Просмотр содержимого документа
«Методическое пособие для учителей начальных классов «Развитие памяти у младших школьников на уроках математики»»
Малышкина Н.А.
Развитие памяти младших школьников
на уроках математики
Петрозаводск
2021
Предисловие
Одним из основных условий эффективности обучения детей младшего школьного возраста является учёт возрастных и индивидуальных особенностей памяти. Поэтому со стороны педагогов в период начального обучения памяти должно уделяться самое пристальное внимание. Задача учителя формировать у учащихся определённые установки запоминания, учителю необходимо обучать младших школьников приёмам и средствам запоминания.
В методическом пособии раскрыты теоретическая и методическая основы развития памяти младших школьников на уроках математики.
Подобраны и разработаны упражнения для развития памяти учащихся на разных этапах урока математики.
Возможности развития памяти на уроках математики в начальной школе....11
Математические упражнения на развитие памяти ……………………….…...23
Список рекомендуемой литературы…………………………………….…...…31
Введение
Одним из основных условий эффективности обучения детей младшего школьного возраста является учёт возрастных и индивидуальных особенностей памяти. Поэтому со стороны педагогов в период начального обучения памяти должно уделяться самое пристальное внимание. Задача учителя формировать у учащихся определённые установки запоминания, учителю необходимо обучать младших школьников приёмам и средствам запоминания.
В данном методическом пособии предложены теоретические и методические основы организации учебной деятельности по развитию памяти на уроках математики в начальной школе.
Предлагаемый материал разбит на главы: теоретическую: «Особенности развития памяти младших школьников» и практическую «Математические упражнения на развитие памяти».
Данное методическое пособие в первую очередь адресовано учителям, ориентированным на работу по учебнику УМК «Школа России». Математика. 1- 4 класс. Моро Мария Игнатьева, Бантова Мария Александровна, Волкова Светлана Ивановна, Степанова Светлана Вячеславовна. УМК «Перспектива». Математика. 1- 4 класс. Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н., Бука Т.Б. УМК «Школа 21 века» Математика. 1- 4 класс. Рудницкая В.Н., Кочурова Е.Э., Рыдзе О.А., Юдачева Т.В.
Методическое пособие будет полезно также студентам педагогических колледжей, родителям учащихся в младших классах.
Профессиональная направленность методического пособия достигается посредством определённого отбора теоретического материала и методических подходов к его применению.
Виды памяти
Под памятью понимают запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта.
Виды памяти дифференцируются в зависимости оттого, что запоминается или воспроизводится. Воспроизведение может относиться к движениям и действиям, выражаясь в образовании привычек и навыков, к наглядным содержаниям сознания (образам-представлениям предметов или слов), к мыслям и чувствам. В соответствии с этим различают следующие виды памяти: моторную память, выражающуюся в навыках и привычках, образную память (зрительную, слуховую, осязательную и т.д.), память на мысли (логическую) и память на чувства (аффективную).
Виды памяти дифференцируются также и в зависимости от того, как совершается запоминание. В зависимости от характера деятельности, в ходе которой совершается запоминание, различаются непроизвольное и произвольное запоминание. В зависимости от способа запоминания в этом плане различаются механическое и смысловое запоминание.
Двигательная память - запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться сначала, осуществлять соответствующие движения. Огромное значение этого вида памяти состоит в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как навыков ходьбы, письма и т. д. Обычно признаком хорошей двигательной памяти является физическая ловкость человека, сноровка в труде, «золотые руки».
Эмоциональная память - память на чувства. Раз человек способен бледнеть и краснеть при одном воспоминании об испытанном, раз боится думать о давно пережитом несчастье, - значит, есть память на чувствования или - эмоциональная. Особенно она проявляется в человеческих отношениях. Она участвует в работе всех видов памяти. То, что у человека вызывает сильные эмоциональные переживания, запоминается им прочнее и на более длительный срок.
Образная память - память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, вкусовой.
Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением образов; она чрезвычайно важна для людей всех профессий, особенно художников и конструкторов. Этот вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению.
Слуховая память – это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков. Она необходима музыкантам, филологам, людям, изучающим иностранные языки.
Осязательную, обонятельную и вкусовую память в известном смысле можно назвать профессиональными видами памяти - они интенсивно развиваются в связи со специфическими видами деятельности. Поразительно высокого уровня они могут достигать в условиях компенсации или замещения недостающих видов памяти, например, у слепых, глухих и т. д.
Словесно-логическая память характеризуется тем, что человек, обладающий ею, быстро и точно запоминает смысл событий, логику какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т. п. Этот смысл он может точно передать своими словами, зачастую совершенно не помня деталей исходного материала. Данным типом памяти обладают научные работники, преподаватели учебных заведений, юристы – люди, занимающиеся интеллектуальным трудом.
По характеру целей деятельности – непроизвольная и произвольная.
Непроизвольная – когда запоминание происходит автоматически, без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой задачи запомнить.
Произвольная – когда процесс запоминания или воспроизведения требует от человека волевых усилий.
По продолжительности закрепления и сохранения материала различают память кратковременную, долговременную и оперативную.
Кратковременная память – это память, в которой сохранение материала ограничено определенным, как правило, небольшим периодом времени. Кратковременная память – это тот пропускник, минуя который ничто не может проникнуть в долговременную память. С кратковременной памяти начинаются все ее процессы.
Долговременная память рассчитана на длительный срок хранения информация, заранее не определенный.
Оперативной называют память, занимающую промежуточное положение между кратковременной и долговременной. Когда мы выполняем какое-либо сложное действие, например, арифметическое, мы удерживаем «в уме» некоторые промежуточные результаты – три пишем, два в уме – так вот «два в уме» – это и есть в данный момент содержание оперативной памяти.
Все виды памяти необходимы и взаимосвязаны. Чтобы развить память, ее надо развивать. Только тренируя, нагружая и используя память, все время, запоминая, воспроизводя запомненное ранее и вновь запоминая, можно свою память совершенствовать.
Особенности развития памяти младших школьников
Для успешного усвоения учебного материала необходимо преднамеренное, или произвольное запоминание и воспроизведение. В отличие от непроизвольного, такое запоминание является целенаправленным, подчиненным задаче запомнить или воспроизвести.
Продуктивность произвольного запоминания зависит от степени интеллектуальной активности школьников в этой деятельности. Условием же, содействующим интеллектуальной активности, является овладение средствами запоминания. К числу этих средств относятся, прежде всего, дифференцировка школьниками мнемических задач, т.е. целей, которые ставятся перед запоминанием в каждом конкретном случае, использование рациональных приемов в процессе запоминания связано и с общей организованностью школьника в учебной работе.
Произвольной запоминание всегда подчинено какой-то конкретной задаче. В одном случае ученик должен запомнить точнее или даже совсем точно, как в учебнике, в другом случае – запомнить так, чтобы рассказать своими словами. В иных случаях необходимо запомнить последовательность материала и так далее.
Наблюдения и специальные исследования показывают, что младшие школьники еще не могут дифференцировать мнемические задачи. Если же побуждать их к этому, т.е. давая задание запомнить конкретную задачу (запомнить дословно или запомнить содержание, чтобы рассказать потом своими словами, запомнить надолго и т.д.), они могут запоминать в соответствии с этими заданиями. Организованное таким образом запоминание у младших школьников оказываемся более продуктивным.
Немаловажное значение имеет отчетливое понимание школьниками задач запомнить содержание или запомнить дословно, чтобы потоми рассказать своими словами.
Иногда полагают, что дословность запоминания является возрастной особенностью памяти детей младшего школьного возраста.
Дословность запоминания, часто наблюдается у детей начальной школы, объясняется это не возрастными особенностями, а рядом фактов жизненного опыта учащихся данного возраста. Еще не умея дифференцировать задачи запоминания и отвечая требованиям учителя воспроизводить правильно и полно, маленький школьник невольно вырабатывает установку у себя на дословное запоминание и привычку буквального запоминания.
Буквальность запоминания у младших школьников иногда объясняется тем, что в младших классах ученики часто имеют дело с очень компактным и насыщенным материалом. При запоминании такого материала у школьника ограничена возможность передачи его своими словами. В силу этого ученик невольно становится на путь дословного запоминания.
Дословное воспроизведение у младших школьников находит свое объяснение и в том, что дети этого возраста не владеют еще в достаточной мере речью, чтобы свободно передавать содержание запоминаемого материала своими словами. Боясь искажения при воспроизведении, младшие школьники стремятся запомнить все дословно.
При правильной организации процесса запоминания школьник не будет запоминать дословно, если эта дословность не определяется характером учебной задачи.
Положительной влияние задач, которые ставятся перед школьником при запоминании, объясняется тем, что они соответствующим образом направляют его внимание, побуждают его активно запоминать, лучше вникать в смысл запоминаемого, иначе повторять (в зависимости от характера задачи), усиливать самоконтроль.
В ориентировке учащихся на выполнение конкретных задач при запоминании или учебного материала заключается один из важных путей развития целенаправленного произвольного запоминания и воспроизведения у младших школьников. Целенаправленность запоминания и воспроизведения в значительной мере выражается в выборе и использовании путей достижения мнемической задачи.
Поступая в школу, ребенок умеет пользоваться простейшим приемом запоминания – повторением. Обучаясь, младший школьник овладевает более сложными приемами, использованием которых обеспечивается осмысленное запоминание.
Такими приемами являются группировка материала по смыслу или составление плана, который служит смысловой опорой запоминания, а также соотнесение (сопоставление, связывание) запоминаемого материала по смыслу с тем, что может служить опорой с тем, что может служить опорой для его запоминания. Однако в самостоятельной работе ученики младшего возраста часто используют прием повторения.
Особым видом произвольного запоминания является заучивание наизусть.
Заучивая наизусть, младшие школьники не используют рациональные приемы запоминания. Когда нужно повторять материал комбинированно – в целом виде и по частям, - они заучивают лишь в целом, не членят на части по смыслу, поэтому хуже понимают.
Как указывалось, в процессе запоминания младшие школьники используют воспроизведение. Чаще они прибегают к этому способу при заучивании наизусть. Некоторые школьники читают несколько раз текст и один раз воспроизводят его на слух или про себя. Другие при заучивании чаще воспроизводят и меньше обращаются к повторному чтению текста. Одни ученики воспроизводят с опорой на текст, другие – стараются самостоятельно припомнить. Отдельные школьники заканчивают заучивание воспроизведением, иные наоборот, прочитать текст в целом.
Воспроизведение при запоминании активным повторении материала, способствующим развитию и укреплению памяти учащегося.
В соответствии с общим развитием личности ученика самоконтроль при запоминании у школьников I и II классов качественно отличается от характера самоконтроля учеников III и IV классов.
При заучивании младшие школьники проверяют себя преимущественно с внешней, качественной стороны.
Они сосредоточивают свое внимание на том, все ли воспроизведено, повторен ли материал столько раз, «как учительница говорила». Вследствие этого маленький школьник часто не отдает себе отчета в том, выучил ли он заданное и насколько хорошо может он рассказать это на уроке.
Иное качество самоконтроля мы имеем в тех случаях, когда школьник проверяет себя со стороны правильности воспроизведения: верно ли он воспроизводит материал. В таком виде самоконтроль чаще наблюдается у учащихся III и IV классов.
Наиболее частым видом самоконтроля у школьников начальной школы является самоконтроль на основе узнавания, т.е. процесса более легкого по сравнению с воспроизведением. Прочитав заданный материал несколько раз, школьник ориентируется в нём. Прочитанное становится ему знакомым, что и служит для него основанием прекращать работу, считать урок подготовленным. Контролируя себя, таким образом, ученики бывают уверены в том, что они уже хорошо знают заданное.
В действительном же результате такого запоминания они убеждаются лишь при опросе их учителем на уроке, когда им впервые приходится воспроизводить материал.
С переходом младших школьников к использованию активного воспроизведения при запоминании самоконтроль приобретает характер содержательного и целенаправленного действия, подчиненного мнемической задаче.
Обобщая материал развития произвольной памяти у детей в период обучения в младших классах школы, можно отметить, что дети овладевают умением организовать запоминание в соответствии с конкретной мнемической задачей и могут пользоваться рядом рациональных приемов запоминания.
Одним из важных условий развития произвольной памяти школьника является побуждение его со стороны учителя к использованию рациональных приемов запоминания и воспроизведения, а также побуждение к использованию рациональных форм самоконтроля при запоминании.
Для того чтобы жить и действовать в этом мире, человеку требуются знания о предметах, которые его окружают. Без таких знаний (как теоретических, так и практических) мы просто не сможет выполнять определенной деятельности. Наши знания – это, в самом общем приближении, вся та информация, которую мы получаем в процессе своего развития с момента рождения. Однако наши знания – не просто набор неупорядоченных фактов и сохраняемого в памяти личного опыта: человек упорядочивает и организует получаемую информацию и свой опыт.
Возможности развития памяти на уроках математики в начальной школе
Современному школьнику на уроках математики приходится запоминать не только новые слова, но и формулы, правила, схемы. Поэтому для успешного развития культурной памяти нужно использовать разнообразные приемы запоминания.
Учителя начальной школы должны предусмотреть на уроках математики время и место для системы специальных упражнений на развитие различных видов памяти и формирование представлений младших школьников о приемах рационального запоминания и воспроизведения информации.
Каким приемам запоминания можно обучить младших школьников на уроках математики?
Например, приему группировки, который заключается в том, что подлежащий запоминанию материал разделяется на части или группы. Прием классификации – разделение информации на определенные, четко обозначенные классы (животные и растения, круги и прямоугольники и т.п.) – также доступен младшим школьникам. В данном случае нагрузка на память уменьшается ровно во столько раз, на сколько частей или классов был разделен подлежащий запоминанию материал. Прием ассоциаций, заключающийся в сопоставлении новой, подлежащей запоминанию информации с хорошо узнаваемым образом, который помогает легко «выуживать» необходимую информацию из памяти, кроме развития памяти способствует креативности мышления. Психика человека имеет свойство любую новую информацию помимо нашей воли сопоставлять и соединять с уже известной. При этом следует учитывать, что новая информация может напоминать что угодно, в зависимости от возраста, устремлений, опыта, уровня развития, актуального состояния, пола ребенка и т.д. Как правило, сочетания цифр запоминают в связи с памятными данными (днями рождения, номерами квартир), а имена и отчества новых знакомых – в сопоставлении с именами известных писателей, политиков или именами своих родственников. Прием поиска опорного пункта основан на составлении мнемического плана для запоминания большого объема информации. В качестве опорных пунктов могут выступать необычные словосочетания, метафоры, имена, неожиданный поворот событий, незнакомые или, наоборот, очень знакомые слова и т.д. В процессе обучения школьнику необходимо с точностью запоминать че кие определения, правила и формулы. Чтобы при их воспроизведении избежать ошибок, можно порекомендовать ребятам для запоминания прием аналогии – установление сходства, подобия в определенных отношениях предметов или явлений, в целом различных. Так, для того чтобы дать некоторое определение, следует отнести предмет или явление к общему классу предметов или явлений и отобразить только ему присущую индивидуальность. В ряде случаев материал легче запомнить, изобразив его основное содержание в виде схемы (это математические правила, алгоритмы и т.п.). Такой прием называется схематизацией. Он может использоваться, например, при записи свойств арифметических действий или при обдумывании плана решения составной задачи, в ходе которого школьники строят »дерево рассуждений» (метод графов), и оно является опорной схемой, позволяющей учащимся запомнить ход рассуждений.
Не следует бояться, что упражнения на развитие памяти будут отрывать много драгоценного времени от урока математики, – их с успехом можно включать в процесс обучения самой математике, а не выделять в качестве отдельного этапа урока.
Математические упражнения по развитие памяти
Упражнения по развитию зрительной памяти
Р оль зрительной памяти важна, и нужно уметь эффективно использовать её в процессе обучения. Важнейшей целью упражнений является формирование умения создавать мысленную картинку, зрительный образ. Это умение является одним из эффективных способов запоминания, который применяется для сохранения в памяти не только конкретного материала, но и абстрактного. Тренировать её легче на наглядном материале. На это и направлены предлагаемые нами задания.
Упражнение №1
В течение 10 секунд учащиеся внимательно рассматривают и запоминают последовательность цветов. После этого карточки закрываются листом бумаги. Вы просите детей закрыть глаза и мысленно представить себе, как были расположены карточки. Затем учащиеся должны перечислить, как располагались цвета друг за другом. Ответ сверяется с исходным образцом.
Упражнение №2
В течение 10 секунд учащиеся внимательно рассматривают и запоминают последовательность фигур. После этого карточки закрываются листом бумаги. Вы просите детей закрыть глаза и мысленно представить себе, как были расположены карточки. Затем учащиеся должны перечислить, как располагались фигуры друг за другом. Ответ сверяется с исходным образцом.
Упражнение №3
В течение 10 секунд учащиеся внимательно рассматривают и запоминают последовательность разноцветных фигур. После этого карточки закрываются листом бумаги. Вы просите детей закрыть глаза и мысленно представить себе, как были расположены карточки. Затем учащиеся должны перечислить, как располагались разноцветные фигуры друг за другом. Ответ сверяется с исходным образцом.
Упражнение №4
В течение 10 секунд учащиеся внимательно рассматривают и запоминают сочетание геометрических фигур на одной из шести карточек.
После внимательного изучения учащиеся с закрытыми глазами мысленно восстанавливают рисунок. Учитель в это время выкладывает все 6 карточек в произвольном порядке и предлагаете найти среди похожих ту, которую они запоминали.
Упражнение №5
П редлагаем учащимся внимательно изучить все детали портретов «инопланетян», из каких геометрических фигур состоят их части тела.
Затем даём учащимся в течение 30 секунд внимательно рассмотреть «инопланетян» и рисунок убираем. Вы даёте детям задание: «К вам в гости спешит второй инопланетянин. Закройте глаза, представь его внешний вид и точно нарисуйте портрет второго по счёту инопланетянина».
Упражнение №6
П редлагаем учащимся внимательно изучить картинку с 4-5 неизвестными для них предметами. В течение 30 секунд учащиеся рассматривают картинку. После этого вы картинку убираете. Закрыв глаза, учащиеся пробуют представить картинку перед своим мысленным взором. А затем учащиеся должны максимально подробно описать то, что увидели и запомнили.
Упражнение №7
В течение 30 секунд учитель последовательно предлагает рассмотреть картинки с разноцветными геометрическими фигурами, в которые вписаны числа. Когда время выйдет учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:
Назовите геометрические фигуры в порядке их следования;
Какого цвета треугольник;
Какое самое большое (маленькое) число было вписано в геометрическую фигуру;
Опишите фигуру «квадрат»;
В фигуру какого цвета вписано число 5? И т.п
Упражнение №8
В течение 10 секунд учащиеся внимательно рассматривают и запоминают последовательность фигур. После этого карточки закрываются листом бумаги. Вы просите детей закрыть глаза и мысленно представить себе, как были расположены карточки. Затем учащиеся должны найти и подчеркнуть эту последовательность среди фигур.
Упражнение №9
У чащимся предлагается в понедельник вспомнить и посчитать, сколько они встретили по дороге в школу собачек (девочек, мальчиков, бабушек и т.п.). В следующие дни повторить упражнения с теми же требованиями. В конце недели можно усложнить задание вопросом: «В какой день недели вы встретили больше (меньше) собачек?»
Упражнение №10
У чащимся предлагается в течение 30 секунд рассмотреть циферблаты часов и запомнить расположение стрелок.
Затем по памяти нарисовать часы.
И назвать время, которое они показывают.
Упражнение №11
Учащимся предлагается в течение 60 секунд внимательно рассмотреть картинку. Затем рассмотреть вторую картинку, и назвать, что изменилось на второй картинке, чего не хватает.
После выполнения задания, учитль рассказывает ученикам о возможном способе запоминания: для того чтобы запомнить нужные нам картинки мы связываем их между собой каким-то общим признаком, например:
форма; ДОМ и ТРЕУГОЛЬНИК. Крыша дома по форме похожа на треугольник.
цвет; ОСА и ЗЕБРА. У осы и зебры есть черные полоски.
звучание; ЦВЕТОК И ЛИСТ. Слово ЦвеТОК похоже по звучание на лисТОК.
Упражнения по развитию слуховой памяти
Уметь воспринимать и запоминать информацию на слух очень важно для ребенка. Ведь большая часть учебного материала подается в форме объяснения учителем. Устно педагог дает задания. Если ребенок прослушал, что ему объясняли на уроке, если он не способен запомнить на слух, то и результативность учебы будет низкая. Не зря народная мудрость гласит: «В одно ухо влетело, из другого вылетело». Мы же постараемся путем развития слуховой памяти достичь такого эффекта, чтобы дети не пропускали мимо ушей новые знания. Поэтому предлагаем использовать специальные упражнения для тренировки умения запоминать на слух.
Упражнение №12
Предлагаем учащимся один раз прослушать
текст: «На рисунке изображены два
треугольника (один прямоугольный, а другой равносторонний.), между ними расположен прямоугольник. Над ним изображён круг красного цвета». Затем изобразить фигуры, описанные в тексте, в порядке их следования по тексту.
Упражнение №13
Учащимся предлагается задание прочитать числовые выражения разными способами, не повторяя друг друга:
7+8
3+10
6+6
9+4
5+11
10+9
Упражнение №14
Учащимся предлагаются прослушать несколько последовательностей математических терминов:
Числа: 1, 3, 5, 7.
Величины: длина, масса, время, объём.
Формулы: работа, путь, стоимость, площадь.
Геометрия: точка, отрезок, луч, прямая.
И ответить на следующие вопросы:
Назовите термины, которые начинаются с буквы:
О -,
С- ,
П- ,
Т-.
Назовите последний термин
Упражнение №15
Учащимся предлагается, прочитав ряд чисел, определить, каким общий признаком объединяются эти чисел ряда, и найти одно лишнее число, объяснив свой выбор:16, 25, 73, 34 (73 — лишнее, у остальных сумма цифр равна 7). После выполнения учитель убирает числовой ряд, и предлагает выполнить тоже задание для других числовых последовательностей:
5, 8, 10, 15 (8 — лишнее, остальные делятся на 5)
64, 75, 86, 72 (72 — лишнее, у остальных разница цифр равна 2)
87, 65, 53, 32 (53 — лишнее, у остальных первая цифра больше второй на 1)
3, 7, 11, 14 (14 — лишнее, остальные нечетные)
Упражнение №16
Учащимся предлагается назвать числа от 1 до 31, но вместо каждого третьего числа говорить «не собьюсь».
У пражнение №17
Учащимся предлагается взглянуть на ряд чисел. Ряд должен быть непоследовательным. Попросите рассказать, какие числа они запомнили, и назвать соседей некоторых чисел.
Упражнение №18
Учащимся предлагается считать до 20. Одновременно с этим они должны записать числа в обратном порядке, начиная с числа 20.
Упражнение №19
Учитель зачитывает ряды чисел. Учащимся нужно записать запомнившиеся числа. После этого учитель вновь читает этот ряд чисел, учащиеся зачёркивают неправильно воспроизведенные по порядку и величине числа. Пропуск числа в ряду не считается ошибкой.
В процессе обучения основная нагрузка ложится на словесно-логическую память. Ее необходимо развивать и совершенствовать. Процесс формирования этой памяти начинается в начальной школе, и очень важно поддерживать его дополнительными занятиями.
Упражнение №20
Учащиеся рассматривают последовательность фруктов и овощей, и отвечают на вопросы:
Назовите, что вы видите на картинке.
Покажите самую правую морковку.
Покажите самую левую грушу.
Назовите фрукты, которые нарисованы левее самой левой морковки.
После этого карточки закрываются листом бумаги. Вы просите детей закрыть глаза и мысленно представить себе, как были расположены фрукты и овощи. Затем учащиеся должны ответить ещё на один вопрос: «Что должно быть следующим в этой последовательности?» Ответ сверяется с образцом.
Упражнение №21
Предлагаем учащимся цепочку из шести слов: шкаф, листья, лужа, стол, дерево, дождь. Вместе с ними находим закономерность в чередовании этих слов. Затем предлагаем им вторую цепочку из шести слов с требованием продлить её ещё на слова: метель, пирог, рубашка, февраль, конфеты, юбка…
Упражнение №22
В течение 30 секунд учащимся предлагается внимательно рассмотреть 10 пар слов, с требованием запомнить их, затем написать для каждого следующего из десяти слов – парное.
минус
меньше
цифра
число
фигура
ответ
площадь
фигура
плюс
сумма
деление
сумма
грамм
масса
литр
объём
меньше
число
дробь
деление
задача
ответ
время
длина
час
время
метр
длина
масса
объём
Упражнение №23
В течение 5 секунд учащимся предлагается рассмотреть последовательность геометрических фигур, запомнить их, после того как фигуры убирают предложить учащимся начертить их в порядке следования с продолжением ряда ещё на две фигуры.
Упражнение №24
Учащимся предлагается вспомнить состав числа 13 и отрезками соединить те числа, при сложении которых получается 13 (с переходом через десяток)
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Список рекомендуемой литературы:
Абашин Э.А. Весёлые задачки: Арифметика для малышей /Э.А. Абашин – Москва: Дрофа, Наталис, 2012. — 16 с.
Буданков Л.Ф. 200 логических и занимательных задач / Л.Ф. Буданков – Тула: Приокское книжное издательство, 2013. — 200 с.
Т. Бьюзен «Максимально используйте свой разум»/ Т. Бьюзен — Минск, 2011. — 60 с.
Вейн A.M., Каменецкая Б.И. Память человека/ Вейн A.M., Каменецкая Б.И. — Москва, 2015. — 248 с.
Гавриленко О.А. Развитие процессов памяти на уроках математики/ О.А. Гавриленко – Москва, 2014. — 234 с.