Педагогические чтения по теме "Здоровьесберегающие технологии на уроках математики"
Педагогические чтения по теме "Здоровьесберегающие технологии на уроках математики"
Модернизация образования, введение ФГОС второго поколения нацеливают школу на создание необходимых условий для сохранения и укрепления здоровья детей.
Сохранить, укрепить здоровье и одновременно дать качественные знания
учащимся учитель не сможет без использования эффективных технологий и
методик в учебном и воспитательном процессе.
Важно подчеркнуть, что сохранение и укрепление здоровья
обучающихся- необходимый фактор успешности в обучении. Нам всем
известно, что только здоровый ребенок даст хороший результат в обучении. Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед школой, учителем является сохранение здоровья детей.
Цель: Добиться высоких результатов в обучении детей, не навредив их здоровью.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Педагогические чтения по теме "Здоровьесберегающие технологии на уроках математики" »
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя математики.
.
Шляпина Любовь Васильевна учитель математики МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №74», г. Пермь.
Модернизация образования, введение ФГОС второго поколения нацеливают школу на создание необходимых условий для сохранения и укрепления здоровья детей.
Сохранить, укрепить здоровье и одновременно дать качественные знания
учащимся учитель не сможет без использования эффективных технологий и
методик в учебном и воспитательном процессе.
Важно подчеркнуть, что сохранение и укрепление здоровья
обучающихся- необходимый фактор успешности в обучении. Нам всем
известно, что только здоровый ребенок даст хороший результат в обучении. Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед школой, учителем является сохранение здоровья детей.
Цель: Добиться высоких результатов в обучении детей, не навредив их здоровью.
Еще несколько лет назад факторов, усугубляющих эту проблему, было несравненно меньше. Что же изменилось за последние несколько лет? Недостаток витаминов в рационе и плохое питание многих детей, неблагополучная экология, неправильный режим дня, авторитарное воздействие учителей - все это как было, так и осталось. Но в современных условиях государство и школа уже не имеют достаточных финансовых возможностей обеспечить качественно охрану здоровья учащихся. Значительно меньше выделяется финансовых средств на образование вообще и охрану здоровья в частности. У подростков стало меньше возможностей с пользой для здоровья занять свое свободное время. Да и в малокомплектных школах кроме спортзала ребенок не имеет других возможностей заняться своим здоровьем, да и в спортзалах уже устарела материально-техническая база, школа не имеет возможности купить тренажеры, лыжи и другое спортивное оборудование, необходимого для укрепления здоровья школьников.
В последние годы число факторов возросло. Год от года увеличиваются учебные нагрузки, модернизируется учебный план школы, возрастают высокие требование при итоговой аттестации к выпускникам, усложняются
образовательные стандарты, досуг все чаще отдается просмотру видеофильмов и компьютерным играм, что приводит к гиподинамии, нарушениям осанки и зрения. По статистическим данным в стране растет число юных курильщиков, подростков, употребляющих пиво, фиксируются случаи токсикомании и наркомании.
В попытках разрешить эти проблемы современной школе чаще всего не приходится рассчитывать ни на помощь родителей, озабоченных трудностями материального плана, ни на систему государственного здравоохранения. Поэтому учителю приходится много работать, в основном опираясь на свои знания и жизненный опыт.
Есть и положительные моменты. О неблагополучии здоровья населения страны, и особенно подрастающего поколения, сейчас стали говорить на всех уровнях, нацеливая школу на решение данной проблемы. Наша школа работает по теме «
Целенаправленная совместная работа педагогов в русле здоровьясбережения дает свои положительные результаты: у нас стало меньше болеющих детей, повысился процент здоровых выпускников. Тогда как по стране статистика показывает обратное, что всего лишь здоровыми остаются 10% выпускников школ. Радует то, что педагогическая общественность все больше осознает, что именно учитель может сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач. Мне кажется, что возложение на учителя такой, казалось бы, несвойственной им задачи - заботы о здоровье учащихся - определяется несколькими причинами.
Во-первых, учащиеся проводят большую часть времени в школе, и не помогать им, сохранять здоровье это проявление бездушия и непрофессионализма.
Во-вторых, большая часть всех воздействий на здоровье школьников -желательных и нежелательных - осуществляется именно педагогами в стенах образовательных учреждений.
В-третьих, современная медицина занимается не здоровьем, а болезнями, не профилактикой, а лечением. Задача же школы - сохранить и укрепить здоровье своих воспитанников.
Появившееся в последние годы понятие здоровьесберегающие технологии направленные на сохранение, формирование и укрепление здоровья учащихся позволяют решить актуальнейшую проблему, стоящую перед школой.
Работу по здоровьесбережению начинаю с диагностики состояния здоровья своих учащихся, изучаю паспорт здоровья учащихся и выстраиваю план работы.
Учитывая актуальность данной проблемы, стараюсь создать такие условия на уроках, чтобы каждый ребенок мог развиваться, получать образование с учетом его индивидуальных особенностей, не навредив своему здоровью.
На протяжении многих лет в своей педагогической работе использую технологию уровневой дифференциации. Уровневая дифференциация это технология, имеющая здоровьесберегающий ресурс, она обеспечивает не на словах, а на деле условия для индивидуального самовыражения каждого ребёнка, сохранения его здоровья и формирования у него важнейших умений:
• Самостоятельно в своем темпе приобретать и творчески
использовать полученные знания;
• Делать выбор заданий исходя из своих индивидуальных
возможностей и способностей.
Принимать самостоятельные и ответственные решения;
Планировать свою деятельность, прогнозировать и оценивать её
результаты;
• Строить с другими людьми отношения сотрудничества и поддержки
не навредя своему здоровью и здоровью окружающих. Технология УД (Фирсова) как раз отвечает задаче, поставленной перед учителем.
Цель УД-научить всех обязательному уровню учитывая индивидуальные особенности и уровень интеллектуального развития каждого ребенка, создать условия для усвоения продвинутого и повышенного уровня для желающих, обеспечить системный подход в обучении и контроле, а значит в конечном итоге не оказывать негативного влияния на здоровье учащихся. Данная технология позволяет использовать на уроках разноуровневые тесты, контрольные и самостоятельные работы, во внеклассных мероприятиях, на элективных курсах, в процессе работы с учащимися над проектами, учащимся предлагаются тоже задания разного уровня сложности.
В своей работе акцентирую внимание на следующие моменты :
2) Постоянное внимание к охране зрения, проведение упражнений по гигиене зрения
Проведение на каждом уроке физкультминуток
Включение в цели урока элементов оздоровительной направленности, как в организации, так и в содержании урока
Обеспечение интереса к своему предмету и уроку
6) Планирование обоснованных с точки зрения сохранения здоровья переходов от одного этапа урока к другому, чередование труда и отдыха, смены одних форм труда другими
7) Приоритет методам самопознания и развития, свободного выбора перед методами принуждения
8) Реализация на практике индивидуально-личностного подхода к оценки знаний учащихся
9) Использование приемов мотивации, как внешней (оценка, похвала, стремление опередить одноклассников), так и внутренней (стремление больше узнать)
10) Обеспечение дифференцированного подхода ко всем учащимся с особым вниманием к детям группы риска и больным
Основные формы организации обучения
Формы организации обучения в моей работе представляет собой
выражение взаимодействия учителя и учащихся, регулируемое соответствующими правилами и законами. Среди конкретных форм организации обучения чаще всего выделяю урок, практикум, семинарские и факультативные занятия, собеседования, дополнительные занятия и консультации, конференции, домашнюю работу учащихся. Наиболее распространённой формой обучения является урок, на котором стараюсь создать неодинаковые, специфичные условия для обучения, воспитания, развития учащихся, сохранения их здоровья.
Наряду с традиционными уроками в своей практике применяю и нетрадиционные формы организации урока:
1 .Урок лекция. По характеру изложения и деятельности учащихся использую информационные, объяснительные, лекции-беседы. Учу учащихся конспектировать лекцию, выделять опорные знания и умения, воспроизводить их, применять полученные знания, обобщать и систематизировать изученное.
2.Урок семинар. В своей практике обучения применяю семинары-развёрнутые беседы, рефераты, семинар-решение задач, семинар-конференция и т.п. Семинар провожу со всем классом. Заранее определяю
тему, цель и задачи, планирую его проведение, распределяю знания между учащимися. Обязательно учитываю их индивидуальные возможности, а также состояние здоровья.
3.Урок-зачёт. Практикую различные виды зачётов: текущий и тематический, дифференцированный зачет и т.д. Учащиеся имеют право и возможность, обучаясь в одном классе и по одной программе, выбирать тот уровень усвоения, который соответствует их потребностям, интересам, способностям. Эти уровни открыты и известны и понятны ученикам, поэтому у них развита познавательная активность, и они заинтересованы в результатах своего труда. Цели для учащихся известны и посильны, результаты труда всегда поощряю, поэтому ребята стремятся к их осуществлению. Такой подход помогает мне создать психологический комфорт на уроке, формирует у учащихся чувство уважения к себе и к окружающим, способствует укреплению здоровья.
Урок-консультация. В зависимости от содержания и назначения выделяю тематические и уроки-консультации. Тематические провожу по наиболее сложным вопросам программы. Целевые консультации использую перед контрольной работой, зачётом, перед экзаменом. На консультации сочетаю различные формы работы с учащимися: общеклассные, групповые, индивидуальные. Учу ребят готовиться к таким урокам. Иногда у них появляется столько вопросов, что не успеваю ответить на все за урок, поэтому переношу их на последующие уроки. Иногда не могу сразу ответить на поставленный вопрос, тогда поиск ответа становится общим делом. В таком случае как бы сдаю перед ними экзамен. Уроки-консультации позволяют узнать учеников с лучшей стороны, выявить наиболее любознательных и пассивных, поддержать и помочь тех, кто испытывает затруднения.
Урок-соревнование. Форма проведения таких уроков различная: поединок, бой, эстафета, соревнования, построенные по сюжетам известных игр: КВН, «Счастливый случай», «Звёздный час». Всегда объективно оцениваю знания учащихся, в случае списывания или подсказки снимаю определённое количество баллов. Стараюсь при проведении таких уроков выработать чувство ответственности друг за друга, точность в выполнении заданий и умение оказать помощь в нужный момент.
Огромное значение в предупреждении утомляемости учащихся является четкая организация учебного труда. На уроках математики практически вся
учебная деятельность связана с классной доской. Очень важно, чтобы к началу урока были уже сделаны необходимые записи на доске: задания для устного счета, опроса, быть может, план работы на уроке. Четкая организация урока способствует выработке у учащихся умений планировать, организовывать свою деятельность. Положительный аспект в проведении урока оказывает применение разнообразных форм работы с учащимися на уроках - это работа в парах, в группах. В этом случае слабоуспевающий ученик чувствует поддержку товарища, освобождается от боязни ошибиться, получить неправильный ответ. При оценке выполненной работы необходимо учитывать не только полученный результат, но и степень работы ученика. Не нужно забывать и о том, что отдых — это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока делаю упор на гигиенические критерии к уроку (приложение 1) не допускаю однообразия работы. В норме должно быть 4-7 смен видов деятельности на уроке. Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал. Для этого очень полезно развивать зрительную память, использовать различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом). Хорошие результаты во всех классах дает хоровое проговаривание иногда целых правил, иногда только отдельных терминов.
Несколько минут на уроке уделяю динамическим паузам. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а, главное, укреплением здоровья учащихся. Очень хорошо если предлагаемые упражнения для физкультминутки органически вплетаются в тему урока. Так, например, при изучении правильных и неправильных дробей ученики познакомились с определениями и провели первичное закрепление материала. Для выяснения усвоения всеми ребятами нового понятия я предлагаю во время физкультминутки следующее упражнение: ученики встают, руки вытянуты вперед; задание: если ведущий назовет правильную дробь, ученики поднимают руки вверх, можно при этом подняться на носки, потянуться; если неправильную - руки опускают вниз с наклоном и расслаблением. Полезно проводить зрительные диктанты, когда ученики закрытыми глазами выполняют построение многоугольника, не поворачивая головы, одним движением глаз отыскивают геометрическую фигуру, размещенную в классе, табличку с новым математическим термином. Простейшие упражнения для глаз обязательно нужно включать в физкультминутку, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении. Это следующие упражнения:
вертикальные движения глаз вверх - вниз;
горизонтальное вправо - влево;
вращение глазами по часовой стрелке и против;
4) закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее;
5) на доске до начала урока начертить какую-либо кривую (спираль, окружность,
ломаную); предлагается глазами «нарисовать» эти фигуры несколько раз в одном, а затем в другом направлении.
Более тысячи биологически активных точек на ухе известно в настоящее время, поэтому, массируя их, можно апосредованно воздействовать на весь организм. Нужно стараться так помассировать ушные раковины, чтобы уши «горели». Упражнение выполняем в такой последовательности:
1) потягивание за мочки сверху вниз;
потягивание ушной раковины вверх;
потягивание ушной раковины к наружи;
круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против ее.
В начале учебного дня, на первом уроке, провожу точечный массаж биологически активных точек лица и головы, чтобы окончательно «разбудить» детей и задать соответствующий рабочий настрой на целый учебный день. При массаже активизируется кровообращение в кончиках пальчиков, что предотвращает застой крови не только в руках, но и во всем теле, так как кончики пальцев непосредственно связаны с мозгом. Массаж проводится в следующей последовательности:
1) точка на лбу между бровями («третий глаз»);
парные точки по краям крыльев носа (помогает восстановить обоняние);
точка посередине верхнего края подбородка;
парные точки в височных ямках;
три точки на затылке в углублениях;
парные точки в области козелка уха.
Практикую в своей в работе гигиенический массаж (для детей с ослабленным здоровьем).
1. Он улучшает крово - и лимфообращение, нормализует обмен веществ, помогает снимать мышечное напряжение на лице, шее, в руках.
Массаж также носит профилактический характер против простудных заболеваний, ангин, катаракты верхних дыхательных путей.
а) Подушечками указательных пальцев обеих рук проводим под глазами, слегка надавливая, от переносицы до ушей. Повторяем 5 раз.
б) Тыльными сторонами правой и левой ладоней проводим 7 раз от подбородка в стороны.
в) Открываем рот, сильно натягиваем на зубы одновременно верхнюю и нижнюю губу, а затем слегка их прикусываем. Повторяем 5 раз.
2. Для правильной ориентации дыхания провожу двигательные упражнения с названиями: «Задуть свечу», «Поймать комара», «Согреть руки», «Лилия» и др.
«Поймать комара»: Разведите руки в стороны. Представьте, что ловите комара. Медленно сводите руки, чтоб его не испугать. При этот беспрерывно произносите звук [з]. Прихлопните комара и быстро разведите руки - получится автоматический вздох.
3. Еще одну группу упражнений составляют приёмы, которые успокаивают нервную систему, снимают напряжение. В этом случае особенно важными являются голос учителя и его внутреннее спокойствие. При этом, максимум внимания надо уделять окраске своего голоса и темпу произношения слов.
«После грозы»: Закройте глаза. Вы - в лесу. Отгремела гроза.
Прошёл дождь, блестит мокрая листва на берёзах. На траве -
серебряные капли. Как хорошо пахнет в лесу! Как легко дышится!
Вот ландыши - вдохните их чудный запах. Вдыхайте медленно,
ровно, глубоко.
В конце урока обсуждаем не только то, что усвоено нового, но выясняем, что понравилось на уроке, какие вопросы хотелось бы повторить, задания какого типа выполнить, что полезного для своего здоровья узнали.
за столом (партой):Длина сиденья стула должна соответствовать длине
бедер ребенка. Высота ножек стула должна равняться длине голеней.
Голеностопный, коленный, тазобедренный суставы при сидении образуют прямой угол. Между краем стола и грудной клеткой сидящего ученика необходимо выдержать расстояние, равное ширине кисти ребенка. при письме : Сидеть нужно с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы, позвоночник опирается на спинку стула. Предплечья лежат на поверхности стола симметрично и свободно. Плечи находятся на одном уровне. Голова чуть наклонена вперед. Расстояние от глаз до стола (тетради, книги) соответствует 30 - 35 см. Тетрадь при письме должна лежать на столе под углом 30° . Левая рука (у левшей - правая) поддерживает и двигает тетрадь снизу вверх.
при чтении: Поза при чтении в основном совпадает с позой при письме. Предплечья симметрично, без напряжения лежат на поверхности стола (парты), кисти поддерживают книгу с наклоном по отношению к глазам под углом 15° .
стоя: Стоять надо свободно, без напряжения, с равномерной нагрузкой на обе ноги. Голову не наклонять, следить за симметричным положением надплечий, углов лопаток. Непродолжительные отклонения от указанных поз нужны для отдыха, расслабления, но они не должны быть привычными, так как это приводит к нарушению осанки
Нужно четко выделить механизмы реализации идей здоровьесбережения:
Диагностика состояния здоровья учащихся (паспорт здоровья учащихся), анализ, коррекция и планирование дальнейшей деятельности.
Использование технологий, имеющих здоровьесберегающий ресурс (уровневой дифференциации)
Совершенствование структуры урока
Применение активных методов обучения и форм организации познавательной деятельности учащихся.
Включение вопросов о здоровье в планы уроков.
Рациональная организация труда учителя и учеников.
Создание комфортного психологического климата.
Соблюдение СанПиНов и правил охраны труда.
Чередование различных видов деятельности на уроке.
10.Использование в системе упражнений направленных на сохранения
зрения, осанки учащихся + (приложение2).
11. У крепление материально-технической базы, необходимой для реализации
данной методики.
12.Отыскание и использование новых методик и форм работы с детьми Полученный результат
Повышение функциональных возможностей организма учащихся;
Фиксирование роста потребностей у учащихся в формировании культуры здоровья
Повышение мотивации к здоровому образу жизни;
Увеличение роста динамики школьной мотивации учащихся с высоким уровнем
• Уменьшение кратности заболеваний, повышение уровня обучения учащихся -(100%) и качества обучения (от 50-75%).
Уровень качества обучения при итоговой аттестации (от 57-75%), он является выше районного показателя.
Все выпускники (за последние 2 года)-успешно обучаются в средних школах и поступают на бюджетные места в колледжи.
Работа в данном направлении позволяет укрепить и сохранить здоровье детей, а следовательно добиться высоких результатов в обучении учащихся.