kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Классификация приёмов учебной деятельности учащихся в школьном курсе математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

задача обучения математики состоит в том, чтобы организовать деятельность учащихся по усвоению изучаемого материала.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Классификация приёмов учебной деятельности учащихся в школьном курсе математики»

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИЕМОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ

Задача обучения, включающего формирование приемов учеб­ной деятельности в процессе изучения конкретной темы курса математики, состоит в том, чтобы организовать деятельность учащихся по усвоению изучаемого материала. С этой целью учителю необходимо раскрыть содержание и структуру учебной деятельности на данном этапе обучения, т. е. определить предмет усвоения, включающий теоретические знания и соответствующие способы действий. Наиболее существенным здесь является уме­ние учителя выделить приемы учебной деятельности учащихся по усвоению теоретических знаний. Помочь в этом учителю может следующая схема анализа изучаемого материала: - типология учебных задач; - конкретный тип задач; - знания и умения, необходимые для решения задач данного типа; -соответствующи й прием деятельности;

Например, в такой содержательно-методической линии школь­ного курса геометрии, как геометрические построения, можно вы­делить задачи на построение методом геометрических мест, мето­дом подобия, методом симметрии и т. д. В задачах на построе­ние методом геометрических мест, в свою очередь, можно выделить два типа: найти точку, лежащую: а) на данной фигуре и на одном из изученных геометрических мест точек; б) на двух известных геометрических местах точек. Для решения задач перво­го типа учащимся необходимо:

- знать определения геометрических фигур и геометрических мест точек и уметь их формулировать;

- уметь строить известные геометрические фигуры и геомет­рические места точек;

- уметь распознавать геометрическую фигуру и геометричес­кие места точек на чертеже;

- уметь находить точки пересечения геометрических фигур.

Таким образом, обобщенный прием решения задач первого типа можно сформулировать так:

  1. Изучить условие задачи.

  2. Назвать (указать на чертеже, построить) данную геомет­рическую фигуру, на которой по условию задачи лежит искомая точка.

  3. Назвать геометрическое место точек, указанное в задаче.

  4. Построить названное геометрическое место точек.

  5. Найти искомую точку как пересечение данной фигуры и построенного геометрического места точек.

После такого анализа можно определить последовательность педагогических действий учителя, которая составит методику его работы по формированию приемов учебной деятельности уча­щихся по усвоению данного материала.

Приемы учебной деятельности должны составлять систему, адекватную системе изучаемого материала. Построение такой системы осуществляется с помощью классификации приемов учеб­ной деятельности.

Классификация может быть проведена по различным основаниям.

1) характер (тип) учебной деятельности учащихся;

2) этапы процесса усвоения знаний и способов деятельности.

Первое отра­жает связь приемов с содержанием учебного предмета и типами учебных задач, второе — с организацией реального процесса обу­чения. Выбор этих оснований объясняется целью классифика­ции — использованием ее для управления процессом формиро­вания приемов учебной деятельности учащихся.

По первому основанию в школьном курсе математики можно выделить следующие четыре группы приемов учебной деятель­ности:

    1. Общеучебные приемы, не зависящие от специфики пред­мета математики и используемые поэтому в разных учебных пред­метах. Эту группу можно разделить на две подгруппы:

1) прие­мы общей (внешней) организации учебной деятельности — ор­ганизация внимания, планирование, самоконтроль, работа с учеб­ником и справочной литературой, организация домашней рабо­ты и т. д.; их можно также назвать приемами управления учеб­ной деятельностью;

2) приемы мыслительной (внут­ренней) деятельности — овладение и оперирование представле­ниями, понятиями, суждениями, умозаключениями, мыслитель­ными операциями).

    1. Общие приемы учебной деятельности по математике (об­щематематические приемы) используются во всех математических дисциплинах.

Это: 1) приемы работы с учебником математики и математическими таблицами, приемы организации домашней работы по математике, ведение тетради по математике и т. д. Они незначительно отличаются от соответствующих общеучеб­ных приемов;

2) приемы мыслительной деятельности в сфере математических объектов: приемы работы с математическими понятиями, суждениями (аксиомами и теоремами разных видов), умозаключениями (индуктивными и дедуктивными доказатель­ствами теорем), приемы характерных для математики мысли­тельных операций (анализ, абстрагирование, конкретизация и т. п.).

III. Специальные приемы учебной деятельности по отдельным математическим дисциплинам (арифметике, алгебре, геометрии, началам анализа) — это такие общематематические приемы, ко­торые принимают свою особую форму в соответствии со специ­фикой содержания курса и особенностями его задач. Они исполь­зуются в любых разделах этого курса. Например, в школьном курсе алгебры — это приемы тождественных преобразований вы­ражений, приемы решения уравнений, неравенств и их систем, приемы рационализации вычислений с использованием алгебра­ических преобразований, приемы решения задач с помощью урав­нений и т. д. В курсе геометрии — это приемы построения геомет­рических фигур, выполнения чертежа по условию задачи, приемы чтения чертежа и т. д. В каждом из специальных приемов можно выделить подгруппы частных приемов, соответствующих конкрет­ным задачам. Например, из приемов тождественных преобразо­ваний выражений можно выделить приемы упрощения выраже­ний, приемы разложения выражений на множители, приемы до­казательства тождеств и т. д. Без усвоения специальных приемов учебной деятельности содержание предмета усваивается фор­мально.

IV. Частные приемы учебной деятельности — это такие спе­циальные приемы, которые конкретизированы для решения более узких задач и используются в определенных темах курса.

Можно разобрать на примере соотношение между различными ти­пами приемов.

Рассмотрим состав общего приема решения математической задачи. Умение представить ход решения задачи в виде неко­торой схемы дисциплинирует мышление, воспитывает алгоритмическую культуру, а наглядное ее изображение закреп­ляет в памяти специфические действия в составе приема. Тогда состав общего приема решения математической задачи можно представить так:

1) изучить содержание задачи;

2) если нужно, провести анализ — поиск решения;

3) на основе анализа составить план решения или сформу­лировать известный план решения задач данного класса;

4) решить задачу по составленному плану;

5) записать решение;

6) если нужно, проверить или исследовать решение;

7) рассмотреть другие возможные способы решения, выбрать наиболее рациональный;

8) записать ответ.

Один и тот же прием деятельности в различных ситуациях может выступать как частный по отношению к более общему приему и как обобщенный по отношению к еще более узким при­емам. Так, можно сформулировать частные приемы решения линей­ного уравнения на основе нахождения неизвестных компонентов действий в младших классах. По отношению к ним отмеченный выше частный прием решения линейного уравнения является обобщенным.

С накоплением теоретических знаний у учащихся расширяется «поле поиска» решения задач. Это создает условия как для обоб­щения приемов их решения, так и для специализации и конкре­тизации этих приемов учебной деятельности.

В школьном курсе математики можно выделить следующие три группы приемов учебной деятельности учащихся:

  • Приемы восприятия новых знаний и способов деятельности.

  • Приемы переработки и осмысления новых знаний и спосо­бов деятельности.

  • Приемы закрепления и применения знаний и способов деятельности.

Приемы, входящие в состав первой классификации, исполь­зуются на различных этапах усвоения знаний и формирования приемов учебной деятельности. Претерпевая перестройку, они об­разуют приемы, входящие в состав второй классификации.

Например, на этапе восприятия нового понятия учащимся нужен общий прием определения понятия через указание рода и видовых отличий. В дальнейшем этот прием видоизменяется и на его основе строятся приемы подведения под понятие и запо­минания определения понятия.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Классификация приёмов учебной деятельности учащихся в школьном курсе математики

Автор: Кузнецова Ольга Сергеевна

Дата: 24.04.2021

Номер свидетельства: 579162

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Особенности преподавания курса математики по УМК "Школа России""
    ["seo_title"] => string(66) "osobiennosti_priepodavaniia_kursa_matiematiki_po_umk_shkola_rossii"
    ["file_id"] => string(6) "368319"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1481459231"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(236) "РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ,   КАК СРЕДСТВА ОПТИМИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ. "
    ["seo_title"] => string(140) "razvitiie-samostoiatiel-noi-raboty-uchashchikhsia-na-urokakh-matiematiki-kak-sriedstva-optimizatsii-poznavatiel-nogo-intieriesa-k-priedmietu"
    ["file_id"] => string(6) "127013"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415259402"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Пути и способы осуществления дифференциации обучения при формировании обобщенного приема решения задач"
    ["seo_title"] => string(126) "puti-i-sposoby-osushchiestvlieniia-diffierientsiatsii-obuchieniia-pri-formirovanii-obobshchiennogho-priiema-rieshieniia-zadach"
    ["file_id"] => string(6) "314650"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459751208"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Рабочая программа по математике для 4 класса. УМК "Школа России" "
    ["seo_title"] => string(68) "rabochaia-proghramma-po-matiematikie-dlia-4-klassa-umk-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "246117"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446297226"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Рабочая программа учебного курса по математике для 2-х классов  (УМК "Гармония")"
    ["seo_title"] => string(75) "rabochaiaproghrammauchiebnoghokursapomatiematikiedlia2khklassovumkgarmoniia"
    ["file_id"] => string(6) "338163"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1469629950"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1650 руб.
2350 руб.
1750 руб.
2500 руб.
1460 руб.
2090 руб.
1360 руб.
1940 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства