kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование специфических приемов в обучении глухих детей математике

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие логического мышления - одна из важнейших задач, которая 
решается специальной школой в процессе преподавания всех учебных предметов. И первостепенная задача на уроке математики развитие умственной деятельности школьников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование специфических приемов в обучении глухих детей математике»

Использование специфических приемов в обучении глухих детей математике



Развитие логического мышления - одна из важнейших задач, которая 
решается специальной школой в процессе преподавания всех учебных предметов. И первостепенная задача на уроке математики развитие умственной деятельности школьников. 
Столь пристальное внимание к развитию логического мышления не случайно. Работая над развитием логического мышления, формируя его, мы тем самым развиваем у школьников познавательные способности, совершенствуем психические функции. 
Основным способом восприятия материала является слухо-зрительный. Как и на других уроках, на уроках математики проводится работа по развитию логического мышления детей. Развитие логического мышления детей - способ коррекции познавательной деятельности обучающихся и облегчения их адаптации после школы. На уроках математики применяются задания, рассчитанные на организацию наблюдений, анализ, подведение к выводу.  
Работу над изучением той или иной темы с любыми видами заданий не следует ограничивать страницами учебника, целесообразно также использовать дополнительный раздаточный материал. 
Значительную часть материала для анализа наблюдений и упражнений подбирает учитель, ориентировать на программную тему и учитывая, что этот материал должен способствовать практической направленности обучения, что до перехода к определенным правилам обучающиеся должны на достаточном количестве примеров быть подготовлены к обобщению. Материал учебника рекомендуется использовать для закрепления. Наблюдения проводятся на дополнительном материале. Развитие логического мышления идет от конкретно-понятийного до абстрактно-понятийного у учеников за счет фактического материала, который в курсе математики отображает специфические особенности формирования мыслительной деятельности - является главным принципом методики. 
В рассматриваемый период очень важен принцип отбора материала для заданий. Цель составления этих заданий - расширить речевую базу детей, восполнить в той или иной степени пробелы логического мышления, подготовить школьников к осознанному овладению материалом по математике, а главное - сформировать умение пользоваться им, поднять на более высокий уровень вычислительную практику обучающихся за счет осознания ими основных законов математики. 
Исходя из поставленных целей, формируются и задачи: 
1. Сформировать познавательный интерес к математике и физике. 
2. Дать ученикам определенный круг знаний по программному материалу. 
3. На основе математических и физических знаний выработать у школьников умения и навыки. 
4. Уточнять, расширять и активизировать словарный запас (лексический материал, с помощью которого передается содержание учебного материала по физике и математике). 
5. Учить, правильно использовать логические операции. 
6. Совершенствовать умение проводить рассуждения с использованием полученных знаний по физике и математике. Учебная деятельность, направленная на усвоение знаний, имеет важное значение для формирования личности ученика, его интеллектуального развития. Необходимым условием успешности обучения является сосредоточенность ученика. Нередко недопонимание, плохое запоминание объясняются не плохой сообразительностью, не плохой памятью, а недостатком внимания.

В процессе обучения используются самые разнообразные по характеру методы. Это обусловлено, в первую очередь, физиологическими и психологическими особенностями глухих детей. Исследованиями психологов доказано, что чем большее количество анализаторов принимает участие в процессе изучения учебного материала, тем знания глухих учеников полнее, глубже и прочнее. В процессе обучения глухих детей используются три группы методов: общие, специальные и специфические.

По мнению И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина «методы обучения следует определить как способы организации познавательной деятельности учащихся, обеспечивающие овладение знаниями, методами познания и практической деятельности, а также воспитания в процессе обучения».

Известный польский педагог-математик С. Крыговская пишет: «…содержание программы не имеет решающего значения на развитие математической деятельности учащихся. Первостепенное значение имеет метод, прием».

Итак, метод обучения – это способ передачи знаний обучающимся и способ организации познавательной и практической деятельности школьников, направленный на усвоение ими знаний, умений, навыков, на овладение ими методами познании, на формирование личности.

С современной точки зрения главной задачей учителя математики является специальное конструирование учебных ситуаций, содержащих в себе необходимую обучающимся учебную информацию. Педагог организует самостоятельную учебную деятельность школьников, в процессе которой они могли бы приобрести эту информацию наиболее естественным (с точки зрения психологов) путем. Работа учителя индивидуализируется, ориентируясь на обеспечение активной познавательной деятельности самих детей.

Все общие методы и частные приемы работы современного учителя математики должны быть подчинены именно этой цели. Преимущества изучения перед преподаванием бесспорны. Однако на практике невозможно всюду заменить преподавание изучением. Поэтому обучающая деятельность учителя должна лишь иметь определенную тенденцию к минимизации, а учебная деятельность школьников – тенденцию к оптимизации.

Число методических приемов, используемых в работе с глухими детьми очень велико. На основе анализа педагогической теории, творческого изучения педагогического опыта и своей практической деятельности педагог накапливает сумму разнообразных приемов.

Таким образом, методический прием является составной частью метода или его отдельная сторона. Методический прием используется учителем для более эффективного усвоения учебного материала. Чем большим количеством приемов владеет учитель, тем успешнее он использует общие методы, тем выше его педагогическое мастерство.

Способы и приемы мыслительной деятельности, интеллектуальные умения, которыми пользуются учащиеся при усвоении основ наук, являются одним из объективных показателей уровня и качества знаний. Стабильность этих знаний – показатель умственного развития ученика. Особое внимание в процессе обучения уделяется развитию мышления и словесной речи глухих детей. Эта задача в школе глухих выступает как специальная и решается своеобразными путями. Уровень речевого развития глухого ребенка является важным показателем его общего и интеллектуального развития. Руководствуясь идеей о единстве в развитии мышления и речи, сурдопедагоги и сурдопсихологи считают, что формирование у глухих детей словесной речи должно протекать в единстве с развитием словесно-логического мышления. Многое в этом направлении могут сделать учителя математики.

Математическое образование  школьников представляет собой сложный процесс, основными компонентами которого являются:

- приобретение определенной системы математических фактов;

- овладение математическими умениями и навыками;

- развитие математического мышления.

Психолог  А.Н. Леонтьев подчеркивал, что обучение и умственное развитие ребенка тесно связаны между собой. У школьников необходимо формировать общие приемы мышления. Так, например, обучаясь решению конкретных текстовых задач методом уравнения, обучающиеся на основе овладения умениями составлять уравнение по условию задач овладевают одним из общих приемов – методом составления уравнения. Этот прием решения задач является своеобразной формой аналитического мышления. При решении задач учитель оказывает помощь ученикам, но эта подсказка оказывает различное воздействие на школьника в зависимости от внутренних условий его мышления. «Все это и означает, что внешнее педагогическое воздействие дает тот или иной психический эффект, лишь преломляясь через внутренние условия». Несмотря на сложность и специфичность развития мышления, современный учитель математики должен иметь определенные представления о математическом мышлении и его особенностях. Знание особенностей формирования мышления послужат основой для целенаправленной практической работы по его развитию у глухих детей в процессе обучения математике.

Состояние математического развития глухих обучающихся наиболее ярко характеризуется их умением решать задачи, работать с различными текстами. Недостаточный уровень речевого развития глухих обусловливает значительные трудности в этой работе.

В исследовании А.Ф Понгильской по выявлению трудностей, которые возникают у глухих школьников при необходимости понять сюжетный рассказ, отмечались многочисленные ошибки в осмыслении значений слов, смешивании слов, обозначающих предмет и действие, наблюдалось непонимание значений уже известных слов при употреблении их в измененной грамматической форме. Н.Г. Морозова отмечала, в первую очередь, трудности в понимании значений слов и объединениях их во фразы и указывала на то, что глухие дети не владеют контекстным значением слова.

В трактовке Н.Г. Морозовой понимание текста - это сложный комплекс, включающий ряд этапов и переходов между ними. Начальным этапом является отнесение отдельных слов к конкретным предметам и явлениям действительности, в результате чего появляется смутная догадка об общем смысле фразы, так называемое вхождение в текст, основывающееся на прошлом опыте и знании подобных ситуаций.

Н.Г. Морозова установила три ступени понимания текста:

первая - понимание непосредственно фактического значения слова, фразы, отрывка;

 вторая - понимание мысли, лежащей за этими значениями, представляющей собой вывод на основе прочитанных слов и фраз;

 третья - понимание смысла описываемого события или поступка.

 Рассматривая на этой основе данные, характеризующие понимание текста глухими детьми, Н.Г. Морозова считала, что в условиях специального обучения глухие учащиеся средних классов (VI - VIII) могут достигнуть понимания текста на первой ступени, а обучающиеся старших классов (IX - XI) - на уровне второй ступени. Что же касается самостоятельного понимания текста на уровне третьей ступени, то есть смысла читаемого, то последнее для глухих школьников доступно лишь с помощью педагога, который использует при этом различные приемы, в частности пантомиму.

Исследования, проводимые в разное время А.Ф. Понгильской и Н.Г. Морозовой, показали, что у глухих детей от младших классов к старшим значительно совершенствуется понимание текстов. Учащиеся все лучше понимают содержание отдельных фраз, учатся правильно устанавливать последовательность описанных событий, осознают некоторые причинные и целевые связи между ними. Однако даже самые хорошие ученики затрудняются в переосмыслении всего содержания текста, переосмысления ситуации, описанной в задаче. Что касается детей с более низким уровнем развития словесной речи, то они продолжают испытывать трудности в понимании содержания отдельных предложений.

Анализ результатов исследований свидетельствует о важности и актуальности специальной работы в школе над развитием речи и словесного мышления глухих детей в процессе чтения текстов математического и физического содержания. Необходимо, чтобы дети учились выделять в предложениях главные, опорные слова, могли переходить от приближенного к более точному пониманию.

Наряду с вышеуказанными трудностями существуют проблемы иного рода, такие как слабая мотивация учеников к овладению чтением и письменной речью, а также несовершенства педагогического процесса.

Итак, в освоении письменной и устной речи у школьников с нарушениями слуха имеется целый ряд физических и психологических проблем, осложняющих процесс обучения. Глухие школьники испытывают трудности в понимании текстов задач, теорем, различных алгоритмов. Справиться с этими проблемами дети могут только с помощью педагога. Анализ и воспроизведение текста успешнее проводят те учащиеся, чей уровень речевого и общего развития выше. Учителю предметнику необходимо формировать словесную речь глухих детей в единстве с развитием словесно-логического мышления. При этом важно грамотно использовать методы и приемы обучения.
Методические приемы работы с условием задачи.

Решение задачи требует не только чисто математических навыков, но и определенной языковой культуры. Важно уметь подойти к формулировке задачи как особому типу текста на естественном языке. При этом необходимо решить лингвистическую проблему – анализ текста. На уроках математики и физики, посвященных решению задач, теорем, работе с учебником я провожу обучение школьников навыкам работы с текстом. Это особенно важно в связи с тем, что более позднее и замедленное, по сравнению со слышащими детьми, развитие словесной речи и словесно-логического мышления сказывается на формировании понятий у глухих детей. У слышащих учащихся не возникает проблем с пониманием условия задачи, ситуации, описанной в ней. В силу ограниченного речевого опыта и узкого круга общения у глухих детей имеется не большой, по сравнению со слышащими сверстниками, запас так называемых "шаблонов жизненных ситуаций". Слышащий ребенок посредством постоянного общения с взрослыми и сверстниками, имеет "на слуху" различного рода жизненные ситуации. Ребенок, лишенный слуха, не имеет такого опыта. Это главная причина, по которой от глухих школьников зачастую ускользает скрытый смысл условия задачи. Им значительно труднее соотнести смысловой фрагмент текста задачи с реальной событийной ситуацией.

Работая с текстом задачи, учащиеся устанавливают связи математики,и родного языка. Эта деятельность способствует формированию у глухих детей общих и конкретных представлений о предметах и явлениях действительности, обогащению и развитию речи учащихся. Примером организации работы по условию задачи является урок алгебры в 9 классе по теме «Решение задач с помощью уравнений». Именно в тех классах, которые продвинуты в языковом отношении (богатый словарный запас, умение общаться на словесной основе) уроки математики проходят более успешно и продуктивно.

Таким образом, процесс понимания текста математической задачи состоит из двух мыслительных операций: анализа и синтеза, причем первый только подготавливает понимание, второй характеризует его заключительный момент.

На понимание текста задачи влияет ряд факторов. Основными из них являются:

а). Степень близости содержания текста к имеющемуся у глухого школьника жизненному опыту и знаниям.

б). Знание глухими детьми значений слов, входящих в состав предложений.

в). Характер связей, объединяющих отдельные слова в предложения, предложения - в абзацы, абзацы - в рассказ.

г). Композиционно-стилистические особенности текста.

Обычно решение задачи проходит в два этапа.

На первом этапе ученики читают и разбирают под руководством учителя условие задачи. В результате формулируются вопросы к арифметической задаче, намечается план решения или составляется уравнение.

На втором этапе решается полученное уравнение (неравенство, система уравнений). Однако на первом этапе чаще всего возникают лингвистические проблемы, которые мешают вести учащихся к главной цели. Поэтому необходим еще один этап решения задачи – лингвистический анализ условия. Эту работу я провожу по следующему плану:

1. Выяснение понимания учениками речевого материала нематематического характера.

В ходе беседы выясняю с учащимися смысл незнакомых слов, при этом использую приемы, описанные в пособии В.Б. Суховой для учителя «Обучение математике в 5-8 классах школ глухих».

2. Выявление арифметических, физических конструкций текста и соответствующих им символов.

Прежде всего, это имена чисел в цифровой или словесной записи. Обозначения чисел бывают и более сложными. Так, числа могут быть представлены описательными определениями (например, первоначальная цена костюма, остальные детали, общее число тракторов, изготовленных за месяц). В задачах по физике выделяются главные слова, обозначающие названия физических величин, соответствующих им символов. Так, в задаче о Диофанте на уроке «Решение задач с помощью уравнений» в 9 классе учащиеся встречаются с особой формой записи чисел – словесной. Учитель совместно с учениками проводит работу по разъяснению смысла слов и словосочетаний (Приложение 1).

3. Поиск кванторных слов, восполнение отсутствующих кванторных слов (все, каждый, всякий, любой, какой бы то ни было, некоторые, существует, найдется и др.).

Предложения с кванторными словами встречаются в формулировках аксиом, теорем в курсе геометрии, в текстах алгебраических и физических задач.

4. Установление смысловых, логических отношений между частями условия, выявление в тексте логических союзов или восполнение недостающих (союзы и, или, если…, то).

В каждом конкретном случае этот план выполняется полностью или частично в зависимости от текста задачи, математической подготовленности класса, индивидуальных особенностей учащихся: уровня мыслительной деятельности, общего и речевого развития и т.д.

Таким образом, работа с текстом направлена на облегчение восприятия глухими учащимися понятийного содержания условия и последующего перехода к решению задания. Недооценка роли специальной работы над текстом может вызвать отрицательное отношение к изучению теоретического материала по математике , решению задач и оказать серьезное препятствие на пути повышения математической культуры глухих школьников.

Диктант по чтению с губ.

Социальная реабилитация глухих и полноценное включение их в среду слышащих невозможны без наличия у людей с недостатками слуха общепринятого и универсального средства общения – устной речи, которая должна по всем показателям соответствовать речи нормально слышащих людей. В устной речи глухих детей имеются дефекты, резко снижающие внятность речи. Поэтому важным условием общения в процессе обучения является требовательность учителя, выражающаяся в общей установке – не принимать от учащихся высказывания с плохим произношением, а также в требовании повторно проговаривать фразы или отдельные слова, в которых допущены ошибки. Не менее важным является формирование правильной математической речи учащихся. С этой целью на уроках проводятся речевые зарядки и диктанты по чтению с губ. В содержание речевых зарядок и диктантов включается соответствующий материал, который необходимо усвоить в связи с изучаемой темой курса. В качестве примера может служить диктант по чтению с губ, предлагаемый на уроке математики в 5 классе по теме «Обозначение натуральных чисел».Запишите цифрами число:

1. Два миллиона.

2. Пятнадцать миллиардов.

3. Семьдесят два миллиона семьдесят две тысячи семьдесят два.

4. Четыре миллиарда семьдесят миллионов один.



5. Запишите принятое условное сокращение для слова «миллион».

6. Запишите цифрами число 23 млpд.

Верно ли высказывание (ответьте «да» или «нет»):

7. Число 0 — натуральное.

8. Миллиард — это тысяча миллионов.

Затем ученики анализируют свои работы и оценивают их с использованием предложенных критериев.

Так, для активизации речи глухих учащихся на уроках привлекается такой методический прием, как использование естественно возникшей ситуации в процессе учебной деятельности, преднамеренное создание ситуаций, вызывающих потребность в речи, проведение специальных дидактических игр.

Практика работы доказывает значение использования на уроках данного методического приема – речевых зарядок и диктантов по чтению с губ. В результате повышается внятность речи, совершенствуется математическая речь глухих учащихся.

Использование рабочих листов учащихся.

Рабочие листы или протоколы, используемые на уроках математики, способствуют четкой организации урока. Для каждого урока заранее заготавливается протокол, который заполняется учеником во время работы и сдается на проверку. Убедилась на практике, что на уроках с применением рабочих листов учащиеся более организованы, их учебная деятельность более мотивирована и успешна. В рабочем листе ученика представлены все виды его деятельности на данном уроке, а именно:

 -решение кроссворда, ключевым словом которого является напутствие учащимся;

-математический диктант, который позволяет проверить усвоение изученного материала;

- решение задачи по рисунку;

- выполнение практической работы ;

- инструктаж по выполнению домашнего задания в трех уровнях;

- рефлексия.

С учетом особенностей обучающихся (их речевого и общего развития) фрагменты текстов в диктанте уменьшаются или увеличиваются.

Так, при решении примера на все действия с обыкновенными дробями в 6 классе, одни ученики выполняют пояснения самостоятельно, другие – заполняют пропуски и записывают необходимые числовые данные. Выполняя решение задачи, ученики, более продвинутые в математическом и речевом развитии, самостоятельно формулируют вопросы и выполняют действия. Для учеников, испытывающих затруднения при решении задач, в рабочем листе продумана специальная помощь: предлагается начало или конец формулируемого вопроса. В рабочем листе продумана и рефлексия. Обучающиеся могут ответить на вопросы и составить синквейн с главным словом данного урока. Синквейн является быстрым и эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации.

Вывод. Использование данного методического приема – рабочего листа обучающегося способствует развитию устной и письменной речи глухих школьников, более глубокому усвоению программного материала. Деятельность учащихся, организованная таким образом, формирует у школьников мышление и речь, мотивацию к обучению.

Заключение

Данная методическая разработка представляет некоторые приемы педагогической техники, эффективно используемые мной в преподавании математики с применением рабочих листов обучающихся, диктантов по чтению с губ, анализа условия задачи. Система представленных приемов разработана для организации учебной деятельности глухих школьников.

Сама идея подобной систематизации педагогических находок эффективна не только при обобщении собственного опыта, но и для оказания методической помощи начинающим молодым специалистам коррекционных образовательных учреждений. Выбирая и применяя методы и приемы обучения, я пытаюсь найти наиболее эффективные, которые обеспечивали бы высокое качество знаний, развитие умственных и творческих способностей, познавательной, а главное самостоятельной деятельности глухих школьников.

Предлагаемые мной, приемы педагогической техники – анализ текста, диктант по чтению с губ, рабочий лист ученика могут быть успешно использованы в любой предметной области коррекционной школы, так как являются универсальными. Рассмотренные методические приемы легко встраиваются в уроки любого типа и могут быть использованы на разных его этапах. Используемые в работе элементы могут быть дополнены личными находками учителя. Большое значение для повышения логического мышления детей имеют различного рода игры (викторины, кроссворды, ребусы, сюжетно-речевые игры и т.д.). Использование игровых элементов, наглядного материала повышает мотивационную сторону деятельности детей, активизацию мыслительной и речевой деятельности. 
Таким образом, такая система подбора заданий, построенная с учетом вышеизложенных требований, придает учебным занятиям коррекционный характер, формирует и регулирует словесно - логическое мышление, создает благоприятные условия для развития личности. 
При подготовке уроков математики физики для детей с нарушением слуха эти задания помогают строить разнообразно, увлекательно и эффективно, всегда имея в виду необходимость отхода от механического заучивания правил и важность познания законов через их понимание, осмысление. Поэтому работа над развитием логического мышления навсегда остается одной из основных задач в нашей работе. 

Список литературы: 
1. И. М. Гилевич. К. К. Коровин «Развитие логического мышления и особенности усвоения наук слабослышащитми школьниками». Москва, 1986., - С. 245 
2. Т. В. Розанова «Развитие способностей глухих детей в процессе обучения». Москва., 1991. –С. 198 
3. Н. В. Яшкова «Наглядное мышление глухих детей». Москва., 1988.-С. 214 
4. А. В. Муравьев «Как учить школьников самостоятельно приобретать знания по физике». Москва.1970.-.С.98 

5.      Понгильская А.Ф. О понимании читаемого текста учащимися школы глухонемых. В кн.: Вопросы воспитания и обучения глухонемых и умственно отсталых детей Под ред. И.И.Данюшевского, Л.B. Занкова. М., 1941, с. 5-20.

6.      Психология глухих детей Под ред. И.М.Соловьева, Ж. И. Шиф, Т.В.Розановой, Н.В. Яшковой. М., 1971. 448 с.

7.      Розанова Т.В. Особенности памяти глухих детей на слова и мимико-жестовые обозначения. Дефектология, 1970, № 3. с. 8-15.

8.      Розанова Т.В. Зависимость успешности воспроизведения текста от уровня его понимания глухими школьниками. В кн.: Шестая научная сессия по дефектологии, М., 1971. с. 422-423.

9.  Григорьева и др.; Под ред. М.И. Никитиной. – М.: Просвещение, 1989. – 384 с.

10.  Сухова В.Б. Обучение математике в 5-8 классах школ глухих: Пособие для учителя. – М., Просвещение, 1986. – 192 с.



 


 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Использование специфических приемов в обучении глухих детей математике

Автор: Скопкарева Маргарита Николаевна

Дата: 01.11.2017

Номер свидетельства: 435894

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "«Использование специфических приемов в обучении глухих детей математике»"
    ["seo_title"] => string(75) "ispolzovanie_spetsificheskikh_priemov_v_obuchenii_glukhikh_detei_matematike"
    ["file_id"] => string(6) "529226"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1574950558"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "РАБОТА НАД СЛОВЕСНОЙ РЕЧЬЮ  ГЛУХИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ "
    ["seo_title"] => string(74) "rabota-nad-sloviesnoi-riech-iu-glukhikh-shkol-nikov-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "177042"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424539819"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства