Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по решению иррациональных уравнений и неравенств.»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
«КАНДАЛАКШСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
(ГАПОУ МО «КИК»)
Методические рекомендации к практическим работам по теме «Решение иррациональных уравнений и неравенств»
Разработала преподаватель математики
1категории Гашимова А.Н.
2017
Пояснительная записка.
Практические занятия - один из видов практического обучения, имеющий целью закрепление теоретических знаний и формирование практических умений и навыков.
Практическая работа по математике заключается в выполнении студентами под руководством преподавателя комплекса учебных заданий, направленных на усвоение основ учебной дисциплины «Математика», приобретение практических навыков решения примеров и задач. Выполнение практическойработы студенты производят в письменном виде, оформляя отчеты в тетради. Отчет предоставляется преподавателю для проверки.
Практические занятия способствуют более глубокому пониманию теоретического материала учебного курса, а также развитию, формированию и становлению различных уровней составляющих профессиональной компетентности студентов, пониманию межпредметных связей. Основой практикума выступают типовые задачи, которые должен уметь решать студент, изучающий дисциплину «Математика».
Для лучшего усвоения студентами изучаемого материала и получения уверенных навыков решения примеров и задач при проведении практических занятий целесообразно использовать различные методы и приемы:
- рассмотрение решения типовых примеров;
- исследовательская работа при решении примеров и практических задач;
- работа в группах;
Содержанием практических занятий являются
— Выполнение вычислений, расчетов;
— Работа со справочниками, таблицами.
Необходимые структурные элементы практического занятия:
— Инструктаж, проводимый преподавателем;
— Самостоятельная деятельность студентов;
— Анализ и оценка выполненных работ и степени овладения студентами запланированных умений.
Перед выполнением практического занятия проводится проверка знаний студентов на предмет их готовности к выполнению задания.
Оценки за выполнение являются показателями текущей успеваемости студентов по дисциплине «Математика».
Критерии оценки практических заданий.
Отметка «5» ставится, если:
работа выполнена полностью;
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4»ставится, если:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
допущена одна существенная ошибка или два-три несущественных ошибки.
Отметка «3» ставится, если:
допущены более одной существенной ошибки или более двух-трех
несущественных ошибок, но студент владеет обязательными
умениями по проверяемой теме; при этом правильно выполнено не
менее половины работы.
Отметка «2» ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что студент не владеет
обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Отметка «1» ставится, если:
работа показала полное отсутствие у студента обязательных знаний и
умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена
не самостоятельно.
К категории существенных ошибок следует отнести ошибки, связанные с незнанием, непониманием студентом основных положений теории и с неправильным применением методов, способов, приемов решения практических заданий, предусмотренных программой.
К категории несущественных ошибок следует отнести погрешности, связанные с небрежным выполнением записей, рисунков, графиков, чертежей, а также погрешности и недочеты, которые не приводят к искажению смысла задания и его выполнения.
При наличии существенной ошибки задание считается невыполненным.
Цель практических занятий: познакомить студентов с решением некоторых типов иррациональных уравнений; способствовать развитию навыка решения иррациональных уравнений и неравенств.
Теоретические сведения.
Иррациональным уравнением называется уравнение, содержащее неизвестное под знаком корня.
Основная идея решения иррационального уравнения состоит в сведении его к рациональному алгебраическому уравнению, которое либо равносильно исходному иррациональному уравнению, либо является его следствием. При решении иррациональных уравнений применяют метод возведения в степень обоих частей уравнения и метод введения новой переменной (замены переменной).
Если обе части иррационального уравнения возвести в одну и ту же нечетную степень и освободиться от радикалов, то получится уравнение, равносильное исходному.
При возведении уравнения в четную степень получается уравнение, являющееся следствием исходного. В связи с этим возможно появление посторонних решений уравнения, но не возможна потеря корней. В этом случае обязательна проверка найденных корней подстановкой в исходное уравнение.
Мощным средством решения иррациональных уравнений является метод введения новой переменной, или "метод замены". Метод обычно применяется в случае, если в уравнении неоднократно встречается некоторое выражение, зависящее от неизвестной величины. Тогда имеет смысл обозначить это выражение какой-нибудь новой буквой и попытаться решить уравнение сначала относительно введенной неизвестной, а потом уже найти исходную неизвестную. В ряде случаев удачно введенные новые неизвестные иногда позволяют получить решение быстрее и проще; иногда же без замены решить задачу вообще невозможно.
Иногда удобнее решать иррациональные уравнения, определив область допустимых значений и используя равносильные переходы.
Рассмотрим применение данных методов решения иррациональных уравнений.
Пример 1. Решите уравнение = х
Решение. Возведем обе части этого уравнения в квадрат и получим: 7х-6= х2 . Решаем квадратное уравнение: х2- 7х+ 6 =0
Д=25, х1=6, х2=1.
Проверяем полученные результаты, подставляя в начальное условие:
=6
=1
Ответ: 6 и 1
Пример 2. Решить уравнение =
Решение. Возведем обе части в квадрат: 2= 2
2х-3=х-2
2х-х= 3-2
х=1
Проверка: = не сеществует, следовательно х=1 посторонний корень. Данное уравнение не имеет решений.
Ответ: решений нет
Пример 3. Решить уравнение =
Решение: 3=3
2х+7=3х-3
2х-3х=-3-7
х=10
В даннам случае проверка необязательна, так как использовался метод возведения обеих частей в нечётную степень, при которой посторонние корни не появляются.
Ответ: х=10
Пример 4. Решить уравнение = х+3
Решение. Возведем обе части уравнения в квадрат 2= 2;
(х+6) · (13-3х) = (х+3)2;
13х- 3х 2+78 -18х = х2 + 6х +9;
4х2 +11х -69 =0;
х1= 3; х2=- .
Проверка: х1= 3: · =3+3; 6 = 6
х2=- : ; посторонний корень.
Ответ: х=3
Пример 5. Решить уравнение + =12
Решение. Введем новую переменную. Пусть =, тогда =у2.
Получаем новое уравнение: у2 +у -12=0; у1=3; у2=- 4.
1) =3 ;
2х +1= 34;
х=40.
2) = - 4. Уравнение не имеет корней, так как ≥ 0, а число -4
Ответ: х=40.
Пример 6. Решить уравнение + - 2= 0.
Решение. Пусть = у, = у2.
Получим у2 + у - 2 =0; у1=- 2; у2=1.
1) = 1, х =1
2) = -2, не имеет корней, т.к. ≥0.
Ответ: х=1.
Пример 7. Решить уравнение + =6.
Решение. Область допустимых значений неизвестного (ОДЗ) определяется системой неравенств которая решений не имеет. Уравнение не определено в множестве действительных чисел.
Ответ: нет решений.
Задания для индивидуальной и групповой работы.
1. =
2. = х-1
3. –х – 5=
4. - =1
5. + =20
6. + =3
7. – – = 0
8. - =1
9. - 2= х
10. = 12 -
11. =4
12. = 2x+ 6.
13 = 5 + 2x.
14. 7 – =2
15. · =х
16. · =2
17.18- = 12
18. 5 + =3
19. -3 =х
20. 6 + =2
21. = -2
22. ·=0
Решения иррациональных неравенств
Под иррациональным неравенством понимают неравенство, в котором неизвестные величины находятся под знаком корня.
Способ решения таких неравенств состоит в преобразовании их к рациональным неравенствам путем возведения обеих частей неравенства в степень.
Решение иррациональных неравенств осложняется тем обстоятельством, что здесь исключена возможность проверки, в связи с этим необходимо стараться делать все преобразования равносильными.
При решении иррациональных неравенств нужно запомнить правило:
при возведении обеих частей неравенства в нечетную степень всегда получается неравенство, равносильное данному неравенству;
если обе части неравенства возводят в чётную степень, то получится неравенство, равносильное исходному только в том случае, если обе части исходного неравенства неотрицательны.
Но если при решении уравнений в результате возведения четную степень мы могли получить посторонние корни (которые, как правило легко проверить) и не могли потерять корни, то корни неравенства при бездумном возведении в четную степень могут одновременно и теряться, и приобретаться.
Иррациональное неравенство g(х) или ≤ g(х) равносильно системе неравенств:
или
Иррациональное неравенство g(х) или ≥ g(х) равносильно совокупности двух систем неравенств: или
В связи с этим основным методом решения иррациональных неравенств является сведение исходного неравенства к равносильной системе или совокупности систем рациональных неравенств.
Пример 1. Решить неравенство 4.
Решение. Заметим, что правая часто этого неравенства отрицательна, в то время как левая часть неотрицательна при всех значениях x, при котоҏыҳ она определена. В связи с этим неравенство решений не имеет.
Ответ. Решений нет.
Пример 2. Решить неравенство 4.
Решение. Область определения данного неравенства 5х-9≥0, х≥9/5.
Обе части неравенства неотрицательны, возведем их в квадрат: 5х-9
Найдем пересечение полученного множества решений с областью определения неравенства, получим 9/5≤х
Ответ : 9/5≤х
Пример 3. Решить неравенство ≥ 7.
Решение. Область определения данного неравенства 3-х ≥0, х≤3.
Обе части неравенства неотрицательны, возведем их в квадрат: 3-х≥ 49, -х ≥ 46, х ≤ -46.
Найдем пересечение полученного множества решений с областью определения неравенства, т.е. решение системы: . Имеем два неравенства с одинаковым знаком, вспомним: «меньше меньшего», итак.
Ответ: .
Пример 4. Решить неравенство
Решение. Данное неравенство равносильно системе неравенств: