Просмотр содержимого документа
«Модель мониторинга качества образования (Из опыта работы учителя математики)»
Ряднова Ирина Александровна
учитель математики
МБОУ СОШ № 8
г. Красный Сулин
Модель мониторинга качества образования (из опыта работы).
Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной. Концепция модернизации образования ставит задачу обновления, установления новых критериев качества образования, освоение фундаментальными базовыми знаниями, которые позволяют ученику решать задачи в любых сферах деятельности.
Основные принципы педагогического мониторинга качества образования: обязательный поэтапный контроль; личностно- ориентированный подход; гуманизм; учение без принуждения; бесконфликтность во взаимоотношениях учителя и учащихся; гласность; перспективность для каждого учащихся.
Использование традиционных форм ведение урока и контроля не позволяют своевременно отслеживать теоретические знания учащихся и сформировать их практические навыки. Статус контроля в образовательном процессе изменился. Важнейшим аспектом стала организация диагностирования и система контроля усвоения знаний на разных этапах изучения учебного материала. Опыт показал, что повышение качества образования – это не отказ от контроля и оценки, а переосмысление их функции и роли.
В основе новых дидактических подходов лежат идеи современных педагогических технологий. Без мониторинга качества образования невозможно эффективное управление дидактическим процессом, достижение оптимальных результатов.
Цель дидактического мониторинга – своевременно выявить, оценить, проанализировать течение учебного процесса. Мониторинг становится важнейшей составляющей системы контроля, так как включает в себя проверку, оценивание, накопление результатов, их анализ, выявление динамики, прогнозирование дальнейшего развития.
В начале изучения новой темы провожу работу для выявления знаний учащихся (беседа, диалог).
Например: тема « Последовательности»
Изучение этой темы разбиваю на три блока: последовательности, арифметическая прогрессия, геометрическая прогрессия.
1 блок – последовательности.
Так как это тема не изучалась ранее, объяснение начинаю с беседы о числах, о числовом ряде. Примеры из жизни привожу сама, предлагают учащиеся.
Вместе разбираем понятия: место числа, последующее число, предыдущее число, виды последовательностей. Переходим к обсуждению более сложных вопросов: способы задания последовательностей, закономерность последовательностей, формула п-го члена. На этом этапе работы учащиеся обращаются к учебнику. справочнику. Для проверки усвоения полученных знаний провожу математический диктант, который проверяем вместе. Цель проверки ни оценка, а индивидуальный уровень усвоения. прогнозирование дальнейшей работы.
Примерные задания математического диктанта
Дана последовательность:
4; 7; 15; 29; 34; 36; 41; 56; 70
Какая последовательность - возрастающая или убывающая; конечная или бесконечная.
Найти -5 член последовательности; число, предшествующее 8 члену последовательности; номер числа 70.
2.Записать последовательность, состоящую из чисел, кратных 3; назвать 6 член этой последовательности, записать формулу п – го члена.
При выполнении письменных работ, учащиеся отрабатывают умения и навыки. Знания, полученные при изучении этой темы будут использованы при изучении следующего блока.
2 блок - арифметическая прогрессия.
Теория предыдущего блока расширяется, углубляется. Ученики вовлекаются в активный процесс получения и переработки знаний
Класс разбивается на микрогруппы. Каждая группа получает свое задание и время для его выполнения. Эта форма работы помимо усвоения информации позволяет выработать навыки совместной деятельности, навыки работы с книгой, справочной литературой. Особенно она помогает застенчивым детям, благотворно влияет на самооценку школьников. Я помогаю и корректирую работу каждой группы. Когда работа в группах выполнена, переходим к следующей форме взаимодействия: совместная работа всех – создание схемы арифметической прогрессии.
Арифметическая прогрессия
Определение элементы свойства
После разбора теоретического материал по арифметической прогрессии (разбор может проходить в разной форме), учащиеся приступают к выполнению письменных заданий, где используют данную теорию, совершенствуют свои вычислительные навыки. Задания отличаются разнообразностью и сложностью. Проверку знаний учащихся можно провести через устную работу, математические диктанты, самостоятельные работы, тесты. Самостоятельные работы и тесты даю разноуровневые: есть задание базового уровня, есть задания более сложные, творческие задания.
Примерные задания самостоятельной работы:
1. Найти 10-ый член арифметической прогрессии 7; 10; 13;….
2. Найти19-ый член . если а1=4 d=2
3.Найти сумму первых двадцати членов арифметической прогрессии а1=30, d= -2
4.Записать формулу п-го члена а1=1 а7=-11
5. d=0,5 х1=14 какие из чисел 17,5; 19 являются членами данной прогрессии.
6. Найти сумму положительных членов этой прогрессии 19,1; 18,5; …
с1по3 задания базового уровня., с4 по 6 задания повышенной сложности
Так как цель образования « не сформировать и не воспитать, а найти, поддержать, развить человека в человеке», не ловить детей на незнании, учит не всех, а каждого. После проведения мониторинга качества образования для каждого организую «лестницу достижений».
3 блок- геометрическая прогрессия
Эта тема предлагается учащимся для самостоятельного изучения теоретического материала – составление конспекта, так как изложение аналогично арифметической прогрессии.
Проверка знаний учащихся может быть разнообразной: работа в группах, работа в парах, устный опрос, различные письменные работы(обучающие;«5-ти минутки»-проверка теории; тесты, разноуровневые самостоятельные работы).