kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщение опыта работы по теме "Исследовательская деятельность учащихся в процессе изучения математики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательские  задачи

7 класс

Задачи на доказательство

№ 1.Свойство степени с натуральным показателем

?=

1.Открытие закономерности

               Предлагается вычислить:

а) ?= (2?2?2)?(2?2?2?2?2)= 2?2?2?2?2?2?2?2= =256

                                                 8 множителей

б) ? = 3? (3?3?3?3)= 3?  3?  3? 3? 3 = =243

                                     5 множителей

В процессе решения ученики замечают, что

?=, т.е.  ?=

? =,т.е.   ? =

Наблюдается закономерность: основания перемножаемых степеней одинаковы, при этом показатели складываются.

     2.Формулировка подмеченной закономерности.

              Ученик предполагает, что эта закономерность действует не только в рассмотренных случаях, но и во всех аналогичных. Открыта общая закономерность:

                                        

Теорема. Если а- любое число и n,к- натуральные числа,

то справедливо равенство ?=

3.Доказательство того, что сформулированная ( гипотетически) закономерность в общем виде на самом деле верна.

                                      Доказательство.

  1. По определению = а?а?а?а?… ?а

                                     n множителей

  1. По определению = а?а?а?а?… ?а

                                     m множителей

  1.  ?= (а?а?а?а?… ?а)   ?  ( а?а?а?а?… ?а)= а?а?а?а?… ?а ? а?а?а?а?… ?а=

               n множителей     m множителей              n+ m множителей

 

№ 2. Возведение двучлена в степень.

1.Открытие закономерности

Ученикам известны формулы сокращенного умножения – формула квадрата суммы

                             = +2ab+

и формула квадрата разности

                             = -2ab+

 Как получить формулу куба суммы и формулу куба разности?

Ученики предлагают умножить трехчлены    +2ab+  и  -2ab+  соответственно  на  a+b  и  a-b. Получаем

 

=+3b+3a+       

=-3b+3a-     

Чтобы подметить закономерность в формулах возведения двучлена в степень при различных  значениях показателя, ученикам предлагается выписать эти формулы, начиная с  n=1 до n =5:

(a+b)= a+b

(a+b)= +2ab+

=+3b+3a+    

(a+b)=a+4b+6+4a +a

(a+b)=a+5 ab+10+10+5ab+b

 

Рассматривая эти формулы, можно заметить:

 1)в правой части каждой формулы записан многочлен, расположенный по убывающим степеням переменной  a  и по возрастающим степеням переменной  b,

2) степень каждого члена постоянна и равна степени  двучлена,

3) число членов на единицу больше показателя степени двучлена.

 

Проблема: как вычисляются коэффициенты?

Чтобы обнаружить закономерность в образовании коэффициентов, надо их выписать друг под другом. Получаем таблицу:

 

 1    1

              1    2   1

              1    3   3    1

              1    4   6    4     1

              1    5  10   10   5  1

                        Ученики исследуют следующие закономерности:

-каждая строка таблицы слева направо  читается так же, как справа налево;

-ясно, как образуется первый и второй столбец;

-третий столбец: его первый элемент 1, второй получается из первого прибавление  2, третий из второго- прибавлением 3, четвертый из третьего- прибавление 4;

-четвертый столбец получается из третьего аналогично и т.д.

      Такая таблица называется треугольником  Паскаля.

2.Формулировка подмеченной закономерности.

(a+b)= Ca+Cab+ Ca+ …+ Cab+…+Cab+Ca b+ Cb

          Это формула возведения в  n-ю степень двучлена ­­­­­­- бином Ньютона.

  C - число сочетаний из n элементов по m. С вычислением числа сочетаний учащиеся знакомятся на факультативных занятиях.  

3.Доказательство.

     Нам нужно доказать, что после раскрытия скобок в выражении

      (a+b)=(a+b)(a+b)(a+b)…(a+b)  и приведении подобных членов одночлен

                               n множителей      

ab будет иметь коэффициент C.

 При раскрытии скобок будут получаться произведения вида

?   ?  ? ? … ??,          где на каждом из n мест стоит или a, или b, в зависимости от того,    n множителей      

что именно мы выбираем в очередной скобке.

Если в k скобках взят множитель b, а в остальных (n-k) скобках взят множитель a, то в результате такого умножения получится ab.Количество таких одночленов в точности равно количеству выборов тех k скобок из n данных, из которых в дальнейшем будет взят множитель b.Значит, после раскрытия скобок в выражении  (a+b)=(a+b)(a+b)(a+b)…(a+b)

                                                       n множителей      

количество одночленов  ab равно числу выборов k элементов из n данных. Следовательно, числовой коэффициент одночлена  ab  равен C.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Гончарова Маргарита Анатольевна

Дата: 20.05.2015

Номер свидетельства: 213652

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(226) "Системно- деятельностный подход при обучении математики  на примере проектной и исследовательской деятельности учащихся. "
    ["seo_title"] => string(139) "sistiemno-dieiatiel-nostnyi-podkhod-pri-obuchienii-matiematiki-na-primierie-proiektnoi-i-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "107017"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403155208"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "Обобщение педагогического опыта по теме «Развитие творческих способностей учащихся  на уроках технологии». "
    ["seo_title"] => string(130) "obobshchieniie-piedaghoghichieskogho-opyta-po-tiemie-razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-uchashchikhsia-na-urokakh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "140168"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1417886831"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(236) "Обобщение педагогического опыта по теме «Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения на уроках технологии». "
    ["seo_title"] => string(156) "obobshchieniie-piedaghoghichieskogho-opyta-po-tiemie-razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-uchashchikhsia-v-protsiessie-obuchieniia-na-urokakh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "103299"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402577526"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(257) "Выступление - обобщение опыта "Технология деятельностного обучения как условие развития УУД младших школьников  на примере УМК «Гармония»" "
    ["seo_title"] => string(157) "vystuplieniie-obobshchieniie-opyta-tiekhnologhiia-dieiatiel-nostnogho-obuchieniia-kak-usloviie-razvitiia-uud-mladshikh-shkol-nikov-na-primierie-umk-garmoniia"
    ["file_id"] => string(6) "111305"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1407336574"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "« Формирование у школьников исследовательских навыков  на уроках физики и во внеурочное время в рамках реализации  ФГОС ООО» "
    ["seo_title"] => string(133) "formirovaniie-u-shkol-nikov-issliedovatiel-skikh-navykov-na-urokakh-fiziki-i-vo-vnieurochnoie-vriemia-v-ramkakh-riealizatsii-fgos-ooo"
    ["file_id"] => string(6) "180433"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425195946"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства