ОГЭ по математике. Из практики подготовки.
У учителей и девятиклассников в процессе подготовки к экзамену возникает большое число вопросов,- как наилучшим образом спланировать повторение в течение учебного года, с какой степенью подробности обосновывать и пояснять ход решения заданий второй части, когда начинать подготовку?
Подготовку к экзамену по алгебре в 9 классе можно разделить на два этапа. На первом - в течение учебных лет- проводится текущее повторение, связанное с изучаемыми темами, а также разбираются разные способы решения более сложных задач по этим темам. На втором - в последние два месяца учебного года - проводится итоговое углубленное повторение и обобщение знаний по всему курсу алгебры основной школы
Первый этап подготовки я начинаю еще при проведении уроков повторения в 6 классе. На этих уроках шестиклассники составляют каждый для себя справочные материалы. Для этого используется тетрадь 48 листов с пронумерованными страницами. Первые три листа отводятся под оглавление, на них записываются все страницы по порядку.
Заранее я планирую, на какой странице находится тот или иной материал.
В школьных учебниках задачи отличаются от задач на экзамене.
При подготовке к урокам подбираю задачи из тестов ОГЭ начиная с 6 класса. В учебниках почти нет заданий, где требуется только ответ, в большинстве случаев везде необходимо полное решение. Учащиеся привыкают к правильному оформлению заданий. При подготовке к ОГЭ необходимо научить их экономить время за счет сокращения записей при решении заданий.
В 5-6 классах отрабатываем вычислительные навыки, особое внимание обращаем на умения переводить обыкновенные дроби в десятичные, быстрые способы вычисления. Эта работа продолжается в каждом классе на разминках. Объясняю детям и родителям вред использования калькулятора.
Для удобной работы по подготовке к экзамену с 6 класса начинаем оформлять личные справочники учащихся по математике. Например, первые 14 страниц отводятся для темы «Числа и вычисления», с 15 по 34 для темы «Функции и графики» и т. д. Определения, формулы, свойства записывают все одинаковые, а примеры могут различаться или учащийся может сам добавить свои примеры. Последние страницы отведены для заметок учащихся.
Для поощрения полного правильного и аккуратного ведения справочника иногда выставляю оценка за ведение тетради.
Таким образом к окончанию 9 класса в справочнике находится основной материал всех разделов школьного курса алгебры: понятия, определения, свойства и т. д. Кроме этого, в справочнике имеется много подробно разобранных задач и примеров из сборников для подготовке к ОГЭ, но заметим, что в их решении используется иногда не только материал того пункта, к которому относится пример или задача, но и материал из других разделов. В нашем справочнике весь материал, относящийся к тому или иному понятию, помещен компактно, в одном разделе (в школьных пособиях это не всегда так). Это поможет учащимся быстро получить необходимую информацию.
Справочник поможет
1) найти нужную информацию о том или ином понятии из школьного курса алгебры;
2) повторить соответствующий материал при подготовке к уроку, к контрольной работе, к экзамену;
3) вспомнить, как решаются типовые задачи и примеры школьного курса математики;
4) подготовиться к вступительному экзамену или собеседованию по математике при поступлении в техникум и другие учебные заведения.
На втором этапе больше времени планирую уделить работе с тестами. На первых порах слабые учащиеся пользуются справочником, но постепенно переходим к решению тестов без него.
Запомнить все решения всех заданий невозможно, поэтому считаю, что разумнее учить школьников общим универсальным приёмам и подходам к решению задач соответствующих типов.
При повторении курса 8 класса начинаем выполнение тренировочных и диагностических работ. Составляю план работы с каждым учащимся, график консультаций. Веду бланк ликвидации пробелов знаний.
Например, первые 14 страниц отводятся для темы «Числа и вычисления», с 15 по 34 для темы «Алгебраические выражения» и т. д. Тема «Алгебраические выражения» содержит пункты: «Рациональные выражения», «Иррациональные выражения», «Тождества», «Одночлены», «Многочлены», «Формулы сокращенного умножения», «Разложение многочлена на множители», «Дробные рациональные выражения», «Преобразование иррациональных выражений».
Определения, формулы, свойства записывают все одинаковые, а примеры могут различаться или учащийся может сам добавить свои примеры. Последние страницы отведены для заметок учащихся.
Для поощрения полного правильного и аккуратного ведения справочника иногда выставляю оценка за ведение тетради.
Таким образом к окончанию 9 класса в справочнике находится основной материал всех разделов школьного курса алгебры: понятия, определения, свойства и т. д. Кроме этого, в справочнике имеется много подробно разобранных задач и примеров, но заметим, что в их решении используется иногда не только материал того пункта, к которому относится пример или задача, но и материал из других разделов. В нашем справочнике весь материал, относящийся к тому или иному понятию, помещен компактно, в одном разделе (в школьных пособиях это не всегда так). Это поможет учащимся быстро получить необходимую информацию.
Справочник поможет
1) найти нужную информацию о том или ином понятии из школьного курса алгебры;
2) повторить соответствующий материал при подготовке к уроку, к контрольной работе, к экзамену;
3) вспомнить, как решаются типовые задачи и примеры школьного курса математики;
4) подготовиться к вступительному экзамену или собеседованию по математике при поступлении в техникум и другие учебные заведения.
На втором этапе больше времени планирую уделить работе с тестами. На первых порах слабые учащиеся пользуются справочником, но постепенно переходим к решению тестов без него.
Для себя я выделила следующие принципы подготовки к ОГЭ.
Начинаем подготовку с простых заданий, постепенно переходим к более сложным. Здесь разумнее выстраивается подготовка по тематическому принципу.
Логически взаимосвязанная система, где из одного вытекает другое, т. е. правильно решенное предыдущее задание готовит понимание смысла следующего; выполненный сегодня тест готовит к пониманию и правильному выполнению завтрашнего.
Тестирование проводим после накопления запаса общих подходов к основным типам заданий и опыта решения заданий второй части.
Тренировочные тесты проводим с жестким ограничением времени . На примере таких занятий ученик должен убедиться в том, что за данный промежуток времени он может успеть на много больше, чем он привык на обычных уроках.
Принцип максимализации нагрузки как по содержанию, так и по времени для всех учеников. Это необходимо, поскольку тест ставит всех в равные условия и предполагает объективный контроль результатов.
Учить детей максимально использовать наличный запас знаний, применяя различные рассуждения и способы для получения ответа наиболее простым и быстрым способом.
Литература.
1. Глизбург В.И. Математика. ГИА. Комплексная подготовка. М.: Айрис-Пресс, 2014.
2 .Семенов А. В., Трепалин А. С., Ященко И.В., Захаров П.И. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Математика. М.: Интеллект-Центр, 2016.
3. Ященко И.В., Семенов А.В., Кукса Е.А.: ОГЭ – 2016. Математика. Типовые экзаменационные варианты. ФИПИ – школе. М.: Национальное образование, 2016
Приложение
Уроки заключительного повторения
№ урока | Основная тема повторения | |
1 | Вычисления | |
2 | Тождественные преобразования алгебраических выражений | |
3 | Решение уравнений | |
4 | Решение систем уравнений | |
5-6 | Решение задач с помощью уравнений и систем уравнений | |
7 | Неравенства и их системы | |
8 | Прогрессии | |
9-10 | Функции, их свойства и графики | |
| | |
11-12 | Контрольная работа | |
13-21 | Комплексное повторение | |