ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Научно-исследовательская работа по теме "Организация проектной деятельности как условие формирования универсальных учебных действий". В работе рассматриваются разные типы проектов, этапы работы над проектом, роль проектной деятельности в формировании интереса у учащихся к самостоятельному развитию, к самовыражению, рекомендуются несколько тем проектов по математике в различных классах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ. »
Научно-исследовательская работа по теме:
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Выполнила: учитель математики
высшей категории
МБОУ СОШ № 40 г. Пенза
Лузан Е.В.
Содержание.
Вступление…………………………………………………………………..2
Основная часть……………………………………………………………....4
Проектная деятельность учащихся………………………………...4
Метод проектов…………………………………………………4
Классификация проектов………………………………………5
Этапы проектной деятельности………………………………..6
Роль метода проектов в формирование УУД………………….6
Работа над проектом ( из опыта работы)…………………………...9
Поэтапная работа над проектом………………………………..9
Примеры тематических проектов по математике…………….10
Сложность реализации метода проекта в математике………..12
Заключение…………………………………………………………………..15
Литература…………………………………………………………………...17
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Вступление.
Если человека постоянно приучать усваивать
знания и умения в готовом виде, можно и
притупить его природные творческие
способности – «разучить» думать
самостоятельно. А. Дистервег
За последние годы в России произошли значительные изменения приоритетов в образовании: переориентация на компетентностный подход, непрерывное самообразование, овладение новыми информационными технологиями. Система общего образования должна обеспечивать достаточную готовность ее выпускников к жизни в постиндустриальном информационном обществе. Такому обществу нужны высококвалифицированные, инициативные, способные к постоянному саморазвитию и повышению уровня своей профессиональной готовности молодые люди.
Модернизация общего образования требует перехода от традиционной установки на формирование преимущественно «знаний, умений, навыков» к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества. Таким образом, приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.
Школа сегодня стремительно меняется, а перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий. Поэтому сегодня перед школьным педагогом возникает проблема поиска инновационных методов и форм обучения, которые могут не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, сколько вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе.
Актуальность рассмотрения данной проблемы связана с тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования приоритетом названо формирование универсальных учебных действий. Уровень их освоения в значительной мере способствует решению задачи повышения эффективности и качества образования, предопределяет успешность всего последующего обучения, поскольку польза его будет измеряться не тем, сколько ученик может «взять», а тем, сколько из «взятого» он сможет применить на практике.
Сказанное выше определило проблему, которая заключается в следующем: выявление наиболее эффективного подхода к формированию универсальных учебных действий школьников.
Проблема определила цель работы: раскрытие потенциала проектной деятельности для формирования познавательных универсальных учебных действий школьников.
В соответствии с поставленной целью определены задачи:
рассмотреть особенности проектной деятельности школьников;
исследовать влияние проектной деятельности на формирование познавательных универсальных учебных действий;
выявить и обосновать педагогические условия наиболее эффективного использования проектной деятельности для формирования и развития универсальных учебных действий у школьников;
выявить наиболее приемлемую форму введения метода учебных проектов.
Практическая значимость работы в том, что предлагаемые в ней материалы могут быть использованы учителями для повышения эффективности организации проектной деятельности школьников при изучении различных дисциплин вне зависимости от образовательной системы.
«Скажи мне, и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь». Эта китайская пословица очень точно отражает принципы современной прогрессивной школы: стимулировать интересы учащихся через творческие задачи, требующие работы воображения, развивать у учащихся умение применять и интерпретировать информацию, а не просто заучивать ее, развивать способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Отличительной особенностью нового ФГОС является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся, обеспечивающим его результативность являются ориентировка школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование проектной деятельности в урочной и внеурочной деятельности является одним способов формирования УУД.
Требования ФГОС ООО В соответствии с возрастной спецификой на первый план у подростка выходят цели освоения коммуникативных навыков.
Следовательно:
Проектную или исследовательскую деятельность целесообразно организовывать в групповых формах (индивидуальная форма работы не исключается).
Темы детских работ выбираются из любой содержательной области (предметной, межпредметной, внепредметной), проблемы — близкие пониманию и волнующие подростков в личном плане, социальных, коллективных и личных взаимоотношений. Получаемый результат должен быть социально и практически значимым.
