kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические рекомендации по решению иррациональных уравнений и неравенств.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе даны методические рекомендации по решению иррациональных уравнений и неравенств. Предложен материал для самостоятельного решения

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по решению иррациональных уравнений и неравенств.»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

«КАНДАЛАКШСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГАПОУ МО «КИК»)









Методические рекомендации к практическим работам по теме «Решение иррациональных уравнений и неравенств»



Разработала преподаватель математики

1категории Гашимова А.Н.















2017

Пояснительная записка.


Практические занятия - один из видов практического обучения, имеющий целью закрепление теоретических знаний и формирование практических умений и навыков.

Практическая работа по математике заключается в выполнении студентами под руководством преподавателя комплекса учебных заданий, направленных на усвоение основ учебной дисциплины «Математика», приобретение практических навыков решения примеров и задач. Выполнение практической работы студенты производят в письменном виде, оформляя отчеты в тетради. Отчет предоставляется преподавателю для проверки.

Практические занятия способствуют более глубокому пониманию теоретического материала учебного курса, а также развитию, формированию и становлению различных уровней составляющих профессиональной компетентности студентов, пониманию межпредметных связей. Основой практикума выступают типовые задачи, которые должен уметь решать студент, изучающий дисциплину «Математика».

Для лучшего усвоения студентами изучаемого материала и получения уверенных навыков решения примеров и задач при проведении практических занятий целесообразно использовать различные методы и приемы:

- рассмотрение решения типовых примеров;

- исследовательская работа при решении примеров и практических задач;

- работа в группах;


Содержанием практических занятий являются


— Выполнение вычислений, расчетов;


— Работа со справочниками, таблицами.



Необходимые структурные элементы практического занятия:


— Инструктаж, проводимый преподавателем;


— Самостоятельная деятельность студентов;


— Анализ и оценка выполненных работ и степени овладения студентами запланированных умений.

Перед выполнением практического занятия проводится проверка знаний студентов на предмет их готовности к выполнению задания.



Оценки за выполнение являются показателями текущей успеваемости студентов по дисциплине «Математика».


Критерии оценки практических заданий.



Отметка «5» ставится, если:

  • работа выполнена полностью;

  • в логических  рассуждениях и обосновании решения нет пробе­лов и ошибок; 

  • в решении нет математических ошибок (возможна одна неточ­ность, описка, не являющаяся следствием незнания или непо­нимания учебного материала).

 Отметка «4» ставится, если:

работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

  • допущена одна существенная ошибка или два-три несущественных ошибки.

 Отметка «3» ставится, если:

допущены более одной существенной ошибки или более двух-трех

несущественных ошибок, но студент владеет обязательными

умениями по проверяемой теме; при этом правильно выполнено не

менее половины работы. 



Отметка «2» ставится, если:

      допущены существенные ошибки, показавшие, что студент не владеет

      обязательными умениями по данной теме в полной мере. 



Отметка «1» ставится, если:

работа показала полное отсутствие у студента обязательных знаний и

умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена

не самостоятельно.



К категории существенных ошибок следует отнести ошибки, связанные с незнанием, непониманием студентом основных положений теории и с неправильным применением методов, способов, приемов решения практических заданий, предусмотренных программой.



К категории несущественных ошибок следует отнести погрешности, связанные с небрежным выполнением записей, рисунков, графиков, чертежей, а также погрешности и недочеты, которые не приводят к искажению смысла задания и его выполнения.



При наличии существенной ошибки задание считается невыполненным.





Цель практических занятий: познакомить студентов с решением некоторых типов иррациональных уравнений; способствовать развитию навыка решения иррациональных уравнений и неравенств.

Теоретические сведения.

Иррациональным уравнением называется уравнение, содержащее неизвестное под знаком корня.

Основная идея решения иррационального уравнения состоит в сведении его к рациональному алгебраическому уравнению, которое либо равносильно исходному иррациональному уравнению, либо является его следствием. При решении иррациональных уравнений применяют метод возведения в степень обоих частей уравнения и метод введения новой переменной (замены переменной).

Если обе части иррационального уравнения возвести в одну и ту же нечетную степень и освободиться от радикалов, то получится уравнение, равносильное исходному.

При возведении уравнения в четную степень получается уравнение, являющееся следствием исходного. В связи с этим возможно появление посторонних решений уравнения, но не возможна потеря корней. В этом случае обязательна проверка найденных корней подстановкой в исходное уравнение.

Мощным средством решения иррациональных уравнений является метод введения новой переменной, или "метод замены". Метод обычно применяется в случае, если в уравнении неоднократно встречается некоторое выражение, зависящее от неизвестной величины. Тогда имеет смысл обозначить это выражение какой-нибудь новой буквой и попытаться решить уравнение сначала относительно введенной неизвестной, а потом уже найти исходную неизвестную. В ряде случаев удачно введенные новые неизвестные иногда позволяют получить решение быстрее и проще; иногда же без замены решить задачу вообще невозможно.

Иногда удобнее решать иррациональные уравнения, определив область допустимых значений и используя равносильные переходы.



Рассмотрим применение данных методов решения иррациональных уравнений.



Пример 1. Решите уравнение = х

Решение. Возведем обе части этого уравнения в квадрат и получим: 7х-6= х2 . Решаем квадратное уравнение: х2- 7х+ 6 =0

Д=25, х1=6, х2=1.

Проверяем полученные результаты, подставляя в начальное условие:

=6

=1

Ответ: 6 и 1



Пример 2. Решить уравнение =

Решение. Возведем обе части в квадрат: 2= 2

2х-3=х-2

2х-х= 3-2

х=1

Проверка: = не сеществует, следовательно х=1 посторонний корень. Данное уравнение не имеет решений.

Ответ: решений нет



Пример 3. Решить уравнение =

Решение: 3=3

2х+7=3х-3

2х-3х=-3-7

х=10

В даннам случае проверка необязательна, так как использовался метод возведения обеих частей в нечётную степень, при которой посторонние корни не появляются.

Ответ: х=10



Пример 4. Решить уравнение = х+3

Решение. Возведем обе части уравнения в квадрат 2= 2;

(х+6) · (13-3х) = (х+3)2;

13х- 3х 2+78 -18х = х2 + 6х +9;

2 +11х -69 =0;

х1= 3; х2=- .

Проверка: х1= 3: · =3+3; 6 = 6

х2=- : ; посторонний корень.

Ответ: х=3



Пример 5. Решить уравнение + =12

Решение. Введем новую переменную. Пусть =, тогда 2.

Получаем новое уравнение: у2 +у -12=0; у1=3; у2=- 4.

1) =3 ;

2х +1= 34;

х=40.

2) = - 4. Уравнение не имеет корней, так как ≥ 0, а число -4

Ответ: х=40.



Пример 6. Решить уравнение + - 2= 0.

Решение. Пусть = у, = у2.

Получим у2 + у - 2 =0; у1=- 2; у2=1.

1) = 1, х =1

2) = -2, не имеет корней, т.к. ≥0.

Ответ: х=1.



Пример 7. Решить уравнение + =6.

Решение. Область допустимых значений неизвестного (ОДЗ) определяется системой неравенств которая решений не имеет. Уравнение не определено в множестве действительных чисел.

Ответ: нет решений.



Задания для индивидуальной и групповой работы.

1. =

2. = х-1

3. –х – 5=

4. - =1

5. + =20

6. + =3

7. = 0

8. - =1

9. - 2= х

10. = 12 -

11. =4

12. = 2x + 6.

13 = 5 + 2x.

14. 7 – =2

15. ·







16. · =2

17.18- = 12

18. 5 + =3

19. -3 =х

20. 6 + =2

21. = -2

22. ·=0





Решения иррациональных неравенств

Под иррациональным неравенством понимают неравенство, в котором неизвестные величины находятся под знаком корня.

Способ решения таких неравенств состоит в преобразовании их к рациональным неравенствам путем возведения обеих частей неравенства в степень.

Решение иррациональных неравенств осложняется тем обстоятельством, что здесь исключена возможность проверки, в связи с этим необходимо стараться делать все преобразования равносильными.

При решении иррациональных неравенств нужно запомнить правило:

при возведении обеих частей неравенства в нечетную степень всегда получается неравенство, равносильное данному неравенству;

если обе части неравенства возводят в чётную степень, то получится неравенство, равносильное исходному только в том случае, если обе части исходного неравенства неотрицательны.

Но если при решении уравнений в результате возведения четную степень мы могли получить посторонние корни (которые, как правило легко проверить) и не могли потерять корни, то корни неравенства при бездумном возведении в четную степень могут одновременно и теряться, и приобретаться.

Иррациональное неравенство g(х) или ≤ g(х) равносильно системе неравенств:

или

Иррациональное неравенство g(х) или ≥ g(х) равносильно совокупности двух систем неравенств:
или



В связи с этим основным методом решения иррациональных неравенств является сведение исходного неравенства к равносильной системе или совокупности систем рациональных неравенств.



Пример 1. Решить неравенство 4.

Решение. Заметим, что правая часто этого неравенства отрицательна, в то время как левая часть неотрицательна при всех значениях x, при котоҏыҳ она определена. В связи с этим неравенство решений не имеет.

Ответ. Решений нет.



Пример 2. Решить неравенство 4.

Решение. Область определения данного неравенства 5х-9≥0, х≥9/5.

Обе части неравенства неотрицательны, возведем их в квадрат: 5х-9

Найдем пересечение полученного множества решений с областью определения неравенства, получим 9/5≤х

Ответ : 9/5≤х



Пример 3. Решить неравенство ≥ 7.

Решение. Область определения данного неравенства 3-х ≥0, х≤3.

Обе части неравенства неотрицательны, возведем их в квадрат: 3-х≥ 49, -х ≥ 46, х ≤ -46.

Найдем пересечение полученного множества решений с областью определения неравенства, т.е. решение системы: . Имеем два неравенства с одинаковым знаком, вспомним: «меньше меньшего», итак.

Ответ: .



Пример 4. Решить неравенство

Решение. Данное неравенство равносильно системе неравенств:

Найдем решения каждого из неравенств:

1) 6х + 3 ≥0, х≥-0,5.

2) 3х ≥ 0, х≥0.

3) 6х+32, -9х2+6х+32-2х-10, решаем квадратное уравнение, находим х1=1, х2=-1/3. Применим метод интервалов: х1.

Запишем решения системы: Получаем х1.

Ответ: х1.



Задание для групповой и самостоятельной работы.

Решить неравенства.

  1. х-1,

  2. 3,

  3. ≤ 5,

  4. ≤ 4,

  5. ≤ -6,

  6. х-1,

  7. 5 + ≤ 3,

  8. - 2≥ х

  9. ≥6.



Контрольные вопросы.

  1. Что такое арифметический корень п-й степени?

  2. Свойство корней?

  3. Какие уравнения называются иррациональными?

  4. Какие существуют способы решения иррациональных уравнений?

  5. Почему при возведении в четную степень необходимо делать проверку?

  6. Когда иррациональное уравнение не имеет решений?

  7. Какие неравенства называются иррациональными?

  8. Как решаются иррациональные неравенства?





Литература.

  1. Колмогоров А.Н. Алгебра. Учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2005.

  2. Соболь Б.В., Виноградова И.Ю., Рашидова Е.В. Пособие для подготовки к единому государственному экзамену по математике. Ростов-на-Дону «Феникс», 2009.

  3. Мордкович А.Г., Смирнова И.М., Математика 11 класс, М. Мнемозина, 2011.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методические рекомендации по решению иррациональных уравнений и неравенств.

Автор: Гашимова Алла Николаевна

Дата: 13.02.2017

Номер свидетельства: 391246

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "«РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ  УЧАЩИХСЯ К ЕНТ» "
    ["seo_title"] => string(52) "riekomiendatsii-po-podgotovkie-uchashchikhsia-k-ient"
    ["file_id"] => string(6) "209484"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1431179042"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Методика решения задач ЕГЭ по математике"
    ["seo_title"] => string(49) "mietodika-rieshieniia-zadach-iege-po-matiematikie"
    ["file_id"] => string(6) "277864"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453012953"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства