Курс математики в среднем профессиональном образовании несет двойную нагрузку — как самостоятельный учебный предмет, в котором должна соблюдаться строгая логическая последовательность изложения материала, и как аппарат для широкого применения его в специальных дисциплинах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Курс математики в среднем профессиональном образовании несет двойную нагрузку — как самостоятельный учебный предмет, в котором должна соблюдаться строгая логическая последовательность изложения материала, и как аппарат для широкого применения его в специальных дисциплинах. Изучение математики в среднем профессиональном образовании направлено на формирование общеучебных компетенций по четырем блокам: самоорганизации, самообучения, информационному, коммуникативному, а на их основе общих компетенций. Общие компетенции (ОК) формируются в процессе учебной и внеаудиторной самостоятельной деятельности студентов при изучении предмета. При этом общая компетенция понимается как совокупность знаний, способностей, умений и навыков, которые обусловливают познавательную активность обучающихся. Формирование общих компетенций является основой реализации федерального государственного образовательного стандарта нового поколения для учреждений среднего профессионального образования: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. ОК 11. Применять математический аппарат для решения профессиональных задач. Выбор приемов и методов формирования и развития общих компетенций является актуальным и важным для эффективной организации учебной и внеаудиторной самостоятельной деятельности студентов. Традиционный подход к обучению не всегда в полной мере позволяет это реализовать. Для решения этих задач, необходимо в структуру занятия включать компоненты, которые присущи активным методам обучения. Использование на уроках математики активных методов обучения помогает формировать не просто знания, а умения и потребности применять эти знания для анализа, оценки ситуации и принятия правильного решения. Изучение математики в среднем профессиональном образовании имеет свои особенности в зависимости от профиля профессионального образования. При освоении специальностей среднего профессионального образования естественно-научного, гуманитарного профилей математика изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования, а при освоении специальностей среднего профессионального образования технического и социально-экономического профилей профессионального образования математика изучается более углубленно, как профильная учебная дисциплина, учитывающая специфику осваиваемых специальностей. Это выражается в содержании обучения, количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубине их освоения студентами, видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Программа учебного предмета ориентирована на достижение следующих целей: ‒ обеспечение сформированности представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления математики; ‒ обеспечение сформированности логического, алгоритмического и математического мышления; ‒ обеспечение сформированности умений применять полученные знания при решении различных задач; ‒ обеспечение сформированности представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления. Еще одна особенность преподавания математики в среднем профессиональном образовании — внеаудиторная самостоятельная работа студентов, которая является одним из видов занятий. Цель организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов: ‒ систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических навыков; ‒ углубление и расширение теоретических знаний; ‒ развитие познавательных способностей, ответственности и организованности; ‒ формирование самостоятельности мышления, способности к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации; ‒ развитие исследовательских умений. При организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов необходимо использовать дифференцированный подход. Содержание такой работы устанавливается в соответствии с рекомендованными видами заданий согласно программе учебного предмета. Примерные виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы по математике: для овладения знаниями: ‒ чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); ‒ графическое изображение структуры текста; ‒ работа со справочниками; ‒ учебно-исследовательская работа; для закрепления и систематизации знаний: ‒ работа с конспектом лекций; ‒ повторная работа над пройденным материалом; ‒ составление таблиц для систематизации учебного материала; ‒ ответы на контрольные вопросы; ‒ подготовка сообщений на выступление на семинаре, конференции; ‒ подготовка рефератов, докладов; ‒ тестирование и др. для формирования умений и навыков: ‒ решение задач и упражнений по образцу; ‒ решение вариативных задач и упражнений; ‒ выполнение чертежей и схем; ‒ выполнение расчетно-графических работ; ‒ решение ситуационных профильных задач; ‒ упражнения — тренажеры. Перед выполнением студентами внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, основные требования к результатам работы, критерии оценки. Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами в зависимости от цели, тематики, уровня сложности, уровня умений студентов. Литература: Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины «Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия» для профессиональных образовательных организаций/ Башмаков М. И. — М.: Издательский центр «Академия», 2015. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 10.02.01 Организация и технология защиты информации.
Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату: Егорова, Н. В. Особенности преподавания математики в среднем профессиональном образовании / Н. В. Егорова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 1 (11). — С. 49-50. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/52/1892/ (дата обращения: 02.04.2021).