kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Из опыта работы по учебнику математики Никольского

Нажмите, чтобы узнать подробности

В прошлом году я перешла на преподование по новому учебнику математики в 5 классе. Свое мнение по этим учебникам я привожу в статье.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«из опыта работы по учебнику математики Никольского»

Из опыта работы по учебникам математики Никольского.

За 33 года работы в школе, я использовала учебники по математике разных авторов. И каждый переход от одного учебника к другому давался болезненно. Перейдя от Виленкина к Мордковичу, испытывала нехватку примеров на вычисление, не сразу понравилась тема «Что такое математический язык, что такое математическая модель». Все это использовалось ранее, но не носило такого названия, ну и другие нюансы. Так и перейдя к учебнику Никольского, восторга не испытала. Я думаю все познается в сравнении и первое время пыталась находить негативное в учебнике, чтобы как то лучше это преподнести детям.

«Тот, кто обращаясь к старому,

способен открывать новое,

должен быть учителем»

Конфуций.

Вот и я начала вместе с ребятами изучать математику по новому учебнику, используя методы обучения, которыми пользовалась ранее и находя новые пути для изучения той или иной темы. При переходе к работе по ФГОС ООО изменились требования к образовательному процессу на всех этапах обучения. Данный процесс будет продолжаться для всех педагогов и должен принести значительные изменения к подходам в обучении, к организационно-содержательным требованиям к уроку. Учебники математики серии «МГУ-школе» (С. М. Никольский, Н. Н. Решетников, М. К. Потапов, А. В. Шевкин) возрождают традиции российской школы обучения математике. Учебники дают возможность учителю работать по одним и тем же учебникам в классах разного уровня математической подготовки — от классов коррекции и до классов с углубленным изучением математики.

В учебниках большое внимание уделяется формированию вычислительных навыков учащихся, умению анализировать числовые значения и применять рациональные приемы вычислений. Законы арифметических действий учащимися усваиваются сознательно, формируется интерес к изучению предмета. Большое внимание в учебниках уделяется понятию действительного числа. Подбор задач отвечает развивающим и воспитывающим целям обучения. Способствует формированию общей культуры учащихся.

В учебниках много задач из старинных пособий и учебников, что позволяет вводить элементы историзма на уроках математики естественным образом. Учащиеся имеют возможность сопоставить тот материал, который они изучают в данный момент с тем уровнем, который предъявлялся их сверстникам 40–50 лет назад. Большой простор для работы учителя над развитием речи учащихся. Учебники способствуют развитию логического мышления, смекалки и сообразительности.

 Ни для кого не секрет, что традиционная система образования нацелена, главным образом, на передачу учащимся некоторой суммы знаний. Такая ее ориентация не является бесспорной, поэтому очень важно научить детей учиться, развить их творческие способности, а в математике основным средством развития является процесс решения задачи — совокупность логических шагов, приводящих к получению ответа.

.Например, обыкновенные дроби изучаются в пятом классе полностью, а в шестом классе десятичные дроби идут легче, и времени вполне хватает для отработки вычислительных навыков в действиях с ними. Целые числа изучаются отдельно — до отрицательных дробей, ребята осваиваются с идеей знака в более простой ситуации. Авторы отказались от использования уравнения в пятом классе, и это хорошо. В этом возрасте ребенок может при решении задач рассуждать, опираясь на воображаемые действия с конкретными предметами и величинами. Тем самым развивается мышление и речь ребенка, он готовится к дальнейшему обучению.

В «Арифметике» много текстовых задач, заставляющих школьника быть изобретательными. Если ребенок решил такую задачу самостоятельно, то радость победы будет огромной. Конечно, текстовые задачи это только средство обучения арифметике, развития мышления и речи, сообразительности и памяти. Такие задачи есть в каждой главе учебника.

Курс удачно выстроен тематически и разбит по этапам. Замечено, что учащиеся младших классов плохо осваивают элементы алгебры, а если это и происходит, то автоматически, на память. Поэтому разумным является изучение в 5 и 6 классах исключительно раздела арифметика. Дети к началу изучения курса алгебры с лёгкостью владеют операциями с числами, не испытывая психологического барьера при необходимости выполнить вычисления. При этом вычислительные навыки формируются при решении самых разнообразных заданий: примеров, разного типа текстовых, логических задач. У меня класс относительно слабый. Трое детей успевают на 4, пятерым я ставлю тройки, хотя одна ученица в 6 классе с трудом складывает в пределах 20, умножаем с помощью таблицы умножения. Так вот мне нравится, что в учебнике хорошо просматривается алгоритм решения многих задач, например, если раньше задачи на части мы решали успешно с помощью уравнения, то здесь мы их решаем с помощью построения и сравнения отрезков. Так ребята приучаются строить схемы к задаче. Ребята в 6 классе подойдут подготовленными к решению задач с помощью схем алгебраическим методом. При решении задач определенного типа, я предлагаю ребятам придумать задачи, которые можно решить изучаемым способом. И если задача была на апельсины и яблоки, то первые примеры, которые они приводят, на апельсины и яблоки, я выслушиваю, говорю «Молодец» и так до тех пор пока в ход не пойдут сравнительные годы, цены и т.д. «Ну все просто умница». Такую радость хочется у ребенка видеть каждый день. Ребенок считает, что он открыватель, вот и мотивация к изучению математики. Мне нравится в этом учебнике то, как отрабатываются правила. Есть номера устные, где правила надо сформулировать. Мы их повторяем неоднократно, затем то что в принципе несколько раз проговорили мы используем при выполнении упражнений по образцу, отрабатывая шаг за шагом. И только потом, когда каждый ребенок проговорит это правило, применяя его при выполнении упражнения, мы начинаем работать самостоятельно. При этом в зависимости от уровня учащихся класса учитель имеет возможность дополнить материалы учебника на уроке или занятиях кружка задачами из сборника «Задачи на смекалку» (И.Ф. Шарыгин, А.В. Шевкин).

В конце каждой главы есть дополнения к главе. Это и работа на калькуляторе, исторические сведения, много геометрического материала, занимательные задачи, ну и конечно «доказываем, исследуем, придумываем». То есть мы плавно переходим к изучению алгебры и геометрии в 7 классе.

С моей точки зрения, данный комплект учебников – единственный из ныне существующих, где надлежащее внимание уделено формированию навыков решения текстовых задач самых разнообразных типов. Задачи на совместную работу уже в пятом классе выделены в отдельную тему. Причём именно последовательное формирование этих навыков, начиная с объяснения простейших идей и понятий (например, понятия скорости движения) до решения достаточно сложных задач, использующих уравнения и системы уравнений. В младших классах учащиеся с пониманием того, что они делают, обучаются решать задачи, используя арифметический подход (замечу, именно так, как они привыкли это делать в начальной школе: по действиям с комментариями или вопросами, изображая полезные наглядные схемы, таблицы и т.п.). А когда начинается изучение курса алгебры, они используют имеющиеся знания и навыки для решения задач, требующих составления уравнений.

Внимание к законам арифметических действий, которое прослеживается в учебниках для 5-6 классов, дает не только умение упрощать вычисления с их применением, но и помогает осваивать умножение одночлена на многочлен, умножение многочленов. Обучение реализует модель учебного процесса, построенного на основе ФГОС, с помощью которого у обучающихся вырабатываются умения, соответствующие определенным УУД, например, адаптироваться и найти себя в этом мире (личностные УУД); самостоятельно собирать, оценивать и перерабатывать информацию(познавательные УУД); передавать её субъектам совместной деятельности (коммуникативные УУД). На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что с внедрением ФГОС меняется образовательный процесс, меняются школьники, изменяются педагоги. Современный педагог - это личность, которая изучает новые нормативные документы, владеет универсальными учебными действиями, умеет проводить рефлексию собственной педагогической деятельности. Научить школьников быть успешными в современном обществе.



Выступление на тему







«Из опыта работы по учебнику математики Никольского»



















Подготовила учитель математики МБОУ Воробейнская СОШ Дожидаева Лидия Семеновна.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
из опыта работы по учебнику математики Никольского

Автор: Дожидаева Лидия Семеновна

Дата: 04.12.2016

Номер свидетельства: 365783

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "конспект урока по теме Свойства делимости"
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-uroka-po-tiemie-svoistva-dielimosti"
    ["file_id"] => string(6) "264858"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449774913"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Профильное обучение - одно из основных направлений развития школьного образования."
    ["seo_title"] => string(89) "profil-noie-obuchieniie-odno-iz-osnovnykh-napravlienii-razvitiia-shkol-nogho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "267336"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1450358905"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства