kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Математическая грамотность школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Математическая грамотность пятиклассников 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Математическая грамотность школьников»

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ

Основные изменения в системе оценки образовательных достижений:

Основные изменения в системе оценки образовательных достижений:

  • К традиционной функции обратной связи добавляется функция ориентации системы образования на новые результаты;
  • Изменение целевых установок: от контроля и оценки качества образования к управлению и обеспечению качества образования.
  • Основной задачей и критерием оценки выступают не овладение обязательным минимумом содержания, а овладение системой учебных действий с изучаемым материалом: способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Основные изменения в системе оценки образовательных достижений:

Основные изменения в системе оценки образовательных достижений:

  • Расширяются объекты оценки: комплексная оценка ФГОС (предметные, метапредметные и личностные результаты), функциональная грамотность и стандарты 21 века;
  • Изменяется инструментарий оценки: переход на компьютерные форматы, оценка стратегий поведения.
  • Меняется система обработки данных: вводятся вероятностные математические модели.
  • К традиционным формам представления результатов добавляются комплексные профили образовательных результатов;
  • Разрабатываются рекомендации для учащихся с разными уровнями подготовки .
Определение     Впервые термин «функциональная грамотность» введен ЮНЕСКО в 1957г. и понимался как «совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни».   Функциональная грамотность (ФГ) – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений; А.А.Леонтьев   Функциональная грамотность – это уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни.

Определение

Впервые термин «функциональная грамотность» введен ЮНЕСКО в 1957г. и понимался как «совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни». Функциональная грамотность (ФГ) – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений; А.А.Леонтьев Функциональная грамотность – это уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни.

Определение Функциональная грамотность есть целый ряд навыков и умений – познавательных, эмоциональных и поведенческих, которые позволяют людям:  - жить и работать в качестве человеческой личности;  - развивать свой потенциал;  - принимать важные и обоснованные решения;  -эффективно функционировать в обществе в контексте с окружающей среды и более широкого сообщества, чтобы улучшить качество своей жизни и общества.

Определение

Функциональная грамотность есть целый ряд навыков и умений – познавательных, эмоциональных и поведенческих, которые позволяют людям: - жить и работать в качестве человеческой личности; - развивать свой потенциал; - принимать важные и обоснованные решения; -эффективно функционировать в обществе в контексте с окружающей среды и более широкого сообщества, чтобы улучшить качество своей жизни и общества.

Компоненты ФГ - знания сведений, правил, принципов; -усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности; -умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; -готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора

Компоненты ФГ

- знания сведений, правил, принципов;

-усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности;

-умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией;

-готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора

Основные направления ФГ

Основные направления ФГ

  • 1. Математическая грамотность;
  • 2. Читательская грамотность;
  • 3. Естественно-научная грамотность;
  • 4. Глобальные компетенции;
  • 5. Финансовая грамотность;
  • 6. Креативное и критическое мышление.
МАТЕМАТИЧЕКАЯ ГРАМОТНОСТЬ - это способность индивидуума формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ - способность понимать и использовать письменную речь во всем разнообразии ее форм, для целей требуемых обществом и ценных для индивида ЕСТЕСВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с развитием естественных наук и применением их достижений, его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.

МАТЕМАТИЧЕКАЯ ГРАМОТНОСТЬ -

это способность индивидуума формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах.

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ -

способность понимать и использовать письменную речь во всем разнообразии ее форм, для целей требуемых обществом и ценных для индивида

ЕСТЕСВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ -

способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с развитием естественных наук и применением их достижений, его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.

ГЛОБАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ - способность смотреть на мировые и межкультурные вопросы критически, с разных точек зрения, чтобы понимать, как различия между людьми влияют на восприятие, суждения и представления о себе и о других, и участвовать в открытом, адекватном и эффективном взаимодействии с другими людьми разного культурного происхождения на основе взаимного уважения к человеческому достоинству. ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ - достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения. КРЕАТИВНОЕ И КРИТИЧЕКОЕ МЫШЛЕНИЕ- способность анализировать информацию с точки зрения логики и личностно-психологического подхода, способность ставить новые вопросы. Вырабатывать аргументы, принимать решения.

ГЛОБАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ -

способность смотреть на мировые и межкультурные вопросы критически, с разных точек зрения, чтобы понимать, как различия между людьми влияют на восприятие, суждения и представления о себе и о других, и участвовать в открытом, адекватном и эффективном взаимодействии с другими людьми разного культурного происхождения на основе взаимного уважения к человеческому достоинству.

ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ -

достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения.

КРЕАТИВНОЕ И КРИТИЧЕКОЕ МЫШЛЕНИЕ-

способность анализировать информацию с точки зрения логики и личностно-психологического подхода, способность ставить новые вопросы. Вырабатывать аргументы, принимать решения.

Отличительные черты ФГ  Функциональная грамотность:  1) является базовым уровнем для формирования навыков чтения и письма;   2) направлена на решение бытовых проблем;   3) обнаруживается в конкретных обстоятельствах и характеризует человека в определенной ситуации;  4) связана с решением стандартных, стереотипных задач;   5) используется в качестве оценки, прежде всего, взрослого населения.    Основные компетенции, связанные с ФГ   1. Cпособность выбирать и использовать различные технологии.  2. Cпособность видеть проблемы и искать пути их решения.  3. Cпособность учиться всю жизнь.

Отличительные черты ФГ

Функциональная грамотность: 1) является базовым уровнем для формирования навыков чтения и письма;  2) направлена на решение бытовых проблем;  3) обнаруживается в конкретных обстоятельствах и характеризует человека в определенной ситуации; 4) связана с решением стандартных, стереотипных задач;  5) используется в качестве оценки, прежде всего, взрослого населения.  Основные компетенции, связанные с ФГ 1. Cпособность выбирать и использовать различные технологии. 2. Cпособность видеть проблемы и искать пути их решения. 3. Cпособность учиться всю жизнь.

Международные сравнительные исследования ФГ  PISA (Programme for International Student Assessment) – оценка функциональной грамотности 15-летних учащихся в области математики, чтения и естествознанияю.   PIRLS  (Progress in International Reading Literacy Study)– Международный проект

Международные сравнительные исследования ФГ

PISA (Programme for International Student Assessment) – оценка функциональной грамотности 15-летних учащихся в области математики, чтения и естествознанияю. PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study)– Международный проект "Исследование качества чтения и понимания текста" учащимися начальной школы (4 класс)   TIMSS – оценка качества математического и естественнонаучного образования в начальной, основной и средней школе (4, 8 и 11 классы)

Международные программа PISA (Programme for International Student Assessment)  Основная цель: оценка функциональной грамотности 15-летних учащихся в области математики, чтения и естествознания.   Исследовательский вопрос: Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе?   Фокус: Выявление факторов, позволяющих объяснить различия в результатах разных стран.   Циклы исследования: 2000, 2003, 2006, 2009, 2012, 2015, 2018 годы.

Международные программа

PISA

(Programme for International Student Assessment)

Основная цель: оценка функциональной грамотности 15-летних учащихся в области математики, чтения и естествознания. Исследовательский вопрос: Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе? Фокус: Выявление факторов, позволяющих объяснить различия в результатах разных стран. Циклы исследования: 2000, 2003, 2006, 2009, 2012, 2015, 2018 годы.

Новый взгляд на образование PISA

Новый взгляд на образование

PISA

Уровни ФГ в исследованиях PISA

Уровни ФГ в исследованиях PISA

Определение PISA

Определение PISA

  • « Математическая грамотность – это способность индивидуума формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов для описания, объяснения и предсказания явлений. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые должны принимать конструктивные, активные и размышляющие граждане»
Модель математической грамотности (PISA)

Модель математической грамотности (PISA)

Организации области исследования

Организации области исследования

  • математическое содержание , которое используется в заданиях
  • контекст, в котором представлена проблема
  • мыслительные процессы , которые описывают, что делает ученик, чтобы связать этот контекст с математикой, необходимой для решения поставленной проблемы
Области содержания PISA

Области содержания PISA

  • Изменения и зависимости (алгебра)
  • Пространство и форма (геометрия)
  • Неопределенность и данные (ТВ и статистика)
  • Количество (арифметика)
Мыслительные процессы PISA

Мыслительные процессы PISA

  • формулировать ситуацию математически
  • применять математические понятия, факты, процедуры размышления
  • интерпретировать, использовать и оценивать математические результаты
Задания на развитие ФГ включают в себя таблицы, графики, газетные статьи и т.д:   1. На графике точками отмечена цена тонны меди на момент закрытия биржевых торгов во все рабочие дни с 3 по 18 марта 2013 года. По горизонтали указываются числа месяца, по вертикали — цена тонны меди в евро. Когда было выгодно совершить покупку меди? А) 3 марта B) 13 марта C) 5 марта D) 4 марта E) 18 марта

Задания на развитие ФГ включают в себя таблицы, графики, газетные статьи и т.д:

1. На графике точками отмечена цена тонны меди на момент закрытия биржевых торгов во все рабочие дни с 3 по 18 марта 2013 года. По горизонтали указываются числа месяца, по вертикали — цена тонны меди в евро. Когда было выгодно совершить покупку меди?

А) 3 марта B) 13 марта C) 5 марта D) 4 марта E) 18 марта

2. Средний вес 12 мальчиков класса равен 50 кг, а средний вес девочек равен 45 кг. Сколь­ко в классе девочек, если средний вес одного ученика класса равен 48 кг? A) 10 B) 12 C) 8 D) 14 E) 16 3. Какова вероятность того, что случайно выбранная клетка шахматной доски - черная и не касается края доски? A) B) C) D) E)

2. Средний вес 12 мальчиков класса равен 50 кг, а средний вес девочек равен 45 кг. Сколь­ко в классе девочек, если средний вес одного ученика класса равен 48 кг?

A) 10 B) 12 C) 8 D) 14 E) 16

3. Какова вероятность того, что случайно выбранная клетка шахматной доски - черная и не касается края доски?

A) B) C) D) E)

4. График отражает средний балл студентов колледжа трех различных преподавателей на протяжении трех лет. Укажите верное утверждение.

4. График отражает средний балл студентов колледжа трех различных преподавателей на протяжении трех лет. Укажите верное утверждение.

  • A) все утверждения верны
  • B) средний балл преподавателя А 70
  • C) средний балл преподавателя C 70
  • D) средний балл преподавателя B 60
  • E) самое большое количество студентов на факультете было в 2010 году
«Пицца»

«Пицца»

  • «В пиццерии продаются два вида круглой пиццы, имеющих одинаковую толщину и разные размеры. Диаметр меньшей пиццы равен 30 см, и она стоит 30 зедов. Диаметр большей пиццы равен 40 см, и она стоит 40 зедов. Какие пиццы выгоднее продавать хозяину пиццерии? Приведите ваши рассуждения.»
  • Результат: 11%. Личный. Формулировать. Изменение и зависимости
«Продажа музыкальных дисков» Результат РФ:   1) 89%; 2) 72% Средний результат стран ОЭСР:   1) 87%; 2) 80% Максимальный результат:  1) 93%; 2) 91%

«Продажа музыкальных дисков»

  • Результат РФ:

1) 89%; 2) 72%

  • Средний результат стран ОЭСР:

1) 87%; 2) 80%

  • Максимальный результат:

1) 93%; 2) 91%

Пример задания «Парусные корабли»

Пример задания «Парусные корабли»

«Парусные корабли». PISA-2012

«Парусные корабли». PISA-2012

  • Содержание: Количество
  • Вид деятельности: Формулировать
  • Контекст: Научный
  • Результат РФ: 16%
  • Средний результат стран ОЭСР: 15%
  • Максимальный результат: 47%
Две текстовые задачи

Две текстовые задачи

  • «Сергей поймал 20 рыб и сложил их в ведро. Пока он складывал удочки, десятую часть всех рыб утащила кошка. На сколько уменьшилось число рыб в ведре?»
  • «В песочницу квадратной формы с длиной боковой стены, равной 2 м, требуется насыпать песок – по 10 кг на один квадратный метр. Сколько килограммов песка нужно для 10 таких песочниц?»
Эффект «типичной задачи»

Эффект «типичной задачи»

  • Решая типичную текстовую задачу, ученик подменяет этап понимания и составления модели категоризацией и поиском в памяти готового алгоритма для данной категории задач, моделирование подменяется поиском готовой модели.
  • При решении нетипичной задачи этапы понимания развернуты, самостоятельны, этап интерпретации логичен и осмыслен.
Типичная задача Размер колеса шоссейного велосипеда равен 27 дюймам. Чему равен размер обода такого колеса в сантиметрах, если 1 дюйм равен примерно 2,54 см ? Планируемый результат:  вычислять длину окружности в заданных единицах измерения, выполняя перевод одних единиц в другие, исходя из имеющейся справочной информации, округлять.

Типичная задача

  • Размер колеса шоссейного велосипеда равен 27 дюймам. Чему равен размер обода такого колеса в сантиметрах, если 1 дюйм равен примерно 2,54 см ?
  • Планируемый результат:

вычислять длину окружности в заданных единицах измерения, выполняя перевод одних единиц в другие, исходя из имеющейся справочной информации, округлять.

Задание 1. Чему равен размер обода шоссейного велосипеда в сантиметрах, если 1 дюйм равен примерно 2,54 см ? Размер колеса (в дюймах) Размер обода 20 (в см) Виды 159,5 24 велосипедов 191,4 Детские, складные 26 27 Трюковые, подростковые 207,4 ? Горные, прогулочные 27,5 Шоссейные 219,3 28 223,3 Горные Гибридные, дорожные

Задание 1. Чему равен размер обода шоссейного велосипеда в сантиметрах, если 1 дюйм равен примерно 2,54 см ?

Размер колеса

(в дюймах)

Размер обода

20

(в см)

Виды

159,5

24

велосипедов

191,4

Детские, складные

26

27

Трюковые, подростковые

207,4

?

Горные, прогулочные

27,5

Шоссейные

219,3

28

223,3

Горные

Гибридные, дорожные

Задание для формирования ФГ 1) Реальная задача с лишними данными; 2) два явных пути решения: по формуле и через пропорцию, значит, полезно обсудить и сравнить эти два способа с точки зрения рационализации; 3) можно поговорить о способах проверки, об оценке: между какими числами ответ, к какому ближе; 4) можно предложить неверные пути: найти среднее арифметическое соседних значений.

Задание для формирования ФГ

1) Реальная задача с лишними данными;

2) два явных пути решения: по формуле и через пропорцию, значит, полезно обсудить и сравнить эти два способа с точки зрения рационализации;

3) можно поговорить о способах проверки, об оценке: между какими числами ответ, к какому ближе;

4) можно предложить неверные пути: найти среднее арифметическое соседних значений.

Задание 2. Велосипедная рама  — основная часть велосипеда , к которой крепятся прочие компоненты . Размер рамы зависит от роста человека, люди маленького роста нуждаются в меньших рамах. На сайте дана следующая информация: «Для наиболее популярных моделей велосипедов приведем размеры рамы (в см) и ее соотношение с ростом велосипедиста: Рост 190 см (и более): шоссейные – 57-59, дорожные – 56-58, горные – 48-50, Рост 180 см: шоссейные – 53-55, дорожные – 50-52 и горные – 44-46, Рост 170 см: шоссейные – 50-52, дорожные – 46-48, горные – 41-44.» Представьте данную информацию в табличном виде.

Задание 2. Велосипедная рама  — основная часть велосипеда , к которой крепятся прочие компоненты . Размер рамы зависит от роста человека, люди маленького роста нуждаются в меньших рамах. На сайте дана следующая информация:

«Для наиболее популярных моделей велосипедов приведем размеры рамы (в см) и ее соотношение с ростом велосипедиста:

  • Рост 190 см (и более): шоссейные – 57-59, дорожные – 56-58, горные – 48-50,
  • Рост 180 см: шоссейные – 53-55, дорожные – 50-52 и горные – 44-46,
  • Рост 170 см: шоссейные – 50-52, дорожные – 46-48, горные – 41-44.»

Представьте данную информацию в табличном виде.

Задание 3. В таблице представлены размеры колес для детских велосипедов. Чтобы подобрать ребенку велосипед, можно руководствоваться таблицей. Подберите размер колеса для ребенка шести с половиной лет ростом 118 см.     Размер колеса (в дюймах) Рост ребенка  12 (в см) Возраст, до 98 12, 14 лет         От 98 до104 2-3 14, 16 16, 18 3-4 От 104 до110 От 110 до116 4-5 18, 20 5-6 От 116 до128 20, 24 От 128 до 164 7-8 от 8

Задание 3. В таблице представлены размеры колес для детских велосипедов. Чтобы подобрать ребенку велосипед, можно руководствоваться таблицей. Подберите размер колеса для ребенка шести с половиной лет ростом 118 см.

Размер колеса

(в дюймах)

Рост ребенка 

12

(в см)

Возраст,

до 98

12, 14

лет        

От 98 до104

2-3

14, 16

16, 18

3-4

От 104 до110

От 110 до116

4-5

18, 20

5-6

От 116 до128

20, 24

От 128 до 164

7-8

от 8

Определение PISA

Определение PISA

  • Читательская грамотность – способность понимать и использовать письменные тексты, способность размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей.
Пример задания для оценки читательской грамотности

Пример задания для оценки читательской грамотности

Определение PISA

Определение PISA

Модель естественнонаучной грамотности (PISA-2015)

Модель естественнонаучной грамотности (PISA-2015)

РЕЗУЛЬТАТЫ РФ В ИССЛЕДОВАНИИ PISA                                 Место РФ среди других стран-участниц (по количеству баллов)   Направление исследования Естественнонаучная грамотность      PISA-2000             26     Математическая грамотность      PISA-2003      PISA-2006       Читательская грамотность             24             22             35             27      PISA-2009             29      PISA-2012           39             32             34             39             37           38      PISA-2015             34             32           43             42             23             26

РЕЗУЛЬТАТЫ РФ В ИССЛЕДОВАНИИ PISA

 

                              Место РФ среди других стран-участниц (по количеству баллов)

  Направление исследования

Естественнонаучная грамотность

     PISA-2000

            26

    Математическая грамотность

     PISA-2003

     PISA-2006

      Читательская грамотность

            24

            22

            35

            27

     PISA-2009

            29

     PISA-2012

          39

            32

            34

            39

            37

          38

     PISA-2015

            34

            32

          43

            42

            23

            26

                                                    Место РФ среди других стран-участниц*   Направление исследования      PISA-2000 Естественнонаучная грамотность      PISA-2003           26-29     Математическая грамотность      PISA-2006       Читательская грамотность           21-25           20-30           29-31           33-38           27-29      PISA-2009           38-40           32-34           32-36      PISA-2012           38-39           37-40           34-38      PISA-2015           41-43           30-34           31-39           20-30           38-42           19-30

 

                                                  Место РФ среди других стран-участниц*

  Направление исследования

     PISA-2000

Естественнонаучная грамотность

     PISA-2003

          26-29

    Математическая грамотность

     PISA-2006

      Читательская грамотность

          21-25

          20-30

          29-31

          33-38

          27-29

     PISA-2009

          38-40

          32-34

          32-36

     PISA-2012

          38-39

          37-40

          34-38

     PISA-2015

          41-43

          30-34

          31-39

          20-30

          38-42

          19-30

                                                     Количество баллов РФ (по 1000-балльной шкале)   Направление исследования      PISA-2000 Естественнонаучная грамотность     Математическая грамотность           460      PISA-2003       Читательская грамотность           478      PISA-2006           489           462      PISA-2009           468           479           478           442      PISA-2012           476           486      PISA-2015           468           440           459           487           482           494           475           495

 

                                                   Количество баллов РФ (по 1000-балльной шкале)

  Направление исследования

     PISA-2000

Естественнонаучная грамотность

    Математическая грамотность

          460

     PISA-2003

      Читательская грамотность

          478

     PISA-2006

          489

          462

     PISA-2009

          468

          479

          478

          442

     PISA-2012

          476

          486

     PISA-2015

          468

          440

          459

          487

          482

          494

          475

          495

Динамика математической грамотности

Динамика математической грамотности

Результаты математической грамотности по областям содержания  PISA-2012 и 2015

Результаты математической грамотности по областям содержания PISA-2012 и 2015

ИССЛЕДОВАНИЯ PISA-2021 В 2021 году основное направление исследования PISA - математическая грамотность . Исследование PISA-2021 будет измерять, насколько эффективно образовательные системы стран готовят учащихся к использованию математики во всех аспектах их личной, общественной и профессиональной жизни. 

ИССЛЕДОВАНИЯ PISA-2021

В 2021 году основное направление исследования PISA - математическая грамотность .

Исследование PISA-2021 будет измерять, насколько эффективно образовательные системы стран готовят учащихся к использованию математики во всех аспектах их личной, общественной и профессиональной жизни. 

В ИССЛЕДОВАНИЯХ PISA-2021 Под математической грамотностью понимается способность учащихся:  • распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности и которые можно решить средствами математики;  • формулировать эти проблемы на языке математики;  • решать эти проблемы, используя математические факты и методы;  • анализировать использованные методы решения;  • интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы

В ИССЛЕДОВАНИЯХ PISA-2021

Под математической грамотностью понимается способность учащихся: • распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности и которые можно решить средствами математики; • формулировать эти проблемы на языке математики; • решать эти проблемы, используя математические факты и методы; • анализировать использованные методы решения; • интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы

Чтение – это технология интеллектуального развития, способ обретения культуры, посредник в общении, средство для решения жизненных проблем.  Без чтения невозможно интеллектуальное развитие и самообразование, которое продолжается в течение всей жизни.   Содержание текста всегда имеет множество степеней свободы: разные люди понимают один и тот же текст по-разному в силу своих индивидуальных особенностей и жизненного опыта (Л. Выготский).     Функциональное  чтение – это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. При функциональном чтении применяются приемы просмотрового чтения (сканирования) и аналитического чтения (выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц).

Чтение – это технология интеллектуального развития, способ обретения культуры, посредник в общении, средство для решения жизненных проблем. Без чтения невозможно интеллектуальное развитие и самообразование, которое продолжается в течение всей жизни. Содержание текста всегда имеет множество степеней свободы: разные люди понимают один и тот же текст по-разному в силу своих индивидуальных особенностей и жизненного опыта (Л. Выготский).   Функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. При функциональном чтении применяются приемы просмотрового чтения (сканирования) и аналитического чтения (выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц).

ГРАМОТНОСТЬ ЧТЕНИЯ В исследованиях PISA и PIRLS, под грамотностью чтения предлагается понимать способность ученика к осмыслению письменных текстов и их рефлексии, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества. Слово «грамотность» подразумевает успешность в овладении учащимися чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования, подготовки к трудовой деятельности, участия в труде и жизни общества.

ГРАМОТНОСТЬ ЧТЕНИЯ

В исследованиях PISA и PIRLS, под грамотностью чтения предлагается понимать способность ученика к осмыслению письменных текстов и их рефлексии, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества. Слово «грамотность» подразумевает успешность в овладении учащимися чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования, подготовки к трудовой деятельности, участия в труде и жизни общества.

ГРАМОТНОСТЬ ЧТЕНИЯ ПОДРАЗДЕЛЯЕТСЯ НА УРОВНИ - поиск в тексте нужной информации по простому критерию (самый низкий уровень); - поиск в тексте нужной информации по множественным критериям; - поиск в тексте нужной информации, распознавание связи между отрывками информации, работа с известной, но противоречивой информацией; - поиск и установление последовательности или комбинации отрывков, содержащих глубоко скрытую информацию, умение сделать вывод о том, какая информация в тексте необходима для выполнения задания; - понимание сложных текстов и их интерпретация, формулирование выводов и гипотез относительно содержания текста.

ГРАМОТНОСТЬ ЧТЕНИЯ ПОДРАЗДЕЛЯЕТСЯ НА УРОВНИ

- поиск в тексте нужной информации по простому критерию (самый низкий уровень);

- поиск в тексте нужной информации по множественным критериям;

- поиск в тексте нужной информации, распознавание связи между отрывками информации, работа с известной, но противоречивой информацией;

- поиск и установление последовательности или комбинации отрывков,

содержащих глубоко скрытую информацию, умение сделать вывод о том, какая информация в тексте необходима для выполнения задания;

- понимание сложных текстов и их интерпретация, формулирование выводов и гипотез относительно содержания текста.

Ученик, у которого сформированы навыки функционального чтения, может «свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста – для его понимания, сжатия, преобразования и т.д.». (А.А. Леонтьев).    Ученик, у которого сформированы навыки функциональной грамотности, умеет пользоваться различными видами чтения (изучающим, просмотровым, ознакомительным).     Он способен переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и понимания и данному виду текстов.   

Ученик, у которого сформированы навыки функционального чтения, может «свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста – для его понимания, сжатия, преобразования и т.д.». (А.А. Леонтьев).  Ученик, у которого сформированы навыки функциональной грамотности, умеет пользоваться различными видами чтения (изучающим, просмотровым, ознакомительным).   Он способен переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и понимания и данному виду текстов.  

В определении математической грамотности особое внимание уделяется использованию математики для решения практических задач в различных контекстах. В концепции по математике исследования PISA-2021 ключевой составляющей понятия математическая грамотность является  математическое рассуждение.
  • В определении математической грамотности особое внимание уделяется использованию математики для решения практических задач в различных контекстах.
  • В концепции по математике исследования PISA-2021 ключевой составляющей понятия математическая грамотность является  математическое рассуждение.
В рамках данной концепции  математическое содержание  разделено по четырем категориям: Количество Неопределенность и данные Изменение и зависимости Пространство и форма   Кроме этого, в концепцию по математике были добавлены  восемь навыков 21 века :

В рамках данной концепции  математическое содержание  разделено по четырем категориям:

  • Количество
  • Неопределенность и данные
  • Изменение и зависимости
  • Пространство и форма
  •  

Кроме этого, в концепцию по математике были добавлены  восемь навыков 21 века :

  • Критическое мышление
  • Креативность
  • Исследование и изучение
  • Саморегуляция, инициативность и настойчивость
  • Использование информации
  • Системное мышление
  • Коммуникация
  • Рефлексия
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ - это способность учащегося использовать математические знания, приобретенные им за время обучения в школе, для решения разнообразных задач.    Эффективными способами развития функциональной грамотности являются:  - компетентностно-ориентированные задания (задачи международного исследования PISA);  - интегрированные задания (матем.-физика, матем.-экономика, и тд.);  - информационные технологии (дистанционные курсы, олимпиады).

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ -

это способность учащегося использовать математические знания, приобретенные им за время обучения в школе, для решения разнообразных задач. Эффективными способами развития функциональной грамотности являются: - компетентностно-ориентированные задания (задачи международного исследования PISA); - интегрированные задания (матем.-физика, матем.-экономика, и тд.); - информационные технологии (дистанционные курсы, олимпиады).

ФОРМИРОВАНИЕ ФГ НА УРОКАХ  МАТЕМАТИКИ         На уроках математики функциональную грамотность формируют через   -решение нестандартных задач;  - решение задач , которые требуют приближенных методов вычисления и оценки данных величин;  - задания практического содержания;  - логические задания.

ФОРМИРОВАНИЕ ФГ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

На уроках математики функциональную грамотность формируют через -решение нестандартных задач; - решение задач , которые требуют приближенных методов вычисления и оценки данных величин; - задания практического содержания; - логические задания.

ФОРМЫ РАБОТЫ НАД ЗАДАЧЕЙ

ФОРМЫ РАБОТЫ НАД ЗАДАЧЕЙ

  • 1. Работа над решенной задачей.
  • 2. Решение задач разными способами.
  • 3. Представление ситуации, описанной в задачи и её моделирование:
  • а) с помощью отрезков.
  • б) с помощью чертежа.
  • В) с помощью таблицы
  • 4. Разбивка текста задачи на значимые части.
  • 5. Решение задач с недостающими или лишними данными.
  • 6. Самостоятельное составление задач учениками.
  • 7. Изменение вопроса задачи.
  • 8. Выбор решения из двух предложенных (верного и неверного).
  • 9. Закончить решение задачи.
  • 10. Составление аналогичной задачи с измененными данными.
  • 11. Составление и решение обратных задач.
Проблемное обучение – это использование проблемных заданий на уроках математики, которые позволят развивать такие качества личности как: находчивость, сообразительность, способность к нестандартным решениям, проблемное видение, гибкость ума, мобильность, информационная и коммуникативная культура.   Работа с текстом. Ученик должен понимать тексты различных видов, размышлять над их содержанием, оценивать их смысл и значение и излагать свои мысли о прочитанном.   Для формирования грамотной, логически верной математической речи можно использовать составление математического словаря, написание математического диктанта, выполнение заданий, направленных на грамотное написание, произношение и употребление имен числительных, математических терминов.

Проблемное обучение – это использование проблемных заданий на уроках математики, которые позволят развивать такие качества личности как: находчивость, сообразительность, способность к нестандартным решениям, проблемное видение, гибкость ума, мобильность, информационная и коммуникативная культура. Работа с текстом. Ученик должен понимать тексты различных видов, размышлять над их содержанием, оценивать их смысл и значение и излагать свои мысли о прочитанном. Для формирования грамотной, логически верной математической речи можно использовать составление математического словаря, написание математического диктанта, выполнение заданий, направленных на грамотное написание, произношение и употребление имен числительных, математических терминов.

Формирование у каждого учащегося опыта творческой социально значимой деятельности в реализации своих способностей.  Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - практических расчетов по формулам, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства; - построения и исследования простейших математических моделей; - описания и исследования с помощью функций реальных зависимостей, представления их графически; - интерпретации графиков реальных процессов; - решения геометрических, физических, экономических, логических и других прикладных задач; - анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, анализа информации статистического характера; - исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур; вычисления длин, площадей и объемов реальных объектов при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.  

Формирование у каждого учащегося опыта творческой социально значимой деятельности в реализации своих способностей.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- практических расчетов по формулам, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства;

- построения и исследования простейших математических моделей;

- описания и исследования с помощью функций реальных зависимостей, представления их графически;

- интерпретации графиков реальных процессов;

- решения геометрических, физических, экономических, логических и других прикладных задач;

- анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, анализа информации статистического характера;

- исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур; вычисления длин, площадей и объемов реальных объектов при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.

 

Практико-ориентированные задания: 1.Больному прописано лекарство, которое нужно пить по 0,5 г 3 раза в день в течение 8 дней. В одной упаковке 10 таблеток лекарства по 0,25 г. Какого наименьшего количества упаковок хватит на весь курс лечения? 2.Пакетик сока стоит 80 руб. Какое наибольшее число пакетиков сока можно купить на 500 руб.? (Хватит ли денег Вите, если он захочет купить сок себе и угостить пятерых друзей; если «да», то сколько денег у него останется?) 3.Аня купила месячный проездной билет на автобус. За месяц она сделала 112 поездок. Сколько руб. она сэкономила, если проездной билет стоит 7000 тенге, а разовая поездка 75 руб.? 4.В супермаркете проходит рекламная акция: заплатив за две шоколадки, покупатель получает три шоколадки (одна шоколадка в подарок). Шоколадка стоит 220 руб. Какое наибольшее число шоколадок можно получить на1200 руб.?

Практико-ориентированные задания:

1.Больному прописано лекарство, которое нужно пить по 0,5 г 3 раза в день в течение 8 дней. В одной упаковке 10 таблеток лекарства по 0,25 г. Какого наименьшего количества упаковок хватит на весь курс лечения?

2.Пакетик сока стоит 80 руб. Какое наибольшее число пакетиков сока можно купить на 500 руб.? (Хватит ли денег Вите, если он захочет купить сок себе и угостить пятерых друзей; если «да», то сколько денег у него останется?)

3.Аня купила месячный проездной билет на автобус. За месяц она сделала 112 поездок. Сколько руб. она сэкономила, если проездной билет стоит 7000 тенге, а разовая поездка 75 руб.?

4.В супермаркете проходит рекламная акция: заплатив за две шоколадки, покупатель получает три шоколадки (одна шоколадка в подарок). Шоколадка стоит 220 руб. Какое наибольшее число шоколадок можно получить на1200 руб.?

Задания с выбором нескольких правильных ответов:   1) График функции проходит через точку…  А) B) C) D) E) F) G) H)

Задания с выбором нескольких правильных ответов:

1) График функции проходит через точку… А) B) C) D) E) F) G) H)

Учащиеся, уверенно использующие некоторое умение на одном предмете, далеко не всегда смогут применить его на другой дисциплине.   Для решения этой проблемы существует несколько путей :  - учитель может сам продемонстрировать некоторые способы работы с символическим текстом на предметных и непредметных материалах, раскрывая смысл, логику, особенности преобразований;  - можно организовать групповую или самостоятельную индивидуальную работу с символическим текстом, в которой необходимо переводить текст с обычного языка на математический, с геометрического – на язык векторов, а также переводить модель, заданную одним способом, в иную модель.

Учащиеся, уверенно использующие некоторое умение на одном предмете, далеко не всегда смогут применить его на другой дисциплине. Для решения этой проблемы существует несколько путей : - учитель может сам продемонстрировать некоторые способы работы с символическим текстом на предметных и непредметных материалах, раскрывая смысл, логику, особенности преобразований; - можно организовать групповую или самостоятельную индивидуальную работу с символическим текстом, в которой необходимо переводить текст с обычного языка на математический, с геометрического – на язык векторов, а также переводить модель, заданную одним способом, в иную модель.

Выпускник будет обладать совокупностью ключевых компетенций :   Изучать:  Уметь извлекать пользу из опыта; организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их; организовывать свои собственные приемы обучения; уметь решать проблемы; самостоятельно заниматься своим обучением.   Искать : Запрашивать различные базы данных; опрашивать окружение; консультироваться у эксперта; получать информация; уметь работать с документами и классифицировать их.   Думать : Организовывать связь прошлых и настоящих событий; критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ; уметь противостоять неуверенности и сложности; занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение; видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа; оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением ,а также с окружающей средой; уметь оценивать произведение искусства и литературы.

Выпускник будет обладать совокупностью ключевых компетенций : Изучать:  Уметь извлекать пользу из опыта; организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их; организовывать свои собственные приемы обучения; уметь решать проблемы; самостоятельно заниматься своим обучением. Искать : Запрашивать различные базы данных; опрашивать окружение; консультироваться у эксперта; получать информация; уметь работать с документами и классифицировать их. Думать : Организовывать связь прошлых и настоящих событий; критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ; уметь противостоять неуверенности и сложности; занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение; видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа; оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением ,а также с окружающей средой; уметь оценивать произведение искусства и литературы.

ИНДИКАТОРЫ ФГ И ИХ ПОКАЗАТЕЛИ

Индикаторы ФГ

Умения (показатели)

1. Общая грамотность.

Написать сочинение, реферат.

 

Считать без калькулятора.

 

Свободно отвечать на вопросы.

 

Написать заявление, заполнить бланк.

2. Компьютерная грамотность.

Искать информацию в Интернет.

 

Пользоваться электронной почтой.

 

Создавать и распечатывать тексты.

3. Информационная грамотность.

Находить и отбирать нужную информацию из справочников, книг и тд.

 

Читать чертежи, схемы, графики.

 

Использовать информацию из СМИ.

 

Анализировать числовую информацию.

4. Коммуникативная грамотность.

Работать в группе, команде.

 

Расположить к себе других людей.

 

Приспосабливаться к новым условиям и требованиям.

 

Организовать работу группы.

5. Грамотность при овладении иностранными языками.

Перевести со словарем текст.

 

Рассказать о себе, друзьях, своем городе.

 

Понимать тексты на инструкциях и упаковках товаров.

6. Бытовая грамотность.

Выбирать продукты, товары и услуги.

 

 

Планировать расходы.

Использовать бытовые устройства согласно инструкциям.

 

Ориентироваться в чужом городе с помощью карты.

7. Грамотность поведения в чрезвычайных ситуациях.

Оказывать ПМП.

 

Обратиться за помощью к спец. службам.

 

Вести себя в условиях угрозы безопасности.

8. Общественно-политическая грамотность.

Отстаивать свои права и интересы.

 

Различать уголовное, административное и дисциплинарное правонарушение.

1. Общая грамотность – это владение элементарными навыками и умениями (чтение, письмо, счет).  2. Компьютерная грамотность – это владение навыками использования средств вычислительной техники, понимание основ информатики и значения информационной технологии в жизни общества.  3. Информационная грамотность – умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из Интернета и компакт-дисков учебного содержания, а также из других различных источников, перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разными способами;

1. Общая грамотность – это владение элементарными навыками и умениями (чтение, письмо, счет). 2. Компьютерная грамотность – это владение навыками использования средств вычислительной техники, понимание основ информатики и значения информационной технологии в жизни общества. 3. Информационная грамотность – умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из Интернета и компакт-дисков учебного содержания, а также из других различных источников, перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разными способами;

4. Коммуникативная грамотность – это свободное владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь; самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи, а также компьютерной, которая совмещает признаки устной и письменной форм речи;  5. Грамотность при овладении иностранными языками – это овладение новыми языковыми средствами (фонет., грамм., лекс., орфограф.) в соответствии с темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы.  6. Бытовая грамотность – это

4. Коммуникативная грамотность – это свободное владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь; самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи, а также компьютерной, которая совмещает признаки устной и письменной форм речи; 5. Грамотность при овладении иностранными языками – это овладение новыми языковыми средствами (фонет., грамм., лекс., орфограф.) в соответствии с темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы. 6. Бытовая грамотность – это

7. Грамотность поведения в чрезвычайных ситуациях – это владение достаточными знаниями в области чрезвычайных ситуаций, правилами поведения и определенными действиями в различных чрезвычайных ситуациях.   8. Общественно-политическая грамотность – это умение ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочниками, картами и тд.; отстаивать свои права и точку зрения, умение объяснить функции и полномочия президента, парламента, правительства; разъяснить различия между уголовным, административным и дисциплинарным нарушением.

7. Грамотность поведения в чрезвычайных ситуациях – это владение достаточными знаниями в области чрезвычайных ситуаций, правилами поведения и определенными действиями в различных чрезвычайных ситуациях. 8. Общественно-политическая грамотность – это умение ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочниками, картами и тд.; отстаивать свои права и точку зрения, умение объяснить функции и полномочия президента, парламента, правительства; разъяснить различия между уголовным, административным и дисциплинарным нарушением.

ИНДИКАТОРЫ ФГ  1. Общая грамотность.  2. Компьютерная грамотность.  3. Информационная грамотность.  4. Коммуникативная грамотность.  5. Грамотность при овладении иностранными языками.  6. Бытовая грамотность.  7. Грамотность поведения в чрезвычайных ситуациях.  8. Общественно-политическая грамотность.

ИНДИКАТОРЫ ФГ

1. Общая грамотность. 2. Компьютерная грамотность. 3. Информационная грамотность. 4. Коммуникативная грамотность. 5. Грамотность при овладении иностранными языками. 6. Бытовая грамотность. 7. Грамотность поведения в чрезвычайных ситуациях. 8. Общественно-политическая грамотность.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Математическая грамотность школьников

Автор: Исламов Альберт Хадыевич

Дата: 12.03.2024

Номер свидетельства: 647048

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Тема: Развитие математической грамотности младших школьников в процессе выполнения исследовательских заданий."
    ["seo_title"] => string(80) "tiema_razvitiie_matiematichieskoi_ghramotnosti_mladshikh_shkol_nikov_v_protsiess"
    ["file_id"] => string(6) "406998"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1491415597"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Доклад на тему "ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ» ""
    ["seo_title"] => string(96) "doklad-na-tiemu-funktsional-naia-gramotnost-shkol-nikov-aktual-nyie-probliemy-i-puti-rieshieniia"
    ["file_id"] => string(6) "296694"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456067257"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Доклад на тему "ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ» ""
    ["seo_title"] => string(98) "doklad-na-tiemu-funktsional-naia-gramotnost-shkol-nikov-aktual-nyie-probliemy-i-puti-rieshieniia-1"
    ["file_id"] => string(6) "296695"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456067264"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Математическая грамотность школьника, как компонент функциональной грамотности"
    ["seo_title"] => string(78) "matematicheskaia_gramotnost_shkolnika_kak_komponent_funktsionalnoi_gramotnosti"
    ["file_id"] => string(6) "590465"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1636031689"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Опыт работы по теме "Активные стратегии обучения в повышении качества математической грамотности школьников"""
    ["seo_title"] => string(80) "opyt_raboty_po_teme_aktivnye_strategii_obucheniia_v_povyshenii_kachestva_matemat"
    ["file_id"] => string(6) "563319"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1605322945"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства