Использование проблемных ситуаций на уроках математики в начальной школе как средство развития творческого мышления детей.
Использование проблемных ситуаций на уроках математики в начальной школе как средство развития творческого мышления детей.
В настоящее время абсолютной ценностью личностно-ориентированного образования является ребенок. Главное в личности - устремленность в будущее, к свободной реализации своих потенциалов, в особенности творческих, к укреплению веры в себя и возможность достижения идеального «я».
Развитие у школьников творческого мышления – одна из важнейших задач в сегодняшней школе. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности - это то направляющее начало, которое проявляется во всех формах человеческой жизни.
Психологи и педагоги, работающие по исследованию специального, целенаправленного развития креативности, выделяют следующие основные условия, влияющие на формирование творческого мышления:
Просмотр содержимого документа
«Использование проблемных ситуаций на уроках математики в начальной школе как средство развития творческого мышления детей.»
Использование проблемных ситуаций на уроках математики в начальной школе как средство развития творческого мышления детей.
Главную роль в подготовке к творческого труда играет начальная школа. Именно в младшем школьном возрасте заключается психологическая основа для такой деятельности. Развиваются воображение и фантазия, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, практически оценивать деятельность, активность, инициативу. Начинают складываться и дифференцироваться интересы, склонности, формируются потребности, лежащие в основе творчества.
Младший школьный возраст- это периодом интенсивного развития познавательных процессов ребенка. Согласно Л.С. Выготскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. Современный подход к обучению и воспитанию младших школьников предполагает, что направляя усилия на развитие мышления детей, следует ориентироваться на их индивидуальные особенности (склад ума, темп мыслительной деятельности, обучаемость и т.д.) При этом необходимо помнить и о качественном своеобразии мышления ребенка в младшем школьном возрасте.
Считаю, что математика начинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а с… загадки, проблемы. Для развития творческого мышления у младшего школьника, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании. Только через преодоление трудностей, решение проблем ребенок может войти в мир творчества.
Чем выше уровень творческого развития ученика, тем выше уровень его общего умственного развития, тем выше его работоспособность. Именно поэтому одна из задач, которые ставит перед собой современный педагог, - это развитие творческих способностей ученика.
Целенаправленное развитие теоретического мышления детей следует сочетать с совершенствованием творческого мышления.
Творческое мышление – высший уровень развития личности. Дж. Гилфорд считал, что уровень развития креативности (творческого мышления) определяется доминированием в мышлении четырех особенностей;
Оригинальность высказанных идей, стремление к интеллектуальной новизне.
Семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под разными углами зрения, способность обнаружить возможность нового использования данного объекта;
Способностью продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации.
Следует отметить, что творческие способности есть у каждого ребенка, но для каждого они индивидуальны и зависят не только от умственных способностей ученика, но и от определенных черт его характера, от созданных условий, которые содействовали бы развитию качеств и склонностей, обычно выделяемых как характерные черты личности.
Условия эффективного развития творческого мышления младших школьников.
Создаются ситуации выбора, процесс обучения включает задания, которые выполняются с учётом воображения;
Организуется сотворчество в детском коллективе с целого проявления и развития творческих способностей каждого;
постепенное усложнение материала
поэтапное увеличение объёма работы
повышение уровня самостоятельности учащегося
интеграцию заданий и способов деятельности
привлечение элементов теории для решения задач
обучение способам рассуждения с учётом принципа вариативности задач
формирование беглости мыслей, оригинальность, гибкость ума, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.
Важно развивать творчество младшего школьника, и здесь можно выделить следующие способы стимулирования творческих способностей.
обеспечение благоприятной атмосферы;
доброжелательность со стороны учителя, его отказ от критики в адрес ребёнка;
поощрение высказывания оригинальных идей;
использование личного примера творческого подхода к решению проблем;
предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
Роль уроков математики в развитии творческого мышления.
Свойство детского ума воспринимать все конкретно, буквально, неумение подняться над ситуацией и понять ее общий, абстрактный или переносный смысл - одна из основных трудностей детского мышления, ярко проявляющаяся при изучении такой абстрактной школьной дисциплины, как математика.
Современное содержание математического образования направлено главным образом на интеллектуальное развитие младших школьников, формирование культуры и самостоятельности мышления.
Анализ школьных программ по математике дает возможность расставить основные вехи развития творческого мышления школьников, поскольку овладение таким максимально абстрактным предметом, как математика, хорошо показывает, до какого максимума поднимается мышление школьников различных возрастов.
Каждая текстовая задача и добрая половина других упражнений, представленных в учебниках математики и дидактических материалах, и есть своего рода проблемы, над решением которых ученик должен задуматься, если не превращать их выполнения в чисто тренировочную работу, связанную с решением по готовому, данному учителем образцу. Только в этом случае обучение математике будет оказывать действенную помощь в решении образовательных, воспитательных и развивающих задач обучения, способствуя развитию познавательных способностей учащихся, таких черт личности, как настойчивость в достижении поставленной цели, инициативность, умение преодолевать трудности.
В соответствии с особенностями и целями применения разного рода задач, можно предложить следующую модель урока, направленного на развитие творческих способностей, как в системе специальных уроков развития, так и занятий по различным учебным предметам. Его структура может включать в себя 4 последовательных этапа:
Разминка.
Развитие психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей учащихся (памяти, внимания, мышления, воображения)
Выполнение развивающих частично-поисковых задач.
Решение творческих задач, которые можно разделить на два типа: творческие задания, задачи повышенной трудности интегративного характера.
Для осуществления развивающих целей обучения необходимо активизировать познавательную деятельность, создать ситуацию заинтересованности.
Используя проблемы развития математических способностей учащихся, психолог В.А. Крутецкий приводит типы задач для развития активного самостоятельного, творческого мышления.
Формирование творческого мышления на уроках математики, через решение определенного типа задач, в форме увлекательных игр, обогащают педагогический процесс, делает его более содержательным. Вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогает им усвоить любой учебный материал и влияет на ребенка, как на творческую личность. Такую работу необходимо проводить периодически, в течение всего учебного года.