Презентацию результатов проектирования или исследования целесообразно проводить на заседаниях НОУ или школьной конференции, где идёт подготовка к различным мероприятиям районного или областного уровня (конкурсы, конференции, игры).
Основная часть
Проектная деятельность учащихся.
Метод проектов.
Актуальность умения учиться для современного человека подчеркивается практически во всех документах, касающихся реформирования системы образования. Для общеобразовательной школы приоритетными остаются формирование учебной деятельности как желания и умения учиться, развитие познавательных интересов и готовности к обучению в основном школьном звене. Эти показатели учебной деятельности постепенно приобретают характер важнейшей универсальной способности человека – потребности в самообразовании.
Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:
- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
- развивали бы в первую очередь универсальные учебные действия: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
- формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.
Инновационный поиск новых средств приводит педагогов, и меня в том числе, к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения.
В последнее десятилетие одним из наиболее популярных в практике школьного обучения стал метод проектов, который изначально понимался как организация специальной исследовательской деятельности учащихся в какой-либо практической области. На сегодняшний день в нашей стране не так много информации об использовании метода проектов в обучении математике. Очевидно, сложность самой математики часто служит оправданием для традиционной позиции учителя, ведь проще подробно объяснить и «нарешать» определенное количество стандартных примеров, чем создать детям условия для самостоятельного изучения нового.
Для учителя математики наиболее привлекательным в данном методе является то, что в процессе работы над учебным проектом у школьников:
- появляется возможность осуществления приблизительных, «прикидочных» действий, не оцениваемых немедленно строгим контролером – учителем;
- зарождаются основы системного мышления;
- формируются навыки выдвижения гипотез, формирования проблем, поиска аргументов;
- воспитываются целеустремленность и организованность, расчетливость и предприимчивость, способность ориентироваться в ситуации неопределенности.
Кроме того, в процессе выполнения проекта происходит естественное обучение совместным интеллектуальным действиям. Ведь этот метод не что иное, как попытка моделирования жизни.
Сущность учебного проекта заключается в необходимости решения нескольких интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. В современной педагогике метод проектов используется как компонент системы образования. Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения ставит задачу сформировать компетенции школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью.
Современность метода проектов в наши дни обусловливается, прежде всего, необходимостью понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое, что входит в содержание проекта. Не случайно в базисный учебный план внесена новая строчка о проектной деятельности, а один из параметров нового качества образования - способность проектировать.
Следовательно, более актуальным становится использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключения, то есть то, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.
Чтобы ребенок захотел чем-то заняться, он должен сначала удивиться. А если у него есть возможность еще и восхититься, то уж точно произойдет та самая «вспышка интереса», то главное событие, побуждающее учащегося к действию.
«Проект» в рамках образовательной деятельности есть особое результативное действие, совершаемое в специально организованных педагогом безопасных условиях, которые дают ребёнку возможность действовать самостоятельно и получать результат. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Организация проектной деятельности позволяет решить эту задачу, но требует более серьёзного осмысления и соблюдение определённых этапов в деятельности в зависимости от вида проектов.
Классификация проектов
Классификация проектов, основанная на доминирующей деятельности:
Исследовательские
Творческие
Игровые
Информационные
Практико-ориентированные
Кратко рассмотрим особенности каждого вида проектов.
Практико – ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.
Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.
Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.
Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.
Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?
Этапы проектной деятельности.
Поскольку виды проектов имеют различные цели и результаты в виде продукта проектной деятельности, подробней остановимся на этапах проектной и научно-исследовательской деятельности.
Во-первых, на мой взгляд, главное отличие проектной и исследовательской деятельности – это цель: цель проектной деятельности – реализация проектного замысла, а целью исследовательской деятельности является уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.д. Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга. То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а, в случае проведения исследования – одним их средств может быть проектирование.
Во-вторых, исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку. Проекты могут быть и без исследования (творческие, социальные, информационные). А отсюда вытекает, что гипотеза в проекте может быть не всегда, нет исследования в проекте, нет гипотезы.
В-третьих, проектная и исследовательская деятельности отличаются своими этапами.
Основными этапами проектной деятельности являются:
• Определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта;
• Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей;
• Выполнение запланированных технологический операций, внесение необходимых изменений;
• Подготовка и защита презентации;
• Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.
Формулирование выводов и оценка полученных результатов.
Роль метода проектов в формирование УУД.
Актуальность проектно-исследовательской деятельности в школе при формировании универсальных учебных действий (УУД) неоспорима. Вне зависимости от выбора вида проектной работы у школьников идет формирование регулятивных, познавательных, коммуникативных и личностных универсальных учебных действий.
К познавательным УУД относят: поиск и выделение информации, умение структурировать знание, умение строить осознанно письменное и устное высказывании, выбор наиболее эффективных способов решения, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, анализ объектов с целью выделения признаков, построение логической цепи рассуждения, выдвижение гипотез и их обоснование.
Особенно при групповой работе происходит продуктивное формирование коммуникативных УУД: умение договариваться и находить общее решение
строить высказывания, формулировать свою позицию, умение задавать вопросы, умение принимать позицию других.
Умение работать в коллективе и коммуникативные навыки как нельзя лучше можно сформировать, используя метод проектов. Этот метод ориентирован на групповую самостоятельную деятельность учащихся под руководством учителя. Метод проектов позволяет развивать у школьников творческие способности, стремление самому созидать, осознавать себя творцом. Этот метод дает возможность учителю выявить учеников, желающих и способных заниматься серьезной научно-исследовательской работой. Работа с такими учащимися проводиться, как правило, после уроков. Внеурочная деятельность является вторым направлением работы учителя, конечным результатом которой становятся выступления учащихся на научно-практических конференциях, участие в конкурсах различного уровня. Эта работа носит индивидуальный характер. Заинтересованность ученика в исследовательской работе во многом зависит от темы, с которой ему предстоит работать.
- быть оригинальной и, желательно, объективно новой.
В моей практике темы исследовательских работ учащихся были подсказаны ситуациями на уроках, чтением научных статей, историческими фактами.
Поскольку очень часто проектно-исследовательская работа предполагает самостоятельную деятельность, то важно сказать о регулятивных универсальных учебных действиях, таких как: способность принимать цель и следовать ей, умение действовать по плану, умение контролировать процесс и результат деятельности.
Важной особенностью проектной деятельности является личная заинтересованность учащихся в выбранной теме, то здесь фигурирует еще один блок- личностные УУД: формирование внутренней позиции школьника, развитие этических чувств.
Результативность проектно-исследовательской работы позволяет отметить развитие у учащихся творческой и коммуникативной активности, познавательной самостоятельности, интеллектуальных способностей, уровня обученности и воспитанности- что является одной из целей обучения школьников по новым образовательным стандартам.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми», то есть, если теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.
Работа над проектом позволила решить следующие педагогические цели:
развить познавательные, творческие и коммуникативные способности ребенка;
привить навыки сотрудничества с другими людьми;
активизировать навыки эмоционального общения с членами семьи;
привить первоначальные умения собрать информацию из разных источников, осмыслить ее и использовать для выполнения проекта.
Главная идея метода проектов – направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической проблемы. Этот результат называется проект, что в переводе означает замысел, план. В более широком смысле под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определённой системы интеллектуальных и практических умений. Технология организации проектной деятельности школьников включает в себя совокупность исследовательских, поисковых и проблемных методов, творческих по своей сути, направленных на самостоятельную реализацию школьником задуманного результата.
При формировании познавательных УУД у школьников проектная деятельность даёт возмозможность: предполагать, какая информация нужна; отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
Особую роль проектные задачи играют в становлении учебного сотрудничества в малых группах. Взаимодействуя в группе, дети понимают, что для достижения общей цели всем участникам необходимо договариваться между собой, вырабатывать общую стратегию решения задачи, распределять обязанности, осуществлять взаимопомощь в процессе решения задачи. Таким образом, решение проектных задач способствует воспитанию чувства ответственности, формированию умений общаться, договариваться, чутко относиться к сверстникам.
«Человек рожден для мысли и действия»,- говорили древние мудрецы. Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Поэтому включаю школьников в проектную деятельность постепенно, начиная с пятого класса, ведь даже пятиклассник может осуществить самостоятельную проектную деятельность. Вначале – доступные творческие задания, а уже в 8-9 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты. Также учитываю психолого-физиологические особенности школьников, поэтому темы для проектов тесно связываю с предметным содержанием, поскольку наглядно-образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем. Поэтому значительная часть учебного времени, отведенного на повторение и закрепление изученного материала, я использую для организации проектной деятельности. Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть из области познавательных интересов ребёнка. Длительность выполнения проекта ограничиваю 1-2 неделями урочно-внеурочных занятий или 1-2 уроками. Главное, чтобы виды проектной деятельности были адекватны возрасту, чтобы весь процесс был окрашен положительными эмоциями, поскольку любая проектная деятельность осуществляется исключительно на добровольной основе. Темы проектов, над которыми работают группы детей, должны быть выбраны точно в круге их интересов и объединены общим названием. Это и определяет успешность проекта.
Работа над проектом (из опыта работы).
Поэтапная работа над проектом.
Начиная работать по проектной технологии, всегда задумывалась, а как сделать так, чтобы работа учащихся действительно была проектной, чтобы она не сводилась к просто самостоятельной работе? Прежде всего, начиная работу над проектом, я пробуждаю в учащихся интерес к теме проекта. Тема проекта должна быть сформулирована естественным для детей языком и так, чтобы вызвать их интерес. Это может быть рассказанная сказка, притча, разыгранная инсценировка. Тема должна быть не только близка и интересна, но и доступна. Затем на этапе погружения в проект очерчиваю проблемное поле. Из проблемы проекта вытекает цель и задачи проекта.
Первый шаг в использовании проектной деятельности - создание учебного сообщества, т.е. группы детей, способной организоваться для совместного учебного труда, непосильного для каждого отдельного участника общей работы. Задача учителя при формировании такого сообщества состоит в создании условий для того, чтобы совместная работа детей стала возможной.
Групповая работа позволяет и детям и учителю:
организовать эффективно учебный процесс;
приобрести опыт выполнения важнейших функций, составляющих основу умения учиться (контроль и оценка, целеполагание и планирование);
использовать дополнительные средства вовлечения детей в содержание обучения;
органически сочетать на уроке «обучение» и «воспитание», одновременно строить личностно-эмоциональные и деловые отношения детей, и как следствие формирование личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных универсальных учебных действий.
Второй шаг - выработать правила работы в группах. Мы с детьми выработали свои правила работы в группах:
перед работой нужно договориться, кто и что будет делать;
не говорить всем сразу;
всем смотреть на говорящего;
учиться разговаривать вполголоса;
не спорить зря, а доказывать, объяснять;
если критикуешь – предложи свой вариант;
стараться понять друг друга.
Для себя я поняла чего не стоит делать при организации групповой работы:
нельзя требовать абсолютной тишины, так как дети должны обмениваться мнениями;
нельзя ожидать быстрых результатов, т.к. всё осваивается практически;
не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут отработаны простейшие формы общения и взаимодействия.
По необходимости определяем роль каждого члена группы. На этом же этапе происходит и планирование работы по решению задачи проекта. После того как спланирована работа, наступает пора действовать. И это уже третий этап. Здесь учитель вообще может «потеряться», т.е. стать эдаким «малюсеньким наблюдателем». Ребята все делают сами. Безусловно, степень самостоятельности зависит от того, как их подготовил учитель. Когда детям не хватает знаний, каких-то умений, наступает благоприятный момент для поиска дополнительной информации.
Примеры тематических проектов по математике.
В своей педагогической практике я применяю различные виды проектной деятельности. Начинала работу по проектной деятельности с 2010 года, тогда о методе проектов услышала от своих коллег. Первые проекты были самые простые. Класс делился на группы, каждой группе давалось определённое задание. На уроках в группах обсуждались результаты деятельности каждого участника. Эти проекты в основном носили информационный или творческий характер и они приносили свои положительные результаты. Ведь выполняя работу над проектом, дети учились добывать информацию, выделять из неё главное, успешно презентовать её одноклассникам. Так появились проекты: «Проценты вокруг нас», «Купеческий метод решения задач с процентами» ( с данным проектом ученик 5 класса выступал на школьной, а потом и на городской научно-практической конференцией), «Делимость чисел» ( так же был представлен на городской научно-практической конференции и получил номинацию), «Золотое сечение в растительном и животном мире, архитектуре Пензенской области» ( одна группа изучала растительный мир, вторая - животный и человека, третья - архитектуру Пензенской области), «Магия чисел», «Магические квадраты», «Тайна даты рождения» (в работе рассматривается числовое значение имени, тайна алфавита, значение цифр по системе Пифагора от 1 до 9, составление характеристики человека, обусловленной числами.), «Зачем нужна математика» (В работе рассказывается о необходимости изучения математики: гимнастика ума, которая учит рассуждать, объяснять, а также искать и находить рациональные пути решения возникающих в жизни проблем. Математика формирует не только логическое мышление, но и сообразительность, настойчивость, аккуратность и критичность ), «Геометрия и мода», «Математика и ремонт» ( проект был представлен на школьной научно-практической конференции учеников), « Методы решения систем линейных уравнений с двумя неизвестными» ( проект был представлен на городской НПК), «Мир треугольников», «Мир четырехугольников», «Альбом кривых» и другие. Это далеко не полный перечень возможных тем для организации проектной деятельности, а лишь маленький ориентир в выборе тематики проектных работ. Помогая ученику в выборе темы проекта, необходимо учитывать его возраст, образовательный уровень, интересы, а также соотносить проект с задачами учебного процесса.
Проектная деятельность учащихся дает наилучшие результаты в старших классах, но подготовка к серьезной проектной деятельности начинается еще в 5-6 классах.
Мы не являемся эксперементальной площадкой по внедрению ФГОС ООО, но работа уже идет. Главная задача, которая стоит перед нами - это научить детей быть готовыми применять полученные знания и умения в различных жизненных ситуациях. Учебный предмет «Математика» формирует математические умения и навыки, которые постоянно сопровождают деятельность человека вне зависимости от его профессиональной сферы деятельности. Например: при расчете стоимости и количества строительных материалов для ремонта квартиры, рассчитать сумму скидки при покупке тех или них товаров в магазине, длительность и время нахождения в пути и много другое.
В течение года с обучающимися 5-х классов проводились проекты в рамках предмета по темам «Проценты», «Периметр».
Первый проект был направлен на расчет процентов при выборе банковского вклада и взятии кредита. Работая над проектом, обучающиеся разделились на группы, каждая из которых получила свое задание, но все имели одинаковые исходные данные (определенная денежная сумма, вид вклада). В ходе проекта обучающиеся:
изучили историю возникновения процента, основы истории возникновения и развития банковского дела в России;
решили поставленную задачу учителем: рассчитали какой доход будет получен в результате выполнения условий того или иного вклада;
выполнили творческое задание, заключавшееся в создании «собственного банковского вклада» (название, условия вклада, получаемый доход, соответствие требованиям рентабельности банка).
По аналогии проводился проект, связанный с взятием кредита на какие-либо нужды (автомобильный, потребительский, ипотечный кредит, кредит на развитие малого бизнеса). Итогом данных проектов является ответ на проблемный вопрос: «Какой вклад/кредит выгоднее и соизмерим с собственным материальным доходом?»
В 7-х классах осуществляю проектную деятельность учащихся по теме «Треугольник», рассчитанную на целый год. На начальном этапе каждой группе из 5-6 человек сообщается ознакомительная информация и дается проектное задание.
Типы заданий, предлагаемых ученикам в ходе проекта:
*практические задания (измерения, черчения с помощью чертежных инструментов, разрезания, сгибания, рисования и др.)
*практические задачи – задачи прикладного характера;
*проблемные вопросы, ориентированные на формирование умений выдвигать гипотезы, объяснять факты, обосновывать выводы;
*теоретические задания на поиск и конспектирование информации, ее анализ, обобщение и т.п.;
*задачи - совокупность заданий на использование общих для них теоретических сведений.
Все задания разделены на блоки по темам:
1. Треугольник. Основные понятия и элементы.
2. Признаки равенства треугольников.
3. Равнобедренный треугольник.
4. Прямоугольный треугольник.
Некоторые задания выполняются учащимися в виде наглядного пособия по геометрии. При его изготовлении могут использоваться любые подходящие материалы: цветная бумага, картон, ткань и др.
Основной принцип работы в условиях проектной деятельности – опережающее самостоятельное ознакомление школьников с учебным материалом и коллективное обсуждение на уроках полученных результатов, которые оформляются в виде определений и теорем. В этом случае урок полностью утрачивает свои традиционные основания и становится новой формой общения учителя и учащихся в плане производства нового для учеников знания.
Основные этапы организации проектной деятельности учащихся:
1. Подготовка к выполнению проекта (формирование групп, выдача заданий).
2. Планирование работы (распределение обязанностей, определение вреиени индивидуальной работы).
3. Исследование (учащиеся осуществляют поиск, отбор и анализ нужной информации; экспериментируют, находят пути решения возникающих проблем, открывают новые для себя знания по теме «Треугольники»; учитель корректирует ход выполнения работы).
4. Обобщение результатов (учащиеся обобщают полученную информацию, формулируют выводы и оформляют материал для групповой презентации).
5. Презентация (итоговый отчет каждой группы осуществляется в конце учебного года, учащиеся представляют «портфолио»).
6. Оценка результатов проектной деятельности и подведение итогов (каждый ученик оценивает ход и результат собственной деятельности в группе, каждая рабочая группа оценивает деятельность своих участников, учитель оценивает деятельность каждого ученика, подводит итоги проведенной учащимися работы, отмечает успехи каждого).
Деятельность учащихся в рамках предлагаемого проекта обеспечивает им возможность «проживания» всех этапов формирования умственной деятельности. Практические задания и задачи ориентированы на физическое выполнение тех действий, для которых не хватает временив аудитории. Предварительные измерения, изготовление моделей треугольников, сгибание и разрезание фигур, поиски информации – все это служит базой для теоретических обобщений, выдвижение гипотез.
При добросовестной самостоятельной работе школьников на уроках удается значительно увеличить объем изучаемого материала. Отношение школьников к выполнению домашних заданий (помимо проектных) существенно меняется. Дети уже не боятся совершать ошибки, становятся более изобретательными в способах доказательства и решения задач. Этому способствуют задания проекта, совместная интеллектуальная деятельность рабочих групп, консультации учителя.
Еще одним важным результатом проектной деятельности является активизация процессов социализации школьника. Поиски информации, обращение к старшим, неформальные консультации с учителем благотворно влияют на личностное становление ребенка, его самореализацию и осмысление собственного места в социальном окружении. Одним из направлений реформирования отечественной системы образования является переход к профильному обучению. Но готовить учащихся к выбору будущей деятельности необходимо заранее.
Каждый проект требует осмысления и оценки как со стороны учителя, так и обучающихся. Ребята, участники «математической» группы, рассказали одноклассникам: что и как они делали, поделились своими эмоциями, которые испытали. Обучающиеся продемонстрировали познавательный интерес, личную заинтересованность, социальную активность. В ходе реализации проектов, конечно же, происходит формирование универсальных учебных действий, которые являются результатами образовательной деятельности, например:
регулятивные: умение составлять план и последовательность действий;
познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
коммуникативные: умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, со «зрителями», участниками группы;
личностные: проявление интереса и активности в выборе решения.
Именно работа над проектом ставит ребёнка в такую ситуацию, когда ему нужно новую информацию анализировать, отбирать самую главную, перерабатывать и предъявлять окружающим. Поэтому в проектной деятельности успешно формируются информационные компетенции.
Введение в учебный процесс методов и технологий проектной деятельности должны помочь ученикам приобрести выше перечисленные навыки. Предполагается, что выполняя проектную работу, школьники станут более инициативными и ответственными, повысят эффективность учебной деятельности, приобретут дополнительную мотивацию. Поэтому обретение опыта проектной деятельности является одним из требований ФГОС.
Сложность реализации метода проекта в математике.
Задача перед педагогами поставлена, но далеко не все учителя понимают как обучить школьников навыкам проектной деятельности, особенно как это сделать в курсе математики, где проектная деятельность имеет ряд специфических особенностей, среди которых социальная направленность проектов и сложность их реализации в рамках школьного урока. Проведенные мною опросы учителей показали, что около 36 % педагогов практически не используют метод проектов в математическом курсе. Причин несколько: это и недостаток знаний о методе проектов, и нехватка времени на уроке, ограниченность ресурсов и загруженность учащихся другими предметами. Среди тех, кто включал проектную деятельность в учебный процесс, отмечались следующие трудности использования метода проектов: отсутствие успеха при первых опытах использования метода проектов на уроках математики, слабая заинтересованность учащихся в проектной деятельности (ученики выполняли работу без энтузиазма), мало времени и на креатив, и на внедрение идеи в рамках урока. Помимо этого социологический опрос выявил, что есть учителя (22 % респондентов), которые связывают учебные проекты (особенно социальные проекты) только с внеклассной воспитательной работой или системой дополнительного образования. Они считают, что проекты в курсе математики чаще всего долговременные, социально направленные и поэтому не могут быть реализованы в рамках одного или двух уроков. Среди педагогов, которые все-таки использовали метод проектной деятельности на уроках, есть крайние точки зрения. Небольшая часть преподавателей (3%) отметили, что применяют метод проектов на уроке в одном и том же классе один-два раза в неделю и что это вполне допустимо. Можно порадоваться такой активности, но, к сожалению, часто в таких случаях за проектную деятельность выдаются виды деятельности, которые трудно назвать проектной, т. к. в них не используются проектные технологии. В результате такой работы нет разрешения проблемы с помощью новых знаний, нет нового продукта, полученного в процессе этой деятельности, а все сводится к реферату или презентации по заданной теме, в лучшем случае с использованием интернета. При этом и реферат, и презентация часто никак не связанны с решением проблемы. Между тем, несмотря на отсутствие единого подхода к пониманию, что должна представлять собой проектная деятельность в рамках образовательного процесса, многие авторы связывают проектную деятельность именно с постановкой реальной цели и решением проблемы. К примеру, Е.С. Полат определяла проектную деятельность как «способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая завершается вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом» . Е. Беляков, Н. Воскресенская, А. Иоффе в руководстве по развитию «Активной школы» с использованием проектирования определяют проектную деятельность как предвосхищенную деятельность, направленную на достижение определенных целей через осуществление изменений в условиях неопределенности и ограниченности во времени. Еще одной ошибкой при организации проектной деятельности является подмена проекта ролевой или деловой игрой. Несмотря на некоторые общие характеристики деловой (ролевой) игры и проекта (и игра, и проект выступают как метод эффективного обучения и поиска наилучшего решения поставленной задачи), между ними есть принципиальная разница. Деловая игра выступает средством моделирования разнообразных условий, в ходе которых имитируются различные виды человеческой активности и взаимодействия. Проект – (от лат. «брошенный вперед») «уникальное, конкретное, продуманное и спланированное дело, предпринятое для достижения цели и решения проблемы определенным способом, включающее ограничения по срокам и ресурсам,учитывающее возможные риски; процесс, изменяющий ситуацию и описанный по определенной форме». Таким образом, мы видим из определения, что проект – это реальное дело и никак не может быть имитацией. Необходимо обращать внимание на такие ошибки, т. к. школьники, при таком подходе, не осознают отличие проекта от других видов деятельности, и, следовательно, не приобретают навыков проектной деятельности. Другие учителя отмечали, что метод проектов невозможно использовать чаще, чем один-два раза в год (28 %), т. к. не хватает времени на подготовку проекта на уроке и дома. Эта же причина называлась и преподавателями, которые организовывали проектную деятельность один раз в четверть (36 %). Остальные преподаватели отмечали использование проектной деятельности один раз в месяц. Ограниченное использование проектной деятельности связано с трудностями, которые возникают при введении метода проектов в учебный процесс. Как уже отмечалось, в ходе проекта должна решаться проблема, которая интересна ученикам и сформулирована ими. Для этого учащийся должен ясно осознавать цель проекта. Но как тогда связать проект с учебной темой? Ведь самим школьникам трудно определить тематику проекта, тем более связать ее с учебной темой. В данном случае роль учителя заключается в том, чтобы подвести ученика к осознанию проблемы в учебной теме, помочь сформулировать эту проблему. Сама тема проекта может не совпадать с учебной темой, она может быть уже или шире учебной темы. Главное, чтобы решение проблемы вызвало необходимость получения новых знаний.
Заключение
"Чтобы человек был сытым один день,
дай ему одну рыбку, два дня - две рыбки,
всю жизнь - научи его ловить рыбу".
Японская мудрость.
В заключение хочется отметить положительные элементы, которые присутствуют в проектном методе обучения. Этот метод четко ориентирован на реальный практический результат. Во время работы строятся новые отношения между учениками, а также между учителем и учащимися. Расширяется их образовательный кругозор, возрастает стойкий познавательный интерес. Работа над проектом помогает учащимся проявить себя с самой неожиданной стороны. У них есть возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты, а также умение самостоятельно добывать знания, что является очень существенным для организации процесса обучения в современной школе.
Жизнь человека – движение по пути познания. Каждый шаг может обогащать нас, если благодаря новому опыту мы начинаем видеть то, что ранее не замечали или не понимали, чему не придавали значение. Каждый из нас – изначально, по своей природе – исследователь. Мы можем эту способность подавить, а можем развивать, освоив способы организации исследования. И как важно в условиях все большей неопределенности мира не сужать мировоззрение наших воспитанников, а развивать в них способности активно, самостоятельно выстраивать свой путь познания, свою жизнь. Только при взаимном понимании и доверии, взаимном интересе и обмене мыслями и чувствами между учителем, учеником и родителями можно достигнуть хорошего результата в работе над проектом и развитии познавательного и творческого потенциала ребёнка.
Опираясь на свой опыт, я пришла к выводу:
работа, организованная в рамках технологии проектного обучения, интересна мне, как классному руководителю, моим ученикам и родителям;
каждый личностный опыт ребёнка уникален, никому в точности не удаётся повторить его;
каждый проект – это творчество, это личностное знание, он расскажет о своём создателе больше, чем безликая оценка.
Введение Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС НОО) требует обновления содержания образования и освоения новых форм организации образовательного процесса. При этом коренным образом меняется роль учителя – он становится соучастником учебного процесса, консультантом, помощником, организатором познавательной деятельности детей. Меняется и роль ученика – он включается в активную познавательную деятельность. Совместно с учителем он ставит цели своей деятельности, планирует ее, активно работает с разными источниками информации, самостоятельно делает выводы, анализирует процесс и результаты своей деятельности.
Результатом проектной деятельности учащихся является продукт, произведенный усилиями детей. Дети радуются собственному успеху, видят значимость своей деятельности. Это способствует повышению мотивации учащихся к образовательному процессу. Кроме того, в процессе проектной деятельности развивается творчество и фантазия ребенка, формируется активная жизненная позиция, осуществляется интеграция образовательного процесса. Особое внимание уделяется обучению детей работе с источниками информации.
В ходе организации проектной деятельности младших школьников формируется умение детей работать в группе. Целью групповой работы является активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала. Работая в группе, ребенок приобретает коммуникативные навыки, учится высказывать и отстаивать свою точку зрения, слушать и слышать собеседника, выполнять разные роли.
Таким образом, проектная деятельность способствует достижению личностных, предметных и метапредметных результатов обучения и воспитания.
Итак, организуя проектную деятельность младших школьников, мы убеждаемся в правоте слов В.П. Вахтерова: «Образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать, и кто умеет добывать эти знания».
Литература.
Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
Беляков Е.М., Воскресенская Н.М., Иоффе А.Н. Активная школа. Руководство по развитию школы с использованием проектирования. Рабочие материалы. М., 2010, С. 38.
Голуб Г.Б. Основы проектной деятельности школьника. Методические рекомендации. – М.: Федоров, 2006.
Иоффе А.Н. Проектирование в образовании: теория и практика. /̸ Материалы к ученому совету ИСМО РАО. Москва, декабрь 2012.
Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2004
Полат Е.С. Метод проектов. http://distant.ioso.ru/project/meth%20project/metod%20pro.htm
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.
А.И.Савенков. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. М., 2004.