kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Наглядность, как преимущество математических объектов

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье раскрывается сущность понятия «наглядность». Обосновываются методы изучения геометрического материала, направленные на развитие пространственных представлений учащихся в условиях реализации системно-деятельностного подхода к обучению математике в 5-6 классах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Наглядность, как преимущество математических объектов»

Наглядность, как преимущество математических объектов


В условиях постоянного повышения требований к качеству знаний учащихся средней школы, проблема повышения эффективности обучения математике может быть решена посредством совершенствования процесса управления учебно - познавательной деятельностью.

При обучении математике существенную роль играет наглядность, поскольку это способствует реализации основного принципа доступности, что в свою очередь, приводит к более высокому уровню развития логического мышления, обоснованности суждений.

Многие психологи считают, что для того чтобы правильно подобрать и использовать наглядность в обучении необходимо определить действия обучаемых по отношению к средствам наглядности, а также действия, которые они должны будут выполнить, чтобы овладеть материалом сознательно.

Решение проблемы наглядности классики педагогики сводили к решению вопроса: происходит ли или нет усвоение знаний в процессе наблюдения (восприятия).

Для Я.А. Коменского способом накопления знаний об окружающем мире было наблюдение, наглядность. У И.Г. Песталоцци наглядность выступает как средство развития способностей и духовных сил, он считал необходимым вести обучение наблюдению через выделение исходных элементов (число, форма, слово), организующих это наблюдение.

Ушинский К.Д. считал, что наглядность является средством воспитания мышления, а обучение должно быть построено на конкретных образах, наглядность должна быть важнейшим дидактическим принципом, на котором основывается обучение и присутствовать в методах и приемах обучения. По словам П.Ф. Каптерева, наглядное обучение есть единственно правильный и естественный метод обучения, вполне отвечающий ходу развития отдельных личностей.

Современный подход к наглядности в обучении математике требует новые средства более глубокого по сравнению с чувственными рационального уровня отражения, представляющими в чувственно конкретной форме моделирование сущности математических объектов и призванными выступать рычагами управления познавательной деятельностью учащихся 5-6 классов.

Известный советский психолог А.Н. Леонтьев говорил о роли наглядности как условие понимания в обучении. При выборе средств наглядности важно исходить из психологической роли, которую эти средства должны выполнять в усвоении.

В соответствии с этим замечанием он выделял две основные функции наглядности:

1) Расширение чувственного опыта;

2) Раскрытие сущности изучаемых процессов и явлений.

Адекватной формулой наглядности является следующая: наглядность – это активность субъекта по созданию образа познаваемого объекта и ясное понимание этого образа.

Психологический анализ понятия наглядности показывает, что наглядность не столько свойство, качество реальных объектов, сколько особенность образов этих объектов, которые создает человек в процессе познания.

Наглядность есть показатель простоты и понятности для данного человека того психического образа, который он создает в результате его непосредственного или опосредованного познания. Наглядность зависит от уровня развития его познавательных способностей, от его интересов, наконец, от его потребности и желания создать для себя яркий, понятный образ этого объекта.

Согласно Л.М. Фридману[3], наглядность – это особое свойство психических образов, создаваемых в процессе восприятия, памяти, мышления и воображения при познании объектов окружающего мира. Предмет становится наглядным, если являются наглядными этому предмету психические образы, иначе сам по себе предмет не нагляден. Внешним условием наглядности является познавательная деятельность, направленная на создание наглядного образа предмета.

Наглядность – это понимание и активность. Между тем, единого подхода к понятию наглядности не выработано, определения наглядного обучения в педагогической, психологической и методической литературе не дается, нет характеристики составляющих его компонентов, недостаточно исследована специфика наглядного обучения математике. Наиболее полный анализ процесса наглядно-модельного обучения применительно к подготовке учителя математики приведен в работе В.В. Афанасьева, Ю.В. Поваренкова, Е.И. Смирнова, В.Д. Шадрикова.[1]

Наглядность можно трактовать как средство обеспечения формирования адекватного категории диагностично поставленной цели результата внутренних действий обучаемого в процессе выяснения основных признаков и свойств понимаемого, а также выяснения отношений, связей и взаимодействий при непосредственном восприятии значений знаково-символических образований, структур и действий с ними.

Наглядное моделирование – это высшая форма представления математического материала и лучшее средство организации его «понимающего усвоения». Наглядно-модельное обучение можно представить как процесс организации и усвоения хороших и понятых моделей.

Следует отметить, что при изучении геометрического материала в 5-6 классах не должны ставятся задачи усвоения (запоминания) понятий в форме определений. Обучение ложно организовываться так, чтобы существенное о понятиях запоминалось в свою очередь непроизвольно. Раскрытие содержания и объема понятий происходит на конкретных примерах с широким использованием средств наглядности, одними из основных средств которых являются чертежи и рисунки. В выявлении существенных признаков понятий и усвоений их учащимися важное значение имеет использование нестандартных чертежей.

Эта работа должна проводится на базе более раннего, по сравнению с традиционным, формирования у детей геометрических понятий (фигур, их элементов, отношений между ними) и сопровождается весьма целенаправленной работой по обогащению их языка.

Развитие речи и пополнение детского словаря не предполагает заучивания новых терминов, не ставится, как правило и задача определений понятий, для которых вводятся новых термины.

Работа по развитию пространственных представлений должна осуществляться через выполнение системы специальных упражнения, часто возможно даже игрового характера, связанных с наблюдением детьми именно геометрических фигур на предметах окружающей обстановки, графических упражнений, построением моделей. Особое место занимают упражнения на установление отношений между предметами окружающей обстановки и их изображениями. Естественно, что такая работа проводится с широким привлечением плоских и пространственных моделей[2].

Исходя из задач школьного математического образования, рассмотрим методы обучения геометрии, которые способствуют усвоению учащимися способов познания.

Таким образом, основными видами учебной деятельности при изучении геометрии 5-6 класса являются:

-геометрические эксперименты для установки основных свойств фигур;

-измерение;

-построение;

-изображение;

-вычисление по формулам;

-моделирование.

Эти виды деятельности направлены на создание в процессе обучения специальных ситуаций, в процессе применения которых у учащихся формируется представление об изучаемых объектах и их свойствах, выявляются очевидные закономерности, геометрические макеты, идеи доказательства и т.д. Тем самым создаются предпосылки для развития наглядно-образного мышления.

Так, например, исследования, проведенные В.В. Давыдовым, Д.Б. Элькониным [4] и их сотрудниками, показывают, что учебное действие моделирования позволяет формировать теоретическое обобщение уже у учащихся младших классов и осуществлять своевременный и правильный переход детей от опоры на натуральную наглядность к умению ориентироваться в абстрактных отношениях.

Нельзя сказать, что при обучении в обычной школе не применяются модели или их использование ограничивается. Однако основной функцией модели в этом случае нередко являлась функция иллюстрации. Модель выполняет вспомогательную роль, как средство подкрепления понятийного мышления чувственно-наглядными образами.

В заключение хотелось бы отметить, что знания и готовые способы решения задач могут стать средствами дальнейшего движения мысли лишь в том случае, если учитель организует собственную работу мысли учащегося. Даже в тех случаях, когда ученикам сообщаются готовые обобщения и способы действия, необходимо подумать о создании внутренних условий для их продуктивного использования. Эти условия необходимо создать тогда, когда учащиеся должны сами находить новые приемы, новые способы действия, новые знания.

Список литературы:


  1. Афанасьев В.В, Поваренков Ю.П., Смирнов Е.М., Шадриков В.Д. Подготовка учителя математики: Инновационные подходы / Под редакцией В.Д. Шадрикова. – М.: Гардарики, 2002.

  2. Епишева О.Б. Общая методика преподавания математики в средней школе: учебное пособие. М., 1997. - С. 191.

  3. Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении / Л.М. Фридман. – М.: Знание, 1984.

  4. Эльконин Б.Д. Психология развития. - М.: Academia, 2001. – С. 198.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Наглядность, как преимущество математических объектов

Автор: Изотова Анастасия Сергеевна

Дата: 25.07.2016

Номер свидетельства: 338018

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Статья "Универсальные учебные действия как средство обеспечения математического образования""
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_univiersal_nyie_uchiebnyie_dieistviia_kak_sriedstvo_obiespiechieniia_mat"
    ["file_id"] => string(6) "398784"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1489081178"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "этапы развития познавательного интереса "
    ["seo_title"] => string(44) "etapy-razvitiia-poznavatiel-nogho-intieriesa"
    ["file_id"] => string(6) "208532"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430835826"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Электронные образовательные ресурсы на уроках физики"
    ["seo_title"] => string(58) "eliektronnyie-obrazovatiel-nyie-riesursy-na-urokakh-fiziki"
    ["file_id"] => string(6) "143278"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418488170"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Измерение объема твердого тела "
    ["seo_title"] => string(36) "izmierieniie-obiema-tvierdogho-tiela"
    ["file_id"] => string(6) "174449"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424123520"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Определение плотности вещества "
    ["seo_title"] => string(39) "opriedielieniie-plotnosti-vieshchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "175565"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424278887"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства