Математика нужна всем людям на земле. Без математики человек не сможет решать, мерить и считать. Невозможно построить дом, сосчитать деньги в кармане, измерить расстояние, сравнить детали механизмов. Если бы человек не знал математику, он не смог бы изобрести самолет, автомобиль, телевизор, холодильник и любую другую технику или программу. Математика нужна в истории, физике, черчении и даже в русском языке. Математика позволяет человеку думать. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять достаточно сложные расчеты, пользоваться вычислительной техникой, находить и применять нужные формулы, владеть приемами геометрических измерений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, составлять несложные алгоритмы. Греки изучали математику, чтобы познать мир, а римляне – для того, чтобы измерять земельные участки. А для чего изучаем математику мы? [1]
И если эпоха Великих географических открытий имеет чётко очерченные исторические рамки, то эпоха математических открытий, похоже, не закончится никогда.
Изучение математики развивает логическое мышление, приучает человека к точности, к умению видеть главное, сообщает необходимые сведения для понимания сложных задач, возникающих в различных областях деятельности современного человека.
Актуальность моего исследования состоит в том, что очень часто можно услышать такие высказывания: «Зачем нужно изучать математику, решать задачи. Научились считать, этого достаточно».
Цель исследования:
обоснование, необходимости изучения математики для овладения знаниями по специальности «Автомеханик»;
подбор математических задач, которые решаются в профессиональной деятельности автомеханика.
Задачи исследования:
изучить в каких областях математические знания более востребованы;
отобрать задачи, связанные с профессией автомеханик.
доказать важность владения математическими знаниями, обеспечивающими успешность, благополучие в профессиональной деятельности
Методы исследования:
поиск информации о применении математики в профессии автомеханика из различных источников;
работа с задачами из курса математики и других дисциплин.
Автомеханик - это рабочий широкого профиля, который выполняет операции по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, контролирует техническое состояние автомобилей с помощью диагностического оборудования и приборов, управляет автотранспортными средствами [2].
Виды деятельности профессии автомеханика:
Установление технического диагноза путем внешнего осмотра и инструментального контроля;
Своевременное и качественное проведение технического обслуживания автомобиля;
Осуществление ремонта автомобиля и его деталей;
Проведение технического осмотра, сборки, разборки, ремонта, замены всех соединений, узлов и электрооборудования автомобилей;
Регулирование механизмов и замена при необходимости неисправных деталей;
Проверка и испытание исправности деталей и узлов автомобиля; Поддержание в технически исправном, пригодном для эксплуатации состоянии автомобиля, его агрегатов, систем и механизмов [3].
Способности
Личностные качества, интересы и склонности
концентрация внимания (способность в течение длительного времени заниматься определенным видом деятельности); высокий уровень устойчивости внимания; хорошее пространственное воображение; хорошая моторная память (память на действия); физическая сила и выносливость; развитая ручная моторика; хорошая координация движений; способность конструировать; аналитическое мышление.
эмоциональная стабильность и надежность; терпеливость; ответственность за выполняемую работу; тщательность, аккуратность, систематичность в работе; самоконтроль; дисциплинированность; упорство, настойчивость.
Автомеханик - это человек, который занимается ремонтом машин. При этом в его обязанности входят диагностика проблемы, поиск подходящего способа ее решения и, соответственно, сами работы по ее устранению. Также эти специалисты проводят плановые техосмотры, которые установлены заводом-изготовителем автомобиля [3].
Поиск информации в сети Интернет позволил выделить ряд производственных задач, приводящие к необходимости применения математического аппарата.
Область автомобиля, где понадобятся знания математики:
Автомобильные фары. Установка катафотов и их форма.
Для того, чтобы зеркало фар отражало лучи параллельным пучком, зеркалу нужно придать форму параболоида вращения, внутри которого в отдельной точке находится лампочка. Параболоид вращения – это поверхность, которая образуется при вращении параболы вокруг её оси (рис. 1).
В школе мы изучали тему «График квадратичной функции и ее свойства» [2].
Задача 2 - Установка катафотов и их форма.
Отражающая поверхность световозвращателей сделана из множества прямоугольных пирамидок, попавший на них свет от внешнего источника отражается точно в обратном направлении, то есть в сторону того же источника.
Благодаря этому в свете фар своего автомобиля можно заметить на дороге или обочине машину с выключенными габаритными огнями (рис. 2).
Р ис. 1 Рис. 2
Задача 3 - Какие лампы выгоднее использовать для фар.
Ксеноновый свет обеспечивают лучшую видимость для водителя.
Световой поток в 2,8 раза мощнее галогеновых ламп.
Ксенон дает в 2,5 раза более дальнее освещение.
Ресурс ксеноновых ламп в 4-5 раз превышает ресурс обыкновенных
ламп.
Срок службы галогеновой лампочки равен четыремстам часам, а
ксеноновая лампа прослужит вам более трех тысяч часов.
Потребляемая мощность ксеноновых ламп в 1,5 раз меньше
галогеновых ламп.
Маленькое энергопотребление ксеноновых ламп, в свою очередь,
уменьшает нагрузку на генератор.
Уменьшается расход топлива, это приводит к уменьшению вредных Рис.3 выбросов в атмосферу (рис. 3)
Задача 4 - Форма шестеренки.
Чтобы изготовить шестеренку надо окружность разделить на n-равных частей. С этой задачей мы встречались на уроках геометрии: при помощи циркуля, линейки и транспортира делили окружность на любое количество равных частей.
Задача 5 - Проверка рулевого управления.
5.1. Люфт не должен превышать: на легковом автомобиле 10 градусов, на грузовом - 25 градусов, на автобусе - 20 градусов.
5.2. Пустить двигатель и установить колеса прямо. Слегка повернуть рулевое колесо в одну и другую сторону. В случае, если люфт a составляет более 30 мм, необходимо проверить рулевое управление и все детали рулевого механизма на чрезмерный люфт [2].
Задача 6 - Подбор поршней по цилиндрам.
Для подбора поршней к цилиндрам вычисляют зазор между ними. Зазор определяется как разность между замеренными диаметрами поршня и цилиндра. Номинальный зазор равен 0,025-0,045 мм, предельно допустимый – 0,15 мм. Диаметр поршня измеряют микрометром в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца, на расстоянии 51,5 мм от днища поршня (рис. 7) [2].
Рис. 7
Задача 7 - Умение математически грамотно прочитать таблицу.
Задачи, решаемые в профессиональной деятельности
1. Расчет остановочного пути
Выбирая скорость движения, водитель должен всегда помнить, что остановить автомобиль в один миг невозможно. Остановочный путь – это расстояние, пройденное транспортным средством с момента обнаружения водителем опасности до полной остановки. Состоит он из двух отрезков – это путь, проехавший автомобилем за время реакции водителя и тормозного пути, плюс зависимость от состояния дороги и многих других факторов.
Задача Легковой автомобиль движется по сухой дороге со скоростью 40 км/час. Тормозной путь легкового автомобиля при этой скорости, составляет 14,7 м. Какую длину составит остановочный путь, если реакция водителя составляет 1сек.
40 км = 40000м; 1час = 3600сек
1) 40000: 3600 = 11(м/сек) – путь, пройденный автомобилем за время реакции водителя
2) 11 + 14,7 = 25,7(м) – длина остановочного пути [2].
Заключение
Проведя анализ, я выяснил: в каких областях автомобиля, в работе автомеханика как могут использоваться и понадобятся знания математики.
В ходе работы над проектом, я сделал вывод о том, что «Математика» нужна не только в моей будущей профессии техника - механика, математика нужна всем людям на земле. Невозможно построить дом, измерить расстояние. Она позволяет человеку думать. Поэтому для технических профессий всегда необходимы задачи на движение, проценты, площади и объемы, составление уравнений и систем уравнений. Каждому человеку в своей жизни, в том числе и мне, приходится выполнять достаточно сложные расчеты, пользоваться вычислительной техникой, находить и применять нужные формулы, владеть приемами геометрических измерений, читать информацию, представленную в виде схем, таблиц, графиков и диаграмм [4].
Список использованной литературы
Богомолов, Н.В. Практические занятия по математике [Текст] / Н.В.Богомолов -5-е изд.-М:Высш.шк.,2002-495с.