kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование субъектного опыта учащихся на уроках математики.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматирваются примеры использования субъектного опыта обучающхся при реализации личносто-ориентированного подхода

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование субъектного опыта учащихся на уроках математики.»


Использование субъектного опыта учащихся на уроках математики.


Личностно-ориентированный подход в обучении становится все более востребованным. За годы работы в школе мы видели разных детей. Среди них были и умные, способные, с высокими образовательными потребностями, но были и есть те, которые по разным причинам, не достигли успехов в учебе, а некоторые не смогли освоить даже необходимый минимум. И, далеко не все из них были неспособны к усвоению нового. Опыт применения личностно-ориентированного подхода показывает, что учить надо не всех, а каждого.

Класс - это множество субъектов, у каждого своя планка, своя цель, своё особенное «я». В условиях личностно - ориентированного подхода каждый ученик для учителя предстает как уникальное явление. Наша задача помочь каждому ученику реализовать свой потенциал. Это непросто, учитель вступает в новую для себя профессиональную позицию – быть одновременно и предметником, и психологом. 

Личностно-ориентированный урок нельзя представить без многих моментов: без учета индивидуальных особенностей учеников класса, без самостоятельного целеполагания, без ситуаций выбора на всех этапах, где это только возможно, без большого дидактического материала, без создания ситуации успеха, без рефлексии и, конечно, без использования субъектного опыта учащихся. Последнее, на мой взгляд, является как одним из основных, так и наиболее трудным.

Как я вижу использование субъектного опыта учащихся на уроках математики.

Актуализация имеющегося опыта и знания является важным условием, способствующим пониманию и введению нового знания. Понимание в целом осуществляется на базе прошлого опыта, знаний, правил. Поэтому этап актуализации знаний связан с систематизацией и обобщением изученного, на этом этапе учитывается учебный математический опыт учащихся.


        Пример. Урок геометрии , 7 класс. Тема. Смежные углы. (§6)

При традиционном подходе дается определение смежных углов, формулируется свойство смежных углов.

При личностно - ориентированном обучении необходимо предоставить учащимся возможность проявить инициативу, мотивировать любой вид деятельности (мотивировать это значит ответить на вопрос, почему именно сейчас будет рассматриваться данное задание, выполняться данная работа и пр.).

Так обобщению и систематизации сведений об углах перед изучением смежных углов способствуют вопросы: 1) что мы уже знаем об углах (важно, чтобы учащиеся перечислили: определение, элементы, способы обозначения, виды углов (развёрнутый, прямой, острый, тупой), свойства измерения углов); 2) что научились делать с углами (строить различные виды углов, обозначать углы разными способами, находить величину угла не только с помощью транспортира, но и логическими рассуждениями). Поэтому этап актуализации знаний перед изучением смежных углов при личностно - ориентированном обучении может быть предложен следующим образом.

Предлагается обсудить рисунок. Или мы говорим, прочитать рисунок. Возможные вопросы учащимся:

Какие фигуры изображены на рисунке?

Каково взаимное расположение прямых АЕ и BD?

Как называются полупрямые ОА и ОЕ, ОD и ОВ?

Каково взаимное расположение точек на прямой?

Какие углы можно назвать на рисунке?

При личностно - ориентированном обучении основными образовательными источниками являются учебный предмет и процесс его освоения, поэтому изучение нового материала строится с опорой на учебный опыт учащихся, что обеспечивает их успешность при осуществлении поисковой или исследовательской деятельности.

        Рассмотрим следующий пример из курса геометрии. Доказать теорему: «Через прямую и не лежащую на ней точку проходит плоскость, и притом только одна».

       В учебнике доказательство начинается предложением: «Отметим на прямой две точки А и В». А почему две, почему не три точки? Почему одной точки не хватит? А почему надо брать именно точки, разве сама прямая не годится, коли она уже есть? К сожалению, на эти вопросы учащиеся не в состоянии ответить до заучивания доказательства. А ведь для ответа у них уже имеется достаточный запас знаний.

         В своей практике я провожу с учащимися беседу, мотивирующую наши действия.

- Что нам надо доказать?

- Какие геометрические фигуры определяют единственную плоскость?

- Какую среди них надо искать, если речь идёт о проведении плоскости? (Такую, где есть слова «проходит плоскость», «можно провести плоскость». Это аксиома 1).

- Сколько нужно иметь точек, чтобы, в соответствии с аксиомой 1, провести плоскость? (Три). А что мы имеем? (Одну точку и одну прямую). Где ещё найти две точки? (Отметить на прямой). И т.д.

       Такой приём называется приёмом соотнесения, т.е. новое знание соотносится с ранее известным, что облегчает понимание и тем самым создаёт условия для осмысленного запоминания учебного материала.

Я привела два примера, где я обращаюсь к субъектному опыту учащихся всего класса, как бы считая его единым целым.

Учебный материал не может быть одинаковым для всех учащихся. Ученику надо дать возможность выбрать то, что соответствует его субъектности при изучении материала, выполнении заданий, решении задач. Здесь речь идет и о дифференцированном подходе.

Чтобы правильно организовать и осуществлять личностно – ориентированное обучение, надо ставить такие условия и факторы, которые определяют процесс формирования личности человека. Этими условиями и факторами являются:

1. Природные задатки человека, определяющие возможности развития его личностных способностей и черт характера. Эти задатки к отдельным способностям могут быть ярко выраженными, а могут быть очень незначительными. Как правило каждый нормальный человек получает от природы какие-то задатки (большие или малые) к каким-то способностям. Однако в процессе жизни, воспитания и самовоспитания эти задатки могут быть развиты в способности и таланты, а могут быть погублены неразумным воспитанием.
2. Особенности семьи и её отношение к ребёнку. Одно дело, когда мама и вся семья рады ребёнку, любят его, обеспечивают ему все необходимые условия для нормального развития, и совсем другое дело, когда он  нежеланный, семья неблагополучная, создаются неблагоприятные условия для развития ребёнка.

3. Социальная среда, в которой живёт и развивается человек.

Это и среда непосредственного окружения человека, в которой он общается и взаимодействует, и более широкая среда, которая оказывает на него 
воздействие опосредованно, через создание общественного мнения.


Мы, учителя, должны об этом всегда помнить – только тогда мы сможем помочь всем нашим ученикам стать успешными!








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Использование субъектного опыта учащихся на уроках математики.

Автор: Евстифеева Тамара Владимировна

Дата: 13.06.2019

Номер свидетельства: 514628

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Статья "Особенности использования игровых технологий на уроках математике в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(104) "stat-ia-osobiennosti-ispol-zovaniia-ighrovykh-tiekhnologhii-na-urokakh-matiematikie-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "163430"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422472278"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Использование ИКТ на уроках математики   на примере урока  в 5 классе  по теме "Проценты" "
    ["seo_title"] => string(93) "ispol-zovaniie-ikt-na-urokakh-matiematiki-na-primierie-uroka-v-5-klassie-po-tiemie-protsienty"
    ["file_id"] => string(6) "150336"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420466677"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Статья " Применение информационных технологий на уроках математики" "
    ["seo_title"] => string(75) "stat-ia-primienieniie-informatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "188265"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426651772"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "План работы по самообразованию "
    ["seo_title"] => string(31) "plan-raboty-po-samoobrazovaniiu"
    ["file_id"] => string(6) "163424"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422471583"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "ТЕХНОЛОГИЯ РАЗНОУРОВНЕВОГО ОБУЧЕНИЯ"
    ["seo_title"] => string(42) "tiekhnologiia-raznourovnievogo-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "262352"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449317752"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства