kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа внеурочной деятельности по математике "Математика для всех"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Личностные результаты:

ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов; 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности по математике "Математика для всех"»

Пояснительная записка

Результаты освоения содержания программы

Личностные результаты:

ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов; способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; умение контролировать процесс и результат математической деятельности; первоначальные представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации; коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта; креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач.

Метапредметные результаты:

  1. регулятивные

учащиеся получат возможность научиться: составлять план и последовательность действий; определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата; предвидеть возможность получения конкретного результата при решении задач; осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия; концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий; адекватно оценивать правильность и ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения.

2) познавательные

учащиеся получат возможность научиться: устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы; формировать учебную и общекультурную компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий; видеть математическую задачу в других дисциплинах, окружающей жизни; выдвигать гипотезу при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки; планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера; выбирать наиболее эффективные и рациональные способы решения задач; интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ); оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности).

  1. коммуникативные

учащиеся получат возможность научиться: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников; взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; прогнозировать возникновение конфликтов при наличии различных точек зрения; разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Предметные результаты:

учащиеся получат возможность научиться самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера; пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации; уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов; выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах; применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных реальных ситуаций, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов; самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задачи с учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.


Содержание курса внеурочной деятельности

Содержание курса

Формы организации занятий

Основные виды деятельности

Задачи на смекалку (2 ч )

Математика в жизни человека. Виды задач на смекалку

Интеллектуальная игра

Познавательная деятельность

Методы решения задач на смекалку

Практическое занятие

Познавательная деятельность

Простейшие логические задачи (3ч)

Знакомство с табличным способом решения задач

Практическое занятие

Решение задач на доказательство четности и нечётности числовых выражений


Задачи с частично ложными условиями


Урок - беседа

Различные игры, фокусы с числами

Задачи с недостаточными или избыточными условиями

Практическое занятие

Решение задач на восстановление пропущенной цифры при сложении, вычитании, умножении;

Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин (5ч)

Проверка наблюдательности: сопоставление геометрических фигур

Групповые наблюдение

Распознавать и сопоставлять на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки, углы, многоугольники, окружности, круги, куб,

прямоугольный параллелепипед)


Разделение геометрических фигур на части

Работа в парах

Разделять фигуры на части по заданному условию и из частей конструировать различные фигуры


Нахождение площади фигур

Работа в парах

Решение задач на нахождение площади фигур

Нахождение объема фигур

Работа в парах

Решение задач на нахождение объёма фигур

Геометрические головоломки

Работа в парах

отгадывать геометрические головоломки

Задачи (4 ч )

Задачи на движение

Практическое занятие

Решение сложных задач на движение

Логические задачи

Практическое занятие

Решение логических задач

Задачи на работу

Работа в парах

Решение занимательных задач

Проценты простые. Решение задач

Исследовательская практика

Познавательная

деятельность

Решение нестандартных задач ( 4 ч )



Решение нестандартных задач

Исследовательская практика

Познавательная

деятельность

Решение олимпиадных задач прошлых лет

Исследовательская практика

Познавательная

деятельность

Задачи из

конкурса «Интолимп»

Исследовательская практика

Познавательная

деятельность

Задачи из

конкурса «Компэду»

Исследовательская практика

Познавательная

деятельность

За страницами учебника (5 ч)

Как появилась алгебра?

Исследовательская практика

Познавательная

деятельность

Весёлый час. Задачи в стихах

Исследовательская практика

Познавательная

деятельность

Выпуск математического бюллютеня .Пословицы, поговорки, загадки, в которых встречаются числа

Исследовательская практика

Познавательная

деятельность

Модуль числа. Уравнения со знаком модуля

Исследовательская практика

Познавательная

деятельность

График линейных функций с модулем

Исследовательская практика

Познавательная

деятельность

Окно в историческое прошлое (2 ч )

Задачи Древнего Востока

Виртуальная экскурсия

Познавательная

деятельность

Задачи Древней Греции

Виртуальная экскурсия

Познавательная

деятельность

Геометрическая мозаика (4 ч)

Оптико-геометрические иллюзии

Исследовательская практика

Познавательная

деятельность

Задача Эвклида

Исследовательская практика

Познавательная

деятельность

Нестандартные задачи по геометрии

Исследовательская практика

Познавательная

деятельность

Урок решения одной геометрической задачи на доказательство

Исследовательская практика

Познавательная

деятельность

Игра «Морской бой» ( 5 ч )

Решение сюжетных задач

Интеллектуальный марафон

Познавательная

деятельность

Шуточные вопросы по геометрии

Интеллектуальный марафон

Познавательная

деятельность

Выпуск математического бюллетеня «Геометрические иллюзии «Не верь глазам своим»»

Интеллектуальный марафон

Познавательная

деятельность

Киоск математических развлечений

Интеллектуальный марафон

Познавательная

деятельность

Итоговое занятие

Интеллектуальный марафон

Познавательная

деятельность







































Учебно – тематический план


№ занятия

Название раздела

Количество часов

Теория

Практ. занятия

1

Задачи на смекалку

1

1

2

Простейшие логические задачи

1

2

3

Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин

2

3

4

Задачи

1

3

5

Решение нестандартных задач

1

3

6

За страницами учебника

1

4

7

Окно в историческое прошлое

1

1

8

Геометрическая мозаика

1

3

9

Игра «Морской бой»

1

4





Итого:

34 ч






















Приложение к программе

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

дата

Название раздела


Кол.часов

Примечание

Задачи на смекалку

2 ч.


1

03.09

Математика в жизни человека. Виды задач на смекалку



2

10.09

Методы решения задач на смекалку



Простейшие логические задачи

3 ч.


3

17.09

Знакомство с табличным способом решения задач



4

24.09

Задачи с частично ложными условиями




5

01.10

Задачи с недостаточными или избыточными условиями



Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин

5 ч.


6

08.10

Проверка наблюдательности: сопоставление геометрических фигур



7

15.10

Разделение геометрических фигур на части



8

22.10

Нахождение площади фигур



9

29.10

Нахождение объема фигур



10

12.11

Геометрические головоломки



Задачи

4 ч.


11

19.11

Задачи на движение



12

26.11

Логические задачи



13

03.12

Задачи на работу



14

10.12

Проценты простые. Решение задач



Решение нестандартных задач

4 ч.


15

17.12

Решение нестандартных задач



16

24.12

Решение олимпиадных задач прошлых лет



17

14.01

Задачи из конкурса «Интолимп»



18

21.01

Задачи из конкурса «Компэду»



За страницами учебника

5 ч.


19

28.01

Как появилась алгебра?



20

04.02

Весёлый час. Задачи в стихах



21

11.02

Выпуск математического бюллютеня. Пословицы, поговорки, загадки, в которых встречаются числа



22

18.02

Модуль числа. Уравнения со знаком модуля



23

25.02

График линейных функций с модулем



Окно в историческое прошлое

2 ч.


24

04.03

Задачи Древнего Востока



25

11.03

Задачи Древней Греции



Геометрическая мозаика

4 ч.


26

18.03

Оптико-геометрические иллюзии



27

25.03

Задача Эвклида



28

01.04

Нестандартные задачи по геометрии



29

08.04

Урок решения одной геометрической задачи на доказательство



Игра «Морской бой»

5 ч.


30

15.04

Решение сюжетных задач



31

22.04

Шуточные вопросы по геометрии



32

29.04

Выпуск математического бюллетеня «Геометрические иллюзии «Не верь глазам своим»



33

06.05

Киоск математических развлечений



34

13.05

Итоговое занятие





























Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

  1. Составление математических ребусов, кроссвордов.

  2. Показ математических фокусов.

  3. Участие в вечере занимательной математики.

Содержание курса внеурочной деятельности

Задачи на смекалку ( 2 ч)

Техника безопасности при работе в кабинете математики. Правила работы с различными чертежными инструментами и инструментами ручного труда. Правила Опрос на тему «Зачем человеку нужна математика?» Беседа об этике общения в коллективе, о взаимовыручке.

Тестирование на определение уровня математических способностей. Знакомство с математической библиотекой, электронными ресурсами.

Простейшие логические задачи ( 3 ч)

Задача как предмет изучения в процессе обучения. Разбор задачи на части: отделение условия (то, что дано) от заключения, вопроса задачи (того, что надо найти). Нахождение взаимосвязи между тем, что дано, и тем, что надо найти. Важность умения ставить вопросы. Различные способы записи краткого условия: таблицы, схемы, рисунки, краткие записи. Постановка вопросов к условию задачи, подбор ассоциаций, умение находить аналогии и различия в изучаемом объекте. Оперирование вопросами при решении задач разного вида. Оформление краткого условия задач различными способами.

Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин (5 ч )

Проверка наблюдательности: сопоставление геометрических фигур. Разделение геометрических фигур на части. Нахождение площади фигур. Нахождение объема фигур. Геометрические головоломки

Практическая работа с чертежными инструментами; Задачи на построение фигур линейкой и циркулем;

Задачи на построение некоторых геометрических фигур с помощью подручных средств (веревка, бутылка с водой, груз и др.);

Задачи на вычисление площадей; Задачи на перекраивание и разрезания;

Задачи ( 4ч)

Задачи на движение. Логические задачи. Задачи на работу. Проценты простые. Решение задач

Воссоздание общей системы всех видов задач. Систематизация задач по видам. Взаимосвязь некоторых видов задач, их взаимопроникновение и различие. Выработка навыков решения определенных видов задач, отработка и применение алгоритмов для некоторых видов задач повышенной трудности:

 решение задач  на составление систем линейных уравнений;

практикум-исследование решения задач на составление систем линейных уравнений (индивидуальные задания);

 приведение к единице, решение задач на прямую пропорциональность;

практикум – исследование решения задач (индивидуальные задания);

задачи на встречное движение двух тел;

 задачи на движение в одном направлении;

задачи на движение тел по течению и против течения;

практикум-исследование решения задач на движение (индивидуальные задания);

 задачи на нахождение процентов от числа;

 задачи на нахождение числа по его процентам;

- решение задач на совместную работу;

- задачи на обратно пропорциональные величины;

- практикум-исследование задач на совместную работу (индивидуальные задания).

Решение нестандартных задач (4 ч)

Решение нестандартных задач. Решение олимпиадных задач прошлых лет.

Задачи из конкурса «Интолимп». Задачи из конкурса «Компэду».

Выработка навыков решения определенных видов задач, отработка и применение алгоритмов для некоторых видов задач повышенной трудности:

 решение задач  на составление систем линейных уравнений;

практикум-исследование решения задач на составление систем линейных уравнений (индивидуальные задания);

 приведение к единице, решение задач на прямую пропорциональность;

практикум – исследование решения задач (индивидуальные задания);

задачи на встречное движение двух тел;

 задачи на движение в одном направлении;

задачи на движение тел по течению и против течения;

практикум-исследование решения задач на движение (индивидуальные задания);

 задачи на нахождение процентов от числа;

 задачи на нахождение числа по его процентам;

решение задач на совместную работу;

задачи на обратно пропорциональные величины;практикум-исследование задач на совместную работу (индивидуальные задания).


За страницами учебника ( 5 ч)

Как появилась алгебра? Весёлый час. Задачи в стихах. Выпуск математического бюллютеня. Пословицы, поговорки, загадки, в которых встречаются числа. Модуль числа. Уравнения со знаком модуля. График линейных функций с модулем.

Решения неравенств (промежутки и операции над ними). Построение  графиков.


Окно в историческое прошлое (2 ч )

Особенности развития математики на Древнем Востоке.  Математики Древнего Востока. Япония-родина оригами.. Шахматы. Шахматные задачи. Развитие математики в России. Задачи Магницкого. Отражение народных традиций в математических задачах.

Восточная задача о наследстве. Правила складывания базовых фигур оригами. Выполнение моделей оригами простого и  среднего уровня сложности. Решение задач на шахматной доске. Задачи на старинные меры измерений.

Геометрическая мозаика (4 ч)

Оптико-геометрические иллюзии. Задача Эвклида. Нестандартные задачи по геометрии. Урок решения одной геометрической задачи на доказательство.

Развитие математики в разных странах на разных исторических этапах. Известные личности мира математики и их заслуги перед наукой. Знакомство с историческими сведениями о математиках Древнего Мира. Как театрализация способствует развитию воображения, эрудиции, а также самостоятельности и др. качеств личности


Игра «Морской бой» (5 ч)


Решение сюжетных задач. Шуточные вопросы по геометрии. Выпуск математического бюллетеня «Геометрические иллюзии «Не верь глазам своим». Киоск математических развлечений. Итоговое занятие.

Особенности развития математики на Древнем Востоке.  Математики Древнего Востока. Япония-родина оригами.. Шахматы. Шахматные задачи. Развитие математики в России. Задачи Магницкого. Отражение народных традиций в математических задачах. Задачи на старинные меры измерений.

























Требования к уровню подготовки

- иметь представление о первых счётных приборах у разных народов, русских счётах, о древних вычислительных машинах;

- владеть информацией о происхождении арифметики, письменной нумерации, цифры у разных народов, об использовании букв и знаков в

арифметике;

- иметь представление о метрической системе мер, об измерениях в древности у разных народов, о происхождении дробей в Древней Греции

- уметь доказывать четность и нечётность числовых выражений;

- уметь восстанавливать пропущенные цифры при сложении, вычитании, умножении;

- понимать и применять смысл различных игр, фокусов с числами;

- распознавать и сопоставлять на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки, углы, многоугольники, окружности, круги, куб, прямоугольный параллелепипед);

- знать старинные меры измерения длин, площадей;

- уметь разделять фигуры на части по заданному условию и из частей конструировать различные фигуры;

- уметь решать задачи на нахождение площади и объёма фигур;

- отгадывать геометрические головоломки;


Литература

  1. Аменицкий Н.И., Сахаров. И.П. Забавная арифметика.- М.: Наука. Гл ред. Физ-мат.лит., 1991.-128с.

  2. Балаян Э.Н. 750 лучших олимпиадных и занимательных задач по математике./Э.Н. Балаян .-Ростов н/Д: Феникс, 2014.-236с.

  3. Канель-Белов. А.Я, Трепалин А.С., Ященко И.В. Олимпиадный ковчег.-М.: МЦНМО, 2014.-56с.

  4. Козлова Е.Г. Сказки и подсказки ( задачи для математического кружка).- 8-е изд.. стереотип .-М.: МЦНМО, 2014.-168с.

  5. Смит, Курт. Задачки на математическую логику/ Курт Смит; пер с англ. Д.А. Курбатова. -М.: АСТ: Астрель, 2008,-95с.

  6. Магия чисел и фигур. Занимательные материалы по математике/ авт –сост. В.В.Трошин. - М.: глобус, 2007-382с.

  7. Сборник задач и занимательных упражнений по математике, 5-9 классы/И.И. Баврин. -М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2014.-236с.

  8. Перельман Я.И. Живая математика.: матем. рассказы и головоломки/ Я.И.Перельман; под ред. В.Г.Болтянского.-15-е изд.М: Наука, 1994.-167с.

  9. Перельман Я.И. Занимательная арифметика./ Азбука для юных гениев: Я.И. Перельман, изд. Центрполиграф, М.:-2015.-224с.

  10. Перельман Я.И. Головоломки. Задачи. Фокусы. Развлечения./ занимательная наука в иллюстрациях. М.: Изд. АСТ., Аванта+ . 2015-192с.

  11. Спивак..А.В. Математический кружок.6-7 классы.-6-е изд., стереотип.- М.: МЦНМО, 2015.-128с.

  12. Чулков П.В. Математика. Школьные олимпиады 5-7 кл.: метод. пособие. М.:- Изд-во НЦ ЭНАС.2001.-88с

  13. Цукарь А.Я. Развитие пространственного воображения. Задания для учащихся.- СПб.: Издательство СОЮЗ, 2009.-144с.

Электронные ресурсы

1.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. [Электронный ресурс].- Режим доступа :http:school-collection.edu.ru/



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Программа внеурочной деятельности по математике "Математика для всех"

Автор: Носова Галина Михайловна

Дата: 23.12.2018

Номер свидетельства: 492205

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Программа внеурочной деятельности в начальной школе общеинтеллектуального направления"
    ["seo_title"] => string(80) "programma_vneurochnoi_deiatelnosti_v_nachalnoi_shkole_obshcheintellektualnogo_na"
    ["file_id"] => string(6) "529060"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1574875851"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Рабочая программа внеурочной деятельности  «Наглядная геометрия» 5 класс "
    ["seo_title"] => string(84) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-naghliadnaia-ghieomietriia-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "161664"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422266039"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика""
    ["seo_title"] => string(72) "rabochaia_programma_po_vneurochnoi_deiatelnosti_zanimatelnaia_matematika"
    ["file_id"] => string(6) "516168"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1561686809"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Внеурочная деятельность. Программа кружка "Весёлая математика" "
    ["seo_title"] => string(70) "vnieurochnaia-dieiatiel-nost-proghramma-kruzhka-viesiolaia-matiematika"
    ["file_id"] => string(6) "173198"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423936079"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Рабочая программа курса внеурочной деятельности «КРАСОТА В ИСКУССТВЕ, НАУКЕ И ЖИЗНИ» "
    ["seo_title"] => string(92) "rabochaia-proghramma-kursa-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-krasota-v-iskusstvie-naukie-i-zhizni"
    ["file_id"] => string(6) "235069"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443597268"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства