Просмотр содержимого документа
«Классификация приёмов учебной деятельности учащихся в школьном курсе математики»
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИЕМОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ
Задача обучения, включающего формирование приемов учебной деятельности в процессе изучения конкретной темы курса математики, состоит в том, чтобы организовать деятельность учащихся по усвоению изучаемого материала. С этой целью учителю необходимо раскрыть содержание и структуру учебной деятельности на данном этапе обучения, т. е. определить предмет усвоения, включающий теоретические знания и соответствующие способы действий. Наиболее существенным здесь является умение учителя выделить приемы учебной деятельности учащихся по усвоению теоретических знаний. Помочь в этом учителю может следующая схема анализа изучаемого материала: - типология учебных задач; - конкретный тип задач; - знания и умения, необходимые для решения задач данного типа; -соответствующи й прием деятельности;
Например, в такой содержательно-методической линии школьного курса геометрии, как геометрические построения, можно выделить задачи на построение методом геометрических мест, методом подобия, методом симметрии и т. д. В задачах на построение методом геометрических мест, в свою очередь, можно выделить два типа: найти точку, лежащую: а) на данной фигуре и на одном из изученных геометрических мест точек; б) на двух известных геометрических местах точек. Для решения задач первого типа учащимся необходимо:
- знать определения геометрических фигур и геометрических мест точек и уметь их формулировать;
- уметь строить известные геометрические фигуры и геометрические места точек;
- уметь распознавать геометрическую фигуру и геометрические места точек на чертеже;
- уметь находить точки пересечения геометрических фигур.
Таким образом, обобщенный прием решения задач первого типа можно сформулировать так:
Изучить условие задачи.
Назвать (указать на чертеже, построить) данную геометрическую фигуру, на которой по условию задачи лежит искомая точка.
Назвать геометрическое место точек, указанное в задаче.
Построить названное геометрическое место точек.
Найти искомую точку как пересечение данной фигуры и построенного геометрического места точек.
После такого анализа можно определить последовательность педагогических действий учителя, которая составит методику его работы по формированию приемов учебной деятельности учащихся по усвоению данного материала.
Приемы учебной деятельности должны составлять систему, адекватную системе изучаемого материала. Построение такой системы осуществляется с помощью классификации приемов учебной деятельности.
Классификация может быть проведена по различным основаниям.
1) характер (тип) учебной деятельности учащихся;
2) этапы процесса усвоения знаний и способов деятельности.
Первое отражает связь приемов с содержанием учебного предмета и типами учебных задач, второе — с организацией реального процесса обучения. Выбор этих оснований объясняется целью классификации — использованием ее для управления процессом формирования приемов учебной деятельности учащихся.
По первому основанию в школьном курсе математики можно выделить следующие четыре группы приемов учебной деятельности:
Общеучебные приемы,не зависящие от специфики предмета математики и используемые поэтому в разных учебных предметах. Эту группу можно разделить на две подгруппы:
1) приемы общей (внешней) организации учебной деятельности — организация внимания, планирование, самоконтроль, работа с учебником и справочной литературой, организация домашней работы и т. д.; их можно также назвать приемами управления учебной деятельностью;
2) приемы мыслительной (внутренней) деятельности — овладение и оперирование представлениями, понятиями, суждениями, умозаключениями, мыслительными операциями).
Общие приемы учебной деятельности по математике (общематематические приемы) используются во всех математических дисциплинах.
Это: 1) приемы работы с учебником математики и математическими таблицами, приемы организации домашней работы по математике, ведение тетради по математике и т. д. Они незначительно отличаются от соответствующих общеучебных приемов;
2) приемы мыслительной деятельности в сфере математических объектов: приемы работы с математическими понятиями, суждениями (аксиомами и теоремами разных видов), умозаключениями (индуктивными и дедуктивными доказательствами теорем), приемы характерных для математики мыслительных операций (анализ, абстрагирование, конкретизация и т. п.).
III. Специальные приемы учебной деятельностипо отдельным математическим дисциплинам (арифметике, алгебре, геометрии, началам анализа) — это такие общематематические приемы, которые принимают свою особую форму в соответствии со спецификой содержания курса и особенностями его задач. Они используются в любых разделах этого курса. Например, в школьном курсе алгебры — это приемы тождественных преобразований выражений, приемы решения уравнений, неравенств и их систем, приемы рационализации вычислений с использованием алгебраических преобразований, приемы решения задач с помощью уравнений и т. д. В курсе геометрии — это приемы построения геометрических фигур, выполнения чертежа по условию задачи, приемы чтения чертежа и т. д. В каждом из специальных приемов можно выделить подгруппы частных приемов, соответствующих конкретным задачам. Например, из приемов тождественных преобразований выражений можно выделить приемы упрощения выражений, приемы разложения выражений на множители, приемы доказательства тождеств и т. д. Без усвоения специальных приемов учебной деятельности содержание предмета усваивается формально.
IV. Частные приемы учебной деятельности — это такие специальные приемы, которые конкретизированы для решения более узких задач и используются в определенных темах курса.
Можно разобрать на примере соотношение между различными типами приемов.
Рассмотрим состав общего приема решения математической задачи. Умение представить ход решения задачи в виде некоторой схемы дисциплинирует мышление, воспитывает алгоритмическую культуру, а наглядное ее изображение закрепляет в памяти специфические действия в составе приема. Тогда состав общего приема решения математической задачи можно представить так:
1) изучить содержание задачи;
2) если нужно, провести анализ — поиск решения;
3) на основе анализа составить план решения или сформулировать известный план решения задач данного класса;
4) решить задачу по составленному плану;
5) записать решение;
6) если нужно, проверить или исследовать решение;
7) рассмотреть другие возможные способы решения, выбрать наиболее рациональный;
8) записать ответ.
Один и тот же прием деятельности в различных ситуациях может выступать как частный по отношению к более общему приему и как обобщенный по отношению к еще более узким приемам. Так, можно сформулировать частные приемы решения линейного уравнения на основе нахождения неизвестных компонентов действий в младших классах. По отношению к ним отмеченный выше частный прием решения линейного уравнения является обобщенным.
С накоплением теоретических знаний у учащихся расширяется «поле поиска» решения задач. Это создает условия как для обобщения приемов их решения, так и для специализации и конкретизации этих приемов учебной деятельности.
В школьном курсе математики можно выделить следующие три группы приемов учебной деятельности учащихся:
Приемы восприятия новых знаний и способов деятельности.
Приемы переработки и осмысления новых знаний и способов деятельности.
Приемы закрепления и применения знаний и способов деятельности.
Приемы, входящие в состав первой классификации, используются на различных этапах усвоения знаний и формирования приемов учебной деятельности. Претерпевая перестройку, они образуют приемы, входящие в состав второй классификации.
Например, на этапе восприятия нового понятия учащимся нужен общий прием определения понятия через указание рода и видовых отличий. В дальнейшем этот прием видоизменяется и на его основе строятся приемы подведения под понятие и запоминания определения понятия.