kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические приемы как средство формирования умений решать логические задачи у учащихся 3 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

дипломный проект по математике. используется а уроках математикики. в начальных классах на уроках математики

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические приемы как средство формирования умений решать логические задачи у учащихся 3 класса»

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»





Дипломный проект

По профессиональному модулю ПМ.01 Преподавание по программам

начального общего образования

Методические приемы как средство формирования умений решать логические задачи у учащихся 3 класса

44.02.02 Преподавание в начальных классах

Исполнитель:

Манжула. М.,

студентка 4 «а» группы

Руководитель:

Мадыгина Т.А.,

преподаватель

математических

дисциплин








Камышлов, 2016


Оглавление

Пояснительная записка

Теоретико-методологическое обоснование формирований умений решать логические задачи у обучающихся 3 класса

Обоснование структуры и содержания сборника логических задач

Анализ ресурсов и условий реализации сборника логических задач направленных на формирование умения решать логические задачи

Педагогические условия реализации сборника логических задач

Оценка результативности сборника логических задач

Сборник логических задач, направленный на формирование умения решать логические задачи у обучающихся 3 класса

Список литературы

Приложения




















Пояснительная записка

Теоретико-методологическое обоснование формирований умений решать логические задачи у обучающихся 3 класса

Математика как учебный предмет играет весьма важную роль в развитии младших школьников: ребёнок учится познавать окружающий мир, решать жизненно важные проблемы. Математика открывает младшим школьникам удивительный мир чисел и их соотношений, геометрических фигур, величин и математических закономерностей.

Содержание обучения математике в начальной школе направлено на формирование у учащихся математических представлений, умений и навыков, которые обеспечат успешное овладение математикой в основной школе. Учащиеся изучают четыре арифметических действия, овладевают алгоритмами устных и письменных вычислений, учатся вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи. У детей формируются пространственные и геометрические представления. Весь программный материал представляется концентрически, что позволяет постепенно углублять умения и навыки, формировать осознанные способы математической деятельности.

Характерными особенностями содержания математики являются: наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Примерная программа определяет также необходимый минимум практических работ.

Изучение начального курса математики создает прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету. Для этого важно не только вооружать учащихся предусмотренным программой кругом знаний, умений и навыков, но и обеспе­чивать необходимый уровень их общего и математического развития, а также формировать обще учебные умения

Уделяя значительное внимание формированию у учащих­ся осознанных и прочных, во многих случаях доведенных до автоматизма навыков вычислений, программа обеспечивает вместе с тем и доступное для детей обобщение учебного ма­териала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание тех связей, которые существуют между рассматриваемыми явле­ниями. Этим целям отвечает не только содержание, но и сис­тема расположения материала в курсе.

Важнейшее значение придается постоянному использова­нию сопоставления, сравнения, противопоставления связан­ных между собой понятий, действий и задач, выяснению сходства и различий в рассматриваемых фактах. С этой целью материал сгруппирован так, что изучение связанных между собой понятий, действий, задач сближено во времени.

Курс является нача­лом и органической частью школьного математического об­разования.

Содержание курса математики позволяет осуществлять его связь с другими предметами, изучаемыми в начальной школе (русский язык, окружающий мир, технология).

Это открывает дополнительные возможности для развития учащихся, позволяя, с одной стороны, применять в новых условиях знания, умения и навыки, приобретаемые на уроках математики, а с другой – уточнять и совершенствовать их в ходе практических работ, выполняемых на уроках по другим предметам.

Умение решать различные задачи является основным средством усвоения курса математики в средней школе. Это отмечает и Г. Н. Дорофеев. Он писал: « Ответственность преподавателей математики особенно велика, так как отдельного предмета «логика» в школе нет, и умение логически мыслить и строить правильные умозаключения необходимо развивать с первых «прикосновений» детей к математике. И то, как этот процесс мы сможем внедрить в различные школьные программы, будет зависеть какое поколение придёт нам на смену»

Логика – наука о законах и формах правильного мышления. Она изучает формы рассуждений, отвлекаясь от конкретного содержания, устанавливает, что из чего следует, ищет ответ на вопрос: как мы рассуждаем? Основоположником логики как науки является древнегреческий философ и ученый Аристотель. Он впервые разработал теорию логического вывода.

Термин «логика» происходит от греческого слова «лотос», что означает «мыслить», «разум».

Большое значение логических задач отражается в ФГОС НОО в познавательных УУД дается целый раздел о логических задачах , где идет отражение о логическом мышлении младшего школьника. В познавательных УУД есть такой раздел как логические УУД они и влияют на развитие логического мышления

Проблеме развития логического мышления у младших школьников в своих работах уделяли внимание: С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, О.К. Тихомирова, Н.Ф. Талызина, Н.Б. Истомина, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский


Значительное место вопросу обучения младших школьников логическим задачам уделял в своих работах В. Сухомлинский. Суть его размышлений сводится к изучению и анализу процесса решения детьми логических задач, при этом он опытным путём выявлял особенности мышления детей. О работе в этом направлении он также пишет в своей книге «Сердце отдаю детям»: «В окружающем мире тысячи задач. Их придумал народ, они живут в народном творчестве как рассказы – загадки»

Сухомлинский наблюдал за ходом мышления детей, и наблюдения подтвердили, «что, прежде всего надо научить детей охватывать мысленным взором ряд предметов, явлений, событий, осмысливать связи между ними.

Проблема заключается в том, что в учебниках по математике недостаточно логических задач для того что бы у учащихся 3 класса сформировались такие умения как решать логические задачи.

Отсюда вытекают следующие противоречия:

- между осознанием педагогами значимости развития умений младших школьников решать логические задачи и недостаточностью дидактического материала в учебниках математики для изучения простых логических задач в начальных классах;

- между изученностью проблемы обучения школьников решению простых логических задач в теории и недостаточным количеством методических пособий с рекомендациями для учителей начальных классов по обучению детей решению логических задач;

Исходя из этого, выбрана следующая тема выпускной квалификационной работы: «Методические приемы как средство формирования умений решать логические задачи у учащихся 3 класса».

Цель: на основе анализа методической литературы разработать и обосновать сборник методических приёмов, способствующих формированию умения решать логические задачи.

Задачи:

1) Изучить методические и психолого-педагогические аспекты применения логических задач на уроках математики в начальной школе.

2) Описать методические приёмы, способствующие формированию умений решать логические задачи.

3) Разработать и обосновать сборник, направленный на умения решать логические задачи.

4) пробировать и выявить действенность сборника логических задач, направленный на формирования умения решать логические задачи у обучающихся 3 класса

Объект исследования – процесс формирования умения решать логические задачи

Форма проектирования - сборник задач, направленный на формирование умения решать логические задачи.

Методы исследования: анализ нормативных документов, методических материалов, синтез (логическое соединение выдержек из разных источников), обобщение, конкретизация, проектирование заданий для сборника


Практическая значимость: разработанный сборник задач может быть использован педагогами младших классов так и студентами на уроках и во внеурочной деятельности.

В начальной школе математика является основой развития у учащихся познавательных действий, в первую очередь логических

Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать умения решать простые логические задачи у учащихся. Об этом говорится в методической литературе, в объяснительных записках к учебным программам. Однако учитель не всегда уделяет должное внимание работе с логическими задачами т.к. в учебных пособиях они представлены фрагментарно. Нередко это приводит к тому, что развитие умения решать логические задачи в значительной мере идёт стихийно, поэтому большинство учащихся, даже и старшеклассников, не овладевает начальными приёмами решения логических задач. В свою очередь для решения логических задач важно, чтобы были сформированы на достаточном уровне мыслительные операции анализ, сравнение, синтез, абстрагирование и др.

Логика – это наука, изучающая такие человеческие рассуждения, которые позволяют получать истинное знание об окружающем мире. Логикой называют также ход рассуждений, умение делать правильные выводы

Учебник математики для 3 класса (в двух частях) по УМК «Перспектива » является продолжением гуманитарно ориентированного курса математики для 1 и 2 классов, представленного в учебниках «Математика. 1 класс» и «Математика. 2 класс», которые вышли в серии «Академический школьный учебник» и получили гриф «Допущено Министерством образования Содержание данного учебника полностью соответствует

Действующим образовательным стандартам, учебному базисному плану и отвечает идеям новой концепции начального образования «Перспектива» (рук.Л. Ф. Климанова),

Направленной на реализацию культурно-исторического

Принципа в обучении, и науки Российской Федерации»

В разделе «Числа от 100 до 1000» учащиеся знакомятся с новой счётной единицей — сотней, учатся читать и записывать трёхзначные числа, изучают разрядный состав.

Числа, устные и письменные приёмы сложения и вычитания трёхзначных чисел. В этот период учащиеся активно решают задачи с пропорциональными величинами. Эти задачи служат хорошей пропедевтикой функциональной зависимости, и знакомятся с новым способом решения задач на нахождение четвёртого пропорционального методом сравнения.

В разделе «Умножение и деление в пределах 1000» рассматриваются устные и письменные приёмы вычислений, случаи умножения и деления круглых сотен, приёмы умножения и деления трёхзначного числа на однозначное число, вводится новая единица массы — грамм, устанавливается его соотношение с килограммом, решаются задачи на определение массы предмета в граммах, а также в килограммах и граммах. Главная особенность этого раздела состоит в том, что письменные способы умножения и деления на однозначное число вводятся на основе наглядных иллюстраций и чётко сформулированных алгоритмов действий, которые помогают учащимся лучше усвоить данные способы вычислений. В данном курсе вновь, как и в предыдущих классах, продолжает действовать трёхэтапная методика формирования вычислительных навыков: а) вычисления с помощью предметных множеств (уровень восприятия); б) отвлечённые вычисления (уровень представлений); в) формулирование правила вычислений (уровень объяснений).

Благодаря такой «тройной» прокрутке материала обеспечивается формирование осознанных и прочных вычислительных навыков. Иными словами, сначала дети учатся выполнять действия на уровне восприятия конкретных количеств, затем на уровне накопленных в их сознании представлений о количестве и, наконец, на уровне объяснения применяемого алгоритма вычислений.

Кроме того, на данном этапе вводятся единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, рассматривается правило вычисления площади прямоугольника, в связи с изучением чисел в пределах

1000 вводится новая единица длины — километр и изучаются соотношения между единицами длины.

Как и в предыдущих классах, в данный учебник включены специальные упражнения на развитие речевых умений учащихся: «С помощью рисунков и записей под ними объясни, как выполнены действия», «Сравни условия и решения этих задач. Объясни, чем они похожи и чем различаются», «Догадайся, как составлены выражения первого

6 столбика. Составь недостающие выражения для других столбиков и вычисли их значения», «Дополни условие задачи и поставь вопрос так, чтобы задача решалась двумя действиями», «Составь по таблице дополнительные вопросы и ответь на них», «Составь задачу по рисунку (схеме, чертежу, таблице)» и т. д. Следует отметить специально подобранные упражнения занимательного характера на развитие логики рассуждений. Систематическая работа с этими заданиями положительно сказывается на формировании начал критического мышления, умении рассуждать и обосновывать выводы.

Так, в учебнике для 3 класса впервые начинается работа с таблицами, в которых один из компонентов действия постоянный, а другой изменяется. Подобные таблицы имеют большое значение для развития наблюдательности учащихся, умения сопоставлять, сравнивать данные числа, выяснять закономерность, заложенную в условиях, находить причинно-следственную связь. Кроме того, эти упражнения служат хорошей подготовкой для изучения в дальнейшем новых свойств арифметических действий, способов проверки действий, и в частности вопроса об изменении результатов действий в связи с изменением компонентов. В целях активизации познавательной деятельности учащихся при работе с материалом на повторение в учебник введены новые типы заданий и упражнений, выполнение которых требует от учащихся не только активизации в памяти изученных ранее алгоритмических процедур, но и большей самостоятельности, что обеспечивает прочное усвоение устных и письменных приёмов выполнения действий, совершенствование вычислительных навыков учащихся и должный контроль их знаний.

Авторы учебника:

  • Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н., Бука Т.Б. Математика. Учебник. 3 класс. В 2 частях (Ч. 1 – 128 с., ч. 2 – 128 с.)

  • Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н., Бука Т.Б. Математика. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 частях (Ч. 1 – 96 с., ч. 2 – 96 с.)

В самом учебнике для 3 класса по математике в УМК «Перспектива » не достаточно логических задач для этого и необходимо разработать сборник.

Есть такие типы логических задач как:

I тип. Задачи, условия которых в той или иной мере навязывают неверный ответ. (Сколько прямоугольников можно насчитать в изображении окна?

II тип. Задачи, условия которых тем или иным способом подсказывают неверный путь решения. (Тройка лошадей проскакала 15 километров.Сколько километров проскакала каждая лошадь?)

Хочется выполнить деление 15 : 3 и тогда ответ: 5 км. На самом деле деление выполнять вовсе не нужно, поскольку каждая лошадь проскакала столько же, сколько и вся тройка, т.е. 15 км.)

III тип. Задачи, вынуждающие придумывать, составлять, строить такие математические объекты, которые при заданных условиях не могут иметь места. (Используя цифры 1 и 4 запишите трёхзначное число, дающее при делении на 3 остаток, равный 2.Придумать такое число невозможно, поскольку любое число, удовлетворяющее условию задачи, делится на 3 без остатка.)

IV тип. Задачи, вводящие в заблуждение из-за неоднозначности трактовки терминов, словесных оборотов, буквенных или числовых выражений. (На листке бумаги написано число 606. Какое действие нужно совершить, чтобы увеличить это число в полтора раза? Здесь имеется в виду не математическое действие, а просто игра с листком бумаги. Если перевернуть лист, на котором написано число 606, то увидим запись 909, т.е. число, которое в полтора раза больше числа 606.)

V тип. Задачи, которые допускают возможность «опровержения» семантически верного решения синтаксическим или иным нематематическим способом. (Крестьянин продал на рынке трёх коз за 3 рубля. Спрашивается: «По чему каждая коза пошла?». Очевидный ответ: «по одному рублю» - опровергается: козы по деньгам не ходят, а ходят по земле.)

Описанные разновидности задач не исчерпывают всего их многообразия, но дают представление о способах их составления и использования в обучении математике.

Значительное место вопросу обучения младших школьников логическим задачам уделял в своих работах В. Сухомлинский. Суть его размышлений сводится к изучению и анализу процесса решения детьми логических задач, при этом он опытным путём выявлял особенности мышления детей. О работе в этом направлении он также пишет в своей книге «Сердце отдаю детям»: «В окружающем мире тысячи задач. Их придумал народ, они живут в народном творчестве как рассказы – загадки»

Сухомлинский наблюдал за ходом мышления детей, и наблюдения подтвердили, «что, прежде всего надо научить детей охватывать мысленным взором ряд предметов, явлений, событий, осмысливать связи между ними.

Логика – это наука о законах правильного мышления, о требованиях, предъявляемых к последовательному и доказательному рассуждению (немецкий философ И. Кант). Отсюда следует, что мы должны научить учащихся анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы. Овладение этими методами и означает умение мыслить. Нельзя сформировать логическое мышление, не изучая логику, нельзя надеяться, что логическое мышление развивается в полной мере спонтанно на уроках математики, литературы и др. Во многих ситуациях учащиеся поступают интуитивно, полагаясь на сообразительность и смекалку, а иногда жизненный опыт или подсказку старших. Но логическая интуиция нуждается в прояснении. 

Проблемой внедрения в школьный курс математики логических задач занимаются не только исследователи в области математики, но и педагогики и психологии. Поэтому, при написании работы использовалась специализированная литература, как первого, так и второго направления.

Так же для решения логической задачи есть различные формы работы над задачей:

1. Работа над решённой задачей. Многие учащиеся только после повторного анализа осознают план решения задачи. Это путь к выработке твёрдых знаний по математике. Конечно, повторение анализа требует времени, но оно окупается.

2. Решение задач различными способами. Мало уделяется внимания решению задач разными способами в основном из-за нехватки времени. А ведь это умение свидетельствует о достаточно высоком математическом развитии. Кроме того, привычка нахождения другого способа решения сыграет большую роль в будущем, хотя это доступно не всем учащимся, а лишь тем, кто любит математику, имеет особые математические способности.

3. Правильно организованный способ анализа задачи - с вопроса или от данных к вопросу.

4. Представление ситуации, описанной в задаче (нарисовать "картинку"). Учитель обращает внимание детей на детали, которые нужно обязательно представить, а которые можно опустить. Мысленное участие в этой ситуации. Разбиение текста задачи на смысловые части. Моделирование ситуации с помощью чертежа, рисунка.

5. Самостоятельное составление задач учащимися.

Составить задачу: 1) используя слова: больше на; столько, сколько; меньше в, на столько больше, на столько меньше; 2) решаемую в 1, 2, 3 действия; 3) по данному её плану решения, действиям и ответу; 4) по выражению и т.д.

6. Решение задач с недостающими или лишними данными.

7. Изменение вопроса задачи.

8. Составление различных выражений по данным задачам и объяснение, что обозначает то или иное выражение. Выбрать те выражения, которые являются ответом на вопрос задачи.

9. Объяснение готового решения задачи.

10. Использование приёма сравнения задач и их решений.

11. Запись и сравнение двух решений на доске - одного верного и другого неверного.

12. Изменение условия задачи так, чтобы задача решалась другим действием.

13. Закончить решение задачи.

14. Какой вопрос и какое действие лишние в решении задачи (или, наоборот, восстановить пропущенный вопрос и действие в задаче).

15. Составление аналогичной задачи с измененными данными.

16. Решение обратных задач.

Исходя из вышесказанного, важно на начальном этапе обучения создавать для детей условия, органично сочетающие игровой и учебный типы жизнедеятельности: необходимо организовать своеобразную комплементарную деятельность детей, являющуюся игровой по форме, знакомой и привлекательной для ребёнка, но учебной по своей направленности. Такая деятельность должна предполагать достижение целей, связанных с занятием ребёнком позиции субъекта по присвоению нового учебно-игрового опыта.

В начальной школе необходимо не только закладывать основу знаний учащихся, но следует учить самостоятельно мыслить и творчески работать.

Как видно из вышеизложенных фактов все операции логического мышления тесно взаимосвязаны и их полноценное формирование возможно только в комплексе. Только взаимообусловленное их развитие способствует развитию логического мышления в целом. Приёмы логического анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации необходимы учащимся уже с 1 класса, без овладения ими не происходит полноценного усвоения учебного материала.

Эти данные показывают, что именно в младшем школьном возрасте необходимо проводить целенаправленную работу по формированию умения решать логические задачи.






Обоснование структуры и содержания сборника логических задач.

Педагогическое проектирование – это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов. Любое психолого-педагогическое проектирование предполагает три этапа (ступени) проектирования:

1этап - педагогическое моделирование (создание модели) – это разработка целей (общей идеи) создания педагогических систем, процессов или ситуаций и основных путей достижения.

2 этап – педагогическое проектирование (создание проекта)- дальнейшая разработка созданной модели и доведение ее до уровня практического использования

3 этап – педагогическое конструирование (создание сборника) – это дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его для использования в конкретных условиях реальными участниками воспитательных отношений.

Таким образом, представленные этапы проектирования наглядно показывают, как происходит переход от возникновения идеи до ее внедрения. При этом особое значение имеет соблюдение следующих общих принципов и правил проектирования любых педагогических объектов.

Первый этапподготовительный.

Работа на этом этапе направлена на то, чтобы организовать детей, выявить их опыт, поставить перед ними цель предстоящего наблюдения, создать эмоционально-мотивационный настрой, возбудить интерес. На подготовительной работе детям дается две задачи у которых минимальная сложность.

Второй этап — организация познавательной и практической деятельности детей.

Его результативность зависит от методов и приемов воспитания и обучения, которые использует учитель. Основной метод этого этапа— это наблюдение объектов и явлений при решении задач, которое сопровождается пояснениями и вопросами учителя, которые условно можно разделить на три типа:

— нацеливающие внимание, требующие констатации фактов (подробный анализ и разбор задачи);

— активизирующие, требующие сравнения, сопоставления, различения, обобщения;

— стимулирующие творческое воображение, побуждающие к самостоятельному решению задачи.

Вопросы первого типа применяются на уроках математики, обеспечивающих первоначальное ознакомление с такими задачами.

Третий этап — заключительный.

Он охватывает всю воспитательно-образовательную работу, направленную на углубление, систематизацию и обобщение знаний, приобретенных детьми, на формирование устойчивого развития их интересов, творческих способностей в процессе решения задачи

При разработке заданий, направленных на формирование умения решать логические задачи, необходимо учитывать следующие принципы:

- принцип системно- организованного подхода, который предполагает скоординированную работу всех участников воспитательно- образовательного процесса;

- принцип учета региональных условий;

- принцип доступности;

- принцип наглядности;

- принцип последовательности и систематичности;

- принцип преемственности.

Учет данных принципов делают уроки с использованием логических задач более полными и пригодными к использованию.

Чтобы уроки были эффективными нужно соблюдать следующие условия:

- учитывать возрастные особенности;

- выбирать благоприятные задачи, соответствующие с темой урока;

- в ходе урока активизировать умственную деятельность (поисковые вопросы, сравнения, обследование).

При проектировании целесообразной является следующая форма проектирования - сборник логических задач направленных на формирование умения решать логические задачи.

Концептуальными положениями, обусловившими разработку сборника задач являются:

Целью данного сборника является: подбор и систематизация материалов направленных формирование учения решать логические задачи

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

- подбор задач и приемов для формирования учения решать логические задачи

- систематизация задач

- обоснование подобранных задач

Планируемые результаты этого сборника:

Метапредметные:

Коммуникативные: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; учиться выполнять различные роли в группе;

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Предметные:  овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;.

Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе

Разработанный сборник экскурсий состоит из следующих частей:

1)Титульный лист.

2)Аннотация.

3)Оглавление

4)Пояснительная записка

5) Задачи

6)Список литературы

Охарактеризуем данные части:

1)На титульном листе указывается название комплекса, год издания.

2)Аннотация содержит краткое описание предназначения данного комплекса, указывается адресат, составитель, рецензент, место издания.

3)В пояснительной записке указывается актуальность, перечень частей, цель, рекомендации по использованию.

4) Основная часть комплекса представлена разработками разделами и содержанием в виде задач

5)Список литературы содержит источники, с помощью которых составлялся данный комплекс, указывается номер, автор, название книг, место и год издания.

Разработанный сборник задач, направленный на формирование умения решать логические задачи у учащихся 3 класса построен на основе следующих принципов:

1. Личностно-ориентированный принцип - система влияний на ученика: учет особенностей развития личности каждого, уровня сформированности интересов, этических норм и ценностных ориентаций.

2. Принцип соответствия требованиям современного общества и общественно значимым ценностям - раскрытие перед обучающимися роли природы в жизни человека, необходимости в уважительном отношении к ней.

3. Нравственная ценность отбора содержания является также важнейшим принципом воспитательной.

4. Принцип разнообразия и альтруистичности деятельности реализуется посредством организации разнообразной деятельности детей во время урока: участие в организации труда, общения, которые направлены на помощь, содействие, сопереживание объектам окружающего мира, проявление альтруистических чувств и бескорыстных поступков.

5. Принцип учета потребности учащихся. Разработанные задачи позволяют учесть уровень познавательных интересов младших школьников.

В ходе планирования уроков с использованием логических задач были выбраны такие формы организации работы, как индивидуальная работа, работа в парах, группах, а также фронтальная работа. Это обусловлено тем, что сочетание всех видов организации работы позволяет добиться большей эффективности деятельности на уроке.

Также были отобраны методы обучения:

  • словесные методы (позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения): рассказ, объяснение, беседа, работа с книгой;

  • наглядные методы (методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств): метод иллюстраций и метод демонстраций;

  • практические методы (основаны на практической деятельности обучающихся): наблюдения, практические работы;

  • метод проблемного изложения (учитель ставит перед учащимися проблему и сам показывает путь ее решения, вскрывая возникающие противоречия).

Такой выбор обусловлен тем, что использование методов в системе позволяет эффективнее и точнее достичь поставленных целей.





Анализ ресурсов и условий реализации сборника логических задач направленных на формирование умения решать логические задачи(с учетом конкретного ОУ)

Пробация сборника логических задач будет проводится на протяжении преддипломной практики на базе МАОУ Лицей № 17 г. Сухой лог во 3 классе.

МАОУ Лицей № 17 - одно из старейших общеобразовательных заведений города Сухой лог. Сегодня Лицей - это слаженный коллектив, состоящий из высокопрофессиональных педагогов, душой болеющих за своё дело.

В данном классе учитель - завуч по начальным классам. Имеет высшее образование, педагогический стаж - 22 год, из них - 22 года в МАОУ Лицей №17. 

Классный коллектив сформирован в 2013 году. В нем обучается 27 учащихся. Количественный состав обучающихся в классе:  17 девочек и 15 мальчиков

Физическое и психическое развитие учащихся соответствует норме, отклонений не наблюдается.

Учащиеся класса являются довольно работоспособными. Класс имеет активную группу; проявляет интерес к общественным делам, выполняет общественные поручения, сознательно относится к урочной и внеурочной деятельности.
Класс по количественному составу является большим, потому в нём присутствуют группировки по деловым интересам, учащиеся относятся друг к другу положительно, готовы прийти на выручку.

Мальчики и девочки дружат между собой. Школьники переживают удачи и неудачи своего класса, болеют за свой коллектив. При проведении общественных мероприятий стараются держаться вместе. 
Учащиеся класса всегда информированы о том, что происходит в школе в целом и в других классах. Класс в общешкольных мероприятиях всегда активно участвует. Все дети класса вовлечены во внеурочную и внеклассную деятельность, принимают участие в школьных мероприятиях, а так же посещают кружки, секции, клубы, факультативы с учётом своих интересов.

У учащихся наблюдается достаточный уровень сформированности познавательной активности и учебной мотивации. Школьники относятся к учёбе положительно, осознавая важность учёбы в дальнейшей жизни. Уровень работоспособности, активности, самостоятельности учащихся в учебной и внеурочной деятельности соответствует норме.

Методическое обеспечение проектирования включает создание инструментария проектирования: заготовление схем, образцов документов и т.д.

  • - Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н., Бука Т.Б. Математика. Учебник. 3 класс. В 2 частях (Ч. 1 – 128 с., ч. 2 – 128 с.) (Учебник разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. Перед каждым разделом сформулированы основные цели и задачи учебной деятельности. В начале каждого урока представлены цели и задачи учебной деятельности на уроке. В данном учебнике по темам запланирована только по одной задаче на урок и то не всегда, что способствует частичному формированию умения решать логические задачи). 

-Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования

Пространственно-временное обеспечение означает оптимального места для реализации проекта, учет влияния места на осуществление процессов.

Данный сборник логических задач как средство формирования умения решать логические задачи будет реализовываться на преддипломной практике во 3 классе МАОУ Лицей № 17 с 4.04.2016 по 30.04.2016 г.

На уроках математики планировалось использования сборника, в соответствии с темой урока

Материально-техническое обеспечение выполняет несколько функций в процессе проектирования. Оно предоставляет педагогическую технику и средства для осуществления непосредственно самой деятельности по проектированию.

Для реализации данных заданий было необходимо следующее оборудование и средства:

-раздаточный материал для уроков(карточки с заданиями ,инструкции и оборудование которое пригодится в течении урока)

Правовое обеспечение проектирования – создание юридических основ или их учет при разработке деятельности учащихся и педагогов в рамках ситуаций. Проблема формирования умения решать логические задачи у учащихся 3 класса является чрезвычайно важной. Подтверждение этому мы можем найти в нормативных документах:

  • «Федеральный государственный стандарт общего начального образования».

  • «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»

  • «Основная общеобразовательная программа начального общего образования».

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г.№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

«Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» (распоряжение правительства РФ от 29.12.01 № 1756-р) и другие.



Педагогические условия реализации сборника логических задач

С целью выявления действенности данного сборника, будет проведена пробация представленных задач для формирования умения решать логические задачи.

Замысел пробации данного проекта заключается в том, чтобы формировать умения решать логические задачи

Объект: процесс формирования умений решать логические задачи

Предмет: комплекс задач направленных на формирование умения реать логические задачи

Педагогическая цель: формирование умения решать логические задачи у учащихся 3 класса через реализацию сборника задач.

Цель пробации: доказать действенность сборника логических задач для учащихся 3 класса.

Для реализации цели необходимо достижение задач:

1) подбор диагностических методик, направленных на определение сформированности умений решать логические задачи,

2) организация первичной диагностики, направленной на определение уровня сформированности умения решать логические задачи у учащихся 3 класса,

3) осуществление пробации сборника логических задач у учащихся 3 класса;

4) проведение повторной диагностики для определения уровня сформированности умения решать логические задачи у учащихся 3 класса анализ полученных результатов, выявление действенности сборника, недостатков и формирования рекомендаций по его совершенствованию.

Гипотеза, выдвигаемая и проверяемая нами в ходе пробации, будет заключаться в том, что сборник логических задач будет способствовать формированию умения решать логические задачи если:

1) деятельность на уроке с использованием логических задач будет с учетом деятельностного подхода;

2) будут учитываться возрастные особенности при организации уроков;

3) будет обеспечено систематическое использование логических задач на уроках математики;

4) у детей будет большой эмоциональный отклик, т. е. младшие школьники будут сами заинтересованы в формировании умения решать логические задачи, будут занимать активную позицию в этом.

Пробация предполагает последовательную реализацию трех основных этапов:

1) подготовительный, включающий в себя отбор диагностического инструментария, разработку необходимых конспектов уроков;

2) практический – проведение первичной диагностики, пробация сборника задач;

3) итоговый, предполагающий проведение вторичной диагностики, анализ и сравнение результатов 2 замеров, формулировку выводов о действенности сборника логических задач для учащихся 3 класса, корректировку сборника, если она необходима.

Для проверки сформированности умения решать логические задачи младшего школьника подобраны такие методики как: диагностика «Логические закономерности».

Диагностика подобрана с возрастными особенностями 3 класса.

Цель диагностики: выявить уровень сформированности умения решать логические задачи














Оценка результативности сборника умений решать логические задачи

Разработанный сборник логических задач содержит в себе задачи для формирования умения решать логические задачи. Пробация продукта осуществлялась на протяжении преддипломной практики в МАОУ Лицей № 17 г. Сухой лог, во 3 классе, который работает по УМК «Перспектива».

В ходе прохождения практики были использованы задач из сборника, на большенстве уроков

Результатом реализации выступает формирование умения решать логические задачи

На подготовительном этапе была проведёна первичная диагностика, данные, которой были занесены в специальную карту (приложение ). Так же на этом этапе были реализованы две задачи на уроках математики

На итоговом этапе был проведен второй замер. Можно заметить, что результаты изменились. После проведения первичного замера средний уровень составляет 53% , а при вторичном замере 40%, уровень изменился на 7% это говорит что о том что, у учащихся умения решать логические задачи хорошее

При первичном и вторичном замере высокий уровень изменился и составляет 13%, это свидетельствует о том , что у учащихся умения решать логические задачи высокие На низком и ниже среднем уровне таких детей не оказалось.

Исходя из обработанных данных можно сделать вывод, что по окончании реализации данного сборника логических задач у ребят повысился уровень умений решать логические задачи, что можно сказать о действенности разработанного сборника логических задач

Проект на тему «методические приемы как средство формирования умений решать логические задачи у учащихся 3 класса» был опубликован на сайте «Копилка уроков», за представление проекта получила сертификат




Сборник логических задач, направленный на формирование умения решать логические задачи у обучающихся 3 класса.









































Список литературы

  1. http://www.mamapapa-arh.ru/publ/3_klass/logicheskie_zadachi_po_matematike_dlja_3_klassa/106-1-0-3949

  2. Зак А. Интеллектика: систематический курс формирования универсальных учебных действий в 1-4 классах. 2013

  3. http://ejka.ru/blog/zadachi/1990.html

  4. http://www.testsoch.com/logicheskie-zadaniya-po-matematike-3-klass/

  5. http://shkolabuduschego.ru/shkola/logicheskie-zadachi.html

  6. Лихтарников Л.М. Занимательные логические задачи. Для учащихся начальной школы. – СПб.: "Лань", "Мик", 2006.

  7. http://www.klass39.ru/reshaem-zadachi-po-matematike-3-klass/

  8. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2015/04/05/konspekt-uroka-po-matematike-v-3-klasse-na-temu

  9. http://cinref.ru/razdel/03800pedagog/18/224732.htm

  10. Георгий Челпанов Учебник логики. 2010

  11. http://eruditov.net/publ/18

  12. http://www.profguide.ru/myshlenie/category/logic/

  13. http://shkolabuduschego.ru/shkola/logicheskie-zadachi.html

  14. Моро М.И., Пышкало А.И. Методика обучения математике в 1-3 кл. - М.: Просвещение, 2009

  15. http://www.mamapapa-arh.ru/publ/3_klass/logicheskie_zadachi_po_matematike_dlja_3_klassa/106-1-0-3949

  16. http://www.testsoch.com/logicheskie-zadaniya-po-matematike-3-klass/

  17. http://ped-kopilka.ru/uchiteljam-predmetnikam/matematika/zadachi-shutki-po-matematike-s-otvetami-3-4-klas.html

  18. Зайцев Т.Г. Теоретические основы обучения решению задач в начальной школе. –М.: Педагогика, 2002.

  19. Радько О.Ю. Логика: Учебное пособие. - Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2009

  20. Захарова О. решаем и оформляем. Логические задачи, 2013 г.

  21. Беленькая Т.Б. Логика в начальной школе. Умный тренажер, 2013 г.

  22. Максимова Т.Н. Интеллектуальный марафон. 1-4 классы. Все учебные предметы. ФГОС, 2015 г.

  23. Шубина И.Логика и счет, 2014 г.

  24. Никольская И.Л., Тигранова Л.И. Гимнастика для ума. 1-4 классы. Книга для учащихся начальных классов. ФГОС, 2014 г.

  25. http://life-prog.ru/1_14215_metodika

  26. Зак А.З. 600 игровых задач для развития логического мышления детей. Ярославль: "Академия развития", 2007.

  27. Инесса Раскина, Дмитрий Шноль Логические задачи. 2015

  28. Георгий Челпанов Учебник логики. 2010

  29. Ефимова И.В. (сост.). Орешки для ума. Логические задания 1. 2011

  30. Гуменная Л.М. Учимся с Машей. Логика. 2013

  31. Гин С.И. Мир логики.2003

  32. Гайштут А.Г. По ступенькам к развитию внимания, памяти, логики. Часть 1. 2005г

  33. Ефимова И.В. (сост.). Орешки для ума. Логические задания 1. 2010

  34. Максимова Т.Н. Интеллектуальный марафон. 1-4 классы. Все учебные предметы. ФГОС, 2015 г.







































Приложения

Приложение №1

«ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ»

Цель: выявление уровня развития логического мышления.

Оцениваемое

ряды чисел. Им необходимо проанализировать каждый ряд и установить закономерность его построения. Испытуемый должен оп­ределить два числа, которые бы продолжили ряд. Время решения заданий фиксируется. Числовые ряды:

  1. 2, 3, 4, 5, 6, 7;

  2. 6, 9, 12, 15, 18, 21;

  3. 1, 2, 4, 8, 16, 32;

  4. 4, 5, 8, 9, 12, 13;

  5. 19, 16, 14, 11, 9, 6;



  1. 29, 28, 26, 23, 19, 14;

  2. 16, 8, 4, 2, 1, 0, 5;

  3. 1, 4, 9, 16, 25, 36;

  4. 21, 18, 16, 15, 12, 10;

10) 3, 6, 8, 16, 18, 36.

Оценка результатов производится с помощью таблицы:



Время выполнения задания (мин., сек.)

Кол-во ошибок

Баллы

Уровень развития логического мышления

2 мин. и менее

0

5

Очень высокий уровень логического мышления

2 мин. 10 сек. — 4 мин. 30 сек.

0

4

Хороший уровень, выше, чем у большинства людей

4 мин. 35 сек. — 9 мин. 50 сек.

0

3+

Хорошая норма большинства людей

4 мин. 35 сек. — 9 мин. 50 сек.

1

3

Средняя норма

2 мин. 10 сек. — 4 мин. 30 сек.

2-3

3-

Низкая норма

2 мин. 10 сек. — 15 мин. .

4-5

2

Ниже среднего уровня развития логического мышления

10-15 мин.

0-3

2+

Низкая скорость мышления, «тугодум»

Более 16 мин.

Более 5

1

Дефект логического мышления у человека, прошедшего обучение в объеме начальной школы, либо высокое переутомление



Обработка результатов

Предъявленные ряды

  1. 2, 3, 4, 5, 6, 7;

  2. 6, 9, 12, 15, 18, 21;

  3. 1, 2, 4, 8, 16, 32;

  4. 4, 5, 8, 9, 12, 13;

  5. 19, 16, 14, 11, 9, 6;

  6. 29, 28, 26, 23, 19, 14;

  7. 16, 8, 4, 2, 1, 0.5;

  8. 1, 4, 9, 16, 25, 36;

  9. 21, 18, 16, 15, 12, 10;

10) 3, 6, 8, 16, 18, 36.

Правильные ответы

8; 9

24; 27

64; 128

16; 17

4; 1

8; 1

0.25, 0.125

49; 64

9; 6



Приложение №2

Карта наблюдения умений решать логические задачи у учащихся 3 класса

Умение выделять условие и вопрос


Умение делать чертеж, схему, таблицу


Умение устанавливать связи между условием и вопросом (заключением)

Умение переформулировать задания


Умение устанавливать закономерности


Умение выдвигать гипотезу



Умение объяснять свой выбор


Сумма балов



Средний бал

Уровень























































21



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Манжула Марина Александровна

Дата: 24.05.2016

Номер свидетельства: 330099

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Методические приемы как средство формирования умений решать логические задачи у учащихся 3 класса"
    ["seo_title"] => string(106) "mietodichieskiiepriiemykaksriedstvoformirovaniiaumieniirieshatloghichieskiiezadachiuuchashchikhsia3klassa1"
    ["file_id"] => string(6) "330101"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1464107303"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "программа для 4 класса  "Развитие логического мышления учащихся на уроках математики" "
    ["seo_title"] => string(100) "proghramma-dlia-4-klassa-razvitiie-loghichieskogho-myshlieniia-uchashchikhsia-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "106349"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403000595"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) ""Развитие логического мышления учащихся на уроках математики" "
    ["seo_title"] => string(75) "razvitiie-loghichieskogho-myshlieniia-uchashchikhsia-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "106355"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403000969"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Пути и способы осуществления дифференциации обучения при формировании обобщенного приема решения задач"
    ["seo_title"] => string(126) "puti-i-sposoby-osushchiestvlieniia-diffierientsiatsii-obuchieniia-pri-formirovanii-obobshchiennogho-priiema-rieshieniia-zadach"
    ["file_id"] => string(6) "314650"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459751208"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Игровые упражнения как средство обучения письму на уроках английского языка "
    ["seo_title"] => string(88) "ighrovyie-uprazhnieniia-kak-sriedstvo-obuchieniia-pis-mu-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "117636"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412860967"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства