Методические рекомендации использования активных методов обучения на уроках математики в 5-6 классах.
Методические рекомендации использования активных методов обучения на уроках математики в 5-6 классах.
Активные методы обучения могут быть использованы на разных этапах учебного процесса: при первичном овладении знаниями, закреплении, формировании умений и навыков. Нельзя резко разделить имеющиеся методы обучения на активные и неактивные. Используя разнообразные методы обучения, преподаватель добивается активизации мыслительной деятельности обучаемых, вызывая интерес к изучаемой дисциплине, что в свою очередь способствует более глубокому и осмысленному усвоению изучаемого материала.
В работе показаны примеры применения АМО на уроках математики в 5-6 классах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации использования активных методов обучения на уроках математики в 5-6 классах.»
Методические рекомендации использования активных методов обучения на уроках математики в 5-6 классах.
Детям не нравится неподвижно и молча сидеть на длиннющих неинтересных уроках, запоминать огромную массу информации и затем пытаться непонятно для чего ее пересказывать.
Возникает резонный вопрос – почему же мы продолжаем использовать те самые методы обучения, почему ничего не делаем для изменения этой ситуации? А ведь мы все знаем классический пример Тома Сойера, искусно превратившего скучное принудительное занятие по окраске забора в увлекательную игру, для участия в которой его приятели отдавали самые дорогие свои сокровища! Цель, содержание и даже техника занятия остались прежними – покраска забора, но как изменилась мотивация, эффективность и качество работы?! Значит, можно, даже в условиях существующих ограничений, внедрить в привычную практику новые формы и методы реализации образовательных программ, тем более, что серьезная потребность в этом уже давно существует.
Активные методы обучения, игровые методы – очень гибкие методы, многие из них можно использовать с разными возрастными группами и в разных условиях.
Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс, точнее, применив игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей. Таким образом, мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение школьниками образовательной программы.
Целями школьного образования, которые ставят государство, общество и семья, помимо приобретения определенного набора знаний и умений, являются раскрытие и развитие потенциала ребенка. Создание благоприятных условий для реализации его природных способностей, умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявлять гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным.
Эффективность процесса и результатов обучения с использованием активных методов обучения определяется тем, что разработка методов основывается на серьезной психологической и методологической базе. К непосредственно активным методам, относятся методы, использующиеся внутри образовательного мероприятия, в процессе его проведения. Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.
Для каждого этапа урока применяются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.
Динамично помогают начать урок такие методы, как
- "Галерея портретов"
- "Подари подарок другу"
- "Поздоровайся локтями"
- "Улыбнемся друг другу"
Дети, выполняя задание, должны коснуться, улыбнуться, назвать имена как можно большего количества одноклассников. Такие забавные игры позволяют весело начать урок.
Очень важным для учителя является включение в урок активных методов выяснения целей, ожиданий, опасений. Такие методы, как:
- "Дерево ожиданий"
- "Поляна снежинок"
- "Фруктовый сад"
- "Ковер идей"
- "Солнышко и туча"
- "Осенний сад" позволяют учителю лучше понять класс и каждого ученика, а полученные материалы в дальнейшем использовать для осуществления личностно-ориентированного подхода к обучающимся. Обучающимся данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе. Методы заключаются в следующем. Учащимся раздаются заранее вырезанные из бумаги снежинки, яблоки, лимоны, разноцветные листы и предлагается попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от сегодняшнего урока, обучения в целом и чего опасаются, записав и прикрепив на определенную поляну, дерево и т.д. После выполнения систематизируются сформулированные цели, пожелания, опасения и подводятся итоги.
Актуализировать знания учащихся по ранее изученной теме, подвести учащихся к изучению новой нового материала помогают следующие методы:
- "Магазин"
- "Парный выход"
- "Светофор"
Для актуализации знаний мы рассмотрим пример применения активных методов обучения на уроке математике в 6-х классах на тему: "Сложение рациональных чисел".
Метод "Парный выход".
Цель: Актуализация знаний
Группы: Все учащиеся
Время: 10 минут
Проведение: Учащиеся выходят к доске по парам. Один ученик задает вопрос по пройденной теме "Рациональные числа", второй говорит. Каждый ученик должен побывать в роли задающего вопросы и отвечающего. При этом вопросы не должны повторяться. В качестве домашнего задания предыдущего урока можно дать задание подготовить такие вопросы, и конечно ответы на них.
На этапе изучения нового материала можно использовать кластер, инсерт (чтение учебного текста с пометками), верные и неверные утверждения, ключевые слова, "мозговой штурм".
Метод: "Мозговой штурм"
Цель метода: привлечение внимания учащихся за счет повышения мотивации к обучению, раскрыть ценность слова, понятия.
Группы: несколько групп максимум по 5 человек (количество групп и человек в группе зависит от количества учащихся в классе).
Время: 15-20 минут
Проведение:1-ый этап. «СОЗДАНИЕ БАНКА ИДЕЙ».
Главная цель – наработать как можно больше возможных решений. В том числе – необычных, «диких». Затем – перерыв, в котором можно обсудить штурм с рефлексивной позиции: какие были сбои, допускались ли нарушения правил штурма, почему.
2-ой этап. «АНАЛИЗ ИДЕЙ».
Все высказанные идеи группа рассматривает критически. При этом придерживается основного правила: в каждой идее желательно найти что-то полезное, рациональное, возможность усовершенствовать идею или хотя бы применить её в других условиях.
3-ий этап. «ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ».
Группа выбирает 2-3 самых интересных решения (можно включить и «дикие»), назначает спикера и он рассказывает о них классу. Если целью группы был поиск как можно большего числа решений, то оглашаются все идеи, решения.
На этапе закрепления изученного материала можно использовать такие методы как: «круглый стол», дискуссии (обсуждение какого-либо вопроса, проблемы или сопоставлении информации, идей, мнений, предложений), сводная таблица; концептуальная таблица.
Метод: "Сводная таблица"
Цель: Обобщить знания по пройденной теме
Группы: Все учащиеся
Время: 10-15 минут
Проведение: Учащиеся заполняют таблицу по схожим свойствам из пройденный тем. Например при обобщении тем "действия с рациональными числами" в 6-ых классах можно предложить такую таблицу (таблица 2):
Таблица 2
Сложение
Вычитание
Свойства
a,bϵR
Умножение
Деление
a + b 0
a - b 0
a0, b0, ab
a * b 0
a / b 0
a + b 0
a - b
a0, b0,a
a * b 0
a / b 0
a + b 0
a -b 0
a0,bb
a * b
a / b
a + b
a - b 0
a0, b
a * b
a / b
a + b 0
a - b = 0
a0,b0,a=b
a * b 0
a / b = 1
a +b
a - b
a
a * b 0
a / b 0
a + b
a - b 0
a
a * b 0
a / b 0
a + b
a - b = 0
a
a * b 0
a / b = 1
Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Если учитель сам принимает участие в этом упражнении, помимо пользы для себя, он поможет также и неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении.
Проведение: Четыре стихии это земля, вода, воздух, огонь. Если я скажу "земля" - вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола. Если я скажу "вода" - вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения. Если скажу "воздух" - вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх. Если я скажу "огонь" - вы вращаете руками в локтевых и лучезапястных суставах. Выполняем.
На этапе рефлексии можно пременять разные активные методы обучения, в зависимости от того на что нацелена рефлексия. Рефлексия - это фаза урока, во время которой учащиеся вновь обращаются к только что пройденному на уроке материалу, к смыслу узнанного, подвергают его проверке, сопоставляют то что знали и узнали и т.п.
Виды рефлексии:
рефлексия настроения и эмоционального состояния
рефлексия деятельности
рефлексия содержания учебного материала
Приемы рефлексии на содержание учебного материала:
Чемодан, мясорубка, корзина (Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем; Мясорубка – информацию переработаю; Корзина – всё выброшу);
РАФТ (Р – роль, А – аудитория, Ф – форма, Т – тема)
Пример применения метода "Синквейн"
Цель: получить обратную связь от учеников
Группы: Весь класс
Время: 3 - 5 минут
Подготовка: Листы со схемой для синквейна для каждого ученика
Проведение: Все ученики в своих уже подготовленных листах пишут: первая строка – тема урока, выраженная существительным; вторая – описание темы в двух словах (прилагательные), третья – описание действия в рамках данной темы тремя словами (глаголы), четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме, пятая – одно слово, синоним к первому, эмоциональное, образное, философское обобщение, повторяющее суть темы.
Пример на тему "Действия с рациональными числами" (Рисунок 3).
Рисунок 3
Активные методы обучения могут быть использованы на разных этапах учебного процесса: при первичном овладении знаниями,закреплении, формировании умений и навыков. Нельзя резко разделить имеющиеся методы обучения на активные и неактивные. Используя разнообразные методы обучения, преподаватель добивается активизации мыслительной деятельности обучаемых, вызывая интерес к изучаемой дисциплине, что в свою очередь способствует более глубокому и осмысленному усвоению изучаемого материала.