УУД | Задания |
Регулятивные | Виды заданий, формирующие регулятивные УУД: «преднамеренные ошибки»; поиск информации в предложенных источниках; самоконтроль и взаимоконтроль; взаимный диктант; диспут. |
1. Определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения | 1) Задача: Для приготовления напитка берут 2 части вишневого сиропа и 5 частей воды. Сколько надо взять сиропа, чтобы получить 700 г напитка? Определите алгоритм действий. 2) Вначале определите, сколько цифр будет в частном: 14084:28, затем выполните деление. |
2. Определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения | Найди ошибку, которая допущена при решении уравнения: 4 (x — 3) = x + 2 (x + 5) 4x – 12 = x + 2x + 2 4x – x – 2x = 2 + 12 x = 14 Ответ: 14 Найди верное решение. Объясни. |
3. Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий; оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности; | Выполните самостоятельную работу. По образцу проведите самопроверку. За каждый правильный ответ один балл. В соответствии с разработанными критериями, поставьте себе отметку. |
Коммуникативные | Виды заданий, формирующие коммуникативные УУД : составить задание партнеру; оценка работы товарища; групповая работа по выполнению заданий; «подготовь рассказ…», опиши устно…», «объясни…»; парный опрос; |
1. Принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории; | 1)Работа в парах. Объясните друг другу понятие "пропорция". Приведите примеры прямой и обратной пропорциональной зависимости. 2) Работа в парах. Расскажите, что означает цифра 7 в записи каждого числа. Сколько в каждом числе классов и разрядов? а) 17; б) 71; в) 701; г) 700007; д) 701007170. |
2. Критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; | 1) Выполните самостоятельную работу. По образцу проведите взаимопроверку. За каждый правильный ответ один балл. В соответствии с разработанными критериями, поставьте напарнику отметку. 2) Взаимопроверка домашнего задания. |
3. Определять возможные роли в совместной деятельности; играть определенную роль в совместной деятельности; договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей; | Разбейтесь в группы. Выберете организатора. Совместно проговорите основные правила поведения. |
Познавательные | Виды заданий, формирующие познавательные УУД: «найди отличия»; «поиск лишнего»; «лабиринты»; хитроумные решения; составление схем-опор; работа с разного вида таблицами, графиками; составление и распознавание диаграмм; работа со словарями. На уроках математики следует широко использовать продуктивные задания, требующие целенаправленного использования и, как следствие, развития таких важнейших мыслительных операций, как анализ, синтез, классификация, сравнение, аналогия. (Это задания типа «Сравни», «Разбей на группы», «Найди истинное высказывание» и т.д.) |
1. Выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство; | 1) Продли ряд дробей, разгадав его закономерность: ½; ¾; 5/6 ; 7/8; 9/10… 2) Докажите, что нельзя подобрать: а) три нечётных числа, сумма которых равна 12. б) пять нечётных чисел, сумма которых равна 100. 3) Подумай, по какому признаку составлен ряд чисел, и запишите ещё два числа этого ряда: а) 1,2; 1,8; 2,4; 3;... б) 9,6; 8,9; 8,2; 7,5... |
2. Выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов; поиск ответа. | 1) Задание «Угадай, о чем спросили?» Ученик выходит к доске, вслух отвечает на вопрос, написанный на карточке. Например: это число делится на два (надо угадать вопрос — какое число называется четным?) Или: надо к собственной скорости прибавить скорость течения (как найти скорость по течению) и т.д. 2) «Определи понятие», при этом задаются только вопросы: Зачем? Почему? Как? Что? |
3. Излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов. | 1) Найди выражения, значения которых равны: (128+57)*36; 43*25+62*25; (1355-955)*68; (43+62)*25; 1355*68-955*68; 128*36+57*36. Объясни, как ты их искал. а) Назови математическое свойство, на основании которого равны эти выражения; б) запиши это свойство в виде равенства; в) сравни свою запись с такой: (a+b)*c = a*c+b*c. Сделай вывод. 2) Запишите утверждения в виде неравенств. Подберите несколько значений чисел а,b,с, при которых неравенства верны: а) число a больше 100; б) число b меньше 17; в) число 34 меньше числа с. |
Личностные | все без исключения задания учебника ориентированы на достижение личностных результатов, так как они предлагают не только найти решение, но и обосновать его, основываясь только на фактах (все задания, сопровождаемые инструкцией «Объясни…», «Обоснуй своё мнение…»). Работа с математическим содержанием учит уважать и принимать чужое мнение, если оно обосновано (все задания, сопровождаемые инструкцией «Сравни свою работу с работами других ребят»). Таким образом, работа с математическим содержанием позволяет поднимать самооценку учащихся, формировать у них чувство собственного достоинства, понимание ценности своей и чужой личности. |
1. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; | 1) Было домашнее задание: узнать у родителей, используются ли знания о дробях в их профессии. "Моя бабушка работала в аптеке фармацевтом и знание дробей ей было нужно чтобы правильно приготовить лекарство. Моя мама-бухгалтер и каждый день выполняет множество расчетов с дробями. Продавец очень распространенная профессия и моя мама должна правильно взвесить и посчитать. Моей маме на работе приходится смешивать разные вещества для обработки помещений, поэтому ей нужно знать всё о дробях." 2) Решить задачу: Повару, для приготовления варенья из вишни на 3 части сахара берут 2 части ягод (по массе). Сколько кг сахара и сколько кг ягод надо взять повару, чтобы получить 10 кг варенья, если при варке его масса уменьшается в 1,5 раза? |
2. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; | 1) "Арифметика и геометрия – два старейших и важнейших раздела математической науки, и в обоих в течение ряда столетий наука в значительной степени питалась творениями Евклида; центральные проблемы этих двух основных ветвей математики – теория параллельных в геометрии и задача о распределении простых чисел в арифметике – в течение многих веков не поддавались сколько-нибудь заметно многочисленным усилиям целых поколений ученых. И вот, в XIX столетии, обе проблемы были сдвинуты с мертвой точки. В геометрии это сделал русский математик Лобачевский, в арифметике – русский математик Чебышев. Оба они положили, каждый в своей области, совершенно новые пути, по которым наука успешно развивается до настоящего времени". Задание: по желанию приготовить сообщение (презентацию) об этих великих русских математиках. 2) Сколько существует флагов, составленных из трёх горизонтальных полос одинаковой ширины и различных цветов- белого, зеленого, красного и синего? Есть ли среди этих флагов Государственный флаг Российской Федерации? |
3. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; | Задача: Калорийность рациона школьника 11-15 лет должна составлять 2500 ккал. На завтрак приходится 35%, на обед 40%, на полдник 10%, на ужин 15%. Найдите количество калорий на каждый прием пищи школьника. Дополнительное задание: составьте меню на 1 день, учитывая калорийность на этикетке каждого продукта, или воспользовавшись таблицей калорийности продуктов |