kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка "Применение ИКТ в математических дисциплинах"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка может быть использована для организации лекционных и практических занятий, для самостоятельной работы студентов

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Применение ИКТ в математических дисциплинах"»


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Краснодарского края «Славянский сельскохозяйственный техникум»











Применение ИКТ в математических дисциплинах





Методическую разработку

составил преподаватель Жигулина Е. А.












г.Славянск – на- Кубани






Методическая разработка «Применение ИКТ в математических дисциплинах» создана преподавателем в соответствии с учебной программой дисциплины «Математика» специальности «Экономика и бухгалтерский учёт». Лекции представлены в виде многочисленных логических слайдов, используя иллюстрации, графики, таблицы, формулы. Учебник создан с использованием программы электронных презентаций Microsoft Power Point, доступный для широкого круга пользователей персональных компьютеров.

Электронное учебное пособие может быть использовано для организации лекционных занятий в компьютерном классе или в аудитории с применением мультимедийного оборудования, для практических занятий, для самостоятельной подготовки студентов. Можно рекомендовать для практического применения преподавателями математических и общих естественно – научных дисциплин.


Математика - это цепь понятий: выпадет одно звенышко - и не понятно будет дальнейшее. (Н.К. Крупская)

Математика - это язык, на котором говорят все точные науки. (Н.И. Лобачевский)

Счет и вычисления - основа порядка в голове. (Песталоцци)













Введение


Все мы хорошо помним свой класс: темная

доска, осыпающийся мел и влажная тряпка,

учитель объясняет материал у доски…..


Информационные коммуникационные технологи прочно вошли во все сферы нашей жизни, современный человек не может себе представить жизнь без интеллектуального помощника - персонального компьютера, без офисных и прикладных программ, Интернета.

ИКТ является неотъемлемой частью сферы образования. Данный факт предоставляет возможность оптимизировать процесс обучения, увеличить насыщенность образовательного процесса. Новые технологии можно использовать в любом предмете, на любом этапе занятия.

Увеличение умственной нагрузки на занятиях математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у студентов, их активность на протяжении всего занятия. Использование ИКТ является эффективным методом обучения и таким методическим приёмом, который активизирует мысль студентов, стимулирует их к самостоятельному приобретению знаний.

Возможности компьютера могут быть использованы в предметном обучении в следующих вариантах:

- полная замена деятельности преподавателя; частичная замена;

- фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала;

- использование тренинговых программ;

- использование диагностических и контролирующих материалов;

- выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;

- использование компьютера для вычислений, построения графиков;

- использование программ, имитирующих опыты и лабораторные работы;

- использование игровых и занимательных программ.

Внедрение ИКТ в преподавание математики можно начать с готовых обучающих программ.

В нашем техникуме 3 учебных корпуса. В двух корпусах есть интерактивные доски. Только в главном корпусе 5 интерактивных досок (каб№10, 11, 13, 16, 19).Данные кабинеты оснащенны современным оборудованием, есть мультимедийные проекторы, в ряде предметных кабинетов установлены компьютеры. На первый взгляд, наличие такой базы позволяет успешно решать задачи повышения эффективности занятий с использованием ИКТ. На самом деле это не так. В компьютерных классах идут уроки информатики, попасть в эти кабинеты другим учителям сложно - проблемы с расписанием. Компьютерный класс рассчитан на 10 мест, а на занятиях математики студентов в группе – 35. Надо спланировать занятие так, чтобы были заняты все студенты группы, а это огромная проблема, т.к. работа студента на доске требует внимания со стороны преподавателя, какое бы задание не выполнялось. Сетевые версии программ по математике очень дорогие, да и не отвечают запросам преподавателя, скорее они выполняют функции красочного электронного учебника или хорошего домашнего репетитора. Организовать занятие с помощью готового программного обеспечения не всегда удается.

Итак, с одной стороны есть техника, но нет условий для ее применения так, как хотелось бы любому преподавателю. В шкафу лежит десяток готовых программных продуктов, но использовать их на занятиях нет возможности в силу указанных выше причин. С другой стороны у студентов огромный интерес ко всему, что связано с применением ИКТ, и у меня как у преподавателя, владеющего на достаточном уровне компьютером, есть большое желание заставить его работать на повышение эффективности занятия по математикие.

Я провели несколько лекций с применением ИКТ в группе 1Б (бухгалтерское отделение) и увидела интерес у студентов к работе на компьютере и повышенный интерес к решению различных математических задач.

В работе представлены презентации лекционных занятий с применением интерактивной доски. То, что вписано красной пастой преподаватель объясняет новый материал на доске и закрепляет решение на конкретных примерах комментированным решением у доски.


  1. Возможности ИКТ на моих занятиях


Я работаю в учебном заведении, где получают профессию. Математику, которую изучают в школе в 10 – 11 классах, в нашем учебном заведении изучают в течение одного года. Поэтому надо строить уроки так, чтобы максимально выдать учебный материал и получить положительный результат.

Для повышения качества обучения мной используются следующие ИКТ – технологии:

- Электронная презентация, с помощью которой идет подача теоретического материала. Презентация представляет собой страницы электронного учебника, где имеются гиперссылки, навигационные кнопки, позволяющие быстро передвигаться, что упрощает восприятие информации. Презентации создаются с помощью программы MS Power Point.

- «Скрин – шоты» - это своего рода опорный конспект, в котором студент должен внести дополнения в ходе изложения материала. В дальнейшей работе данные конспекты становятся полезными при выполнении практических заданий и тренажеров, а также при повторении изученного материала. Опорный конспект позволяет обобщать, повторять необходимый теоретический материал, формировать умение постоянно им пользоваться.

- Электронные тесты могут выступать в качестве тренажеров для отработки практических навыков, а также при контроле знаний. Тесты позволяют индивидуализировать процесс оценки знаний, развивают способность к самооценке. Такой контроль формирует позитивное отношение студентов к обучению. Электронные тесты можно создавать с помощью программы MS Excel.

- Интерактивная доска. Эффективность использования ИД зависит от качества применяемых учебных материалов. Это устройство, позволяющее преподавателю объединить три различные инструмента: экран для отображения информации, обычную маркерную доску и интерактивный монитор. За счет использования ИД увеличивается мотивация учения и вовлеченность студентов в познавательный процесс.

Информационно – коммуникативные технологии – современный, эффективный инструмент в руках умелого специалиста. Надо понимать, что эффект использования во многом зависит от преподавателя. ИТ не должны заменять слово преподавателя, они должны умело помогать в подаче материала.

Мультимедийные занятия помогают решить такие задачи, как:

- усвоить базовые знания по предмету;

- систематизировать усвоенные знания;

- сформировать навыки самоконтроля;

- сформировать мотивацию к учению;

- оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.

Методика использования информационных технологий предполагает:

- совершенствование системы управления обучением на различных этапах занятия;

- усиление мотивации учения;

- улучшение качества обучения и воспитания.

Ведь обычно занятие математики, как и впрочем, любое другое, часто сводится лишь к «прохождению» программы, причём преимущественно с использованием объяснительно-иллюстративного метода. Поэтому в этих случаях при объяснении нового материала большинство студентов являются пассивными слушателями. С помощью компьютерных программ можно осуществлять построение математических моделей многих задач.

Круг методических и педагогических задач, которые можно решить с помощью компьютера, разнообразен. Компьютер – универсальное средство, его можно применить в качестве калькулятора, тренажёра, средства контроля и оценки знаний и средств моделирования, ко всему прочему – это идеальная электронная доска. Важной методической задачей, в плане применения компьютера, является обучение решению задач, а так же некоторым основным способам математических действий, алгоритмам.

Компьютер практически решает проблему индивидуализации обучения. Обычно студенты, медленнее своих одногрупников усваивающие объяснения преподавателя, стесняются поднимать руку, задавать вопросы. Имея, в качестве партнёра компьютер, они могут многократно повторять материал в удобном для себя темпе и контролировать степень его усвоения. Компьютер значительно расширяет возможности представления информации.

Примеры использования презентаций на уроках математики:

Объяснение новой темы, сопровождаемое презентацией. Работа с устными упражнениями. Использование презентации при повторении пройденного материала. Демонстрация условия и решения задачи.

Демонстрация геометрических чертежей.

Взаимопроверка самостоятельных работ с помощью ответов на слайде.

Проведение тестов.

Проведение рефлексии.

Демонстрация портретов математиков и рассказ об их открытиях.

Иллюстрация практического применения теорем в жизни.

Создание студентами компьютерных презентаций к урокам обобщения и систематизации знаний и способов деятельности.

Внеклассная работа: математические игры и вечера.


















  1. Анкетирование студентов 1 и 2 курса


Проведено анкетирование студентов по использованию интерактивной доски в учебном процессе.


Ответы студентов 1 курса:


  1. Назовите, на Ваш взгляд, три

самых положительных момента работы с интерактивной доской?


- не нужно стирать с доски, «нажал на кнопочку и все стерлось»;

- не пачкаются руки и одежда, не дышим меловой пылью;

- можно использовать дополнительные материалы, электронные инструменты;

- удобно писать, рисовать фигуры без инструментов;

- красиво, цветные, яркие картинки, нет меловых разводов;

- можно посмотреть то, что сделано за занятие

  1. Назовите, на Ваш взгляд, три

самых отрицательных момента работы с интерактивной доской


- может быть зависание компьютера, долго включается;

- непривычно, забываем переключать режимы, иногда доска не хочет делать то, что надо;

- не всегда удобно писать из-за тени;

- проектор светит в глаза, глаза устают


Ответы студентов 2 курса:


Интерактивная доска


Положительное

Отрицательное

- легко строить графики, увеличивается скорость работы при хорошем освоении возможностей;

- много интересных функций, инструментов, новые технологии, можно использовать разные заготовки;

- отсутствие меловой пыли, не нужно мыть доску, чистые руки и одежда;

-сохраняется информация, можно посмотреть прошлые занятия;

- хорошо работать с цветом, красиво, делает урок необычным, интересным, очень весело;

- возможно, опыт пригодится в жизни, сейчас идет развитие технологий.

- нужно осваивать новые инструменты;

- устают глаза;

- сбивается калибровка;

- при внезапном отключении электроэнергии можно все потерять, техника иногда «глючит»;

- неудобно писать, когда на доску падает тень;

- ребята, которые не ладят с компьютером, теряются;

- на доске может писать только один человек.



Меловая доска


Положительное

Отрицательное

-привычная, простая в использовании;

-надежна, не зависит от электричества, нет шума;

- не устают глаза;

- можно спокойно писать и не бояться, что случайно сотрешь нужное, легко стереть рукой, не надо бегать за функцией «стерка»;

-несколько человек могут писать одновременно.

- сложно мыть доску, стирать тряпкой;

- весь в мелу после работы на доске, дышим меловой пылью;

- нельзя сохранить записи долго, если стер, обратно не вернешь;

-неудобные инструменты, неудобно рисовать фигуры;

- это вчерашний день.




Сравнивая ответы студентов 1 и 2 курсов, можно заметить, что 1 курс на первое место ставят преимущества внешней организации урока, а 2 курс отмечают важные для изучения математики функциональные возможности интерактивной доски.
























  1. Презентации по математики для студентов бухгалтерского отделения



Программа изменена с 2012г. в связи с переходом на новые стандарты, поэтому весь УМК по дисциплине разрабатывался согласно новых тем.

Приведены часть лекций с применением ИАД. По данному курсу разработаны все лекционные занятия с презентациями.


  1. Введение. Значение математики в профессиональной деятельности. Понятие матрицы. Действия с матрицами. Определитель.

  2. Предел функции.

  3. Непрерывность функции.

  4. Производная функции.

  5. Размещения. Перестановки. Сочетания.



























  1. Варианты опроса на занятиях по математике


Опыт показывает, что постоянных высоких качественных результатов в диагностических работах добиваются те преподаватели, которые работают по четко спланированной системе ежедневного опроса, умело сочетают различные виды устного и письменного, индивидуального и коллективного опросов, текущего и итогового контроля, то есть контроль знаний, умений и навыков берут под постоянное наблюдение.

Сегодня это могут быть различные системы, но каждая оценка должна быть объяснена студенту, мотивирована, доказана словесно. Да и сама простая словесная оценка часто ценна и важна.

На своих уроках применяю различные формы и методы организации опроса, которые обеспечивают следующие функции:

  • всестороннюю проверку знаний;

  • определение уровня усвоения знаний;

  • проверку умений и навыков познавательного и практического характера;

  • оперативность и своевременность проверки.


Самый простой опрос, по моему мнению, это готовые предложенные задания по вариантам, где преподаватель проверяет только ответы. При этом должно быть предложено задания для каждого индивидуальное, чтобы студенты верили только в свои силы и не надеялись на списывание у одногрупников. Поэтому мною предложены задания для 30 человек, где студенты по нумерации в учебной журнале находят свой порядковый номер и выполняют задания.











Заключение


Компьютер позволяет усилить мотивацию учения. Усвоение знаний, связанных с большим объёмом цифровой и иной конкретной информации, путём активного диалога с персональным компьютером более эффективно и интересно для студентов, чем штудирование скучных страниц учебника. С помощью обучающих программ студенты могут моделировать реальные процессы, а значит – видеть причины и следствия, понимать их смысл.

Компьютерная графика позволяет студентам незаметно усваивать учебный материал, манипулируя различными объектами на экране дисплея. На любом этапе занятия можно использовать компьютерные презентации, как индивидуально, так с помощью интерактивной доски.

Использование анимации, цвета, звука удерживает внимание студентов. На таких уроках у детей интерес к предмету повышен.

Применять компьютерные программы можно на любом этапе занятия: при изучении нового материала, закреплении, на обобщающих уроках, при повторении. Конечно, для того, чтобы использовать ИКТ и преподаватель и студент должны быть знакомы с технологией работы на компьютере. Данный момент нужно учитывать как при планировании программного материала, так и при повышении квалификации преподавателей.

Таким образом, включение в занятия информационно-компьютерных технологий делает процесс обучения математике интересным и занимательным, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка "Применение ИКТ в математических дисциплинах"

Автор: Жигулина Елена Александровна

Дата: 12.02.2020

Номер свидетельства: 539421

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(214) "Методическая разработка открытого занятия по дисциплине «Математика» на тему: «Решение логарифмических уравнений»"
    ["seo_title"] => string(80) "metodicheskaia_razrabotka_otkrytogo_zaniatiia_po_distsipline_matematika_na_tem_1"
    ["file_id"] => string(6) "498565"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1549379788"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) ""Использование ИКТ в работе учителя начальных классов." "
    ["seo_title"] => string(59) "ispol-zovaniie-ikt-v-rabotie-uchitielia-nachal-nykh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "215984"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432835984"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "9 класс рабочая программа по геометрии "
    ["seo_title"] => string(44) "9-klass-rabochaia-proghramma-po-ghieomietrii"
    ["file_id"] => string(6) "222913"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1436954922"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1670 руб.
2090 руб.
1920 руб.
2400 руб.
1550 руб.
1940 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства