущены некоторые неточности или обоснования шагов решения задачи недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
материал изложен не полностью, допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках решения задач, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Оценка “неудовлетворительно” (0-40 баллов) выставляется при невыполнении заданий, плохой посещаемости занятий, и если: допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
4. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Минимально необходимый для реализации программы перечень материально-технического обеспечения включает в себя наличие учебного кабинета _математики и информатики; Оборудование учебного кабинета: _объемные модели многогранников и круглых тел, демонстрационные таблицы, учебники по математике и информатике для СПО, эл. учебные пособия по математике и информатике. Технические средства обучения: компьютеры, проектор, экран (интерактивная доска), программное обеспечение для обработки различных видов информации.
4.2. Информационное обеспечение обучения:
Перечень рекомендуемых учебных изданий. нтернет-ресурсов, дополнительной литературы
а) основная литература:
1. Богомолов Н.В. Практические занятия по математике: Учебное пособие, 5-е изд. – М.:Высшая школа, 2002.
2. Пехлецкий И.Д. Математика: Учебник для средних специальных учебных заведений. – М.: Академия, 2003.
3. Математика для техникумов. Алгебра и начала анализа /Под ред. Яковлева Г.Н. – М.: Наука,1988.Ч.1.
4. Математика для техникумов. Алгебра и начала анализа /Под ред. Яковлева Г.Н. – М.: Наука,1988. Ч. 2.
б) дополнительная литература:
1. Ивашев-Мусатов О.С.Теория вероятностей и математическая статистика: Учебное пособие. – 2-е изд.перераб. и доп. – М.: ФИМА, 2003. – 224 с.
2. Елочкин Е. и др. Информационные технологии – М.: ООО «Издательство Оникс», 2007 – 256 с.
в) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы.