kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические рекомендации по решению иррациональных уравнений и неравенств.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе даны методические рекомендации по решению иррациональных уравнений и неравенств. Предложен материал для самостоятельного решения

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по решению иррациональных уравнений и неравенств.»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

«КАНДАЛАКШСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГАПОУ МО «КИК»)









Методические рекомендации к практическим работам по теме «Решение иррациональных уравнений и неравенств»



Разработала преподаватель математики

1категории Гашимова А.Н.















2017

Пояснительная записка.


Практические занятия - один из видов практического обучения, имеющий целью закрепление теоретических знаний и формирование практических умений и навыков.

Практическая работа по математике заключается в выполнении студентами под руководством преподавателя комплекса учебных заданий, направленных на усвоение основ учебной дисциплины «Математика», приобретение практических навыков решения примеров и задач. Выполнение практической работы студенты производят в письменном виде, оформляя отчеты в тетради. Отчет предоставляется преподавателю для проверки.

Практические занятия способствуют более глубокому пониманию теоретического материала учебного курса, а также развитию, формированию и становлению различных уровней составляющих профессиональной компетентности студентов, пониманию межпредметных связей. Основой практикума выступают типовые задачи, которые должен уметь решать студент, изучающий дисциплину «Математика».

Для лучшего усвоения студентами изучаемого материала и получения уверенных навыков решения примеров и задач при проведении практических занятий целесообразно использовать различные методы и приемы:

- рассмотрение решения типовых примеров;

- исследовательская работа при решении примеров и практических задач;

- работа в группах;


Содержанием практических занятий являются


— Выполнение вычислений, расчетов;


— Работа со справочниками, таблицами.



Необходимые структурные элементы практического занятия:


— Инструктаж, проводимый преподавателем;


— Самостоятельная деятельность студентов;


— Анализ и оценка выполненных работ и степени овладения студентами запланированных умений.

Перед выполнением практического занятия проводится проверка знаний студентов на предмет их готовности к выполнению задания.



Оценки за выполнение являются показателями текущей успеваемости студентов по дисциплине «Математика».


Критерии оценки практических заданий.



Отметка «5» ставится, если:

  • работа выполнена полностью;

  • в логических  рассуждениях и обосновании решения нет пробе­лов и ошибок; 

  • в решении нет математических ошибок (возможна одна неточ­ность, описка, не являющаяся следствием незнания или непо­нимания учебного материала).

 Отметка «4» ставится, если:

работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

  • допущена одна существенная ошибка или два-три несущественных ошибки.

 Отметка «3» ставится, если:

допущены более одной существенной ошибки или более двух-трех

несущественных ошибок, но студент владеет обязательными

умениями по проверяемой теме; при этом правильно выполнено не

менее половины работы. 



Отметка «2» ставится, если:

      допущены существенные ошибки, показавшие, что студент не владеет

      обязательными умениями по данной теме в полной мере. 



Отметка «1» ставится, если:

работа показала полное отсутствие у студента обязательных знаний и

умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена

не самостоятельно.



К категории существенных ошибок следует отнести ошибки, связанные с незнанием, непониманием студентом основных положений теории и с неправильным применением методов, способов, приемов решения практических заданий, предусмотренных программой.



К категории несущественных ошибок следует отнести погрешности, связанные с небрежным выполнением записей, рисунков, графиков, чертежей, а также погрешности и недочеты, которые не приводят к искажению смысла задания и его выполнения.



При наличии существенной ошибки задание считается невыполненным.





Цель практических занятий: познакомить студентов с решением некоторых типов иррациональных уравнений; способствовать развитию навыка решения иррациональных уравнений и неравенств.

Теоретические сведения.

Иррациональным уравнением называется уравнение, содержащее неизвестное под знаком корня.

Основная идея решения иррационального уравнения состоит в сведении его к рациональному алгебраическому уравнению, которое либо равносильно исходному иррациональному уравнению, либо является его следствием. При решении иррациональных уравнений применяют метод возведения в степень обоих частей уравнения и метод введения новой переменной (замены переменной).

Если обе части иррационального уравнения возвести в одну и ту же нечетную степень и освободиться от радикалов, то получится уравнение, равносильное исходному.

При возведении уравнения в четную степень получается уравнение, являющееся следствием исходного. В связи с этим возможно появление посторонних решений уравнения, но не возможна потеря корней. В этом случае обязательна проверка найденных корней подстановкой в исходное уравнение.

Мощным средством решения иррациональных уравнений является метод введения новой переменной, или "метод замены". Метод обычно применяется в случае, если в уравнении неоднократно встречается некоторое выражение, зависящее от неизвестной величины. Тогда имеет смысл обозначить это выражение какой-нибудь новой буквой и попытаться решить уравнение сначала относительно введенной неизвестной, а потом уже найти исходную неизвестную. В ряде случаев удачно введенные новые неизвестные иногда позволяют получить решение быстрее и проще; иногда же без замены решить задачу вообще невозможно.

Иногда удобнее решать иррациональные уравнения, определив область допустимых значений и используя равносильные переходы.



Рассмотрим применение данных методов решения иррациональных уравнений.



Пример 1. Решите уравнение = х

Решение. Возведем обе части этого уравнения в квадрат и получим: 7х-6= х2 . Решаем квадратное уравнение: х2- 7х+ 6 =0

Д=25, х1=6, х2=1.

Проверяем полученные результаты, подставляя в начальное условие:

=6

=1

Ответ: 6 и 1



Пример 2. Решить уравнение =

Решение. Возведем обе части в квадрат: 2= 2

2х-3=х-2

2х-х= 3-2

х=1

Проверка: = не сеществует, следовательно х=1 посторонний корень. Данное уравнение не имеет решений.

Ответ: решений нет



Пример 3. Решить уравнение =

Решение: 3=3

2х+7=3х-3

2х-3х=-3-7

х=10

В даннам случае проверка необязательна, так как использовался метод возведения обеих частей в нечётную степень, при которой посторонние корни не появляются.

Ответ: х=10



Пример 4. Решить уравнение = х+3

Решение. Возведем обе части уравнения в квадрат 2= 2;

(х+6) · (13-3х) = (х+3)2;

13х- 3х 2+78 -18х = х2 + 6х +9;

2 +11х -69 =0;

х1= 3; х2=- .

Проверка: х1= 3: · =3+3; 6 = 6

х2=- : ; посторонний корень.

Ответ: х=3



Пример 5. Решить уравнение + =12

Решение. Введем новую переменную. Пусть =, тогда 2.

Получаем новое уравнение: у2 +у -12=0; у1=3; у2=- 4.

1) =3 ;

2х +1= 34;

х=40.

2) = - 4. Уравнение не имеет корней, так как ≥ 0, а число -4

Ответ: х=40.



Пример 6. Решить уравнение + - 2= 0.

Решение. Пусть = у, = у2.

Получим у2 + у - 2 =0; у1=- 2; у2=1.

1) = 1, х =1

2) = -2, не имеет корней, т.к. ≥0.

Ответ: х=1.



Пример 7. Решить уравнение + =6.

Решение. Область допустимых значений неизвестного (ОДЗ) определяется системой неравенств которая решений не имеет. Уравнение не определено в множестве действительных чисел.

Ответ: нет решений.



Задания для индивидуальной и групповой работы.

1. =

2. = х-1

3. –х – 5=

4. - =1

5. + =20

6. + =3

7. = 0

8. - =1

9. - 2= х

10. = 12 -

11. =4

12. = 2x + 6.

13 = 5 + 2x.

14. 7 – =2

15. ·







16. · =2

17.18- = 12

18. 5 + =3

19. -3 =х

20. 6 + =2

21. = -2

22. ·=0





Решения иррациональных неравенств

Под иррациональным неравенством понимают неравенство, в котором неизвестные величины находятся под знаком корня.

Способ решения таких неравенств состоит в преобразовании их к рациональным неравенствам путем возведения обеих частей неравенства в степень.

Решение иррациональных неравенств осложняется тем обстоятельством, что здесь исключена возможность проверки, в связи с этим необходимо стараться делать все преобразования равносильными.

При решении иррациональных неравенств нужно запомнить правило:

при возведении обеих частей неравенства в нечетную степень всегда получается неравенство, равносильное данному неравенству;

если обе части неравенства возводят в чётную степень, то получится неравенство, равносильное исходному только в том случае, если обе части исходного неравенства неотрицательны.

Но если при решении уравнений в результате возведения четную степень мы могли получить посторонние корни (которые, как правило легко проверить) и не могли потерять корни, то корни неравенства при бездумном возведении в четную степень могут одновременно и теряться, и приобретаться.

Иррациональное неравенство g(х) или ≤ g(х) равносильно системе неравенств:

или

Иррациональное неравенство g(х) или ≥ g(х) равносильно совокупности двух систем неравенств:
или



В связи с этим основным методом решения иррациональных неравенств является сведение исходного неравенства к равносильной системе или совокупности систем рациональных неравенств.



Пример 1. Решить неравенство 4.

Решение. Заметим, что правая часто этого неравенства отрицательна, в то время как левая часть неотрицательна при всех значениях x, при котоҏыҳ она определена. В связи с этим неравенство решений не имеет.

Ответ. Решений нет.



Пример 2. Решить неравенство 4.

Решение. Область определения данного неравенства 5х-9≥0, х≥9/5.

Обе части неравенства неотрицательны, возведем их в квадрат: 5х-9

Найдем пересечение полученного множества решений с областью определения неравенства, получим 9/5≤х

Ответ : 9/5≤х



Пример 3. Решить неравенство ≥ 7.

Решение. Область определения данного неравенства 3-х ≥0, х≤3.

Обе части неравенства неотрицательны, возведем их в квадрат: 3-х≥ 49, -х ≥ 46, х ≤ -46.

Найдем пересечение полученного множества решений с областью определения неравенства, т.е. решение системы: . Имеем два неравенства с одинаковым знаком, вспомним: «меньше меньшего», итак.

Ответ: .



Пример 4. Решить неравенство

Решение. Данное неравенство равносильно системе неравенств:

Найдем решения каждого из неравенств:

1) 6х + 3 ≥0, х≥-0,5.

2) 3х ≥ 0, х≥0.

3) 6х+32, -9х2+6х+32-2х-10, решаем квадратное уравнение, находим х1=1, х2=-1/3. Применим метод интервалов: х1.

Запишем решения системы: Получаем х1.

Ответ: х1.



Задание для групповой и самостоятельной работы.

Решить неравенства.

  1. х-1,

  2. 3,

  3. ≤ 5,

  4. ≤ 4,

  5. ≤ -6,

  6. х-1,

  7. 5 + ≤ 3,

  8. - 2≥ х

  9. ≥6.



Контрольные вопросы.

  1. Что такое арифметический корень п-й степени?

  2. Свойство корней?

  3. Какие уравнения называются иррациональными?

  4. Какие существуют способы решения иррациональных уравнений?

  5. Почему при возведении в четную степень необходимо делать проверку?

  6. Когда иррациональное уравнение не имеет решений?

  7. Какие неравенства называются иррациональными?

  8. Как решаются иррациональные неравенства?





Литература.

  1. Колмогоров А.Н. Алгебра. Учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2005.

  2. Соболь Б.В., Виноградова И.Ю., Рашидова Е.В. Пособие для подготовки к единому государственному экзамену по математике. Ростов-на-Дону «Феникс», 2009.

  3. Мордкович А.Г., Смирнова И.М., Математика 11 класс, М. Мнемозина, 2011.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методические рекомендации по решению иррациональных уравнений и неравенств.

Автор: Гашимова Алла Николаевна

Дата: 13.02.2017

Номер свидетельства: 391246

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "«РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ  УЧАЩИХСЯ К ЕНТ» "
    ["seo_title"] => string(52) "riekomiendatsii-po-podgotovkie-uchashchikhsia-k-ient"
    ["file_id"] => string(6) "209484"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1431179042"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Методика решения задач ЕГЭ по математике"
    ["seo_title"] => string(49) "mietodika-rieshieniia-zadach-iege-po-matiematikie"
    ["file_id"] => string(6) "277864"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453012953"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1700 руб.
2130 руб.
1550 руб.
1940 руб.
1670 руб.
2090 руб.
2000 руб.
2500 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства