Просмотр содержимого документа
«Организация работы с детьми ОВЗ на уроке математики»
МАОУ «СОШ 74»
Шляпина Л.В
Организация работы с детьми ОВЗ на уроке математики
В настоящее время образование детей с ограниченными возможностями здоровья - одна из актуальных проблем современного образования.
Дети с ограниченными возможностями обучаются в общеобразовательных школах совместно со здоровыми детьми. Оно дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в школьной жизни и направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения. При этом они могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Именно социальная адаптация и реабилитация должны быть основой системы психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
В этой связи повышается роль инклюзивного образования, позволяющего существенно сократить процессы развитие детей с ограниченными возможностями здоровья и способствующего расширению доступности образования для них. Учителю необходимо разрабатывать особую программно-методическую документацию. Подбирать учебники и дополнительную научную литературу.
Основные задачи преподавания математики заключаются в том, чтобы максимально использовать математические знания для повышения уровня общего развития детей, а так же приходится на уроке системно использовать здоровьесберегающие технологии, осуществлять коррекцию недостатков познавательной сферы, развивать и воспитывать ряд личностных качеств (целенаправленность, терпеливость, работоспособность, трудолюбие, самостоятельность, самоконтроль и др.); развивать умение планировать работу, прогнозировать результат своей деятельности и доводить начатое дело до завершения.
Детям же с ОВЗ, имеющим ограниченный багаж знаний и не владеющим рациональными способами усвоения материала, требуется для этого значительно больше времени. Значит, таким учащимся нужно давать разнообразное количество задач, чтобы они овладели основными способами их решения. Такие дети, привыкнув решать задачи одним способом, не могут отыскать других способов, подходов. Они не в состоянии рационально спланировать свою учебную деятельность: они медленнее, чем ученики общеобразовательного класса, пишут, считают, у них в целом прослеживается более низкий уровень работоспособности при сохранении типичной динамики его в течение недели. Учебники, по которым я работаю, не предназначены для обучения детей с ОВЗ и поэтому мне много времени приходится уделять составлению заданий и оформлению индивидуальных карточек, приходится искать новые методы преподавания математики в совместных классах – общеобразовательных и детей с ОВЗ. Для повышения эффективности интегрированного обучения учащихся с ОВЗ я создаю общий план с включением в него блоков заданий для каждого ребенка, нуждающегося в силу особенностей развития в индивидуальном подходе, дополнительном внимании. Формы бывают разные, главное - отразить в ходе урока (занятия) траекторию деятельности ребенка с особыми образовательными потребностями
Каждый этап занятия необходимо фиксировать, ориентируя учащихся на то, что они уже сделали и что им предстоит еще сделать. Подведение итогов становится своеобразным стимулом, побуждающим учащегося к включению во все более усложняющуюся работу. Особенно этот аспект важен для ребенка с особыми образовательными потребностями. Методы и приемы учителя - это средства, при помощи которых он добивается решения задач урока. Их следует умело отбирать и использовать. Комбинировать или менять средства и методы нужно так, чтобы при этом происходила смена видов деятельности учащихся, чтобы менялся доминантный анализатор, чтобы во время работы было задействовано как можно больше анализаторов - слух, зрение, моторика, память и логическое мышление в процессе восприятия материала. Учет особенностей учащихся предполагает соотнесение не только формы и содержания занятия, его методов и приемов проведения, но и личностный, а не нормативный характер оценки достижений ученика.
Конечно, работая с детьми с ограниченными возможностями, необходимо учитывать и их психологические особенности. Хотелось бы отметить моменты, на которые следует сделать акцент:
При чтении задания необходимо указывать ребенку-найти нужную страницу и повторить несколько раз, что нам необходимо выполнить. В ходе урока, для детей с ограниченными возможностями приходится сокращать время на выполнение заданий и их количество (если это примеры – то решить можно 3, 4, так как дети очень быстро устают).
При ответах на вопросы, отвечающему с ОВЗ необходимо дать немного больше времени на обдумывание (реакция детей может быть замедленна).
Контрольные и самостоятельные работы по уровню сложности легче, чем у детей норма при обучении базового уровня. На геометрии теоремы не доказываем. По геометрии учимся по технологии «Не два на ОГЭ». Данную технологию освоила на курсах ПК в 2017-2018 у.г. Очень полезная технология для данной категории обучающихся.
Для каждого задания составляю алгоритм.
В основу структуры урока положены здоровьесберегающие технологии дифференцированное обучение.
Методы преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа.
Применение ТСО и интерактивного оборудования, компьютера
Наличие физкультминутки и мотивации (а для чего, зачем это), поэтому задания должны содержать опору на жизненные ситуации, вопросы с содержанием о здоровье. Обязательно наличие эмоциональных разрядок.
Таким образом, в основу учебной и воспитательной деятельности положен индивидуальный подход к каждому обучающемуся.