Математические проблемы преемственности начальной и средней школы
Математические проблемы преемственности начальной и средней школы
В связи с реформированием и модернизацией современного образования в нашей стране появилось большое количество учебных комплектов - федеральных и альтернативных. По этой причине проблема преемственности в реализации математического образования школьников приобретает еще большую актуальность. Дело в том, что имеющиеся комплекты учебников по математике плохо состыкуются друг с другом, как в содержательном, так и в процессуально-операционном планах.
Вряд ли имеет смысл решать поставленную проблему в тесной привязке к какой-то паре выбранных комплектов. Целесообразнее это делать по отношению к каким-то основным аспектам школьного курса математики. В курсе математики общеобразовательной школы имеются фундаментальные направления, изучаемые по любым программам, в школах любого профиля: физико-математических, гуманитарных, в лицеях, гимназиях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Математические проблемы преемственности начальной и средней школы »
Математические проблемы преемственности начальной и средней школы Скрипченкова Н.П. Россия г. Астрахань МБОУ «СОШ № 40»
В связи с реформированием и модернизацией современного образования в нашей стране появилось большое количество учебных комплектов - федеральных и альтернативных. По этой причине проблема преемственности в реализации математического образования школьников приобретает еще большую актуальность. Дело в том, что имеющиеся комплекты учебников по математике плохо состыкуются друг с другом, как в содержательном, так и в процессуально-операционном планах.
Вряд ли имеет смысл решать поставленную проблему в тесной привязке к какой-то паре выбранных комплектов. Целесообразнее это делать по отношению к каким-то основным аспектам школьного курса математики. В курсе математики общеобразовательной школы имеются фундаментальные направления, изучаемые по любым программам, в школах любого профиля: физико-математических, гуманитарных, в лицеях, гимназиях.[2]
Преемственность - понятие многоаспектное. Однако стоит рассмотреть один из аспектов, заключающийся в том, что отдельные темы должны рассматриваться в той взаимосвязи, которая позволяет изучение каждой текущей темы строить не только с опорой на предыдущие, но и широкой ориентировкой на последующие темы. [3]
Реализация преемственности в обучении заключается в установлении необходимых связей и правильных соотношений между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения. При этом недопустимо как излишнее повторение, приводящее к отсутствию динамики в. обучении, так и стремительное движение вперед без опоры на уже известный и усвоенный учащимися материал.
Между тем преемственность в процессе обучения математике в школе реализуется недостаточно. Учитель начальных классов часто не знает особенностей содержания и методов обучения математике в среднем звене. Переход из начальной школы в среднюю является для учащегося психологически трудным процессом. Осуществление преемственности в обучении математике требует от учителя младших классов видение перспективы обучения математике, понимания способов приобретения учащимися знаний, правильной оценки усвоения школьником материала с ориентиром на те требования, которые будут предъявлены учащемуся на следующем этапе обучения.
С другой стороны, знания, получаемые в начальной школе, являются фундаментом, на котором строится успешное изучение курса математики в последующих классах. Одной из задач учителя математики средней школы является включение имеющихся у учащегося знаний в материал, изучаемый на новой ступени обучения, развитие этих знаний в новых связях и отношениях и. таким образом, углубление изученного ранее. Нарушение преемственных связей отрицательно сказывается на всем учебном процессе. Если изучение предыдущего материала не обеспечивает должного уровня знаний, умений и навыков, а организация процесса обучения не создает ученику условий для овладения способами познания, то это может привести к созданию ситуаций, когда учащийся не в состоянии будет осмысливать вновь вводимые понятия.
Методические рекомендации и системы заданий предпосылается содержание понятия преемственности в обучении, раскрывается содержание принципа комплексного осуществления преемственности. Рассматриваются образное мышление и его составляющие: пространственные представления, визуальное мышление, геометрическое видение, как основа эффективного обучения школьников математике на грани двух возрастных периодов.
По каждой теме в рамках преемственности предполагается как решение однотипных задач на базе разных числовых множеств, так и решение задач нового типа с учетом возрастного уровня учащихся, т.е. задач, которые не могли "предлагаться учащимся предыдущего возрастного периода.
В последние годы необходимость обращения к проблеме преемственности актуализируется следующими факторами:
повышением теоретического уровня математического образования в начальной школе,
появлением альтернативных систем обучения, программ и комплектов учебников по математике для младших школьников,
усилением развивающей функции обучения математике в начальных классах,
небольшими сдвигами в направлении развивающего обучения и новых технологий в методике обучения математике в младших классах основной школы,
наличием большого количества учебных комплектов по математике для 5-6 классов.
Поэтому вопросам преемственности в обучении школьников математике следует уделять большее внимание при подготовке (и переподготовке) как учителей начальной школы, так и учителей математики среднего звена.[2]
В процессе актуализации знаний необходимо вспомнить приемы устных вычислений, и в этом направлении также должна соблюдаться преемственность. В младших классах предлагаются задания типа:
Выполни действия наиболее удобным способом: 12+5 +8, 14-5-4, 16·2·5, 180:2: 10;
Принцип единственного различия. При переходе от одного упражнения к другому сохраняются все элементы формы упражнений, кроме одного.[4]
На подготовительном этапе ведется работа по актуализации базовых знаний учащихся по теме. Затем на первом уроке изучения алгоритмов письменных вычислений выводится полный алгоритм, выделяются его основные этапы. Закрепление этапов алгоритма происходит на последующих уроках на различном вычислительном материале. В этом случае учащиеся осваивают каждый пункт алгоритма и учатся применять его в каждом из конкретных случаев вычисления, что также способствует укреплению преемственных связей с изучением действий над десятичными дробями в 5-6 классах.
Выполняя подобные упражнения, учащиеся совершенствуют навыки вычислений, доводя их до автоматизма. Одновременно учащиеся закрепляют умения пользоваться свойствами арифметических действий, которые в начальной школе подаются им, как правила, а в 5-6 классах - как законы арифметических действий: сочетательный и переместительный для сложения и умножения, распределительный закон умножения относительно сложения. Учителю необходимо не просто посредством систем предлагаемых заданий вырабатывать у учащихся необходимые умения и навыки, но и ставить знак тождества между соответствующими правилами, изучаемыми в начальной школе, и законами арифметических действий, изучаемых в 5-6 классах.
Обучение ребёнка должно состоять в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя. Должно быть преобладание развивающей функции уроков математики. Только математике присуще такое соотношение между алгоритмическим и эвристическим путями поиска решения, которое заставляет сбалансировано работать оба полушария головного мозга ("искусство доказывать и искусство догадываться"). Вооружая школьника таким инструментом, как математическая модель мира, и научив им пользоваться, мы открываем перед ним панораму универсальных взаимозависимостей, которые приводят мир в состояние гармонии. "Из чего это следует?", "что из этого следует?", "от чего это зависит?" - ответы на такие вопросы формируют определённый стиль мышления, необходимый и будущему юристу, и будущему врачу.[5] Систематические занятия математикой формируют такие качества мышления, которые не могут быть получены в результате каких-либо других упражнений. Необходимость удерживать в памяти большие массивы данных и нужную последовательность их обработки тренирует гибкость мышления, устойчивость внимания, умение его концентрировать. "Если поручить двум людям, один из которых - математик, выполнение любой незнакомой работы, то результат будет следующим: математик сделает её лучше" - можно не согласиться с этими словами Г. Штейнгауза, но, бесспорно, тот потенциал, который даёт ученику полноценная математическая подготовка, будет иметь прямое влияние на успех его профессиональной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аммосова Н.В. Методико-математическая подготовка студентов педагогических факультетов к формированию творческой личности младшего школьника при обучении математике: Монография. -Астрахань: Изд-во АГПУ, 1999. - 170 с.
2. Балакирева Э.В. Преемственность как условие обеспечения непрерывного педагогического образования // Проблемы и перспективы взаимодействия вузов Санкт-Петербурга с регионами России в контексте реформирования образования: Материалы IV межрегиональной научно-практической конференции. - С - Петербург, 2001. -С. 181-182.
3. Батаршев А.В. Преемственность обучения в общеобразовательной и профессиональной школе СПб, 1996. - 90с.
4. Воронцов А.Б. Вопросы преемственности между начальной и средней школами в системе развивающего обучения. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова // Межрегиональный Вестник школ развития личности «Феникс». М.: Русская энциклопедия, 1996 Вып. 5.-С. 20-28.
5. Резник Н.А. Методические основы обучения математике с использованием средств развития визуального мышления. - М., 1997. - 500с.
6. Фридман Л.М. Теоретические основы методики обучения математике - М., 1998.-218с.
7. Цукарь А.Я. Теоретические основы образного мышления и практика их использования в обучении математике - Новосибирск. 1998 – 216с.